r
logo
rovkin/Николай Ворончихин

В. В. Стасов — выпуск восемнадцатый (таблица 40 из альбома «Славянский и Восточный Орнамент» по рукописям Древнего и Нового времени), 1887

Альбом ‎подготовлен‏ ‎на ‎основе ‎исследований ‎русского ‎и‏ ‎восточного ‎орнамента‏ ‎в‏ ‎рукописях ‎VI–XIX ‎вв.‏ ‎известным ‎историком‏ ‎искусств ‎В.В. ‎Стасовым ‎(1824-1906).

В.В.‏ ‎Стасов,‏ ‎изучая ‎древнерусское‏ ‎искусство, ‎был‏ ‎поражен ‎"характерностью ‎и ‎красотою ‎заглавных‏ ‎букв‏ ‎и ‎заставок,‏ ‎и ‎вообще‏ ‎орнаментацией, ‎древних ‎наших ‎рукописей», ‎так‏ ‎он‏ ‎стал‏ ‎снимать ‎копии‏ ‎из ‎понравившихся‏ ‎ему ‎орнаментов,‏ ‎но‏ ‎на ‎этом‏ ‎его ‎интерес ‎не ‎исчез, ‎он‏ ‎стал ‎анализировать‏ ‎природу‏ ‎и ‎историю ‎орнамента,‏ ‎нашедшего ‎свое‏ ‎отражение ‎в ‎этих ‎рукописях,‏ ‎как‏ ‎пишет ‎сам‏ ‎автор ‎во‏ ‎вступительной ‎статье ‎к ‎изданию: ‎

«Материалом‏ ‎для‏ ‎настоящего ‎издания‏ ‎был ‎собираемый‏ ‎мною ‎в ‎течение ‎более ‎25‏ ‎лег,‏ ‎с‏ ‎большими, ‎впрочем,‏ ‎перерывами, ‎как‏ ‎следствие ‎моих‏ ‎служебных‏ ‎и ‎других‏ ‎занятий. ‎Первым ‎поводом ‎к ‎собиранию‏ ‎этого ‎материала‏ ‎послужила‏ ‎для ‎меня ‎вы­ставка‏ ‎русских ‎рукописей,‏ ‎от ‎XI ‎до ‎XVIII‏ ‎века,‏ ‎появившаяся ‎в‏ ‎Императорской ‎Публичной‏ ‎Библиотеке, ‎в ‎1856 ‎году: ‎ее,‏ ‎в‏ ‎числе ‎многих‏ ‎других ‎выставок,‏ ‎по ‎желанию ‎директора ‎Библиотеки, ‎барона‏ ‎(впоследствии‏ ‎графа)‏ ‎М. ‎А.‏ ‎Корфа, ‎устроил‏ ‎тогдашний ‎хранитель‏ ‎рукописей,‏ ‎А. ‎0.‏ ‎Бычков. ‎Заня­тый, ‎в ‎то ‎время,‏ ‎изучением ‎многих‏ ‎сторон‏ ‎древнего ‎русского ‎искусства,‏ ‎я ‎был‏ ‎поражен, ‎харак­терностью ‎и ‎красотою‏ ‎заглавных‏ ‎букв ‎и‏ ‎заставок, ‎и‏ ‎вообще ‎орнаментами, ‎древних ‎наших ‎рукописей.‏ ‎Особливо‏ ‎своеобразною ‎мне‏ ‎казалась ‎орнаментация‏ ‎русских ‎рукописей ‎XIII ‎и ‎XIV‏ ‎столетий.‏ ‎Я‏ ‎стал ‎снимать‏ ‎копии ‎со‏ ‎всего, ‎что‏ ‎я‏ ‎находил ‎самого‏ ‎замечательного ‎по ‎этой ‎части, ‎и‏ ‎в ‎несколько‏ ‎лет‏ ‎у ‎меня ‎составилась‏ ‎очень ‎значи­тельная‏ ‎коллекция ‎снимков ‎с ‎заглавных‏ ‎букв,‏ ‎и ‎орнаментов‏ ‎замечательнейших ‎рукописей‏ ‎Им­ператорской ‎Публичной ‎Библиотеки ‎и ‎Румянцевского‏ ‎Музея‏ ‎(тогда ‎еще‏ ‎находившегося ‎в‏ ‎Петер­бурге).

Вначале, ‎согласно ‎общераспространенному ‎мнению, ‎я‏ ‎считал,‏ ‎что‏ ‎вся ‎эта‏ ‎орнаментация ‎была‏ ‎прямо ‎заимствована‏ ‎из‏ ‎рукописей ‎греко-византийских,‏ ‎болгарских ‎и ‎сербских. ‎Познакомив­шись ‎ближе‏ ‎с ‎этими‏ ‎последними‏ ‎в ‎богатых ‎коллекциях‏ ‎нашей ‎Публичной‏ ‎Библиотеки ‎и ‎сверх ‎того,‏ ‎с‏ ‎югославянскими, ‎преимущественно‏ ‎по ‎коллекциям,‏ ‎вывезенными ‎А.0. ‎Гильфердингом ‎в ‎50-х‏ ‎годах‏ ‎из ‎Сербии,‏ ‎Герцеговины, ‎Боснии,‏ ‎Македонии ‎и ‎т.д., ‎я ‎убедился,‏ ‎что‏ ‎одним‏ ‎заимствованием ‎от‏ ‎византийцев, ‎сербов‏ ‎и ‎болгар‏ ‎нельзя‏ ‎объяснить ‎всех‏ ‎орнаментальных ‎форм, ‎встречаемых ‎в ‎наших‏ ‎рукописях. ‎Я‏ ‎находил,‏ ‎что ‎одни ‎формы‏ ‎происходят ‎из‏ ‎иных ‎еще ‎чуждых ‎источников,‏ ‎кроме‏ ‎Византии, ‎Болгарии‏ ‎и ‎Сербии,‏ ‎другие ‎имеют ‎происхождение ‎мест­ное, ‎собственно‏ ‎русское.‏ ‎Я ‎увидел‏ ‎необходимость ‎раздвинуть‏ ‎шире ‎рамки ‎исследования ‎и ‎включить‏ ‎в‏ ‎его‏ ‎пределы ‎орнаментацию‏ ‎разных ‎народностей,‏ ‎не ‎принимавшихся‏ ‎прежде‏ ‎в ‎расчеты.‏ ‎Для ‎этого, ‎продолжая ‎изучать ‎обширный‏ ‎материал, ‎доступный‏ ‎мне‏ ‎в ‎Pоссии ‎я‏ ‎нашёл ‎нужным‏ ‎присоединить ‎еще ‎материал, ‎представляемый‏ ‎европейскими‏ ‎собраниями ‎и‏ ‎коллекциями. ‎

В‏ ‎продолжении ‎нескольких ‎путешествий, ‎совершённых ‎мною‏ ‎с‏ ‎1862 ‎по‏ ‎1881 ‎годы,‏ ‎я ‎изучал ‎орнаментацию ‎по ‎славянским‏ ‎и‏ ‎восточным‏ ‎рукописям ‎значительнейших‏ ‎европейских ‎собраний.‏ ‎Везде, ‎и‏ ‎в‏ ‎России, ‎и‏ ‎на ‎Западе, ‎я ‎встречал ‎крайнее‏ ‎радушие ‎и‏ ‎помощь,‏ ‎как ‎со ‎стороны‏ ‎господ ‎хранителей‏ ‎общественных ‎и ‎частных ‎рукописных‏ ‎коллекций,‏ ‎так ‎и‏ ‎со ‎стороны‏ ‎ученых, ‎к ‎кото­рым, ‎мне ‎случалось‏ ‎обращаться‏ ‎за ‎советом.‏ ‎

Многие ‎частные‏ ‎лица ‎оказали ‎также ‎значитель­ную ‎помощь‏ ‎моему‏ ‎труду.‏ ‎Так, ‎архиепископ‏ ‎Порфирий ‎Успенский‏ ‎(в ‎Новоспасском‏ ‎монастыре,‏ ‎в ‎Москве)‏ ‎дозволил ‎мне ‎снять ‎копии ‎с‏ ‎заглавных ‎букв‏ ‎и‏ ‎орнаментов ‎всех ‎значительнейших‏ ‎сербских ‎рукописей‏ ‎его ‎превосходного ‎собрания ‎(оно‏ ‎поступило‏ ‎с ‎тех‏ ‎пор ‎в‏ ‎С.-Петербургскую ‎Императорскую ‎Публичную ‎Библиотеку). ‎М.А.‏ ‎Хлудов,‏ ‎в ‎Москве,‏ ‎точно ‎также‏ ‎дозволил ‎мне ‎снять ‎копии ‎с‏ ‎заглавных‏ ‎букв‏ ‎и ‎орна­ментов‏ ‎всей ‎знаменитой‏ ‎коллекции ‎югославянских‏ ‎рукописей,‏ ‎купленной ‎его‏ ‎покойным ‎отцом ‎у ‎А.0. ‎Гильфердинга.‏ ‎Подобное ‎же‏ ‎позволение‏ ‎дали ‎мне: ‎П.А.‏ ‎Сырку ‎и‏ ‎г. ‎Веркович, ‎в ‎С.-Петербурге,‏ ‎относительно‏ ‎их ‎превосходных‏ ‎собраний ‎болгарских‏ ‎рукописей; ‎профессора: ‎Чубинова, ‎в ‎С.-Петербурге,‏ ‎и‏ ‎Эмин, ‎в‏ ‎Москве, ‎относительно‏ ‎прекрасных, ‎принадлежащих ‎им ‎грузинских ‎и‏ ‎армянских‏ ‎рукописей.

Все‏ ‎это ‎вместе‏ ‎образовало ‎обширную‏ ‎и ‎очень‏ ‎важную‏ ‎коллекцию ‎материалов‏ ‎для ‎истории ‎славянского ‎и ‎восточного‏ ‎орнамента. ‎Большинство‏ ‎рисунков‏ ‎скопированы ‎с ‎оригиналов‏ ‎мною ‎самим‏ ‎(друпе ‎рисовальщики ‎будут ‎указаны‏ ‎в‏ ‎особом ‎списке).‏ ‎Текст, ‎назначенный‏ ‎сопровождать ‎этот ‎атлас, ‎должен, ‎по‏ ‎моему‏ ‎предположению, ‎рассмотреть‏ ‎и, ‎по‏ ‎возможности, ‎решить ‎вопрос ‎о ‎происхождении‏ ‎не‏ ‎только‏ ‎русского ‎орнамента,‏ ‎но ‎и‏ ‎вообще ‎русского‏ ‎архитектурного‏ ‎стиля, ‎столь‏ ‎тесно ‎с ‎ним ‎связанного. ‎При‏ ‎этом, ‎необходимо‏ ‎должен‏ ‎быть ‎рассмотрен ‎и‏ ‎вопрос ‎о‏ ‎составе ‎и ‎происхождении ‎всего‏ ‎вообще‏ ‎орнаментального ‎стиля‏ ‎славян, ‎с‏ ‎разными ‎его ‎подразделениями, ‎каковы: ‎стиль‏ ‎болгарский,‏ ‎сербский, ‎герцеговинский,‏ ‎боснийский, ‎молдо-влахийский,‏ ‎галицкий ‎и ‎т. ‎д.

Не ‎имея‏ ‎собственных‏ ‎средств‏ ‎на ‎издание‏ ‎как ‎атласа‏ ‎моего, ‎так‏ ‎и‏ ‎сопровождавшего ‎его‏ ‎текст, ‎я ‎в ‎начале ‎1880‏ ‎года ‎обратился‏ ‎к‏ ‎быв­шему ‎тогда ‎министру‏ ‎финансов, ‎с‏ ‎просьбой ‎хода­тайствовать ‎пред ‎Государем‏ ‎Императором‏ ‎об ‎издании‏ ‎этого ‎труда‏ ‎на ‎счёт ‎сумм ‎министерства ‎финансов.‏ ‎Генерал-адъютант‏ ‎Грейг ‎с‏ ‎истинно-просвещённым ‎сочувствием‏ ‎принял ‎мою ‎просьбу ‎и ‎счел‏ ‎возможным‏ ‎удовлетворить‏ ‎ее ‎тем‏ ‎более, ‎что,‏ ‎независимо ‎от‏ ‎научного‏ ‎и ‎исследовательского‏ ‎характера ‎всего ‎сочинения, ‎атлас ‎мой‏ ‎может ‎иметь‏ ‎очень‏ ‎полезное ‎практическое ‎применение‏ ‎для ‎нашей‏ ‎художественной ‎промышленности ‎всякого ‎рода,‏ ‎пред­ставляя‏ ‎ей ‎многочисленные,‏ ‎впервые ‎еще‏ ‎являющиеся ‎в ‎общее ‎обращение, ‎образцы‏ ‎разнообразных‏ ‎славянских ‎и‏ ‎восточных ‎стилей‏ ‎древнего ‎и ‎нового ‎времени.

И ‎текст,‏ ‎и‏ ‎атлас‏ ‎свой ‎я‏ ‎предлагал ‎мини­стерству‏ ‎финансов ‎безвозмездно.

В‏ ‎Бозе‏ ‎почивший ‎Государь‏ ‎Император ‎Александр ‎II ‎с ‎большим‏ ‎сочувствием ‎соблаговолил‏ ‎принять‏ ‎ходатайство ‎министра ‎финансов,‏ ‎и ‎15-го‏ ‎февраля ‎1880 ‎года ‎Высочайше‏ ‎повелел:‏ ‎издать ‎за‏ ‎счет ‎государственного‏ ‎казначейства, ‎из ‎средств ‎министерства ‎финансов,‏ ‎мой‏ ‎труд, ‎носящий‏ ‎заглавиe: ‎"Славянский‏ ‎и ‎восточный ‎орнамент».

В. ‎С.


Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048