"Рельсовая Поднебесная", предисловие
Предисловие
Про современный Китай написаны тысячи книг – а может, и десятки тысяч. Среди них есть достаточно много путевых заметок. Путешественники любят и охотно посещают Китай с тех самых пор, как он открылся внешнему миру после смерти Мао.
Чтобы увидеть больше за единицу времени, люди перемещаются быстро – в основном на самолётах. Бесспорно, самолёт – штука удобная: сел в одном месте – через два-три часа очутился в совершенно другом. Он сильно экономит время, в этом авиации не откажешь. Однако такой метод – быстро прыгать «кузнечиком» – имеет и свой недостаток, не вполне очевидный с первого взгляда. Такое перемещение не позволяет ощутить страну в её реальном масштабе, увидеть смену климатических поясов и постепенное изменение пейзажа, цепочку городов и великие реки на пути. То есть получается не целостное, а фрагментарное восприятие. Тут кусочек, там кусочек...
Но как лучше путешествовать по стране, если мы хотим понять её истинный масштаб, своими глазами увидеть разноликость регионов, иметь возможность общаться с попутчиками или пробовать разную еду? Что выбрать – поезд или автомобиль? Разумеется, оба способа по-своему интересны, но мой выбор – поезд. Во время поездки по железной дороге путешественник не прикован к рулю и не должен следить за дорожной ситуацией; он может спокойно фотографировать и общаться с попутчиками (в меру своих сил и знаний), а самое главное – познавать реальную жизнь с её обыденной, непарадной стороны. Именно путешествие на поезде даёт возможность увидеть обычную жизнь обычных людей, а не рекламные, «экспортные» образы с растиражированной туристической картинки.
Эта книга в немалой степени посвящена рельсовым магистралям Китая. Китайские железные дороги – это настоящий феномен, который во всей полноте до сих пор практически не исследован. Большая часть страны покрыта сетью высокоскоростных магистралей (ВСМ), по которым экспрессы мчатся с «почти самолётными» скоростями, 300 км/ч. Но в тени ультрасовременной паутины ВСМ курсируют тысячи «простых» поездов, в которых течёт неспешная, устоявшаяся дорожная жизнь, сформированы традиции и по-своему налажен «поездной» быт. Так вот, здесь и рассматриваются оба этих рельсовых мира Поднебесной. Они показаны изнутри – глазами пассажира, но пассажира внимательного и вдумчивого. Каковы особенности каждого из этих двух миров? Чем они похожи на нашу железнодорожную реальность и чем от неё отличаются? Анализу этой темы посвящены все «поездные» главы книги.
Ещё эта книга - о том, что не надо бояться путешествовать по Китаю. Не стоит пугаться мира иероглифов, которые и правда ввергают непривычного человека поначалу в шок. Вы вполне можете поладить с этой великой восточной цивилизацией, если будете с ней общаться уважительно и с вниманием. Как и где поесть без знания языка и иероглифической письменности? Как вести себя на транспорте и в небольших городах? Как купить билет, если вы находитесь на глухой станции вдали от туристических маршрутов и кассир не знает ни слова по-английски? Что следует помнить и чего избегать в этой загадочной для европейца стране? Ответы на эти вопросы можно найти в соответствующих главах книги.
Передвигаясь исключительно на поездах, автор посещал в основном непарадные места и далеко не самые известные достопримечательности. Будучи в Порт-Артуре, Харбине, Даляне и Шанхае, он обращал внимание на русское наследие, которого до сих пор сохранилось немало. Особняком стоит город Тяньцзинь, где представлен необычный пример уже советского наследия – авианосный крейсер «Киев», который был продан туда в тяжёлые времена Девяностых и нашёл своё пристанище в Поднебесной.
Наконец, здесь будет рассказано и про идеологические реалии Красного Китая, которые в период "рыночного социализма" находятся в тени и редко удостаиваются описания в традиционных книгах «как я проехал через Китай». Чтобы составить своё мнение по этому вопросу, автор посетил Яньань, «столицу Великого Похода» в горах пров. Шэньси, и осмотрел те места, где начинали своё восхождение к вершинам власти легендарные вожди КНР. Именно они в 1949-м году основали великое государство, через некоторое время ставшее ядерной и космической державой.
Словом, я надеюсь, что эта книга сможет быть полезной и откроет для вас какие-то новые грани в понимании нашего великого восточного соседа.
Некоторые необходимые примечания.
1. Цены в книге приводятся на момент поездки, т.е. апрель 2013 г., по курсу юаней к рублю примерно 1:5.
2. Особое внимание уделено транспортным вопросам и сущностям, согласно направленности интересов автора.
3. Разнообразные подробности "обычных" достопримечательностей в основном опущены: всё или почти всё можно найти в Сети или Википедии. Приоритет отдан личным впечатлениям.
4. Транскрипция китайских названий в тексте приводится русскими буквами или пиньинем (латинизированным вариантом путунхуа). Иероглифы присутствуют только в приложениях в конце книги.
0 комментариев