05 мар 12:21
53 минуты

Рыбак ставший камнем…

Читаю вслух биографию Апостола Петра написанную Митрополитом Иларионом (Алфеевым). Автор ищет ответы на следующие вопросы: Является ли Пётр фундаментом церкви Иисуса Христа? Был ли конфликт между апостолами Петром и Павлом? Был ли Пётр первым епископом Рима? Рассмотрены многие другие вопросы связанные с биографией Петра на апостольском служении.

Слово «Апостол» значит:

  1. Двенадцать учеников Христа, посланных им для проповеди его учения.
  2. Последователь и распространитель идеи, учения и всех деяний.
  3. Церковная книга, содержащая так называемые «Деяния» и «Послания апостолов». 1
АПО́СТОЛЫ (от греч. ἀπόοστολος — по­слан­ник, вест­ник), бли­жай­шие уче­ни­ки Ии­су­са Хри­ста, из­бран­ные Им и по­слан­ные на про­по­ведь Еван­ге­лия и уст­рое­ние Церк­ви. В Но­вом За­ве­те в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев А. на­зы­ва­ют­ся 12 наи­бо­лее близ­ких уче­ни­ков Ии­су­са Хри­ста и ап. Па­вел. Это на­име­но­ва­ние так­же при­ла­га­ет­ся к Вар­на­ве на­ря­ду с Пав­лом (Де­ян. 14:4,14), к Ан­д­ро­ни­ку и Юнии (Рим. 16:7).
Суть слу­же­ния А. вы­ра­же­на в бо­го­сло­вии ап. Пав­ла и Еван­ге­ли­ях: апо­стол — лич­ный по­слан­ник Бо­га че­рез Ии­су­са Хри­ста (Гал. 1:1). Апо­столь­ское слу­же­ние есть пре­ж­де все­го про­по­ведь (1 Кор. 9:16–17), со­вер­ше­ние та­инств и др. бо­го­слу­же­ний (Мф. 28:19; Ин. 4:2; 1 Кор. 1:14,16). Чис­ло А. — 12 — глу­боко сим­во­лич­но. По­доб­но сы­новь­ям Иако­ва, ос­но­во­по­лож­ни­кам 12 ко­лен евр. на­ро­да, А. долж­ны стать во гла­ве Церк­ви Хри­сто­вой — цен­тром, во­круг ко­то­ро­го со­бе­рёт­ся но­вый эс­ха­то­ло­ги­че­ский Из­ра­иль; имен­но они бу­дут в по­след­ний день су­дить 12 ко­лен но­во­го Из­раи­ля (Мф. 19:28).
Име­на А. при­во­дят­ся в си­ноп­ти­че­ских Еван­ге­ли­ях и Дея­ниях: спи­ски на­чи­нают­ся с ап. Пет­ра (при­во­дит­ся его пер­вое имя — Си­мон; ср. Ин. 1:42); во всех спи­сках на­зва­ны Фи­липп и Иа­ков Ал­фе­ев. В спи­сках си­ноп­ти­че­ских Еван­ге­лий на по­след­нем мес­те сто­ит впо­след­ст­вии от­пав­ший Иу­да Ис­ка­ри­от (не упо­мя­ну­тый в Де­ян. 1:13 и за­ме­нён­ный в Де­ян. 1:26 на Мат­фия, из­бран­но­го по жре­бию на его ме­сто). Во всех че­ты­рёх спи­сках в раз­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти на­зва­ны так­же: Ан­д­рей (брат ап. Пет­ра; см. Ан­д­рей Пер­во­зван­ный), Иа­ков Зе­ве­де­ев и его брат Ио­анн (см. Ио­анн Бо­го­слов), Вар­фо­ло­мей, Фо­ма и Мат­фей (со­глас­но Мк. 2:14 и Лк. 5:27, его зва­ли Ле­вий). Упо­мя­ну­тый во всех спи­сках ап. Вар­фо­ло­мей (ара­мейск. «сын То­ла­ми») обыч­но ото­жде­ст­в­ля­ет­ся с отсут­ст­вую­щим в этих спи­сках На­фа­наилом, о ко­то­ром со­об­ща­ет еван­ге­лист Ио­анн. Его пол­ное ара­мей­ское имя в та­ком слу­чае бы­ло На­та­на­эль бар-То­ла­ми. Упот­реб­ле­ни­ем неск. имён для обо­зна­че­ния од­но­го и то­го же ли­ца объ­яс­ня­ется и тот факт, что ап. Иу­да, ко­то­рого еван­ге­лист Лу­ка, что­бы из­бе­жать пу­та­ни­цы с Иу­дой Ис­ка­рио­том (ср.: Ин. 14:22), на­зы­ва­ет Иу­дой Иа­ков­ле­вым, в пе­реч­нях еван­ге­ли­стов Мат­фея и Мар­ка на­зван со­от­вет­ст­вен­но Фад­деем (евр. «хва­ля­щий») или Лев­ве­ем (евр. «сер­деч­ный»). Ап. Си­мон у Мат­фея и Мар­ка на­зван Ка­на­ни­том, что ука­зы­ва­ет на его при­вер­жен­ность За­ко­ну Мои­сее­ву или при­над­леж­ность к пар­тии «рев­ни­те­лей» — зе­ло­тов.
Еван­ге­лист Лу­ка со­об­ща­ет так­же о по­сла­нии Ии­су­сом на мис­сию 70 (в не­ко­то­рых древ­них ру­ко­пи­сях 72) А. (Лк. 10:1–2). Как и 12, чис­ло 70 име­ет ре­лиг. сим­во­ли­ку, ме­та­фо­ри­че­ски ука­зы­вая на все язы­че­ские на­ро­ды, на­се­ляю­щие зем­лю, и в слу­чае 72 — на весь Из­ра­иль [ср. 70 на­ро­дов, про­изо­шед­ших от сы­но­вей Ноя (Быт. 10:2–20)]. 72 со­от­вет­ст­ву­ет шес­ти­крат­но ум­но­жен­но­му чис­лу ко­лен Из­раи­ле­вых.
До кон. 2 в. н. э. стран­ст­вую­щие про­по­вед­ни­ки Еван­ге­лия так­же на­зы­ва­лись А. (Ди­да­хэ, 11). Слу­же­ние в церк­ви по рас­про­стра­не­нию ве­ры и ны­не на­зы­ва­ет­ся рав­но­апо­столь­ным. Так, рав­но­апо­столь­ны­ми по­чи­та­ют­ся Ни­на, про­све­ти­тель­ни­ца Гру­зии, вел. кн. Вла­ди­мир, свт. Ни­ко­лай Япон­ский и др.



Бесплатный
Комментарии
Здесь будут комментарии к публикации