logo
0
читателей
По сусекам памяти  В памяти каждого сохраняется много интересной информации не только о себе, но и обо всём увиденном, услышанном, прочитанном, и это всё может быть ин.тересно многим вот для многих и нужно поскрести по сусекам памяти
О проекте Просмотр Уровни подписки Фильтры Статистика Обновления проекта Поделиться Метки
Все проекты
О проекте
Моё хобби, сбор интересной, полезной информации, этим занимаюсь всю жизнь, если раньше когда не было компьютеров, узнав, что существует «Сборник новых иностранных книг, поступивших в библиотеки Советского Союза», этот сборник выписывала только одна библиотека в городе — в УдГУ, куда исправно два раза в год ходил и просматривал раздел сборника по искусству, выписывая всю информацию по книгам, аннотации которых понравились и на некоторые из них делал заказы на микрофильмирование, а так как книги приходили в виде негативов и если книга была очень интересной, печатал фотографии всей книги. Фотографии обрабатывал в растворе глицина, после такой обработки она становилась эластичной как тряпка, эти фото переплетал и делал книгу, до сих пор две такие книги сохранились. В современное компьютерное время, просмотрел всю информацию на крупных файлообменниках. Особенно крупное книгохранилище, http://rutracker.org, его просмотрел от корки до корки, там можно было скачать всё, что угодно и в любом объёме. Сохраняю все документы word, которые привлекли внимание и всё это выкладываю и буду продолжать выкладывать для своих подписчиков.
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

Безвозмездное пожертвование без возможности возврата. Этот взнос не предоставляет доступ к закрытому контенту.

Помочь проекту
Промо уровень 250₽ месяц Осталось 15 мест

Подписка по специальным условиям для ограниченного количества подписчиков.

Оформить подписку
Бронза 500₽ месяц 5 100₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте По сусекам памяти

Укажите здесь, что получат подписчики уровня. Что входит в стоимость, как часто публикуется контент, какие дополнительные преимущества у подписчиков этого уровня.

Оформить подписку
Серебро 990₽ месяц 10 098₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте По сусекам памяти

Укажите здесь, что получат подписчики уровня. Что входит в стоимость, как часто публикуется контент, какие дополнительные преимущества у подписчиков этого уровня.

Оформить подписку
Золото 1 750₽ месяц 17 850₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте По сусекам памяти

Укажите здесь, что получат подписчики уровня. Что входит в стоимость, как часто публикуется контент, какие дополнительные преимущества у подписчиков этого уровня.

Оформить подписку
Платина 5 000₽ месяц 51 000₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте По сусекам памяти

Укажите здесь, что получат подписчики уровня. Что входит в стоимость, как часто публикуется контент, какие дополнительные преимущества у подписчиков этого уровня..

Оформить подписку
Фильтры
Статистика
Обновления проекта
Контакты
Поделиться
Метки
атлантида 2 Италия 1974 2 око Сахары 2 "Бесогон" 1 1974_Italy 1 Florence_Uffizi 1 Travel_sovka 1 «Чудо в Андах» 1 А.Акимов 1 актёр Борис Андреев 1 англосаксы 1 бард Александр Новиков 1 бастард 1 башни - Азинелли и Гарисенда 1 Болонья 1 Вавилон 1 Вавилонская башня 1 Валерий Чкалов 1 Венеция 1 Вождь краснокожих 1 выродок 1 высшая сущность 1 гаджеты импланты 1 Георгий Жжёнов 1 Гранд канал 1 дворец Дожей 1 Джованни Альбини 1 Джон Хьюз 1 Евгений Леонов 1 евреи 1 живые мертвецы 1 жизнь 1 заутреня в Соловетском лагере 1 Земля - компьютер 1 зомби 1 Израиль 1 испытатель 1 история открыток 1 иудаизм 1 книга Пирса Пола Рида «ЖИВ». 1 Крис Коламбус 1 летчик 1 Луиджи Гальвани 1 Маколей Калкин 1 Макс Отто фон Щтирлиц 1 Милан 1974 1 младенец не прогулке... 1 мост Риальто 1 мыслящая материя 1 наглядная агитация 1 нанороботы 1 нанотехнологии в промышленности 1 небиологический интеллект 1 невероятные приключения янки 1 несносный Деннис 1 Никола Тесла 1 Один дома 1 остров Лидо 1 открытое письмо 1 откуда взялись русские 1 пасха в Соловках 1 Первый канал 1 площадь Микельанджело 1 пособие художникам оформителям 1 почтовая карточка 1 провокатор Крашенинникова 1 прототипы Штирлица 1 Путешествие 1 пятидесятилетие газеты Unita 1 Раймонд Курцвейл 1 Рейс 571 ВВС Уругвая 1 религия Вуду 1 русские - кто они 1 Сан - Марко 1 сингулярность 1 смерть 1 Структура Ришат 1 структуры Ришат 1 сша 1 ублюдок 1 украина 1 философ Ильин 1 Флорентийская мозаика 1 Эксклюзив 1 электричество 1 энергия 1 Этеменанки 1 Юлиан Семенов 1 Больше тегов
Читать: 22+ мин
logo По сусекам памяти

Небесный бунтарь. Как дерзкий летчик Чкалов стал кумиром миллионов, головной болью начальства и любимцем Сталина?

Гордый, ‎самоуверенный‏ ‎и ‎безрассудный. ‎Полярный ‎летчик ‎Валерий‏ ‎Чкалов не ‎терпел‏ ‎монотонности‏ ‎и ‎рутины, ‎игнорировал‏ ‎приказы ‎и‏ ‎ненавидел ‎дисциплину. ‎За ‎этот‏ ‎сложный‏ ‎нрав ‎его‏ ‎недолюбливало ‎начальство,‏ ‎но ‎обожали ‎миллионы ‎сограждан. ‎В‏ ‎конце‏ ‎1930-х ‎годов‏ ‎он ‎был‏ ‎невероятно ‎популярен. ‎Его ‎ценил ‎даже‏ ‎Иосиф‏ ‎Сталин.‏ ‎И ‎было‏ ‎за ‎что.‏ ‎О ‎том,‏ ‎как‏ ‎простой ‎волжский‏ ‎паренек ‎благодаря ‎таланту, ‎дерзости ‎и‏ ‎упорству ‎стал‏ ‎супергероем‏ ‎Страны ‎Советов, ‎«Лента.ру»‏ ‎рассказывает ‎в‏ ‎рамках ‎проекта ‎«Жизнь ‎замечательных‏ ‎людей»


Над‏ ‎белой ‎пустыней

19 июня‏ ‎1937 ‎года‏ ‎в ‎4:15 ‎утра ‎советский ‎самолет‏ ‎«РД»‏ ‎пролетел ‎над‏ ‎Северным ‎полюсом.‏ ‎Впервые ‎в ‎истории ‎человек ‎совершал‏ ‎беспосадочный‏ ‎перелет‏ ‎из ‎Европы‏ ‎в ‎США через‏ ‎ледяные ‎льды‏ ‎Арктики.‏ ‎На ‎борту‏ ‎были ‎трое: ‎командир ‎корабля ‎Валерий‏ ‎Чкалов, ‎второй‏ ‎пилот‏ ‎Георгий ‎Байдуков ‎и‏ ‎штурман ‎Александр‏ ‎Беляков.

Полет ‎будет ‎длиться ‎63‏ ‎с‏ ‎половиной ‎часа,‏ ‎растянется ‎на‏ ‎9130 ‎километров ‎и ‎несколько ‎раз‏ ‎едва‏ ‎не ‎кончится‏ ‎крушением ‎в‏ ‎ледяной ‎пустыне. ‎Но ‎все ‎обойдется.‏ ‎Через‏ ‎несколько‏ ‎дней ‎слава‏ ‎о ‎подвиге‏ ‎советских ‎летчиков‏ ‎разлетится‏ ‎по ‎всему‏ ‎миру. ‎По ‎приземлении ‎их ‎примет‏ ‎в ‎Белом‏ ‎доме‏ ‎сам ‎президент ‎США‏ ‎Франклин ‎Рузвельт, американцы‏ ‎будут ‎носить ‎на ‎руках‏ ‎и‏ ‎даже ‎создадут‏ ‎впоследствии ‎музей‏ ‎Чкалова ‎в ‎Ванкувере, штат ‎Вашингтон. ‎Отважный‏ ‎командир‏ ‎корабля ‎станет‏ ‎кумиром ‎миллионов‏ ‎мальчишек, ‎идеалом ‎всех ‎советских ‎женщин‏ ‎и‏ ‎примером‏ ‎мужскому ‎населению‏ ‎Страны ‎Советов.‏ ‎А ‎сложные‏ ‎отношения‏ ‎между ‎США‏ ‎и ‎СССР ‎начнут ‎улучшаться, ‎да‏ ‎так, ‎что‏ ‎уже‏ ‎через ‎несколько ‎лет‏ ‎они ‎станут‏ ‎союзниками ‎во ‎Второй ‎мировой.


Но‏ ‎все‏ ‎это ‎—‏ ‎потом.

Пока ‎же‏ ‎экипаж ‎летит ‎над ‎белоснежными ‎просторами‏ ‎Арктики‏ ‎и ‎отправляет‏ ‎в ‎Москву радиограмму:

МОСКВА,‏ ‎КРЕМЛЬ, ‎СТАЛИНУ.

Полюс ‎позади.

Идем ‎над ‎полюсом‏ ‎неприступности.

Полны‏ ‎желания‏ ‎выполнить ‎ваше‏ ‎задание.

Экипаж ‎чувствует‏ ‎себя ‎хорошо.

Привет.

Еще‏ ‎надежно‏ ‎работает ‎радиосвязь,‏ ‎можно ‎получить ‎сводку ‎погоды ‎и‏ ‎рассчитывать ‎на‏ ‎помощь‏ ‎в ‎случае ‎аварии‏ ‎и ‎вынужденной‏ ‎посадки. ‎В ‎районе ‎Северного‏ ‎полюса‏ ‎за ‎полетом‏ ‎следит ‎советская‏ ‎полярная ‎дрейфующая ‎станция ‎Ивана ‎Папанина.

На‏ ‎тот‏ ‎момент ‎пройдена‏ ‎первая ‎половина‏ ‎уникального ‎маршрута. ‎Все ‎трое ‎понимали,‏ ‎что‏ ‎самое‏ ‎сложное ‎и‏ ‎опасное ‎впереди.‏ ‎Дальше ‎—‏ ‎мертвая‏ ‎ледяная ‎пустыня,‏ ‎куда ‎не ‎залетал ‎еще ‎ни‏ ‎один ‎самолет‏ ‎и‏ ‎где ‎люди ‎исчезали‏ ‎бесследно, ‎а‏ ‎рассчитывать ‎следовало ‎только ‎на‏ ‎собственные‏ ‎силы, ‎подготовку‏ ‎и ‎удачу.

«Сейчас‏ ‎все ‎замерзнет, ‎мотор ‎откажет»

Около ‎шести‏ ‎утра‏ ‎в ‎районе‏ ‎Земли ‎Бенкса‏ ‎«РД» ‎попал ‎в ‎зону ‎циклона‏ ‎и‏ ‎начал‏ ‎обмерзать.

Высота ‎5000‏ ‎метров, ‎температура‏ ‎за ‎бортом‏ ‎упала‏ ‎до ‎минус‏ ‎30, ‎в ‎кабине ‎— ‎минус‏ ‎4, ‎отопление‏ ‎не‏ ‎справлялось, ‎вода ‎замерзла.‏ ‎Видимость ‎была‏ ‎нулевой. ‎В ‎сплошной ‎облачности‏ ‎экипажу‏ ‎приходилось ‎лететь‏ ‎вслепую.

После ‎40‏ ‎часов ‎полета ‎сказывается ‎недостаток ‎кислорода.‏ ‎У‏ ‎Чкалова ‎сводит‏ ‎ноги ‎и‏ ‎идет ‎носом ‎кровь. ‎Пилоты ‎все‏ ‎чаще‏ ‎меняются‏ ‎за ‎штурвалом.‏ ‎В ‎тесной‏ ‎кабине, ‎в‏ ‎толстых‏ ‎летных ‎костюмах‏ ‎это ‎уже ‎само ‎по ‎себе‏ ‎непросто.

Началось ‎«фарфоровое‏ ‎обледенение»:‏ ‎лед ‎белого ‎цвета‏ ‎покрывает ‎самолет‏ ‎сантиметровым ‎слоем, ‎как ‎фарфор.‏ ‎Такой‏ ‎лед ‎необычайно‏ ‎крепок ‎и‏ ‎держится ‎шестнадцать ‎часов, ‎не ‎оттаивая.‏ ‎Пилоты‏ ‎принимают ‎решение‏ ‎опуститься ‎вниз,‏ ‎до ‎высоты ‎3000 ‎метров.

Вдруг ‎из‏ ‎мотора‏ ‎что-то‏ ‎брызнуло, ‎и‏ ‎самолет ‎затрясло.

«Переднее‏ ‎стекло ‎было‏ ‎покрыто‏ ‎льдом, ‎—‏ ‎рассказывает ‎Валерий ‎Чкалов. ‎— ‎Егор‏ ‎[Георгий ‎Байдуков],‏ ‎просунув‏ ‎руку ‎сквозь ‎открытые‏ ‎боковые ‎стекла‏ ‎кабины, ‎стал ‎срубать ‎финкой‏ ‎лед.‏ ‎Срубив ‎немного,‏ ‎он ‎увидел‏ ‎через ‎образовавшееся ‎„окошко“, ‎что ‎красный‏ ‎поплавок,‏ ‎показывающий ‎уровень‏ ‎воды, ‎скрылся.‏ ‎Это ‎значит, ‎что ‎вода ‎не‏ ‎накачивается‏ ‎к‏ ‎мотору. ‎Стали‏ ‎работать ‎насосом.‏ ‎Вода ‎не‏ ‎забирается.‏ ‎Нет ‎воды.‏ ‎Трубопровод ‎замерз. ‎Машина ‎идет ‎на‏ ‎минимальных ‎оборотах.‏ ‎Что‏ ‎делать? ‎Сейчас ‎все‏ ‎замерзнет, ‎мотор‏ ‎откажет… ‎Катастрофа. ‎Где ‎взять‏ ‎воду?‏ ‎Я ‎бросился‏ ‎к ‎запасному‏ ‎баку ‎— ‎и ‎там ‎лед…‏ ‎Бросился‏ ‎к ‎питьевой‏ ‎— ‎в‏ ‎резиновом ‎мешке ‎тоже ‎лед…»

По ‎рассказу‏ ‎Чкалова,‏ ‎выход‏ ‎нашли, ‎слив‏ ‎в ‎бак‏ ‎чай ‎с‏ ‎лимоном‏ ‎из ‎термосов.

В‏ ‎итоге ‎все ‎обошлось, ‎и ‎через‏ ‎63 ‎часа‏ ‎16‏ ‎минут ‎после ‎старта‏ ‎самолет ‎успешно‏ ‎приземлился.

Сбылась ‎мечта ‎человечества ‎о‏ ‎воздушной‏ ‎дороге ‎между‏ ‎материками ‎через‏ ‎Северный ‎полюс

Газета ‎«Правда»

Полет ‎Чкалова ‎изменил‏ ‎представление‏ ‎о ‎расстояниях.‏ ‎До ‎войны‏ ‎советские ‎самолеты ‎летали ‎в ‎США‏ ‎по‏ ‎маршруту‏ ‎Москва ‎—‏ ‎Петропавловск-Камчатский — Сиэтл — Нью-Йорк. Такой ‎перелет‏ ‎занимал ‎137‏ ‎часов.‏ ‎Все ‎прежние‏ ‎попытки ‎проложить ‎короткий ‎маршрут ‎через‏ ‎Северный ‎полюс‏ ‎срывались.

Но‏ ‎у ‎Чкалова ‎и‏ ‎его ‎команды‏ ‎получилось.

«Привык ‎к ‎чертовски ‎тяжелой‏ ‎работе»‏ ‎

У ‎Чкалова‏ ‎с ‎малых‏ ‎лет ‎все ‎получалось. ‎Его ‎детство‏ ‎(Валерий‏ ‎Чкалов ‎родился‏ ‎в ‎1904‏ ‎году) ‎прошло ‎на ‎Волге, ‎в‏ ‎небольшом‏ ‎селе‏ ‎в ‎Нижегородской‏ ‎губернии. ‎Он‏ ‎рано ‎остался‏ ‎без‏ ‎матери. ‎В‏ ‎слободе ‎слыл ‎отчаянным ‎и ‎задиристым.‏ ‎Никто ‎не‏ ‎мог‏ ‎так ‎быстро ‎переплыть‏ ‎Волгу ‎или‏ ‎так ‎ловко ‎уцепиться ‎за‏ ‎руль‏ ‎идущей ‎по‏ ‎реке ‎полным‏ ‎ходом ‎баржи.

Одной ‎из ‎опасных ‎игр‏ ‎слободских‏ ‎ребят ‎было‏ ‎ныряние ‎под‏ ‎проходящие ‎по ‎Волге ‎плоты. ‎Нужно‏ ‎было‏ ‎проплыть‏ ‎под ‎плотом‏ ‎как ‎можно‏ ‎дальше ‎и‏ ‎после‏ ‎каждой ‎пары‏ ‎бревен ‎выпускать ‎ртом ‎пузырьки ‎воздуха.‏ ‎Это ‎называлось‏ ‎«сигнализация».‏ ‎Игра ‎требовала ‎силы,‏ ‎ловкости, ‎смелости‏ ‎и ‎знания ‎подводных ‎течений.‏ ‎Обычно‏ ‎ребятам ‎удавалось‏ ‎отсчитать ‎двадцать-тридцать‏ ‎бревен. ‎Чкалов ‎отсчитывал ‎до ‎сорока.

В‏ ‎то‏ ‎время ‎на‏ ‎Волге ‎был‏ ‎обычай ‎драться ‎стенка ‎на ‎стенку.‏ ‎Бились‏ ‎на‏ ‎кулаках ‎и‏ ‎взрослые, ‎и‏ ‎ребята. ‎Валерка‏ ‎Чкалов‏ ‎был ‎предводителем‏ ‎самой ‎сильной ‎в ‎селе ‎группы‏ ‎ребят.

В ‎12‏ ‎лет‏ ‎он ‎начал ‎работать‏ ‎помощником ‎молотобойца‏ ‎в ‎затоне, ‎где ‎ремонтировал‏ ‎суда‏ ‎его ‎отец‏ ‎— ‎котельщик‏ ‎Павел ‎Чкалов.

Каждый ‎день ‎по ‎десять-двенадцать‏ ‎часов‏ ‎я ‎поднимал‏ ‎и ‎опускал‏ ‎молот. ‎От ‎непосильной ‎работы ‎ломило‏ ‎руки,‏ ‎спину,‏ ‎кружилась ‎голова.‏ ‎А ‎потом‏ ‎привык. ‎Привык‏ ‎к‏ ‎чертовски ‎тяжелой‏ ‎работе, ‎за ‎которую ‎получал ‎гроши

Валерий‏ ‎Чкалов«Высоко ‎над‏ ‎землей»,‏ ‎1939 ‎год.

В ‎14‏ ‎лет ‎Валерий‏ ‎устроился ‎кочегаром ‎на ‎землечерпалку,‏ ‎а‏ ‎через ‎год‏ ‎уже ‎плавал‏ ‎на ‎пароходе ‎«Баян».

Об ‎авиации ‎он‏ ‎тогда‏ ‎еще ‎не‏ ‎думал. ‎Более‏ ‎того, ‎пройдет ‎еще ‎долгих ‎пять‏ ‎лет,‏ ‎прежде‏ ‎чем ‎он‏ ‎первый ‎раз‏ ‎в ‎жизни‏ ‎увидит‏ ‎самолет ‎—‏ ‎гидроплан. ‎Это ‎случилось ‎в ‎1919‏ ‎году. ‎Во‏ ‎время‏ ‎Гражданской ‎войны ‎в‏ ‎Нижнем ‎Новгороде‏ ‎располагался ‎авиационный ‎полк. ‎Изредка‏ ‎самолеты‏ ‎пролетали ‎над‏ ‎рекой. ‎Услышав‏ ‎шум ‎мотора, ‎Чкалов ‎выбегал ‎из‏ ‎кочегарки‏ ‎и ‎любовался‏ ‎«невиданными ‎птицами».‏ ‎Тогда ‎он ‎и ‎сделал ‎свой‏ ‎выбор.

Мои‏ ‎детские‏ ‎мечты ‎совершить‏ ‎что-нибудь ‎особенное,‏ ‎дерзкое ‎и‏ ‎отважное‏ ‎свелись ‎теперь‏ ‎к ‎одному ‎— ‎летать!

Валерий ‎Чкалов«Высоко‏ ‎над ‎землей»,‏ ‎1939‏ ‎год

Небесный ‎хулиган

Осенью ‎1919‏ ‎года ‎Чкалов‏ ‎вступил ‎добровольцем ‎в ‎Красную‏ ‎армию,‏ ‎получив ‎направление‏ ‎в ‎IV‏ ‎авиационный ‎полк, ‎расположенный ‎в ‎Заречной‏ ‎части‏ ‎Нижнего ‎Новгорода.‏ ‎Работал ‎слесарем,‏ ‎затем ‎— ‎сборщиком ‎самолетов. ‎Присматривался‏ ‎к‏ ‎летчикам,‏ ‎изучал ‎матчасть.

В‏ ‎1921 ‎году‏ ‎Чкалову ‎удалось,‏ ‎наконец,‏ ‎получить ‎рекомендацию‏ ‎для ‎поступления ‎в ‎Егорьевскую ‎авиашколу.‏ ‎Курсанты ‎называли‏ ‎ее‏ ‎«терка», ‎что ‎означало‏ ‎теоретическая ‎школа.‏ ‎Самолетов ‎в ‎«терке» ‎было‏ ‎мало,‏ ‎все ‎они‏ ‎были ‎старые,‏ ‎изношенные ‎и ‎постоянно ‎ломались. ‎За‏ ‎два‏ ‎года ‎Чкалов‏ ‎поднялся ‎в‏ ‎воздух ‎всего ‎несколько ‎раз ‎и‏ ‎лишь‏ ‎в‏ ‎качестве ‎пассажира.

В‏ ‎апреле ‎1923‏ ‎года ‎Чкалова‏ ‎направили‏ ‎учеником-летчиком ‎в‏ ‎Борисоглебскую ‎авиашколу, ‎потом ‎перевели ‎в‏ ‎Московскую ‎военно-авиационную‏ ‎школу‏ ‎высшего ‎пилотажа.

Молодой ‎Чкалов‏ ‎обучался ‎там‏ ‎искусству ‎боевых ‎разворотов, ‎петель,‏ ‎штопоров,‏ ‎переворотов ‎и‏ ‎других ‎сложнейших‏ ‎воздушных ‎фигур

После ‎этого ‎была ‎Серпуховская‏ ‎школа‏ ‎стрельбы, ‎бомбометания‏ ‎и ‎воздушного‏ ‎боя. ‎А ‎уже ‎в ‎следующем‏ ‎году‏ ‎20-летний‏ ‎Чкалов ‎получил‏ ‎распределение ‎в‏ ‎Ленинградскую ‎эскадрилью‏ ‎ВВС‏ ‎РККА.

Наконец-то ‎он‏ ‎добился ‎того, ‎о ‎чем ‎так‏ ‎мечтал, ‎и‏ ‎здесь‏ ‎ярко ‎проявились ‎противоречия‏ ‎его ‎характера.‏ ‎С ‎одной ‎стороны, ‎ему‏ ‎не‏ ‎было ‎равных‏ ‎в ‎умении‏ ‎управлять ‎самолетом. ‎Из ‎старых, ‎исчерпавших‏ ‎свой‏ ‎ресурс ‎машин‏ ‎Чкалов ‎умудрялся‏ ‎выжимать ‎максимум, ‎выделывая ‎на ‎них‏ ‎фигуры‏ ‎высшего‏ ‎пилотажа. ‎Но‏ ‎одновременно ‎с‏ ‎этим ‎он‏ ‎оказался‏ ‎человеком ‎своевольным,‏ ‎плохо ‎поддающимся ‎военной ‎дисциплине.

«Меня ‎уже‏ ‎не ‎удовлетворял‏ ‎просто‏ ‎полет, ‎— ‎вспоминал‏ ‎он. ‎—‏ ‎Стоило ‎больших ‎трудов ‎заставить‏ ‎себя‏ ‎идти ‎в‏ ‎строю ‎самолетов.‏ ‎Мне ‎хотелось ‎неожиданно ‎ринуться ‎вниз,‏ ‎к‏ ‎земле, ‎или‏ ‎сделать ‎на‏ ‎глазах ‎у ‎изумленных ‎товарищей ‎какую-нибудь‏ ‎замысловатую‏ ‎фигуру.‏ ‎Часто ‎я‏ ‎уходил ‎в‏ ‎сторону ‎от‏ ‎аэродрома‏ ‎и ‎накручивал‏ ‎одну ‎фигуру ‎за ‎другой».

Я ‎ставил‏ ‎машину ‎в‏ ‎трудные,‏ ‎рискованные ‎положения. ‎Однажды‏ ‎в ‎течение‏ ‎сорока ‎минут ‎я ‎сделал‏ ‎пятьдесят‏ ‎мертвых ‎петель

Валерий‏ ‎Чкаловиз ‎посмертного‏ ‎сборника ‎«Моя ‎жизнь ‎принадлежит ‎Родине»

Самым‏ ‎дерзким‏ ‎и ‎демонстративным‏ ‎нарушением ‎дисциплины‏ ‎был ‎трюк, ‎проделанный ‎Чкаловым ‎на‏ ‎спор‏ ‎в‏ ‎Ленинграде, где ‎он‏ ‎пролетел ‎под‏ ‎Троицким ‎мостом,‏ ‎едва‏ ‎не ‎коснувшись‏ ‎колесами ‎воды. ‎В ‎другой ‎раз,‏ ‎увидев ‎два‏ ‎дерева,‏ ‎расстояние ‎между ‎которыми‏ ‎было ‎меньше‏ ‎размаха ‎крыльев, ‎он ‎поставил‏ ‎машину‏ ‎на ‎ребро‏ ‎и ‎проскочил‏ ‎между ‎ними.

Старенькая ‎техника ‎не ‎выдерживала‏ ‎яростного‏ ‎молодого ‎напора,‏ ‎и ‎зачастую‏ ‎после ‎чудесного ‎приземления ‎самолеты ‎буквально‏ ‎разваливались‏ ‎на‏ ‎куски. ‎Чкалова‏ ‎наказывали ‎за‏ ‎разбитые ‎машины‏ ‎и‏ ‎пренебрежение ‎воинской‏ ‎дисциплиной. ‎За ‎год ‎он ‎просидел‏ ‎на ‎гауптвахте‏ ‎едва‏ ‎ли ‎не ‎больше‏ ‎времени, ‎чем‏ ‎провел ‎на ‎службе. ‎Но‏ ‎все‏ ‎равно ‎каждый‏ ‎раз, ‎оказываясь‏ ‎за ‎штурвалом, ‎не ‎мог ‎удержаться‏ ‎от‏ ‎лихачества.

Не ‎все‏ ‎было ‎гладко‏ ‎и ‎на ‎земле. ‎Вот ‎какую‏ ‎характеристику‏ ‎дал‏ ‎в ‎то‏ ‎время ‎Чкалову‏ ‎его ‎непосредственный‏ ‎командир,‏ ‎инструктор ‎Николай‏ ‎Шелухин: ‎«Чкалов ‎— ‎хороший ‎летчик,‏ ‎но ‎исключительно‏ ‎недисциплинированный‏ ‎человек, ‎не ‎хочет‏ ‎выполнять ‎распоряжений,‏ ‎требований ‎и ‎приказов… ‎Он‏ ‎злостно‏ ‎нарушает ‎приказы,‏ ‎увлекается ‎выпивкой‏ ‎и ‎морально-отрицательно ‎влияет ‎на ‎окружающих‏ ‎товарищей».

В‏ ‎конце ‎концов‏ ‎после ‎очередного‏ ‎загула, ‎когда ‎пьяного ‎летчика ‎пришлось‏ ‎вытаскивать‏ ‎из‏ ‎самолета ‎силой,‏ ‎Чкалов ‎был‏ ‎отдан ‎под‏ ‎трибунал‏ ‎и ‎приговорен‏ ‎к ‎году ‎заключения. ‎Однако ‎за‏ ‎решеткой ‎он‏ ‎провел‏ ‎лишь ‎три ‎месяца‏ ‎и ‎был‏ ‎досрочно ‎освобожден.

За ‎него ‎ходатайствовало‏ ‎руководство‏ ‎части, ‎которое‏ ‎не ‎было‏ ‎готово ‎терять ‎талантливого ‎пилота ‎и‏ ‎надеялось,‏ ‎что ‎этот‏ ‎урок ‎пойдет‏ ‎ему ‎впрок.

Но ‎этого ‎не ‎случилось:‏ ‎Чкалову‏ ‎вновь‏ ‎не ‎было‏ ‎равных ‎в‏ ‎мастерстве ‎управления‏ ‎самолетом,‏ ‎но ‎не‏ ‎было ‎равных ‎и ‎в ‎недисциплинированности.‏ ‎Оказавшись ‎в‏ ‎воздухе,‏ ‎он ‎забывал ‎обо‏ ‎всем, ‎что‏ ‎порой ‎приводило ‎к ‎большим‏ ‎неприятностям.‏ ‎Так, ‎во‏ ‎время ‎одного‏ ‎из ‎учебных ‎боев ‎Чкалов ‎настолько‏ ‎увлекся,‏ ‎что ‎уронил‏ ‎самолет ‎своего‏ ‎товарища.

Любимец ‎Сталина

О ‎Чкалове ‎вождь ‎народов‏ ‎Иосиф‏ ‎Сталин,‏ ‎скорее ‎всего,‏ ‎услышал ‎во‏ ‎время ‎воздушного‏ ‎парада‏ ‎в ‎честь‏ ‎десятой ‎годовщины ‎Октябрьской ‎революции, ‎на‏ ‎котором ‎присутствовало‏ ‎высшее‏ ‎руководство ‎страны. ‎Показав‏ ‎несколько ‎сложных‏ ‎фигур ‎высшего ‎пилотажа, ‎Чкалов‏ ‎вызвал‏ ‎восхищение ‎зрителей,‏ ‎а ‎нарком‏ ‎Ворошилов ‎распорядился ‎выписать ‎ему ‎за‏ ‎мастерство‏ ‎денежную ‎премию.

Сталин‏ ‎запомнил ‎храброго‏ ‎летчика, ‎и ‎с ‎этого ‎момента‏ ‎за‏ ‎Чкаловым‏ ‎стали ‎приглядывать‏ ‎«высшие ‎силы».

В‏ ‎следующем ‎году‏ ‎во‏ ‎время ‎тренировочных‏ ‎полетов ‎Чкалов ‎угробил ‎два ‎новеньких‏ ‎самолета, ‎купленных‏ ‎за‏ ‎границей. ‎В ‎одном‏ ‎случае ‎он,‏ ‎зацепившись ‎за ‎телеграфные ‎провода,‏ ‎разбил‏ ‎самолет, ‎но‏ ‎сам ‎почти‏ ‎не ‎пострадал. ‎И ‎хотя ‎отчасти‏ ‎в‏ ‎этом ‎был‏ ‎виноват ‎командир‏ ‎звена, ‎разбиравшая ‎причины ‎аварий ‎комиссия‏ ‎сочла,‏ ‎что‏ ‎авария ‎стала‏ ‎следствием ‎грубого‏ ‎нарушения ‎устава,‏ ‎невнимательности‏ ‎и ‎хулиганства‏ ‎Чкалова. ‎Сказалась ‎его ‎дурная ‎репутация‏ ‎и ‎тянувшийся‏ ‎за‏ ‎ним ‎шлейф ‎нарушений‏ ‎дисциплины ‎и‏ ‎наказаний. ‎Чкалова ‎вновь ‎отдали‏ ‎под‏ ‎трибунал, ‎который‏ ‎приговорил ‎его‏ ‎к ‎году ‎тюрьмы.

Из ‎рядов ‎ВВС‏ ‎он‏ ‎был ‎изгнан‏ ‎с ‎убийственной‏ ‎характеристикой:

Недисциплинирован ‎как ‎в ‎воздухе, ‎так‏ ‎и‏ ‎на‏ ‎земле. ‎Не‏ ‎признает ‎никакого‏ ‎начальства: ‎особенно‏ ‎это‏ ‎выделяется ‎по‏ ‎отношению ‎к ‎непосредственным ‎его ‎командирам…‏ ‎Никакие ‎воспитательные‏ ‎меры‏ ‎на ‎него ‎не‏ ‎действуют

Из ‎характеристики‏ ‎Валерия ‎Чкалова

Однако ‎в ‎заключении‏ ‎Чкалов‏ ‎пробыл ‎недолго.‏ ‎Через ‎несколько‏ ‎недель ‎его ‎освободили ‎по ‎ходатайству‏ ‎самого‏ ‎Ворошилова, ‎но‏ ‎в ‎армию‏ ‎до ‎поры ‎не ‎вернули. ‎В‏ ‎качестве‏ ‎наказания‏ ‎летчика ‎отправили‏ ‎работать ‎в‏ ‎Осоавиахим ‎инструктором.‏ ‎Прошло‏ ‎почти ‎два‏ ‎года, ‎прежде ‎чем ‎его ‎восстановили‏ ‎в ‎звании‏ ‎и‏ ‎нашли ‎новую ‎работу‏ ‎— ‎летчиком-испытателем‏ ‎в ‎НИИ ‎ВВС. ‎Там‏ ‎он‏ ‎мог ‎летать‏ ‎на ‎новейших‏ ‎самолетах, ‎испытывая ‎их ‎возможности ‎всеми‏ ‎доступными‏ ‎ему ‎способами.


Новая‏ ‎работа ‎отлично‏ ‎подходила ‎независимому ‎и ‎любящему ‎риск‏ ‎Чкалову,‏ ‎его‏ ‎навыкам, ‎темпераменту‏ ‎и ‎жажде‏ ‎приключений.

Однажды ‎во‏ ‎время‏ ‎испытания ‎нового‏ ‎самолета ‎с ‎убирающимся ‎шасси ‎застряла‏ ‎его ‎левая‏ ‎«нога»‏ ‎— ‎трос, ‎который‏ ‎подтягивал ‎шасси,‏ ‎ослаб ‎и ‎свернулся ‎в‏ ‎петлю.‏ ‎Чтобы ‎его‏ ‎распутать, ‎Чкалов‏ ‎40 ‎минут ‎швырял ‎машину ‎из‏ ‎стороны‏ ‎в ‎сторону,‏ ‎делал ‎резкие‏ ‎развороты, ‎переворачивал ‎ее ‎колесами ‎вверх,‏ ‎но‏ ‎это‏ ‎не ‎помогало.‏ ‎Тогда ‎летчик‏ ‎швырнул ‎самолет‏ ‎с‏ ‎большой ‎высоты‏ ‎вниз ‎и ‎у ‎самой ‎земли‏ ‎резко ‎выровнял.‏ ‎От‏ ‎сильнейших ‎перегрузок ‎Чкалов‏ ‎на ‎мгновение‏ ‎потерял ‎сознание, ‎а ‎когда‏ ‎пришел‏ ‎в ‎себя,‏ ‎застрявшая ‎«нога»‏ ‎наконец ‎была ‎выпущена.

Очевидно, ‎Ворошилов ‎рассказывал‏ ‎Сталину‏ ‎о ‎воздушных‏ ‎приключениях ‎летчика-испытателя‏ ‎Валерия ‎Чкалова. ‎При ‎посещении ‎опытного‏ ‎военного‏ ‎аэродрома‏ ‎Сталин ‎спросил:‏ ‎«Почему ‎вы‏ ‎не ‎пользуетесь‏ ‎парашютом,‏ ‎а ‎обычно‏ ‎стараетесь ‎спасти ‎машину?»

Чкалов ‎ответил, ‎что‏ ‎летает ‎на‏ ‎ценных‏ ‎экспериментальных ‎самолетах, ‎которые‏ ‎надо ‎беречь‏ ‎во ‎что ‎бы ‎то‏ ‎ни‏ ‎стало. ‎И‏ ‎все ‎мысли‏ ‎у ‎него ‎о ‎том, ‎чтобы‏ ‎благополучно‏ ‎довести ‎их‏ ‎до ‎посадки.‏ ‎«Ваша ‎жизнь ‎нам ‎дороже ‎любой‏ ‎машины,‏ ‎—‏ ‎сказал ‎Сталин.‏ ‎— ‎Надо‏ ‎пользоваться ‎парашютом,‏ ‎если‏ ‎есть ‎в‏ ‎этом ‎нужда!»

Чкалова ‎попросили ‎показать ‎большому‏ ‎гостю ‎фигурные‏ ‎полеты.‏ ‎Летчик ‎запустил ‎мотор‏ ‎и ‎свечой‏ ‎взвился ‎в ‎воздух.

«Я ‎старался‏ ‎проделать‏ ‎самые ‎сложные‏ ‎фигуры ‎особенно‏ ‎красиво ‎и ‎легко. ‎В ‎ушах‏ ‎все‏ ‎еще ‎звучали‏ ‎слова ‎Сталина.‏ ‎Я ‎думал ‎о ‎нем. ‎Я‏ ‎знал,‏ ‎что‏ ‎он ‎следит‏ ‎за ‎мной…‏ ‎Много ‎дней‏ ‎я‏ ‎обдумывал ‎все‏ ‎сказанное ‎Сталиным ‎и ‎сделал ‎для‏ ‎себя ‎ряд‏ ‎практических‏ ‎выводов: ‎стал ‎летать‏ ‎много ‎дисциплинированнее,‏ ‎стал ‎в ‎воздухе ‎спокойнее.‏ ‎Меня‏ ‎поразила ‎ясная‏ ‎сила ‎сталинских‏ ‎слов: ‎жизнь ‎летчика ‎дороже ‎машины…‏ ‎Сталина‏ ‎летчики ‎любят‏ ‎крепко, ‎по-особенному,‏ ‎всей ‎душой. ‎И ‎Сталин ‎любит‏ ‎летчиков.‏ ‎Сталин‏ ‎лелеет, ‎бережет‏ ‎их… ‎Разве‏ ‎можно ‎представить‏ ‎лучшего‏ ‎друга, ‎учителя,‏ ‎отца…»

Валерий ‎Чкалов

Сейчас ‎сложно ‎понять, ‎насколько‏ ‎искренним ‎был‏ ‎Чкалов,‏ ‎признаваясь ‎в ‎любви‏ ‎к ‎Сталину.‏ ‎Но ‎то, ‎что ‎о‏ ‎своем‏ ‎восхищении ‎вождем‏ ‎мирового ‎пролетариата‏ ‎летчик ‎говорил ‎и ‎писал ‎многократно,‏ ‎—‏ ‎это ‎факт.‏ ‎Сталин ‎симпатизировал‏ ‎и ‎доверял ‎Чкалову, ‎насколько ‎он‏ ‎вообще‏ ‎был‏ ‎способен ‎кому-то‏ ‎доверять. ‎Есть‏ ‎свидетельства ‎о‏ ‎том,‏ ‎что ‎в‏ ‎ноябре ‎1938 ‎года, ‎за ‎месяц‏ ‎до ‎гибели‏ ‎Чкалова,‏ ‎Сталин ‎предложил ‎ему‏ ‎должность ‎наркома‏ ‎внутренних ‎дел. ‎Отказаться ‎напрямую‏ ‎Чкалов‏ ‎не ‎посмел,‏ ‎но ‎сказал,‏ ‎что ‎должен ‎сначала ‎закончить ‎испытания‏ ‎нового‏ ‎самолета. ‎Пост‏ ‎занял ‎Лаврентий‏ ‎Берия, а ‎Чкалов ‎погиб, ‎и ‎обстоятельства‏ ‎его‏ ‎смерти‏ ‎до ‎сих‏ ‎пор ‎вызывают‏ ‎вопросы.

Герой

В ‎1930-е‏ ‎годы‏ ‎культ ‎личности‏ ‎Сталина ‎в ‎СССР ‎был ‎не‏ ‎единственным ‎культом‏ ‎народа,‏ ‎строившего ‎светлое ‎будущее‏ ‎в ‎одной‏ ‎отдельно ‎взятой ‎стране. ‎Помимо‏ ‎героев‏ ‎революции, ‎соратников‏ ‎великих ‎Ленина‏ ‎и ‎Сталина, ‎чтились ‎Герои ‎Труда,‏ ‎лучшие‏ ‎представители ‎пролетарского‏ ‎искусства ‎и‏ ‎культуры, ‎полярники ‎и ‎летчики. ‎Чкалов‏ ‎был‏ ‎летчиком‏ ‎и ‎полярником‏ ‎одновременно.

Всенародную ‎славу‏ ‎ему ‎принес‏ ‎беспосадочный‏ ‎перелет ‎на‏ ‎специально ‎созданном ‎для ‎дальних ‎полетов‏ ‎самолете ‎«РД»‏ ‎(АНТ-25,‏ ‎«РД» ‎означает ‎«рекорд‏ ‎дальности») ‎по‏ ‎маршруту ‎Москва ‎— ‎Земля‏ ‎Франца-Иосифа‏ ‎— ‎Северная‏ ‎Земля ‎—‏ ‎Петропавловск-Камчатский ‎— ‎остров ‎Удд, ‎стартовавший‏ ‎20‏ ‎июля ‎1936‏ ‎года ‎и‏ ‎продолжавшийся ‎56 ‎часов ‎20 ‎минут‏ ‎до‏ ‎посадки‏ ‎на ‎песчаной‏ ‎косе ‎острова‏ ‎Удд ‎в‏ ‎Сахалинском‏ ‎заливе ‎Охотского‏ ‎моря.

Протяженность ‎маршрута ‎— ‎9374 ‎километра‏ ‎— ‎превышала‏ ‎тогдашний‏ ‎мировой ‎рекорд ‎беспосадочных‏ ‎полетов ‎(9105‏ ‎километров), ‎однако ‎в ‎качестве‏ ‎официального‏ ‎рекорд ‎засчитан‏ ‎не ‎был,‏ ‎так ‎как ‎в ‎то ‎время‏ ‎учитывалось‏ ‎лишь ‎расстояние‏ ‎по ‎прямой.‏ ‎Для ‎советского ‎народа ‎подобные ‎буржуазные‏ ‎формальности‏ ‎значения‏ ‎не ‎имели,‏ ‎тем ‎более‏ ‎что ‎значительная‏ ‎часть‏ ‎полета ‎проходила‏ ‎за ‎Полярным ‎кругом, ‎в ‎исключительно‏ ‎суровых ‎условиях.

За‏ ‎этот‏ ‎подвиг ‎Валерий ‎Чкалов‏ ‎и ‎члены‏ ‎его ‎экипажа ‎были ‎удостоены‏ ‎званий‏ ‎Героя ‎Советского‏ ‎Союза

Однако ‎перелет‏ ‎из ‎Москвы ‎на ‎Камчатку ‎был‏ ‎лишь‏ ‎репетицией ‎и‏ ‎прологом ‎к‏ ‎главному ‎событию ‎— ‎беспосадочному ‎перелету‏ ‎из‏ ‎Москвы‏ ‎в ‎США‏ ‎через ‎Северный‏ ‎полюс ‎на‏ ‎том‏ ‎же ‎самом‏ ‎самолете ‎АНТ-25, ‎который ‎состоялся ‎18–20‏ ‎июня ‎1937‏ ‎года.‏ ‎После ‎этого ‎имя‏ ‎Чкалова ‎стало‏ ‎известно ‎во ‎всем ‎мире.

Молодой‏ ‎Советской‏ ‎России были ‎нужны‏ ‎настоящие, ‎молодые,‏ ‎красивые ‎и ‎отважные ‎герои. ‎Летом‏ ‎1938‏ ‎года ‎Чкалов‏ ‎превратился ‎в‏ ‎главного ‎супергероя ‎Страны ‎Советов, ‎обожаемого‏ ‎народом‏ ‎и‏ ‎обласканного ‎властью.

«Отца‏ ‎убрали ‎потому,‏ ‎что ‎он‏ ‎имел‏ ‎большое ‎влияние‏ ‎на ‎Сталина»

Чкалову ‎не ‎раз ‎предлагали‏ ‎высокие ‎посты,‏ ‎но‏ ‎его ‎тянуло ‎в‏ ‎небо, ‎а‏ ‎не ‎в ‎кабинеты. ‎Вряд‏ ‎ли‏ ‎он ‎понимал,‏ ‎что ‎тяга‏ ‎к ‎самолетам ‎и ‎станет ‎причиной‏ ‎его‏ ‎смерти.

На ‎календаре‏ ‎15 ‎декабря‏ ‎1938 ‎года. ‎Стоял ‎яркий ‎морозный‏ ‎и‏ ‎ветреный‏ ‎зимний ‎день.‏ ‎Чкалову ‎предстояло‏ ‎испытание ‎нового‏ ‎истребителя‏ ‎И-180. ‎Это‏ ‎был ‎первый ‎полет ‎перспективного ‎боевого‏ ‎самолета. ‎Конструктор‏ ‎Николай‏ ‎Поликарпов и ‎испытатель ‎Валерий‏ ‎Чкалов ‎очень‏ ‎хотели ‎сделать ‎подарок ‎родине‏ ‎к‏ ‎7 ‎ноября.‏ ‎Спешили, ‎но‏ ‎к ‎сроку ‎самолет ‎готов ‎не‏ ‎был.

Первый‏ ‎испытательный ‎полет‏ ‎несколько ‎раз‏ ‎откладывали. ‎2 ‎декабря ‎уже ‎в‏ ‎собранной‏ ‎машине‏ ‎обнаружили ‎190‏ ‎дефектов. ‎На‏ ‎их ‎устранение‏ ‎отвели‏ ‎всего ‎десять‏ ‎дней. ‎12 ‎декабря ‎при ‎наземной‏ ‎рулежке ‎у‏ ‎И-180‏ ‎сломалась ‎тяга ‎газа.‏ ‎Тем ‎не‏ ‎менее ‎15 ‎декабря ‎Чкалов‏ ‎продавил‏ ‎разрешение ‎на‏ ‎первый ‎полет.‏ ‎Препятствовать ‎герою ‎никто ‎не ‎решился.

Полетное‏ ‎задание‏ ‎включало ‎круг‏ ‎над ‎аэродромом‏ ‎и ‎посадку. ‎Но ‎Чкалов, ‎сделав‏ ‎круг,‏ ‎и‏ ‎не ‎подумал‏ ‎садиться, ‎вместо‏ ‎этого ‎он‏ ‎ушел‏ ‎на ‎второй‏ ‎круг, ‎более ‎того ‎— ‎ушел‏ ‎за ‎пределы‏ ‎аэродрома.

В‏ ‎тот ‎день ‎был‏ ‎мороз ‎около‏ ‎25 ‎градусов. ‎На ‎втором‏ ‎круге‏ ‎мотор ‎отказал.‏ ‎Планируя, ‎Чкалов‏ ‎пытался ‎дотянуть ‎до ‎посадочной ‎полосы,‏ ‎но‏ ‎расстояние ‎оказалось‏ ‎слишком ‎большим.‏ ‎Примерно ‎в ‎километре ‎от ‎аэродрома‏ ‎И-180‏ ‎упал.

«Самолет‏ ‎обнаружен ‎на‏ ‎территории ‎дровяного‏ ‎склада ‎(Магистральная‏ ‎ул.,‏ ‎д. ‎№‏ ‎13) ‎возле ‎Хорошевского ‎шоссе. ‎Самолет‏ ‎при ‎снижении‏ ‎зацепил‏ ‎и ‎оборвал ‎провода‏ ‎на ‎территории‏ ‎склада ‎и, ‎развернувшись, ‎врезался‏ ‎в‏ ‎кучу ‎дровяных‏ ‎отходов. ‎При‏ ‎ударе ‎т. ‎Чкалова ‎выбросило ‎вперед‏ ‎на‏ ‎10-15 ‎метров‏ ‎вместе ‎с‏ ‎хвостовой ‎частью ‎фюзеляжа, ‎управлением ‎и‏ ‎сиденьем.‏ ‎Передняя‏ ‎часть ‎самолета‏ ‎разбита. ‎Пожара‏ ‎не ‎было.‏ ‎Т.‏ ‎Чкалов ‎был‏ ‎тотчас ‎же ‎взят ‎еще ‎живым‏ ‎работниками ‎склада‏ ‎и‏ ‎доставлен ‎в ‎Боткинскую‏ ‎больницу, ‎где‏ ‎скончался ‎через ‎несколько ‎минут».

По‏ ‎свидетельству‏ ‎очевидцев, ‎последними‏ ‎словами ‎Валерия‏ ‎Чкалова ‎были:

В ‎случившемся ‎прошу ‎никого‏ ‎не‏ ‎винить, ‎виноват‏ ‎я ‎сам.

Тем‏ ‎не ‎менее ‎сразу ‎после ‎катастрофы‏ ‎были‏ ‎арестованы‏ ‎около ‎40‏ ‎человек, ‎в‏ ‎том ‎числе‏ ‎заместитель‏ ‎Поликарпова ‎авиаконструктор‏ ‎Дмитрий ‎Томашевич, ‎директор ‎завода ‎№‏ ‎156 ‎Михаил‏ ‎Усачев, начальник‏ ‎Летно-испытательной ‎станции ‎полковник‏ ‎Виктор ‎Порай,‏ ‎начальник ‎главка ‎авиационной ‎промышленности‏ ‎Семен‏ ‎Беляйкин ‎и‏ ‎другие ‎люди,‏ ‎прямо ‎или ‎косвенно ‎причастные ‎к‏ ‎испытаниям‏ ‎И-180. ‎Усачев‏ ‎и ‎Беляйкин‏ ‎получили ‎по ‎15 ‎лет, ‎Порай‏ ‎—‏ ‎10.‏ ‎Последний ‎сгинул‏ ‎в ‎лагерях.‏ ‎Беляйкин ‎освободился‏ ‎в‏ ‎1945-м ‎и‏ ‎вскоре ‎погиб ‎при ‎невыясненных ‎обстоятельствах.‏ ‎Томашевича ‎и‏ ‎Усачева‏ ‎вернули ‎в ‎1943‏ ‎году: ‎советскому‏ ‎авиапрому ‎были ‎нужны ‎опытные‏ ‎специалисты.

Комиссии,‏ ‎занимавшиеся ‎разбором‏ ‎катастрофы ‎в‏ ‎1938 ‎и ‎1955 ‎годах, ‎пришли‏ ‎к‏ ‎заключению, ‎что‏ ‎ее ‎причиной‏ ‎стал ‎«отказ ‎мотора ‎в ‎результате‏ ‎его‏ ‎переохлаждения‏ ‎и ‎ненадежной‏ ‎конструкции ‎управления‏ ‎газом».

В ‎конце‏ ‎1980-х‏ ‎— ‎начале‏ ‎1990-х ‎в ‎перестроечной ‎прессе ‎появились‏ ‎публикации, ‎авторы‏ ‎которых‏ ‎придерживались ‎версии ‎умышленного‏ ‎устранения ‎знаменитого‏ ‎летчика. ‎В ‎частности, ‎так‏ ‎считали‏ ‎его ‎дети‏ ‎Валерия ‎Валерьевна‏ ‎и ‎Игорь ‎Валерьевич ‎Чкаловы. ‎По‏ ‎версии‏ ‎дочери, ‎«отца‏ ‎убрали ‎потому,‏ ‎что ‎он ‎имел ‎большое ‎влияние‏ ‎на‏ ‎Сталина».‏ ‎Впрочем, ‎никаких‏ ‎убедительных ‎доказательств‏ ‎убийства ‎никто‏ ‎предъявить‏ ‎не ‎смог.

16 декабря‏ ‎1938 ‎года ‎все ‎радиостанции ‎Советского‏ ‎Союза ‎передали‏ ‎правительственное‏ ‎сообщение ‎о ‎«гибели‏ ‎великого ‎летчика‏ ‎нашего ‎времени, ‎Героя ‎Советского‏ ‎Союза‏ ‎товарища ‎Валерия‏ ‎Павловича ‎Чкалова‏ ‎при ‎испытании ‎нового ‎самолета».

Торжественное ‎прощание‏ ‎прошло‏ ‎в ‎Колонном‏ ‎зале ‎Дома‏ ‎Союзов. ‎Несмотря ‎на ‎сильные ‎морозы‏ ‎люди‏ ‎выстаивали‏ ‎многие ‎часы,‏ ‎чтобы ‎подойти‏ ‎к ‎гробу‏ ‎прославленного‏ ‎авиатора. ‎За‏ ‎два ‎с ‎половиной ‎дня ‎это‏ ‎сделали ‎более‏ ‎полумиллиона‏ ‎человек. ‎На ‎траурном‏ ‎митинге ‎актер‏ ‎Иван ‎Москвин назвал ‎Чкалова ‎русским‏ ‎самородком,‏ ‎а ‎писатель‏ ‎Алексей ‎Толстой — богатырем‏ ‎советской ‎земли. ‎Урна ‎с ‎прахом‏ ‎Чкалова‏ ‎была ‎помещена‏ ‎в ‎Кремлевскую‏ ‎стену. ‎Позже ‎туда ‎же ‎отправят‏ ‎Сталина,‏ ‎на‏ ‎эру ‎которого‏ ‎и ‎пришелся‏ ‎яркий ‎жизненный‏ ‎путь‏ ‎летчика.

ИСТОЧНИК

Слушать: 14+ мин
logo Diodand

Случай С Механиком, Выпавшим Из Самолета

Доступно подписчикам уровня
«Зритель»
Подписаться за 100₽ в месяц

Читать: 1+ мин
logo Diodand

[ЭКСКЛЮЗИВ] Мемуары Перегонщика Самолетов Из США В СССР

Доступно подписчикам уровня
«Благодарный Слушатель»
Подписаться за 350₽ в месяц

Слушать: 1 час 0+ мин
logo Diodand

Интервью С Членом Советского Экипажа Бомбардировщика B-25

Доступно подписчикам уровня
«Зритель»
Подписаться за 100₽ в месяц

Смотреть: 9 час 59+ мин
logo Фильм, фильм, фильм...

Второе восстание Спартака

Доступно подписчикам уровня
«Промо уровень»
Подписаться за 100₽ в месяц

Спартак Котляревский был русским летчиком, бомбившим Берлин в августе 1941-го. Но вместо Звезды Героя он получил тюремный срок. И теперь у Спартака, как у его тезки, римского гладиатора, две тысячи лет назад, остался единственный выход – восстание. Котляревский организует самый крупный бунт заключенных за всю историю советского режима. Наперекор судьбе Спартак вырывается на волю, чтобы вернуться к любимой..

Смотреть: 2 час 15+ мин
logo Фильм, фильм, фильм...

Экипаж

Доступно подписчикам уровня
«Промо уровень»
Подписаться за 100₽ в месяц

Экипаж самолета, перевозящего грузы и пассажиров, попадает в ситуацию, по сравнению с которой конец света может показаться детской забавой — в аэропорту, где приземлился самолет, землетрясение. Извергается огненная лава, земля уходит из под ног, все вокруг горит и рушится, людей охватывает ужас, возникает паника. После прибытия самолета происходит огромной силы новый толчок. Взлетная полоса повреждена...

Смотреть: 1 час 23+ мин
logo Фильм, фильм, фильм...

Небесный тихоход

«Небе́сный ‎тихохо́д»‏ ‎— ‎советский ‎музыкальный ‎художественный ‎фильм,‏ ‎поставленный ‎в‏ ‎1945‏ ‎году ‎режиссёром ‎Семёном‏ ‎Тимошенко.

Сюжет

Фильм ‎повествует‏ ‎о ‎трёх ‎фронтовых ‎друзьях,‏ ‎лётчиках-истребителях‏ ‎Булочкине, ‎Туче‏ ‎и ‎Кайсарове,‏ ‎которые ‎поклялись ‎до ‎конца ‎войны‏ ‎«не‏ ‎влюбляться ‎даже‏ ‎в ‎самых‏ ‎красивых ‎девчат».

Однако ‎одному ‎из ‎них‏ ‎—‏ ‎майору‏ ‎Василию ‎Васильевичу‏ ‎Булочкину ‎(Николай‏ ‎Крючков) ‎—‏ ‎по‏ ‎состоянию ‎здоровья‏ ‎после ‎ранения ‎запрещено ‎летать ‎на‏ ‎скоростных ‎самолётах,‏ ‎и‏ ‎он ‎вынужден ‎продолжать‏ ‎службу ‎в‏ ‎ночной ‎бомбардировочной ‎авиации ‎на‏ ‎лёгких‏ ‎самолётах ‎«У-2»‏ ‎(«По-2»). ‎Майор,‏ ‎привыкший ‎к ‎большим ‎скоростям ‎истребителя,‏ ‎обескуражен‏ ‎перспективой ‎летать‏ ‎на ‎«небесных‏ ‎тихоходах».

Кроме ‎того, ‎весь ‎персонал ‎эскадрильи‏ ‎У-2‏ ‎состоит‏ ‎из ‎одних‏ ‎девушек. ‎Столкнувшись‏ ‎благодаря ‎этому‏ ‎с‏ ‎лётчицами ‎женской‏ ‎эскадрильи, ‎друзья ‎один ‎за ‎другим‏ ‎нарушают ‎своё‏ ‎жизненное‏ ‎обязательство. ‎Первым ‎нарушает‏ ‎клятву ‎Кайсаров,‏ ‎за ‎ним ‎следует ‎Туча.‏ ‎С‏ ‎приходом ‎на‏ ‎аэродром ‎корреспондентки‏ ‎«Пионерской ‎правды» ‎Валентины ‎Петровой ‎наступает‏ ‎очередь‏ ‎и ‎майора‏ ‎Булочкина.

Булочкин, ‎летая‏ ‎на ‎У-2, ‎убеждается, ‎что ‎недостатки‏ ‎этого‏ ‎самолёта‏ ‎оборачиваются ‎неоценимыми‏ ‎достоинствами ‎в‏ ‎некоторых ‎обстоятельствах.‏ ‎Булочкин‏ ‎отказывается ‎от‏ ‎предложения ‎командования ‎вновь ‎вернуться ‎в‏ ‎истребительную ‎авиацию.

Новая‏ ‎редакция

Фильм‏ ‎был ‎восстановлен ‎на‏ ‎киностудии ‎«Ленфильм»‏ ‎в ‎1970 ‎году. ‎Картина‏ ‎подверглась‏ ‎переозвучиванию ‎в‏ ‎основном ‎с‏ ‎участием ‎тех ‎же ‎актёров. ‎Этим‏ ‎объясняется‏ ‎то, ‎что,‏ ‎например, ‎старший‏ ‎лейтенант ‎Кутузова ‎говорит ‎отчётливо ‎пожилым‏ ‎голосом:‏ ‎во‏ ‎время ‎переозвучки‏ ‎исполнительнице ‎этой‏ ‎роли ‎Людмиле‏ ‎Глазовой‏ ‎было ‎уже‏ ‎за ‎шестьдесят. ‎Фаина ‎Раневская ‎не‏ ‎смогла ‎присутствовать‏ ‎на‏ ‎записи ‎из-за ‎гастролей,‏ ‎и ‎её‏ ‎героиню ‎озвучила ‎Анна ‎Лисянская.‏ ‎Раневская‏ ‎узнала ‎об‏ ‎этом ‎уже‏ ‎после ‎выхода ‎фильма ‎на ‎экраны‏ ‎и‏ ‎осталась ‎крайне‏ ‎недовольна. ‎В‏ ‎отличие ‎от ‎оригинальной ‎версии, ‎восстановленная‏ ‎версия‏ ‎на‏ ‎10 ‎минут‏ ‎короче. ‎Оригинальная‏ ‎версия ‎фильма‏ ‎в‏ ‎2011 ‎году‏ ‎выпущена ‎с ‎полной ‎реставрацией ‎на‏ ‎DVD ‎и‏ ‎Blu-ray‏ ‎(HD).

Цветная ‎версия

К ‎2012‏ ‎году ‎по‏ ‎заказу ‎«Первого ‎канала» ‎были‏ ‎завершены‏ ‎работы ‎по‏ ‎реставрации ‎и‏ ‎колоризации ‎фильма. ‎В ‎колоризированной ‎версии‏ ‎фильм‏ ‎был ‎показан‏ ‎6 ‎мая‏ ‎2012 ‎года. ‎Цветная ‎версия ‎была‏ ‎без‏ ‎купюр,‏ ‎включая ‎оригинальные‏ ‎голоса ‎персонажей,‏ ‎в ‎том‏ ‎числе‏ ‎и ‎голос‏ ‎Фаины ‎Раневской.

Видео

В ‎1990-е ‎годы ‎фильм‏ ‎был ‎выпущен‏ ‎на‏ ‎видеокассетах ‎студией ‎48‏ ‎часов, ‎АОЗТ‏ ‎«Формат», ‎позже ‎— ‎«Восток‏ ‎В»,‏ ‎а ‎в‏ ‎начале ‎2000-х‏ ‎годов ‎— ‎«Мастер ‎Тэйп». ‎В‏ ‎2000-е‏ ‎годы ‎фильм‏ ‎отреставрирован ‎и‏ ‎выпущен ‎на ‎DVD ‎объединением ‎«Крупный‏ ‎план»,‏ ‎21‏ ‎апреля ‎2005‏ ‎года ‎выпущен‏ ‎студией ‎«Союз‏ ‎Видео»‏ ‎на ‎DVD.‏ ‎Также ‎выпущен ‎на ‎DVD ‎дистрибьюторами‏ ‎«Мастер ‎Тэйп»,‏ ‎а‏ ‎в ‎2007 ‎году‏ ‎— ‎«Видеобаза».

Продолжение

В‏ ‎1974 ‎году ‎на ‎Рижской‏ ‎киностудии‏ ‎был ‎снят‏ ‎по ‎сценарию‏ ‎Юрия ‎Яковлева ‎фильм ‎«Верный ‎друг‏ ‎Санчо».‏ ‎Дедушкой ‎одной‏ ‎из ‎героинь‏ ‎фильма ‎девочки ‎Риты ‎является ‎генерал‏ ‎авиации‏ ‎в‏ ‎отставке, ‎роль‏ ‎которого ‎исполняет‏ ‎Василий ‎Меркурьев.‏ ‎И‏ ‎хотя ‎в‏ ‎фильме ‎не ‎называется ‎его ‎фамилия,‏ ‎но ‎некоторые‏ ‎отсылки‏ ‎дают ‎понять, ‎что‏ ‎это ‎и‏ ‎есть ‎тот ‎самый ‎бывший‏ ‎старший‏ ‎лейтенант ‎Туча‏ ‎из ‎кинофильма‏ ‎«Небесный ‎тихоход». ‎В ‎частности, ‎на‏ ‎стене‏ ‎квартиры, ‎где‏ ‎проживает ‎семья‏ ‎Риты, ‎можно ‎заметить, ‎среди ‎снимков‏ ‎военного‏ ‎прошлого‏ ‎деда, ‎фотографию‏ ‎его ‎боевых‏ ‎друзей, ‎а‏ ‎именно:‏ ‎капитана ‎Кайсарова‏ ‎(Василий ‎Нещипленко), ‎старшего ‎лейтенанта ‎Кутузовой‏ ‎(Людмила ‎Глазова)‏ ‎и‏ ‎майора ‎Булочкина ‎(Николай‏ ‎Крючков), ‎на‏ ‎фоне ‎самолёта ‎У-2. ‎Помимо‏ ‎этого‏ ‎в ‎фильме‏ ‎есть ‎эпизод,‏ ‎где ‎в ‎исполнении ‎Василия ‎Меркурьева‏ ‎звучит‏ ‎песня ‎«Пора‏ ‎в ‎путь-дорогу».

Критика

Руководитель‏ ‎советской ‎кинематографии ‎И. ‎Г. ‎Большаков‏ ‎писал,‏ ‎что‏ ‎фильм ‎неудачный.‏ ‎Он ‎утверждал:‏ ‎«Все ‎любовные‏ ‎перипетии‏ ‎героев ‎происходят‏ ‎на ‎фоне ‎боевых ‎событий: ‎бомбежек,‏ ‎воздушных ‎боев,‏ ‎но‏ ‎это ‎только ‎фон,‏ ‎и ‎он‏ ‎не ‎спасает ‎фильм ‎от‏ ‎пошлости‏ ‎и ‎фальши».

Кинокритик‏ ‎Ростислав ‎Юренев‏ ‎вскоре ‎после ‎выхода ‎фильма ‎написал‏ ‎разгромную‏ ‎рецензию. ‎В‏ ‎частности, ‎он‏ ‎написал: ‎«Фильм ‎фальшив, ‎и ‎дело‏ ‎здесь‏ ‎не‏ ‎в ‎жанре,‏ ‎а ‎в‏ ‎„стиле“ ‎лакировки,‏ ‎легкомыслия,‏ ‎безыдейности, ‎заимствованном‏ ‎из ‎старой ‎оперетки ‎и ‎худших‏ ‎американских ‎ревю».‏ ‎Он‏ ‎утверждал: ‎«… ‎достоинства‏ ‎актёрской ‎игры,‏ ‎операторского ‎мастерства, ‎музыкального ‎сопровождения‏ ‎не‏ ‎могут ‎сделать‏ ‎фильм ‎хорошим,‏ ‎а ‎лишь ‎делают ‎его ‎недостатки‏ ‎более‏ ‎ощутимыми. ‎Потому,‏ ‎что ‎идеи‏ ‎в ‎фильме ‎нет, ‎если ‎не‏ ‎считать‏ ‎идеей‏ ‎опровержение ‎заведомой‏ ‎нелепости ‎о‏ ‎несостоятельности ‎любви‏ ‎во‏ ‎время ‎войны.‏ ‎Потому, ‎что ‎лётный, ‎военный ‎материал‏ ‎в ‎фильме‏ ‎обеднён‏ ‎и ‎извращён. ‎Потому,‏ ‎что ‎характеры‏ ‎героев ‎надуманы, ‎не ‎типичны».

Позже‏ ‎Р.‏ ‎Юренев ‎написал,‏ ‎что ‎«успех‏ ‎оператора ‎и ‎композитора, ‎удача ‎нескольких‏ ‎эпизодических‏ ‎персонажей ‎и‏ ‎проходных ‎сцен‏ ‎не ‎могли, ‎конечно, ‎искупить ‎серьёзных‏ ‎идейно-художественных‏ ‎недостатков‏ ‎фильма». ‎При‏ ‎этом ‎он‏ ‎повторил ‎написанное‏ ‎им‏ ‎в ‎1946‏ ‎году: ‎«О ‎чём ‎говорят ‎„Небесный‏ ‎тихоход“ ‎и‏ ‎подобные‏ ‎ему ‎фильмы? ‎О‏ ‎том, ‎что‏ ‎воевать ‎приятно ‎и ‎просто?‏ ‎О‏ ‎том, ‎что‏ ‎мы ‎победили‏ ‎легко?».

В ‎биографии ‎режиссёра ‎Тимошенко ‎киновед‏ ‎Игорь‏ ‎Раздорский ‎констатировал:‏ ‎«В ‎послевоенные‏ ‎годы ‎на ‎наших ‎экранах ‎с‏ ‎успехом‏ ‎прошла‏ ‎музыкальная ‎комедия‏ ‎Тимошенко ‎„Небесный‏ ‎тихоход“. ‎Правда,‏ ‎кинокритики‏ ‎не ‎раз‏ ‎упрекали ‎режиссёра ‎за ‎легковесное ‎решение‏ ‎героической ‎темы,‏ ‎за‏ ‎поверхностность ‎в ‎разработке‏ ‎характеров ‎героев».‏ ‎Он ‎также ‎считал, ‎что‏ ‎«многие‏ ‎упреки ‎справедливы:‏ ‎фабула ‎картины‏ ‎примитивна, ‎персонажи ‎её ‎раскрываются ‎в‏ ‎условно-опереточном‏ ‎ключе».

Киновед ‎Александр‏ ‎Фёдоров ‎указывал:‏ ‎«Со ‎временем ‎такого ‎рода ‎мнения‏ ‎забылись,‏ ‎а‏ ‎комедия ‎„Небесный‏ ‎тихоход“ ‎продолжала‏ ‎оставаться ‎в‏ ‎советском,‏ ‎а ‎потом‏ ‎и ‎российском ‎медийном ‎репертуаре, ‎о‏ ‎чём, ‎в‏ ‎частности,‏ ‎свидетельствует ‎её ‎реставрация‏ ‎и ‎колоризация».

Киновед‏ ‎Марина ‎Жежеленко ‎писала: ‎«Разумеется,‏ ‎эта‏ ‎комедия ‎о‏ ‎войне, ‎в‏ ‎которой ‎вся ‎атмосфера ‎была ‎мифологической‏ ‎и‏ ‎далёкой ‎от‏ ‎действительности, ‎не‏ ‎заслуживала ‎гневной ‎отповеди ‎…». ‎Она‏ ‎отмечала,‏ ‎что‏ ‎в ‎фильме‏ ‎«хороши ‎актёрские‏ ‎работы ‎Николая‏ ‎Крючкова‏ ‎и ‎Василия‏ ‎Меркурьева», ‎«из ‎женских ‎образов ‎наиболее‏ ‎запоминающийся ‎—‏ ‎хорошенькая‏ ‎военная ‎журналистка, ‎дочь‏ ‎генерала ‎(Алла‏ ‎Парфаньяк)».

Уже ‎упомянутый ‎И. ‎Раздорский‏ ‎резюмировал:‏ ‎«… ‎огромный‏ ‎прокатный ‎успех‏ ‎фильма ‎нельзя ‎сбросить ‎со ‎счётов‏ ‎и‏ ‎вряд ‎ли‏ ‎можно ‎объяснить‏ ‎лишь ‎недостаточной ‎требовательностью ‎зрителей. ‎„Небесный‏ ‎тихоход“‏ ‎послужил‏ ‎как ‎бы‏ ‎своего ‎рода‏ ‎„разрядкой“ ‎после‏ ‎напряжения‏ ‎военных ‎лет,‏ ‎фильм ‎оказался ‎созвучным ‎радостному, ‎приподнятому‏ ‎настроению, ‎рождённому‏ ‎великой‏ ‎победой ‎народа ‎над‏ ‎фашистской ‎Германией».

Писательница‏ ‎Алина ‎Ермолаева ‎писала: ‎«Фильм‏ ‎пролил‏ ‎настоящий ‎чудодейственный‏ ‎бальзам ‎на‏ ‎израненные ‎войной ‎души ‎людей. ‎В‏ ‎нём‏ ‎много ‎жизни,‏ ‎несмотря ‎на‏ ‎условности ‎и ‎порой ‎неприкрытую ‎неправдоподобность.‏ ‎Бывают‏ ‎такие‏ ‎ленты ‎—‏ ‎своеобразные ‎таблетки‏ ‎для ‎поднятия‏ ‎настроения,‏ ‎„Небесный ‎тихоход“‏ ‎– ‎одна ‎из ‎них».

Автор ‎журнала‏ ‎«Сеанс» ‎Виктория‏ ‎Сафронова‏ ‎считала: ‎«В ‎„Небесном‏ ‎тихоходе“ ‎нет‏ ‎проходных, ‎ненужных ‎для ‎сюжета‏ ‎персонажей‏ ‎… ‎Образы‏ ‎шести ‎основных‏ ‎героев ‎прописаны ‎в ‎той ‎степени‏ ‎подробности,‏ ‎которая ‎соответствует‏ ‎первостепенности ‎роли».

Слушать: 20+ мин
logo Diodand

Интервью С Немецким Асом Штейнхоффом

Доступно подписчикам уровня
«Зритель»
Подписаться за 100₽ в месяц

Слушать: 2 час 0+ мин
logo Diodand

Миги В Небе Вьетнама. Воспоминания Советского Летчика

Доступно подписчикам уровня
«Зритель»
Подписаться за 100₽ в месяц

Слушать: 4 час 28+ мин
logo Diodand

[ЭКСКЛЮЗИВ] Воспоминания Советского Летчика О Боях В Китае

Доступно подписчикам уровня
«Благодарный Слушатель»
Подписаться за 350₽ в месяц

Слушать: 53+ мин
logo Diodand

Интервью Со Стрелком B-29

Доступно подписчикам уровня
«Зритель»
Подписаться за 100₽ в месяц

Слушать: 35+ мин
logo Diodand

Записки Испытателя Бомбардировщиков

Доступно подписчикам уровня
«Зритель»
Подписаться за 100₽ в месяц

Слушать: 1 час 20+ мин
logo Diodand

Записки Японского Летчика-Пикировщика

Доступно подписчикам уровня
«Зритель»
Подписаться за 100₽ в месяц

Слушать: 17+ мин
logo Diodand

Как Советские Летчики Бомбили Тайвань

Доступно подписчикам уровня
«Зритель»
Подписаться за 100₽ в месяц

Слушать: 51+ мин
logo Diodand

[ЭКСКЛЮЗИВ] Воспоминания Летчика Фантома, Попавшего во Вьетнамский Плен

Доступно подписчикам уровня
«Благодарный Слушатель»
Подписаться за 350₽ в месяц

Слушать: 9+ мин
logo Diodand

Главная Проблема И-185. Записки Испытателя

Доступно подписчикам уровня
«Зритель»
Подписаться за 100₽ в месяц

Слушать: 7+ мин
logo Diodand

"Летающая Курица" ДБ-ЛК. Воспоминания Летчика-Испытателя

Доступно подписчикам уровня
«Зритель»
Подписаться за 100₽ в месяц

Слушать: 50+ мин
logo Diodand

[ЭКСКЛЮЗИВ] Проект "Звено" - Советский Воздушный Авианосец.

Доступно подписчикам уровня
«Благодарный Слушатель»
Подписаться за 350₽ в месяц

Слушать: 11+ мин
logo Diodand

Записки Испытателя. Бесхвостые К-12 и "Полблина" БИЧ-14

Доступно подписчикам уровня
«Зритель»
Подписаться за 100₽ в месяц

Слушать: 13+ мин
logo Diodand

Записки Летчика-Испытателя. Гигантский Бомбардировщик ТБ-4

Доступно подписчикам уровня
«Зритель»
Подписаться за 100₽ в месяц

Показать еще

Обновления проекта

Статистика

Метки

атлантида 2 Италия 1974 2 око Сахары 2 "Бесогон" 1 1974_Italy 1 Florence_Uffizi 1 Travel_sovka 1 «Чудо в Андах» 1 А.Акимов 1 актёр Борис Андреев 1 англосаксы 1 бард Александр Новиков 1 бастард 1 башни - Азинелли и Гарисенда 1 Болонья 1 Вавилон 1 Вавилонская башня 1 Валерий Чкалов 1 Венеция 1 Вождь краснокожих 1 выродок 1 высшая сущность 1 гаджеты импланты 1 Георгий Жжёнов 1 Гранд канал 1 дворец Дожей 1 Джованни Альбини 1 Джон Хьюз 1 Евгений Леонов 1 евреи 1 живые мертвецы 1 жизнь 1 заутреня в Соловетском лагере 1 Земля - компьютер 1 зомби 1 Израиль 1 испытатель 1 история открыток 1 иудаизм 1 книга Пирса Пола Рида «ЖИВ». 1 Крис Коламбус 1 летчик 1 Луиджи Гальвани 1 Маколей Калкин 1 Макс Отто фон Щтирлиц 1 Милан 1974 1 младенец не прогулке... 1 мост Риальто 1 мыслящая материя 1 наглядная агитация 1 нанороботы 1 нанотехнологии в промышленности 1 небиологический интеллект 1 невероятные приключения янки 1 несносный Деннис 1 Никола Тесла 1 Один дома 1 остров Лидо 1 открытое письмо 1 откуда взялись русские 1 пасха в Соловках 1 Первый канал 1 площадь Микельанджело 1 пособие художникам оформителям 1 почтовая карточка 1 провокатор Крашенинникова 1 прототипы Штирлица 1 Путешествие 1 пятидесятилетие газеты Unita 1 Раймонд Курцвейл 1 Рейс 571 ВВС Уругвая 1 религия Вуду 1 русские - кто они 1 Сан - Марко 1 сингулярность 1 смерть 1 Структура Ришат 1 структуры Ришат 1 сша 1 ублюдок 1 украина 1 философ Ильин 1 Флорентийская мозаика 1 Эксклюзив 1 электричество 1 энергия 1 Этеменанки 1 Юлиан Семенов 1 Больше тегов

Фильтры

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048