r
logo
rovkin/Николай Ворончихин

Виктор Кутковой. Тератология и гротеск как отражение православного и католического мировоззрений в изобразительном искусстве

Разговор ‎о‏ ‎важности ‎в ‎человеческой ‎жизни ‎и‏ ‎широкой ‎распространенности‏ ‎орнамента,‏ ‎начиная ‎с ‎неолита,‏ ‎безусловно, ‎будет‏ ‎банальным. ‎Удивляет ‎другое: ‎очень‏ ‎скудный‏ ‎список ‎книг,‏ ‎особенно ‎русских,‏ ‎посвященных ‎изучению ‎не ‎только ‎тератологического‏ ‎—‏ ‎любого ‎орнамента.‏ ‎Статьи ‎иногда‏ ‎встретить ‎можно, ‎и ‎что ‎не‏ ‎менее‏ ‎удивительно‏ ‎— ‎о‏ ‎тератологии ‎даже‏ ‎чаще, ‎чем‏ ‎о‏ ‎других ‎видах‏ ‎орнаментики, ‎но ‎совсем ‎мало ‎—‏ ‎о ‎гротеске‏ ‎(о‏ ‎нем ‎пишут ‎в‏ ‎основном ‎филологи‏ ‎применительно ‎к ‎своей ‎области‏ ‎знания,‏ ‎т. ‎е.‏ ‎к ‎литературе).

А‏ ‎сопоставить ‎тератологию ‎и ‎гротеск ‎никто,‏ ‎кажется,‏ ‎и ‎не‏ ‎пытался, ‎тем‏ ‎более ‎в ‎православном ‎аспекте. ‎Смысл‏ ‎такой,‏ ‎однако,‏ ‎сегодня ‎есть,‏ ‎учитывая ‎ситуацию,‏ ‎возникающую ‎между‏ ‎Западом‏ ‎и ‎Востоком.‏ ‎Контраст ‎обнаруживается ‎сразу ‎— ‎и‏ ‎разительный.

Но ‎начнем‏ ‎по‏ ‎порядку.

Несмотря ‎на ‎греческую‏ ‎окраску, ‎термин‏ ‎«тератологический ‎стиль» ‎(teras ‎—‏ ‎чудовище,‏ ‎диво; ‎teratologos‏ ‎— ‎фантастический)‏ ‎был ‎введен ‎во ‎второй ‎половине‏ ‎XIX‏ ‎века ‎Ф.‏ ‎И. ‎Буслаевым;‏ ‎сами ‎те ‎орнаменты ‎(преимущественно ‎книжные)‏ ‎существовали‏ ‎до‏ ‎второй ‎четверти‏ ‎XV ‎века,‏ ‎в ‎Рязанской‏ ‎области‏ ‎до ‎XVI‏ ‎столетия.

Гротеск ‎— ‎порождение ‎античного ‎Рима,‏ ‎но ‎воскресает‏ ‎в‏ ‎практической ‎жизни ‎искусства‏ ‎после ‎1480‏ ‎года, ‎когда ‎«античные ‎лепные‏ ‎узоры‏ ‎были ‎обнаружены‏ ‎в ‎заросших‏ ‎землей ‎помещениях ‎знаменитого ‎„Золотого ‎дома“‏ ‎—‏ ‎дворца ‎императора‏ ‎Нерона. ‎И‏ ‎по ‎этим ‎подземельям, ‎гротам ‎(гротта — по-итальянски‏ ‎пещера)‏ ‎они‏ ‎были ‎названы‏ ‎гротесками»1

На ‎первый‏ ‎взгляд, ‎тератологический‏ ‎орнамент‏ ‎и ‎гротеск‏ ‎имеют ‎много ‎общего: ‎причудливые ‎фантастические‏ ‎животные, ‎изощрённо‏ ‎соединенные‏ ‎с ‎растительными ‎узорами…‏ ‎И ‎кому-то‏ ‎может ‎показаться, ‎что ‎умерев‏ ‎на‏ ‎православном ‎Востоке,‏ ‎тератологический ‎орнамент‏ ‎примерно ‎через ‎70–80 ‎лет ‎получает‏ ‎новую‏ ‎жизнь ‎в‏ ‎обличье ‎гротеска‏ ‎на ‎католическом ‎Западе.

Увы, ‎сторонники ‎подобного‏ ‎«сближения‏ ‎через‏ ‎миграцию» ‎глубоко‏ ‎обманываются: ‎оба‏ ‎феномена ‎связаны‏ ‎между‏ ‎собой ‎лишь‏ ‎языческими ‎началами, ‎да ‎и ‎те‏ ‎имеют ‎разные‏ ‎временные‏ ‎и ‎географические ‎координаты,‏ ‎разные ‎—‏ ‎по ‎своему ‎язычеству.

Большинство ‎ученых‏ ‎прослеживают‏ ‎корни ‎тератологии‏ ‎из ‎Болгарии,‏ ‎некоторые ‎исследователи ‎говорят ‎о ‎русском‏ ‎происхождении,‏ ‎а ‎В.‏ ‎Борн ‎выдвинул‏ ‎гипотезу ‎о ‎скандинавских ‎истоках ‎и‏ ‎о‏ ‎ее‏ ‎движении ‎на‏ ‎Балканы ‎(сначала‏ ‎на ‎Афон,‏ ‎далее‏ ‎— ‎везде)‏ ‎через ‎Русь. ‎Поэтому ‎говорить ‎о‏ ‎генезисе ‎здесь‏ ‎можно‏ ‎только ‎гипотетически.

Стиль, ‎отдаленно‏ ‎напоминающий ‎тератологический‏ ‎и ‎тоже ‎относящийся ‎к‏ ‎звериному,‏ ‎сложился ‎еще‏ ‎накануне ‎христианизации‏ ‎у ‎кельтов ‎и ‎у ‎германцев‏ ‎(до‏ ‎сего ‎времени‏ ‎сохранились ‎памятники‏ ‎VII ‎века).

Плетенка ‎— ‎как ‎неотъемлемая‏ ‎часть‏ ‎названного‏ ‎стиля ‎—‏ ‎употреблялась ‎и‏ ‎славянскими ‎мастерами.‏ ‎«Мы‏ ‎встречаем ‎ее‏ ‎в ‎каменной ‎резьбе ‎Далмации ‎IX–X‏ ‎веков, ‎в‏ ‎каменном‏ ‎рельефе ‎X ‎века‏ ‎из ‎Польши,‏ ‎в ‎капители ‎костела ‎св.‏ ‎Гереона‏ ‎в ‎Кракове,‏ ‎в ‎карнизном‏ ‎блоке ‎портала ‎церкви ‎в ‎Дреново‏ ‎IX–X‏ ‎веков ‎(Болгария)‏ ‎и ‎пр.».2‏ ‎Как ‎показывают ‎археологические ‎находки, ‎широко‏ ‎пользовались‏ ‎плетеным‏ ‎узором ‎в‏ ‎Новгороде, ‎где‏ ‎им ‎украшалось‏ ‎большинство‏ ‎деревянных ‎поделок‏ ‎X–XI ‎веков.3

В ‎XI ‎столетии ‎на‏ ‎Руси ‎складывается‏ ‎так‏ ‎называемая ‎«переходная», ‎т.‏ ‎е. ‎неразвитая‏ ‎тератология, ‎однако ‎в ‎южнорусских‏ ‎рукописях‏ ‎можно ‎видеть‏ ‎единичные ‎экземпляры‏ ‎тератологии ‎и ‎вполне ‎«развитой».4

У ‎исследователей‏ ‎встречается‏ ‎разная ‎классификация‏ ‎тератологии. ‎В.‏ ‎Н. ‎Щепкин ‎подразделяет ‎тератологию ‎на‏ ‎«народную»‏ ‎и‏ ‎«техническую». ‎Н.‏ ‎А. ‎Киселёв‏ ‎— ‎на‏ ‎«незрелую»‏ ‎и ‎«зрелую».‏ ‎Т. ‎Б. ‎Ухова ‎— ‎на‏ ‎«развитую» ‎и‏ ‎«неразвитую».‏ ‎Последним ‎определением ‎мы‏ ‎и ‎пользуемся.

Если‏ ‎судить ‎по ‎датам, ‎то‏ ‎на‏ ‎русскую ‎почву‏ ‎тератология ‎могла‏ ‎попасть ‎ещё ‎в ‎пору ‎первого‏ ‎балканского‏ ‎влияния, ‎причём‏ ‎с ‎богомильским‏ ‎«привкусом». ‎Ибо ‎«народная» ‎тератология, ‎скорее‏ ‎всего,‏ ‎возникла‏ ‎именно ‎в‏ ‎богомильской ‎среде.‏ ‎Связь ‎народных‏ ‎воззрений‏ ‎с ‎богомильством‏ ‎давно ‎замечена ‎и ‎проанализирована.5 ‎К‏ ‎концу ‎правления‏ ‎царя‏ ‎Симеона ‎(X ‎в.)‏ ‎эта ‎докетическая‏ ‎ересь, ‎особенно ‎популярная ‎среди‏ ‎болгарских‏ ‎простолюдинов, ‎здесь‏ ‎и ‎берёт‏ ‎своё ‎начало.6 ‎С ‎точки ‎зрения‏ ‎богомильского‏ ‎учения ‎о‏ ‎сатанаиле, ‎становится‏ ‎понятным ‎первенствующее ‎значение ‎в ‎народной‏ ‎тератологии‏ ‎мотива‏ ‎змеи: ‎змеи‏ ‎не ‎как‏ ‎объекта ‎почитания,‏ ‎а,‏ ‎напротив, ‎как‏ ‎антагонистично ‎враждебной ‎стороны, ‎ибо, ‎во-первых,‏ ‎богомилы ‎—‏ ‎иконоборцы;‏ ‎во-вторых ‎— ‎большие‏ ‎любители ‎книг,‏ ‎в-третьих, ‎змея ‎— ‎единственное‏ ‎животное,‏ ‎убить ‎которое‏ ‎не ‎составляет‏ ‎греха ‎для ‎богомила; ‎изображение ‎здесь‏ ‎употребляется‏ ‎в ‎качестве‏ ‎одного ‎из‏ ‎многочисленных ‎широко ‎практиковавшихся ‎заклинаний ‎против‏ ‎нечистой‏ ‎силы‏ ‎и ‎одновременно‏ ‎в ‎качестве‏ ‎антииконизации ‎(на‏ ‎змею‏ ‎или ‎грифона‏ ‎не ‎помолишься).

Кстати, ‎в ‎развитой ‎тератологии‏ ‎тоже ‎снимается‏ ‎вопрос‏ ‎о ‎моленности ‎образа.‏ ‎Она ‎предназначена‏ ‎совсем ‎для ‎другого. ‎Поэтому‏ ‎тератологические‏ ‎мотивы ‎отсутствуют‏ ‎на ‎иконе.

Здесь‏ ‎нет ‎смысла ‎вмешиваться ‎в ‎спор‏ ‎о‏ ‎происхождении ‎этого‏ ‎стиля. ‎Мы‏ ‎согласны ‎с ‎Н. ‎А. ‎Киселевым:‏ ‎«Творческое‏ ‎развитие‏ ‎тератологии ‎шло‏ ‎параллельно ‎—‏ ‎и ‎на‏ ‎Балканах‏ ‎и ‎на‏ ‎Руси».7 ‎И, ‎памятуя ‎гоголевских ‎героев,‏ ‎не ‎столь‏ ‎уж‏ ‎важно, ‎кто ‎первым‏ ‎сказал ‎«э»‏ ‎— ‎отдаленные ‎истоки ‎явления,‏ ‎которое‏ ‎получило ‎название‏ ‎«чудовищный ‎стиль»,‏ ‎связаны ‎с ‎мифами ‎многочисленных ‎варварских‏ ‎племен‏ ‎Азии ‎и‏ ‎Европы, ‎в‏ ‎свою ‎очередь ‎уводящие ‎к ‎древним‏ ‎культурам‏ ‎Ирана‏ ‎и ‎Месопотамии.‏ ‎Отсюда, ‎например,‏ ‎изображение ‎иранского‏ ‎«царя‏ ‎птиц», ‎собаки-птицы‏ ‎Сенмурва, ‎ставшего ‎в ‎русских ‎книгах‏ ‎Симарглом, ‎и‏ ‎рыбы‏ ‎Кара. ‎Востоку ‎обязана‏ ‎христианская ‎орнаментика‏ ‎появлением ‎в ‎ней ‎львов,‏ ‎грифонов,‏ ‎фронтальных ‎орлов,‏ ‎кентавров, ‎стреляющих‏ ‎из ‎лука, ‎сцен ‎звериного ‎гона,‏ ‎единоборств‏ ‎и ‎охот.‏ ‎Великое ‎переселение‏ ‎народов ‎и ‎принесло ‎с ‎собой‏ ‎это‏ ‎богатое‏ ‎образами ‎наследие‏ ‎Азии. ‎В‏ ‎церковную ‎ограду‏ ‎подобные‏ ‎образы ‎попадали‏ ‎в ‎качестве ‎народных ‎форм, ‎подлежащих‏ ‎наполнению ‎новым,‏ ‎христианским‏ ‎содержанием. ‎И ‎наполнялись.‏ ‎По ‎такому‏ ‎принципу ‎происходило ‎строительство ‎церковной‏ ‎культуры‏ ‎на ‎всем‏ ‎протяжении ‎истории.‏ ‎Говорить ‎же ‎о ‎влиянии ‎на‏ ‎православие‏ ‎идей ‎болгарского‏ ‎богомильства ‎или‏ ‎иранского ‎зороастризма, ‎а ‎такие ‎разговоры‏ ‎еще‏ ‎случаются,‏ ‎— ‎значит,‏ ‎по ‎меньшей‏ ‎мере, ‎не‏ ‎понимать‏ ‎самого ‎процесса‏ ‎воцерковления.

Секулярное ‎сознание ‎недоумевает: ‎«Как ‎могла‏ ‎языческая ‎система‏ ‎символов,‏ ‎ее ‎орнаментальная ‎образность‏ ‎попасть ‎в‏ ‎христианскую ‎рукописную ‎книгу ‎и‏ ‎дать‏ ‎жизнь ‎целому‏ ‎стилистическому ‎направлению?»‏ ‎Ответы ‎бывали ‎от ‎примитивных ‎до‏ ‎экзотичных.‏ ‎Такие ‎исследователи‏ ‎«русского ‎тератологического‏ ‎орнамента» ‎либо ‎полностью ‎отрицали ‎за‏ ‎ним‏ ‎всякий‏ ‎смысл, ‎либо‏ ‎сводили ‎его‏ ‎к ‎воспроизведению‏ ‎жанровых‏ ‎сценок ‎и‏ ‎копированию ‎узоров ‎ювелирных ‎изделий ‎предшествующих‏ ‎веков, ‎либо‏ ‎усматривали‏ ‎в ‎нем ‎ловко‏ ‎замаскированную ‎сказочно-фольклорную,‏ ‎языческую ‎или ‎даже ‎антицерковную‏ ‎сюжетику.‏ ‎В ‎последнем‏ ‎случае ‎оформление‏ ‎рукописи ‎приходилось ‎связывать ‎с ‎деятельностью‏ ‎новгородских‏ ‎и ‎псковских‏ ‎еретиков. ‎Все‏ ‎эти ‎предположения ‎странным ‎образом ‎противоречили‏ ‎друг‏ ‎другу‏ ‎и ‎тому‏ ‎обстоятельству, ‎что‏ ‎мотивы ‎тератологического‏ ‎орнамента,‏ ‎несмотря ‎на‏ ‎явный ‎антагонизм ‎по ‎отношению ‎к‏ ‎тематике ‎христианских‏ ‎религиозных‏ ‎книг, ‎упорно, ‎в‏ ‎течение ‎нескольких‏ ‎столетий ‎использовались ‎именно ‎для‏ ‎их‏ ‎украшения.

В ‎действительности‏ ‎никакого ‎антагонизма‏ ‎между ‎изображениями ‎и ‎текстом ‎не‏ ‎было‏ ‎и ‎не‏ ‎могло ‎быть.‏ ‎Секрет ‎заключался ‎не ‎в ‎том,‏ ‎что‏ ‎изображали‏ ‎тератологические ‎персонажи,‏ ‎а ‎в‏ ‎том, ‎что‏ ‎они‏ ‎обозначали».8

И ‎здесь‏ ‎без ‎апофатического ‎богословия ‎Дионисия ‎Псевдо-Ареопагита‏ ‎не ‎обойтись:‏ ‎на‏ ‎его ‎системе ‎подобных‏ ‎и ‎неподобных‏ ‎образов ‎построен ‎язык ‎тератологии.

Свою‏ ‎систему‏ ‎Дионисий ‎вводил‏ ‎с ‎целью‏ ‎посильного ‎постижения ‎Истины. ‎Но ‎как‏ ‎постигнуть‏ ‎Ее, ‎если‏ ‎«Она ‎превыше‏ ‎всякой ‎сущности ‎и ‎жизни»? ‎В‏ ‎Писаниях‏ ‎«Она‏ ‎сверхмирно ‎воспевается‏ ‎в ‎отрицательных‏ ‎определениях, ‎называющих‏ ‎Ее‏ ‎невидимой, ‎беспредельной,‏ ‎невместимой ‎и ‎прочим ‎и ‎указывающих‏ ‎не ‎на‏ ‎то,‏ ‎чем ‎Она ‎является,‏ ‎но ‎на‏ ‎то, ‎чем ‎Она ‎не‏ ‎является».9‏ ‎Через ‎такую‏ ‎апофатику ‎Ареопагит‏ ‎подводит ‎нас ‎к ‎своему ‎заключению:‏ ‎«для‏ ‎невидимого ‎гораздо‏ ‎более ‎подходяще‏ ‎разъяснение ‎через ‎изображения, ‎говорящие ‎о‏ ‎неподобии»10,‏ ‎пусть‏ ‎даже ‎эти‏ ‎изображения ‎и‏ ‎будут ‎из‏ ‎разряда‏ ‎«низких» ‎—‏ ‎по ‎идее, ‎они ‎и ‎должны‏ ‎быть ‎оттуда.‏ ‎Сомневающихся‏ ‎и ‎соблазняющихся ‎Дионисий‏ ‎успокаивает: ‎«если‏ ‎же ‎кто-нибудь ‎сочтет, ‎что‏ ‎такая‏ ‎иконография ‎нелепа,‏ ‎и ‎скажет,‏ ‎что ‎стыдно ‎предлагать ‎богообразным ‎и‏ ‎святейшим‏ ‎небесным ‎чинам‏ ‎столь ‎оскорбительные‏ ‎изображения, ‎тому ‎достаточно ‎сказать, ‎что‏ ‎образ‏ ‎изъяснения‏ ‎священного ‎двояк».11‏ ‎Ибо ‎Писания‏ ‎«чтут, ‎а‏ ‎не‏ ‎бесчестят ‎небесные‏ ‎чины, ‎изображая ‎их ‎в ‎неподобных‏ ‎им ‎формах‏ ‎и‏ ‎таким ‎образом ‎показывая,‏ ‎что ‎они‏ ‎надмирно ‎пребывают ‎за ‎пределами‏ ‎всего‏ ‎вещественного. ‎А‏ ‎что ‎неподобные‏ ‎образы ‎возвышают ‎наш ‎ум ‎лучше,‏ ‎чем‏ ‎подобные, ‎я‏ ‎не ‎думаю,‏ ‎что ‎кто-либо ‎из ‎благоразумных ‎людей‏ ‎стал‏ ‎бы‏ ‎оспаривать»12.

Отсюда ‎«благоразумные‏ ‎люди» ‎и‏ ‎стали ‎вырабатывать‏ ‎символический‏ ‎язык, ‎понятный‏ ‎для ‎членов ‎Церкви ‎и ‎закрытый‏ ‎для ‎внешних.‏ ‎И‏ ‎этот ‎язык ‎был‏ ‎найден: ‎открытый‏ ‎на ‎протяжении ‎нескольких ‎веков‏ ‎для‏ ‎первых ‎и‏ ‎непроницаемый, ‎как‏ ‎видим ‎хотя ‎бы ‎на ‎примере‏ ‎науки,‏ ‎для ‎вторых.

Язык‏ ‎тератологического ‎орнамента‏ ‎входит ‎в ‎церковный ‎обиход ‎не‏ ‎в‏ ‎эпоху‏ ‎духовного ‎кризиса,‏ ‎а, ‎совсем‏ ‎наоборот, ‎—‏ ‎в‏ ‎цветущую ‎пору‏ ‎православия. ‎Входит ‎не ‎на ‎правах‏ ‎молитвы-беседы ‎и‏ ‎соединения‏ ‎с ‎Богом, ‎а‏ ‎в ‎качестве‏ ‎исключительно ‎богомыслия, ‎почему ‎и‏ ‎употребляется‏ ‎чаще ‎всего‏ ‎в ‎книгах‏ ‎да ‎— ‎реже ‎— ‎во‏ ‎внешнем‏ ‎декоре ‎храма.

Теперь‏ ‎необходимо ‎обратить‏ ‎внимание ‎на ‎гротеск.

Настенные ‎росписи ‎«третьего‏ ‎помпейского‏ ‎стиля»‏ ‎представляют ‎собой‏ ‎«орнаментальную ‎фантастику‏ ‎с ‎чертами‏ ‎якобы‏ ‎реального, ‎хотя‏ ‎и ‎невозможного ‎по ‎законам ‎природы‏ ‎сооружения» ‎(Ю.‏ ‎Герчук).‏ ‎Сегодня ‎мы ‎назвали‏ ‎бы ‎такой‏ ‎мир ‎виртуальным. ‎При ‎всем‏ ‎том,‏ ‎что ‎мода‏ ‎неизменно ‎находила‏ ‎на ‎него ‎спрос, ‎имел ‎он‏ ‎и‏ ‎своих ‎непримиримых‏ ‎критиков. ‎Витрувий‏ ‎писал: ‎« ‎<…> ‎вместо ‎колонн‏ ‎ставят‏ ‎каннелированные‏ ‎тростники ‎с‏ ‎кудрявыми ‎листьями‏ ‎и ‎завитками,‏ ‎вместо‏ ‎фронтонов ‎—‏ ‎придатки, ‎а ‎также ‎подсвечники, ‎поддерживающие‏ ‎изображения ‎храмиков,‏ ‎над‏ ‎фронтонами ‎которых ‎поднимается‏ ‎из ‎корней‏ ‎множество ‎нежных ‎цветов ‎с‏ ‎завитками‏ ‎и ‎без‏ ‎всякого ‎толка‏ ‎сидящими ‎в ‎них ‎статуэтками, ‎и‏ ‎еще‏ ‎стебельки. ‎С‏ ‎раздвоенными ‎статуэтками‏ ‎наполовину ‎с ‎человеческими, ‎наполовину ‎со‏ ‎звериными‏ ‎головами»13‏ ‎(Выделено ‎мною.‏ ‎— ‎В.К.). Впрочем,‏ ‎Витрувия ‎раздражают‏ ‎не‏ ‎замеченные ‎им‏ ‎же ‎монстры, ‎а ‎отсутствие ‎здравого‏ ‎рассудка ‎при‏ ‎построении‏ ‎архитектурных ‎сооружений. ‎Что‏ ‎и ‎понятно,‏ ‎ибо ‎гротеск ‎— ‎как‏ ‎порождение‏ ‎языческой ‎культуры‏ ‎— ‎является‏ ‎примером ‎мировоззренческого ‎кризиса ‎античности. ‎Росписи‏ ‎катакомб,‏ ‎там ‎же‏ ‎в ‎Риме,‏ ‎не ‎содержат ‎и ‎намека ‎на‏ ‎подобные‏ ‎уродства,‏ ‎поскольку ‎созданы‏ ‎христианскими ‎художниками.‏ ‎Гротеск ‎заявил‏ ‎о‏ ‎рождении ‎новой‏ ‎формулы ‎творчества: ‎говорить ‎субъективно ‎о‏ ‎субъективном. ‎Старая‏ ‎формула‏ ‎«субъективно ‎— ‎об‏ ‎объективном» ‎не‏ ‎упразднялась, ‎но ‎теряла ‎монопольную‏ ‎власть‏ ‎в ‎светском‏ ‎искусстве.

Эпоха ‎Возрождения‏ ‎центр ‎тяжести ‎в ‎гротеске ‎переносит‏ ‎с‏ ‎архитектуры ‎на‏ ‎монстров. ‎По‏ ‎признанию ‎Дж. ‎Вазари, ‎художническая ‎среда‏ ‎его‏ ‎времени‏ ‎понимает ‎под‏ ‎словом ‎«гротеск»‏ ‎вольную ‎и‏ ‎потешную‏ ‎разновидность ‎живописи,‏ ‎изображающую ‎«всякие ‎нелепые ‎чудовища, ‎порожденные‏ ‎причудами ‎природы,‏ ‎фантазией‏ ‎и ‎капризами ‎художников,‏ ‎не ‎соблюдающих‏ ‎в ‎этих ‎вещах ‎никаких‏ ‎правил:‏ ‎они ‎<…>‏ ‎приделывали ‎лошади‏ ‎ноги ‎в ‎виде ‎листьев ‎и‏ ‎без‏ ‎конца ‎всякие‏ ‎другие ‎забавные‏ ‎затеи, ‎а ‎тот, ‎кто ‎придумывал‏ ‎что-нибудь‏ ‎почуднее,‏ ‎тот ‎и‏ ‎считался ‎достойнейшим».14

Один‏ ‎из ‎них‏ ‎—‏ ‎Бернардино ‎Почетти‏ ‎— ‎примерно ‎в ‎1530 ‎г.‏ ‎расписал ‎библиотеку‏ ‎папской‏ ‎резиденции ‎в ‎замке‏ ‎Сант-Анджело ‎изображениями‏ ‎морских ‎божеств ‎и ‎гротесками:‏ ‎игривых‏ ‎ангелочков ‎окружали‏ ‎тритоны, ‎сирена‏ ‎с ‎раздвоенным ‎хвостом ‎хватала ‎за‏ ‎волосы‏ ‎человека, ‎другие‏ ‎мифологические ‎фигуры‏ ‎«скакали» ‎на ‎морских ‎конях.

Можно ‎ли‏ ‎подобной‏ ‎представить‏ ‎библиотеку ‎Московского‏ ‎митрополита ‎Даниила‏ ‎в ‎1530‏ ‎году?

Но‏ ‎вот ‎что‏ ‎пишет ‎западный ‎современный ‎автор: ‎«Все‏ ‎эти ‎росписи,‏ ‎полные‏ ‎динамизма, ‎свидетельствуют ‎о‏ ‎популярности ‎античных‏ ‎мотивов, ‎встречающихся ‎даже ‎в‏ ‎личных‏ ‎апартаментах ‎папы».15

Повальное‏ ‎увлечение ‎язычеством‏ ‎до ‎сих ‎пор ‎считается ‎весьма‏ ‎положительным‏ ‎явлением: ‎не‏ ‎пожалели ‎и‏ ‎преподобного ‎Андрея ‎Рублева, ‎назначив ‎полномочным‏ ‎представителем‏ ‎античности‏ ‎на ‎Св.‏ ‎Руси. ‎По‏ ‎причине ‎унылой‏ ‎заурядности‏ ‎подобных ‎фактов‏ ‎нет ‎смысла ‎на ‎них ‎останавливаться.

Казавшееся‏ ‎«забавой» ‎в‏ ‎эпоху‏ ‎Возрождения, ‎во ‎времена‏ ‎маньеризма ‎и‏ ‎барокко ‎становится ‎«нервозной, ‎почти‏ ‎истерической‏ ‎одухотворенностью».16

Православному ‎человеку,‏ ‎взглянувшему ‎на‏ ‎такие ‎произведения, ‎не ‎надо ‎объяснять‏ ‎какого‏ ‎духа ‎была‏ ‎эта ‎«одухотворенность».‏ ‎Ведь ‎даже ‎«Библия ‎в ‎гротескном‏ ‎воплощении‏ ‎предстает‏ ‎чем-то ‎условно-декоративным‏ ‎(достаточно ‎сравнить‏ ‎трактовку ‎тех‏ ‎же‏ ‎сюжетов ‎в‏ ‎обычной, ‎не ‎орнаментальной ‎гравюре ‎XVI‏ ‎века)».17 ‎Таким‏ ‎образом,‏ ‎и ‎Книга ‎книг‏ ‎превращается ‎лишь‏ ‎в ‎эстетически ‎«забавную ‎идею».

А‏ ‎ведь‏ ‎попытка ‎на‏ ‎Западе ‎создать‏ ‎особый ‎символический ‎язык, ‎понятный ‎для‏ ‎церковного‏ ‎круга, ‎как‏ ‎тератология ‎на‏ ‎Востоке, ‎предпринималась ‎почти ‎параллельно: ‎в‏ ‎Романский‏ ‎период.‏ ‎Но ‎победил‏ ‎велиар ‎—‏ ‎дух ‎секуляризма,‏ ‎и‏ ‎вместе ‎с‏ ‎ним ‎убеждение: ‎кто ‎больше ‎вручит‏ ‎себя ‎неистовому‏ ‎бесу‏ ‎фантасмагории, ‎тот ‎и‏ ‎молодец. ‎Авторами‏ ‎Каролинговых ‎Книг ‎художник ‎еще‏ ‎в‏ ‎конце ‎VIII‏ ‎века ‎был‏ ‎выведен ‎за ‎церковную ‎ограду ‎и‏ ‎отпущен‏ ‎на ‎все‏ ‎четыре ‎стороны.‏ ‎«Священное ‎изображение ‎сохраняет ‎прочную ‎связь‏ ‎со‏ ‎светским‏ ‎существованием, ‎оно‏ ‎по ‎природе‏ ‎мирское»18 ‎—‏ ‎вот‏ ‎принцип, ‎остающийся,‏ ‎кажется, ‎до ‎последнего ‎времени ‎в‏ ‎основе ‎католического‏ ‎мировоззрения,‏ ‎несмотря ‎на ‎самокритику‏ ‎отдельных ‎представителей‏ ‎Рима.

Поэтому ‎гротеск ‎никогда ‎не‏ ‎считался‏ ‎средством ‎возведения‏ ‎ума ‎к‏ ‎небесному ‎и, ‎следовательно, ‎никогда ‎не‏ ‎представлял‏ ‎языка, ‎коммуникативного‏ ‎не ‎только‏ ‎между ‎землей ‎и ‎небом, ‎но‏ ‎и‏ ‎внутри‏ ‎Церкви. ‎Это‏ ‎было, ‎пожалуй,‏ ‎бесомыслием, ‎а‏ ‎не‏ ‎богомыслием. ‎Отсюда‏ ‎— ‎из ‎темной ‎основы ‎—‏ ‎и ‎начинается‏ ‎химерическая‏ ‎символика ‎масонов, ‎т.‏ ‎е. ‎создается‏ ‎язык ‎анти-Церкви ‎— ‎церкви‏ ‎антихриста.‏ ‎Сама ‎химера‏ ‎— ‎древнегреческое‏ ‎мифологическое ‎чудовище ‎с ‎огнедышащей ‎львиной‏ ‎пастью,‏ ‎хвостом ‎дракона‏ ‎и ‎туловищем‏ ‎козы ‎— ‎есть, ‎как ‎видим,‏ ‎типичный‏ ‎мотив‏ ‎гротеска, ‎только‏ ‎без ‎узорных‏ ‎добавлений.

Единственное, ‎что‏ ‎сближает‏ ‎гротеск ‎с‏ ‎тератологией, ‎— ‎это ‎невозможность ‎считать‏ ‎их ‎за‏ ‎художественный‏ ‎прием. ‎И ‎то,‏ ‎и ‎другое‏ ‎претендовало ‎на ‎особый ‎взгляд,‏ ‎т.‏ ‎е. ‎было‏ ‎именно ‎мировоззрением.

Гротеск‏ ‎служил ‎не ‎постижению ‎Истины, ‎а‏ ‎авторскому‏ ‎произволу ‎художника,‏ ‎через ‎магию‏ ‎абсурда ‎выражавшего ‎собственное ‎«Я». ‎Искать‏ ‎Истину,‏ ‎в‏ ‎Ареопагитовском ‎смысле,‏ ‎сей ‎западноевропейский‏ ‎служитель ‎Аполлона‏ ‎даже‏ ‎и ‎не‏ ‎помышлял.

Существует ‎прямая ‎закономерность ‎в ‎том,‏ ‎что ‎гротеск‏ ‎наиболее‏ ‎массовый ‎и ‎демонический‏ ‎характер ‎приобретает‏ ‎в ‎Нидерландах ‎и ‎Германии,‏ ‎т.‏ ‎е. ‎там,‏ ‎где ‎проповедуется‏ ‎религия ‎без ‎аскезы ‎— ‎протестантизм.

Почему‏ ‎же,‏ ‎в ‎таком‏ ‎случае, ‎выходит‏ ‎из ‎употребления ‎тератология? ‎Явились ‎ли‏ ‎тому‏ ‎виной‏ ‎какие-либо ‎социальные‏ ‎причины? ‎Или‏ ‎слишком ‎сложным,‏ ‎«элитарным»‏ ‎оказался ‎язык‏ ‎этого ‎стиля?

Ни ‎первое, ‎ни, ‎тем‏ ‎более, ‎второе.

Сегодня,‏ ‎в‏ ‎виду ‎отсутствия ‎подтверждающих‏ ‎документов, ‎можно‏ ‎твердо ‎сказать: ‎принудительные ‎запреты‏ ‎на‏ ‎использование ‎тератологических‏ ‎орнаментов ‎не‏ ‎существовали. ‎Иначе ‎в ‎XV ‎веке‏ ‎«чудовищный‏ ‎стиль» ‎не‏ ‎употреблялся ‎бы‏ ‎при ‎оформлении ‎буквиц ‎(заставки ‎к‏ ‎тому‏ ‎времени‏ ‎украшались ‎по-другому).‏ ‎Из ‎буквиц‏ ‎он ‎изначально‏ ‎вышел‏ ‎— ‎на‏ ‎буквицах ‎и ‎заканчивался…

Нельзя ‎тератологию ‎связывать‏ ‎с ‎ересями‏ ‎стригольников‏ ‎— ‎и ‎подавно‏ ‎жидовствующих. ‎Она‏ ‎возникла ‎на ‎Руси ‎задолго‏ ‎до‏ ‎них ‎и‏ ‎сошла ‎на‏ ‎нет ‎без ‎их ‎помощи: ‎православная‏ ‎полемическая‏ ‎литература, ‎направленная‏ ‎против ‎еретиков,‏ ‎молчит ‎о ‎тератологии. ‎Виновник ‎ее‏ ‎умирания‏ ‎—‏ ‎второе ‎южнославянское‏ ‎влияние, ‎которое‏ ‎охватило ‎русскую‏ ‎письменность‏ ‎в ‎результате‏ ‎целого ‎ряда ‎серьезных ‎политических ‎перемен‏ ‎в ‎славянских‏ ‎странах‏ ‎Балканского ‎полуострова».19 ‎Под‏ ‎«переменами» ‎имеется‏ ‎в ‎виду ‎завоевание ‎этих‏ ‎стран‏ ‎турками, ‎и‏ ‎как ‎следствие‏ ‎— ‎эмиграция ‎мастеров ‎на ‎Русь.

И‏ ‎если‏ ‎все-таки ‎тератология‏ ‎была ‎завезена‏ ‎к ‎нам ‎с ‎Балкан, ‎то‏ ‎оттуда‏ ‎же‏ ‎пришел ‎и‏ ‎ее ‎сменщик‏ ‎с ‎красноречивым‏ ‎названием‏ ‎«балканский ‎стиль»‏ ‎(жгутовый ‎и ‎плетеный ‎орнамент). ‎Такая‏ ‎смена ‎говорит‏ ‎больше‏ ‎о ‎новых ‎вкусах,‏ ‎нежели ‎о‏ ‎запретах.

Плетенка ‎предшествовала ‎тератологии, ‎плетенка‏ ‎ее‏ ‎и ‎сменила.‏ ‎«Чудовищный ‎стиль»‏ ‎ни ‎во ‎что ‎не ‎трансформировался‏ ‎—‏ ‎он ‎просто‏ ‎исчез.

По-другому ‎обстояло‏ ‎дело ‎с ‎гротеском: ‎из ‎него‏ ‎с‏ ‎каждым‏ ‎временем ‎все‏ ‎больше ‎и‏ ‎больше ‎убирался‏ ‎узор,‏ ‎— ‎но‏ ‎все ‎настойчивей ‎и ‎настойчивей ‎выползали‏ ‎монстры.

Без ‎гротескомании‏ ‎в‏ ‎Нидерландах ‎невозможно ‎было‏ ‎бы ‎появление‏ ‎такого ‎художника, ‎как ‎Иероним‏ ‎Босх.

Человечки‏ ‎с ‎журавлиными‏ ‎ножками ‎однажды,‏ ‎потехи ‎ради, ‎взяв ‎старт ‎на‏ ‎Апеннинском‏ ‎полуострове, ‎не‏ ‎могут ‎достигнуть‏ ‎финиша ‎по ‎сей ‎день. ‎Они‏ ‎похлопали‏ ‎в‏ ‎ладоши ‎чудищам‏ ‎из ‎снов‏ ‎разума ‎Франсиско‏ ‎Гойи‏ ‎в ‎начале‏ ‎XIX ‎столетия. ‎А ‎во ‎второй‏ ‎половине ‎—‏ ‎жутковатым‏ ‎фантазмам ‎французских ‎символистов.‏ ‎На ‎рубеже‏ ‎XIX–XX ‎вв. ‎полюбовались ‎своими‏ ‎наполовину‏ ‎человеческими, ‎наполовину‏ ‎звериными ‎головками‏ ‎в ‎кривом ‎зазеркалье ‎декадентов. ‎Чуть‏ ‎позже‏ ‎нашли ‎ближайших‏ ‎родственников ‎в‏ ‎творчестве ‎сюрреалистов. ‎И, ‎хвастливо ‎размахивая‏ ‎уже‏ ‎не‏ ‎итальянскими, ‎а‏ ‎американскими ‎паспортами,‏ ‎теперь ‎осатанело‏ ‎кривляются‏ ‎с ‎телевизионных‏ ‎экранов.

И ‎кто ‎это ‎делает ‎чуднее‏ ‎всех, ‎тот‏ ‎и‏ ‎считается ‎достойнейшим.


Использованная ‎литература:

1 Герчук‏ ‎Ю. ‎Я.‏ ‎Что ‎такое ‎орнамент? ‎М.:‏ ‎Галарт,‏ ‎1998.С.70

2 Воробьева ‎Е.‏ ‎В. ‎Семантика‏ ‎и ‎датировка ‎черниговских ‎капителей ‎//‏ ‎Средневековая‏ ‎Русь. ‎М.:‏ ‎Наука, ‎1976.‏ ‎С. ‎178

3 Колчин ‎Б. ‎А. ‎Новгородские‏ ‎древности.‏ ‎Резное‏ ‎дерево. ‎М.,‏ ‎1971. ‎Табл.1,‏ ‎9-12

4 См.: ‎инициалы‏ ‎Добрилова‏ ‎Евангелия, ‎л.7;‏ ‎Евангелия ‎из ‎Центрального ‎государственного ‎архива‏ ‎древних ‎актов,‏ ‎ф.‏ ‎188, ‎№ ‎1,‏ ‎л. ‎21;‏ ‎Евангелия ‎из ‎Третьяковской ‎галереи,‏ ‎л.‏ ‎209 ‎об.

5 См.‏ ‎труды ‎А.‏ ‎Н. ‎Веселовского, ‎Гастера ‎и ‎др.

6 Державин‏ ‎Н.С.,‏ ‎акад. ‎История‏ ‎Болгарии. ‎Т.‏ ‎II. ‎М.; ‎Л.: ‎Изд-во ‎Академии‏ ‎наук‏ ‎СССР,‏ ‎1946. ‎С.‏ ‎39

7 Киселев ‎Н.‏ ‎А. ‎Орнамент‏ ‎малоизвестной‏ ‎рукописи ‎XII‏ ‎века ‎// ‎Древний ‎Новгород. ‎М.:‏ ‎Изобразительное ‎искусство,‏ ‎1983.‏ ‎С. ‎179

8 Голейзовский ‎Н.‏ ‎К. ‎Семантика‏ ‎новгородского ‎тератологического ‎орнамента ‎//‏ ‎Древний‏ ‎Новгород. ‎М.:‏ ‎Изобразительное ‎искусство,‏ ‎1983. ‎С. ‎198. ‎Вот ‎точный‏ ‎ответ‏ ‎православного ‎ученого.‏ ‎Мы ‎умышленно‏ ‎проходим ‎мимо ‎символических ‎значений ‎тератологического‏ ‎орнамента.‏ ‎Интересующихся‏ ‎отсылаем ‎к‏ ‎этой ‎содержательной‏ ‎статье ‎Никиты‏ ‎Касьяновича.

9 Восточные‏ ‎отцы ‎и‏ ‎учители ‎Церкви ‎V ‎века. ‎М.:‏ ‎МФТИ, ‎2000.‏ ‎С.‏ ‎325

10 Там ‎же.

11 Там ‎же.‏ ‎С. ‎324

12 Там‏ ‎же. ‎С. ‎325

13 Витрувий. ‎Десять‏ ‎книг‏ ‎об ‎архитектуре.‏ ‎Т.1. ‎М.,‏ ‎1936. ‎С. ‎143

14 Вазари ‎Дж. ‎Жизнеописания‏ ‎наиболее‏ ‎знаменитых ‎живописцев,‏ ‎ваятелей ‎и‏ ‎зодчих. ‎Т.1. ‎М., ‎1956.С.110

15 Моран ‎Анри‏ ‎де.‏ ‎История‏ ‎декоративно-прикладного ‎искусства.‏ ‎М.: ‎Искусство,‏ ‎1982. ‎С.‏ ‎319

16 Герчук‏ ‎Ю. ‎Я.‏ ‎Указ. ‎соч. ‎С. ‎74

17 Там ‎же.

18 Безансон‏ ‎Ален. ‎Запретный‏ ‎образ.‏ ‎М.: ‎МИК, ‎1999.‏ ‎С. ‎167.

19 Чаев‏ ‎Н.С. ‎и ‎Черепнин ‎Л.‏ ‎В.‏ ‎Русская ‎палеография.‏ ‎М., ‎1946.‏ ‎С. ‎167

Небольшой ‎ознакомительный ‎фрагмент ‎того,‏ ‎что‏ ‎будет ‎в‏ ‎следующем ‎посте‏ ‎«Тератологический ‎стиль ‎буквицы» ‎— ‎часть‏ ‎первая‏ ‎(только‏ ‎для ‎подписчиков‏ ‎и ‎раз‏ ‎в ‎пять‏ ‎больше,‏ ‎чем ‎фрагмент.

Источник

По‏ ‎гротеску ‎также ‎будут ‎публикации, ‎но‏ ‎они ‎будут‏ ‎представлять‏ ‎художников, ‎оставивших ‎свой‏ ‎след ‎в‏ ‎развитии ‎орнаментального ‎гротеска.

Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048