logo
32
читателя
Лаборатория Перископа  Исследуем вместе с читателями транспортные смыслы прошлого и современности. Этот блог не про сиюминутные новости - он про историю транспорта, про искусство о транспорте и про реальную Россию без гламура и ругани.
Публикации Уровни подписки Контакты О проекте Фильтры Метки Статистика Контакты Поделиться
О проекте
Транспорт и его история обычно незаслуженно задвинуты в чулан, по сравнению с политикой и развлекательными текстами. Однако в поездках и полётах многие проводят весьма немало - и это отнюдь не "потерянное время", а часть нашей жизни. И она тоже заслуживает отражения. Здесь размещаются записки Сергея Сигачева по истории транспорта, а также очерки из его исследовательских поездок; дневниковые записи 1981-2002 гг. с пояснениями и комментариями для современного читателя, зарисовки из истории дальних поездов, рассказы о процессе обрыва транспортных связей бывших республик после распада СССР, книги о трансконтинентальных путешествиях автора и многое другое.
Без кликбейта, спешки, погони за сиюминутными новостями и маркетинга в любой его форме. Качественно, неспешно, аккуратно и последовательно. Приходите и располагайтесь в нашем вагоне, чай в подстаканнике тоже наливают!
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

Если хотите просто поддержать проект, исследования и поездки автора

Помочь проекту
Плацкарт 400 ₽ месяц 4 320 ₽ год
(-10%)
При подписке на год для вас действует 10% скидка. 10% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Лаборатория Перископа
Доступны сообщения

Плацкартное место дает право на чтение и комментирование постов.

Оформить подписку
Купе 700 ₽ месяц 6 720 ₽ год
(-20%)
При подписке на год для вас действует 20% скидка. 20% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Лаборатория Перископа
Доступны сообщения

Купейная полочка. Чтение и комментирование постов и право на формирование отдельных тем для постов.

Оформить подписку
СВ 4 000 ₽ месяц 33 600 ₽ год
(-30%)
При подписке на год для вас действует 30% скидка. 30% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Лаборатория Перископа
Доступны сообщения

Место в вагоне СВ. Если вы хотите поддерживать автора более масштабно и участвовать в финансировании его поездок. Дает право на бесплатные экземпляры книг автора с автографом, в случае их выхода из печати.

Оформить подписку
Фильтры
Статистика
32 подписчика
Обновления проекта
Метки
архитектура 89 железные дороги 88 китай 42 Книга про Китай-1 42 Российская Империя 40 вокзалы 36 Советский Союз 34 реалии торговли 30 20 лет назад 24 БАМ 24 старинные расписания 23 Транссиб 22 память 20 идентичность 19 питер 19 авто 18 авиация 17 быт в поездах 17 Транссиб-2004 17 модернизм 16 Москва 16 мосты 15 русское наследие 12 флот 11 Пекин 10 кладбище 9 трамвай 9 дневник Перископа 8 еда и напитки 7 ленин 7 Новый Ургал 7 Петровский Завод 7 советские реалии 7 спальные районы 7 метро 6 модерн 6 объявления от автора 6 хабаровск 6 1982 5 underground 5 Вологда 5 Далянь 5 Забайкалье 5 коммунизм 5 Николаевская ж.д. 5 Порт-Артур 5 Ульяновск 5 хайтек 5 Харбин 5 Шанхай 5 Яньань 5 Мао Цзэдун 4 Дуссе-Алинь 3 Екатеринбург 3 Заветы Ильича 3 КВЖД 3 Тяньцзинь 3 япония 3 ар-деко 2 БЖРК 2 Билимбай 2 Бурея 2 Варшаво-Венская ж.д. 2 ВСМ 2 Вторая Мировая 2 Иркутск 2 калининград 2 море 2 нижнеангарск 2 Нижний Тагил 2 Пермь 2 подводные лодки 2 поясное время 2 Рязань 2 Северомуйск 2 советская торговля 2 таксимо 2 текущее 2 Тольятти 2 фортификация 2 Франция 2 эстония 2 якутия 2 1939 1 1942 1 аэрофото 1 белоруссия 1 Великая Стена 1 Владивосток 1 Ганина Яма 1 германия 1 Гудок 1 Киров 1 космос 1 Кунгур 1 Павловск 1 Палдиски 1 Парк Тигров 1 Петергоф 1 Поросёнков Лог 1 Псков 1 русский кич 1 Сестрорецк 1 Советская Армия 1 Сталин 1 Таллин 1 Тарту 1 Тверь 1 тоннели 1 Трансполярная дорога 1 Ту-114 1 Ту-144 1 украина 1 ха 1 Харп 1 храмы 1 Цзинань 1 Больше тегов
Читать: 9+ мин
logo Лаборатория Перископа

Транссиб-2004 (ч.10). Поезд Москва-Чита. День 2, Пермь - Свердловск-Пасс.

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Транссиб-2004 (ч.10). Поезд Москва-Чита. День 2, Пермь - Свердловск-Пасс.

Читать: 18+ мин
logo Лаборатория Перископа

"Ракетный" городок Звездный

В ‎октябре‏ ‎2018 ‎г. ‎мне ‎удалось ‎побывать‏ ‎в ‎бывшем‏ ‎«ракетном»‏ ‎ЗАТО, ‎а ‎ныне‏ ‎гарнизонном ‎городке‏ ‎Звёздный. ‎Он ‎находится ‎недалеко‏ ‎от‏ ‎Перми, ‎примерно‏ ‎в ‎40‏ ‎км ‎от ‎неё, ‎на ‎юго-восток.‏ ‎Ближайшая‏ ‎ж/д ‎станция‏ ‎– ‎Бершеть.‏ ‎В ‎Звёздном ‎живёт ‎около ‎10‏ ‎тыс.‏ ‎человек,‏ ‎и ‎он‏ ‎известен ‎тем,‏ ‎что ‎там‏ ‎раньше‏ ‎находилась ‎ракетная‏ ‎дивизия ‎РВСН. ‎Ракетная ‎дивизия ‎была‏ ‎сформирована ‎здесь‏ ‎ещё‏ ‎в ‎1961 ‎г.,‏ ‎и ‎вначале‏ ‎здесь ‎базировались ‎ракеты ‎Р-16‏ ‎шахтного‏ ‎базирования. ‎Однако‏ ‎в ‎1985‏ ‎г. ‎дивизия ‎стала ‎перевооружаться ‎на‏ ‎железнодорожные‏ ‎ракетные ‎комплексы‏ ‎(БЖРК), ‎и‏ ‎именно ‎это ‎и ‎привело ‎меня‏ ‎сюда.‏ ‎Так‏ ‎что ‎давайте‏ ‎посмотрим ‎этот‏ ‎городок ‎и‏ ‎немного‏ ‎‒ ‎его‏ ‎окрестности. ‎


2. От ‎Екатеринбургской ‎трассы ‎сюда‏ ‎ведёт ‎пятикилометровый‏ ‎отворот,‏ ‎так ‎что ‎доехать‏ ‎можно ‎довольно‏ ‎быстро. ‎

3. Дорога ‎вьётся ‎между‏ ‎невысокими‏ ‎холмами, ‎и‏ ‎на ‎одном‏ ‎из ‎спусков ‎мы ‎видим ‎стелу‏ ‎с‏ ‎названием ‎города,‏ ‎возле ‎которой‏ ‎установлена ‎символическая ‎ракета. ‎

4. Въехав ‎в‏ ‎жилую‏ ‎зону,‏ ‎мы ‎сразу‏ ‎видим ‎характерные‏ ‎муралы ‎на‏ ‎торцах‏ ‎домов, ‎говорящие‏ ‎о ‎бывшем ‎предназначении ‎этой ‎точки‏ ‎на ‎карте.

5. Хотя‏ ‎сами‏ ‎дома ‎– ‎либо‏ ‎стандартные ‎пятиэтажки,‏ ‎либо ‎«корабли», ‎как ‎в‏ ‎Санкт-Петербурге‏ ‎1970-х. ‎

6. Вот,‏ ‎например, ‎на‏ ‎границе ‎с ‎лесом ‎стоит ‎классический‏ ‎«корабль»‏ ‎с ‎большими‏ ‎балконами. ‎

7. С‏ ‎другой ‎стороны ‎– ‎приветственные ‎плакаты:‏ ‎«Звёздный‏ ‎–‏ ‎родной, ‎любимый,‏ ‎мой!». ‎


8. Главная‏ ‎ось ‎городка‏ ‎–‏ ‎это ‎широкий‏ ‎бульвар, ‎который ‎ведёт ‎к ‎бывшему‏ ‎штабу ‎дивизии,‏ ‎а‏ ‎сейчас ‎– ‎к‏ ‎суворовскому ‎училищу.‏ ‎Но ‎его ‎мы ‎посмотрим‏ ‎попозже,‏ ‎а ‎сейчас‏ ‎осмотрим ‎площадь‏ ‎на ‎въезде ‎и ‎повернём ‎направо.‏ ‎

9. Прямо‏ ‎перед ‎красной‏ ‎звездой ‎установлены‏ ‎«дембельские ‎сапоги». ‎Это ‎не ‎просто‏ ‎скульптурная‏ ‎композиция:‏ ‎в ‎них‏ ‎можно ‎влезть‏ ‎ногами ‎и‏ ‎сфотографироваться.‏ ‎

10. На ‎стеле‏ ‎с ‎названием ‎дивизии, ‎давшей ‎жизнь‏ ‎этому ‎городку,‏ ‎изображён‏ ‎редкий ‎орден ‎–‏ ‎Богдана ‎Хмельницкого.‏ ‎Дивизия ‎была ‎им ‎награждена‏ ‎в‏ ‎годы ‎Великой‏ ‎Отечественной. ‎

11. А‏ ‎вот ‎полное ‎название ‎ракетной ‎дивизии:‏ ‎Тарнопольско-Берлинская.‏ ‎Причём ‎ракетная‏ ‎дивизия ‎в‏ ‎1961 ‎г. ‎была ‎сформирована ‎на‏ ‎базе‏ ‎23-й‏ ‎зенитно-артиллерийской ‎дивизии‏ ‎с ‎таким‏ ‎же ‎именем.‏ ‎Она‏ ‎и ‎унаследовала‏ ‎дивизионные ‎ордена. ‎

12. Список ‎командиров ‎дивизии‏ ‎с ‎1961‏ ‎по‏ ‎2002 ‎г. ‎Затем‏ ‎дивизия ‎была‏ ‎расформирована, ‎в ‎связи ‎с‏ ‎ликвидацией‏ ‎БЖРК. ‎

13. Рядышком‏ ‎– ‎ещё‏ ‎один ‎мурал ‎на ‎торце ‎дома.‏ ‎Видимо,‏ ‎этот ‎вид‏ ‎искусства ‎здесь‏ ‎любят.

14. Если ‎посмотреть ‎дальше ‎в ‎эту‏ ‎сторону,‏ ‎то‏ ‎там ‎тоже‏ ‎быстро ‎начинается‏ ‎лес, ‎за‏ ‎домами.‏ ‎


15. Всюду ‎жизнь!‏ ‎Здесь ‎есть ‎тоже ‎свои ‎пивнушки,‏ ‎и ‎не‏ ‎одна.‏ ‎Военные ‎люди ‎без‏ ‎пива ‎–‏ ‎как ‎брачная ‎ночь ‎без‏ ‎невесты.‏ ‎

16. Планировка ‎гарнизонного‏ ‎городка ‎–‏ ‎строго ‎квадратно-гнездовая: ‎на ‎основную ‎ось‏ ‎с‏ ‎бульваром ‎нанизаны‏ ‎перпендикулярные ‎проезды.‏ ‎

17. А ‎главная ‎ось ‎– ‎бульвар‏ ‎–‏ ‎выводит‏ ‎нас ‎к‏ ‎комплексу ‎штаба‏ ‎52-й ‎дивизии.‏ ‎Основная‏ ‎ось ‎именуется‏ ‎«ул. ‎Ленина».

18. После ‎расформирования ‎дивизии ‎в‏ ‎начале ‎2000-х‏ ‎штаб‏ ‎дивизии ‎отдали ‎под‏ ‎Пермское ‎суворовское‏ ‎училище ‎с ‎реновацией ‎зданий.‏ ‎Ведь‏ ‎нужно ‎же‏ ‎было ‎как-то‏ ‎использовать ‎этот ‎объёмный ‎комплекс! ‎

19. Правее‏ ‎главного‏ ‎фасада ‎в‏ ‎память ‎о‏ ‎бывшем ‎предназначении ‎дивизии ‎установлена ‎мобильная‏ ‎ракетная‏ ‎установка‏ ‎«Тополь» ‎с‏ ‎персональным ‎названием‏ ‎«Маршал ‎Сергеев».‏ ‎

20. Прямо‏ ‎напротив ‎комплекса‏ ‎суворовского ‎училища ‎по ‎другую ‎сторону‏ ‎бульвара ‎тянется‏ ‎цепочка‏ ‎гарнизонных ‎четырёхэтажек. ‎Скверик‏ ‎оформлен ‎также‏ ‎по-ракетному.

21. И ‎ещё ‎один ‎«военный»‏ ‎мурал‏ ‎на ‎торце.‏ ‎

22. Выходим ‎к‏ ‎общественному ‎зданию ‎типа ‎ДК, ‎которое,‏ ‎видимо,‏ ‎раньше ‎было‏ ‎гарнизонным ‎Домом‏ ‎офицеров. ‎

23. Сбоку ‎сохранился ‎и ‎небольшой‏ ‎местный‏ ‎Ленин‏ ‎с ‎серпом‏ ‎и ‎молотом.‏ ‎

24. К ‎бывшему‏ ‎ДК‏ ‎примыкает ‎небольшой‏ ‎сквер, ‎который ‎громко ‎именуется ‎"Площадь‏ ‎Победы". ‎


25. Надпись‏ ‎на‏ ‎обелиске.

26. А ‎эти ‎композиции‏ ‎явно ‎установлены‏ ‎уже ‎после ‎дивизии, ‎судя‏ ‎по‏ ‎их ‎довольно‏ ‎дешёвому ‎«могильному»‏ ‎виду. ‎В ‎советское ‎время ‎так‏ ‎не‏ ‎делали. ‎

27. Да,‏ ‎действительно, ‎Площадь‏ ‎Победы. ‎Рядом ‎стоит ‎пушка. ‎

28. За‏ ‎жилыми‏ ‎домами‏ ‎внезапно ‎обнаружился‏ ‎гарнизонный ‎храм,‏ ‎однако ‎до‏ ‎него‏ ‎я ‎уже‏ ‎не ‎успевал ‎дойти ‎– ‎нам‏ ‎надо ‎было‏ ‎ехать‏ ‎в ‎расположение ‎ракетных‏ ‎позиций. ‎

29. Открываем‏ ‎спутниковые ‎карты ‎Яндекса ‎и‏ ‎по‏ ‎ним ‎едем‏ ‎в ‎район‏ ‎базирования ‎БЖРК. ‎Он ‎находится ‎примерно‏ ‎в‏ ‎пяти ‎километрах‏ ‎от ‎гарнизона‏ ‎в ‎глухом ‎лесу. ‎Сперва ‎дорога‏ ‎отворачивает‏ ‎к‏ ‎озеру, ‎а‏ ‎затем ‎сворачивает‏ ‎в ‎чащу.

30. Дальше‏ ‎приходится‏ ‎пробираться ‎по‏ ‎разбитому ‎участку. ‎И ‎наконец, ‎резкий‏ ‎поворот ‎–‏ ‎и‏ ‎мы ‎выруливаем ‎на‏ ‎«военную» ‎дорогу.‏ ‎Это ‎видно ‎по ‎тому,‏ ‎что‏ ‎она ‎сложена‏ ‎из ‎бетонных‏ ‎плит ‎и ‎является ‎чрезвычайно ‎прочной.‏ ‎Вот‏ ‎это-то ‎нам‏ ‎явно ‎и‏ ‎надо! ‎Видимо, ‎мы ‎на ‎верном‏ ‎пути.

31. Бетонка‏ ‎нас‏ ‎через ‎пару‏ ‎километров ‎выводит‏ ‎к ‎расположению‏ ‎дивизии.‏ ‎Здания ‎покинуты‏ ‎и ‎представляют ‎собой ‎руины, ‎однако‏ ‎сами ‎коробки‏ ‎пока‏ ‎целы. ‎Здесь, ‎видимо,‏ ‎была ‎котельная‏ ‎и ‎вспомогательные ‎здания. ‎


32. А‏ ‎рядом‏ ‎какие-то ‎боксы,‏ ‎частично ‎заложенные‏ ‎кирпичом. ‎Принадлежность ‎к ‎дивизии ‎выдаёт‏ ‎надпись:‏ ‎«Гордись ‎службой‏ ‎в ‎РВСН!».

33. По‏ ‎высокой ‎траве ‎можно ‎пробраться ‎на‏ ‎пригорок,‏ ‎где‏ ‎видны ‎заглублённые‏ ‎баки ‎и‏ ‎эстакада ‎для‏ ‎осмотра.‏ ‎Здесь, ‎видимо,‏ ‎был ‎заправочный ‎пункт ‎для ‎ракетных‏ ‎поездов. ‎Конечно,‏ ‎можно‏ ‎было ‎пройти ‎и‏ ‎дальше, ‎спустившись‏ ‎по ‎траве ‎к ‎строениям,‏ ‎но‏ ‎мы ‎решили‏ ‎осмотреть ‎контур‏ ‎дальше. ‎

34. А ‎вот ‎фото ‎из‏ ‎музея‏ ‎БЖРК. ‎Так‏ ‎выглядел ‎пункт‏ ‎базирования ‎ракетных ‎поездов ‎в ‎конце‏ ‎советского‏ ‎времени,‏ ‎когда ‎52-я‏ ‎дивизия ‎перевооружилась‏ ‎на ‎новые‏ ‎виды‏ ‎оружия.

35. Попробуем ‎пройти‏ ‎внутрь ‎комплекса ‎зданий. ‎

36. Вообще, ‎пройти‏ ‎можно ‎было‏ ‎свободно‏ ‎– ‎здесь ‎проход‏ ‎никак ‎не‏ ‎охранялся, ‎просто ‎через ‎дорогу‏ ‎были‏ ‎натянуты ‎проволоки‏ ‎с ‎повязанными‏ ‎красными ‎ленточками ‎и ‎надписью ‎«Посторонним‏ ‎вход‏ ‎воспрещён». ‎Я‏ ‎всё ‎же‏ ‎рискнул ‎пройти ‎дальше, ‎но ‎буквально‏ ‎через‏ ‎пару‏ ‎минут ‎услышал‏ ‎чьи-то ‎голоса‏ ‎и ‎отдалённый‏ ‎лай‏ ‎собак, ‎и‏ ‎счёл ‎за ‎благо ‎повернуть ‎обратно.‏ ‎

37. Поколесив ‎ещё‏ ‎немного‏ ‎по ‎полевым ‎дорогам‏ ‎вдоль ‎расположения‏ ‎дивизии, ‎мы ‎направились ‎на‏ ‎следующую‏ ‎точку, ‎находящуюся‏ ‎примерно ‎в‏ ‎2 ‎км ‎от ‎базы ‎ракетных‏ ‎поездов.‏ ‎Это ‎–‏ ‎пересечение ‎местной‏ ‎дороги ‎и ‎бывшей ‎ж/д ‎ветки,‏ ‎ведущей‏ ‎от‏ ‎базы ‎БЖРК‏ ‎к ‎Транссибу.‏ ‎

38. Ну ‎что,‏ ‎попробуем‏ ‎подняться ‎наверх?

39. Ветка‏ ‎сделана ‎капитально ‎и ‎добротно, ‎на‏ ‎бетонном ‎основании,‏ ‎а‏ ‎на ‎нём ‎уложено‏ ‎земляное ‎полотно‏ ‎с ‎деревянными ‎шпалами. ‎

40. Рельсы‏ ‎демонтированы,‏ ‎но ‎отчасти‏ ‎заросшая ‎просека‏ ‎хорошо ‎просматривается ‎вдаль, ‎и ‎по‏ ‎идее‏ ‎можно ‎было‏ ‎пешком ‎пройти‏ ‎до ‎расположения ‎поездов. ‎Там ‎километра‏ ‎два‏ ‎до‏ ‎него. ‎Но‏ ‎мы ‎поехали‏ ‎дальше, ‎осмотрев‏ ‎ещё‏ ‎саму ‎станцию‏ ‎Бершеть, ‎о ‎которой ‎речь ‎будет‏ ‎в ‎другой‏ ‎части.‏ ‎

41. На ‎десерт, ‎завершая‏ ‎повествование, ‎предлагаю‏ ‎посмотреть ‎на ‎чудесный ‎«ракетный»‏ ‎чайный‏ ‎сервиз ‎с‏ ‎взлетающей ‎ракетой‏ ‎на ‎чайнике. ‎Такой ‎сувенир ‎был‏ ‎изготовлен‏ ‎для ‎174-го‏ ‎ракетного ‎полка‏ ‎и ‎хранится ‎в ‎музее ‎г.‏ ‎Звёздного‏ ‎(фото‏ ‎mouse-traveller).


Обновления проекта

Статистика

32 подписчика

Метки

архитектура 89 железные дороги 88 китай 42 Книга про Китай-1 42 Российская Империя 40 вокзалы 36 Советский Союз 34 реалии торговли 30 20 лет назад 24 БАМ 24 старинные расписания 23 Транссиб 22 память 20 идентичность 19 питер 19 авто 18 авиация 17 быт в поездах 17 Транссиб-2004 17 модернизм 16 Москва 16 мосты 15 русское наследие 12 флот 11 Пекин 10 кладбище 9 трамвай 9 дневник Перископа 8 еда и напитки 7 ленин 7 Новый Ургал 7 Петровский Завод 7 советские реалии 7 спальные районы 7 метро 6 модерн 6 объявления от автора 6 хабаровск 6 1982 5 underground 5 Вологда 5 Далянь 5 Забайкалье 5 коммунизм 5 Николаевская ж.д. 5 Порт-Артур 5 Ульяновск 5 хайтек 5 Харбин 5 Шанхай 5 Яньань 5 Мао Цзэдун 4 Дуссе-Алинь 3 Екатеринбург 3 Заветы Ильича 3 КВЖД 3 Тяньцзинь 3 япония 3 ар-деко 2 БЖРК 2 Билимбай 2 Бурея 2 Варшаво-Венская ж.д. 2 ВСМ 2 Вторая Мировая 2 Иркутск 2 калининград 2 море 2 нижнеангарск 2 Нижний Тагил 2 Пермь 2 подводные лодки 2 поясное время 2 Рязань 2 Северомуйск 2 советская торговля 2 таксимо 2 текущее 2 Тольятти 2 фортификация 2 Франция 2 эстония 2 якутия 2 1939 1 1942 1 аэрофото 1 белоруссия 1 Великая Стена 1 Владивосток 1 Ганина Яма 1 германия 1 Гудок 1 Киров 1 космос 1 Кунгур 1 Павловск 1 Палдиски 1 Парк Тигров 1 Петергоф 1 Поросёнков Лог 1 Псков 1 русский кич 1 Сестрорецк 1 Советская Армия 1 Сталин 1 Таллин 1 Тарту 1 Тверь 1 тоннели 1 Трансполярная дорога 1 Ту-114 1 Ту-144 1 украина 1 ха 1 Харп 1 храмы 1 Цзинань 1 Больше тегов

Фильтры

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048