Нужно ли повторное крещение?
"Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греха" (Рим. 6:3-6).
При обсуждении учения Павла о крещении в Рим. 6 нередко поднимается вопрос о «повторном крещении»: «Если я не понимал, что на самом деле означает крещение, нужно ли мне креститься повторно? Нужно ли повторно креститься тем, кто принял деноминационное крещение?» В Деян. 19:1-5 мы читаем о некоей группе людей, которых Павел повторно крестил, когда узнал, что их понимание крещения было ошибочным.
Часто, когда я занимаюсь с человеком с деноминационным прошлым, он спрашивает меня: «Мне нужно повторно креститься?» Я обычно отвечаю: «Что вам нужно, так это креститься по образцу, который мы находим в Новом Завете». Затем мы сравниваем его крещение с тем, как крестил Павел и другие вдохновенные мужи. Например, мы можем посмотреть, отвечает ли его крещение «тому образу учения» (ст. 17), почитав стихи 3 и 4. Если человек был «крещен» младенцем, окроплен водой или «крещен» просто для того, чтобы стать членом деноминации, то нетрудно установить, что ему нужно креститься.
Трудней бывает ответить на вопрос тех, кто прежде крестился погружением в воду в знак выражения своей веры в прощение грехов (Деян. 2:38). В процессе изучения Рим. 6 они делают вывод: «А крещение, оказывается, имеет гораздо более глубокий смысл, чем я подозревал! Теперь я не уверен, что знал достаточно, чтобы креститься по-библейски». Если человек серьезно обеспокоен законностью своего крещения, то я обычно почти не отговариваю его от повторного крещения. Я крестил нескольких человек с подобными сомнениями. Прежде чем совершить крещение в таких случаях, я молюсь примерно так:
«Господи, Ты знаешь сердце [произносится имя]. Ты знаешь, законно или нет было его предыдущее крещение. Если законно, тогда прими это крещение как выражение его желания, чтобы все было абсолютно правильно в его отношениях с Тобой. Но если что-то было не так в его первом крещении, то прими это как его покорение Твоей воле, чтобы быть Твоим верным чадом».
В то же время я никогда не уговариваю тех, которые считаются членами церкви, креститься повторно, когда их понимание крещения расширяется в процессе изучения Рим. 6:3-6. Во-первых, согласно Великому поручению, Бог хочет, чтобы мы возрастали в познании и понимании после своего крещения (Мф. 28:18-20). Во-вторых, Послание к римлянам было написано более чем через двадцать лет после основания церкви. Десятки, а то и сотни тысяч крестились, не имея возможности читать и изучать этот текст. Я сомневаюсь, чтобы все жившие тогда христиане крестились повторно, когда письмо к римлянам стало циркулировать между церквами.
Большинство из нас при вступлении в брак произносили клятву верности, имея весьма ограниченное понятие о том, что такое семейные узы. Постепенно наше понимание того, что предполагает данное нами обещание, растет, но это не означает, что нам нужно снова заключать брачный союз. Это просто означает, что мы становимся более зрелыми в браке. Римлянам 6:3-6 может углубить ваше понимание и оценку произошедшего во время вашего крещения. Это необязательно означает, что вам нужно еще раз креститься. Это может просто означать, что вы растете как христианин.
