logo Лаборатория Перископа

Ульяновский авиамузей. Часть 1 (Ту-114, Ту-116 и др.)

За ‎2‏ ‎дня ‎до ‎Нового ‎2022 ‎года‏ ‎удалось ‎побывать‏ ‎на‏ ‎открытой ‎площадке ‎Ульяновского‏ ‎музея ‎гражданской‏ ‎авиации. ‎Этот ‎музей ‎известен‏ ‎значительно‏ ‎меньше ‎монинского‏ ‎под ‎Москвой,‏ ‎он ‎конечно ‎и ‎заметно ‎меньше‏ ‎-‏ ‎однако ‎и‏ ‎там ‎стоят‏ ‎интересные ‎экспонаты, ‎которые ‎сохранились ‎порой‏ ‎в‏ ‎единственном‏ ‎экземпляре. ‎В‏ ‎этот ‎день‏ ‎29 ‎декабря‏ ‎2021‏ ‎года ‎стоял‏ ‎мороз ‎-21°, ‎однако ‎день ‎был‏ ‎ясный ‎и‏ ‎солнечный.‏ ‎Надо ‎было ‎ехать‏ ‎туда, ‎на‏ ‎западную ‎окраину ‎Ульяновска ‎и‏ ‎охватить‏ ‎этот ‎объект.

Добираться‏ ‎туда ‎откровенно‏ ‎неудобно ‎- ‎трамвай ‎до ‎площадки‏ ‎не‏ ‎доходит ‎километра‏ ‎полтора, ‎маршрутки‏ ‎идут ‎мимо ‎только ‎пригородные, ‎причем‏ ‎на‏ ‎остановках‏ ‎не ‎тормозят,‏ ‎ибо ‎полные.‏ ‎Приходится ‎ждать‏ ‎единственного‏ ‎в ‎ту‏ ‎сторону ‎автобуса ‎66, ‎который ‎ходит‏ ‎раз ‎в‏ ‎полчаса‏ ‎или ‎даже ‎реже.‏ ‎66-й ‎тоже‏ ‎забит, ‎ехали ‎стоя. ‎Добираться‏ ‎от‏ ‎Пушкаревского ‎кольца‏ ‎(это ‎такая‏ ‎транспортная ‎развязка ‎на ‎западе ‎Ульяновска)‏ ‎до‏ ‎Аэропорта ‎около‏ ‎полчаса ‎-‏ ‎не ‎так ‎уж ‎и ‎мало.‏ ‎Впрочем,‏ ‎ладно‏ ‎- ‎добрались.‏ ‎Там ‎от‏ ‎остановки ‎к‏ ‎площадке‏ ‎музея ‎надо‏ ‎идти ‎еще ‎около ‎12-15 ‎минут,‏ ‎дорога ‎уходит‏ ‎влево‏ ‎от ‎трассы ‎-‏ ‎Московского ‎шоссе.‏ ‎Справа ‎за ‎загородкой ‎немного‏ ‎видны‏ ‎большие ‎самолеты‏ ‎- ‎они-то‏ ‎нас ‎и ‎ждут!


2. Музей ‎на ‎входе‏ ‎суров‏ ‎и ‎брутален,‏ ‎ничего ‎лишнего.‏ ‎За ‎проходной ‎торчит ‎высокое ‎крыло.‏ ‎Силикатный‏ ‎кирпич,‏ ‎спартанская ‎касса‏ ‎и ‎простые‏ ‎нравы. ‎Маски‏ ‎одели,‏ ‎а ‎вот‏ ‎QR-коды ‎у ‎нас ‎не ‎спросили,‏ ‎несмотря ‎на‏ ‎строгие‏ ‎указатели. ‎Ну ‎да‏ ‎и ‎ладно.


3. Вывеска‏ ‎музея ‎почему-то ‎за ‎решеткой.‏ ‎Зато‏ ‎он, ‎оказывается,‏ ‎"Головной ‎Отраслевой"!


4. Схема‏ ‎расположения ‎самолетов ‎на ‎площадке ‎музея.‏ ‎Сразу‏ ‎отмечу ‎то,‏ ‎что ‎самолеты‏ ‎тут ‎стоят ‎намного ‎вольготней ‎и‏ ‎просторней,‏ ‎чем‏ ‎в ‎Монино‏ ‎и ‎можно‏ ‎их ‎осматривать‏ ‎гораздо‏ ‎свободнее.


5. Огромная ‎модель‏ ‎Ту-104 ‎в ‎помещении ‎кассы. ‎Билет‏ ‎стоит ‎120‏ ‎руб.‏ ‎+ ‎50 ‎руб.‏ ‎сьемка. ‎Однако‏ ‎по ‎факту ‎сьемку ‎никто‏ ‎не‏ ‎контролирует ‎на‏ ‎площадке.


6. Нос ‎Ту‏ ‎еще ‎в ‎старой ‎хрущевской ‎ливрее‏ ‎Аэрофлота.‏ ‎Самолет ‎показал‏ ‎в ‎разрезе.


7. Купив‏ ‎билет, ‎проходим ‎через ‎проходную ‎на‏ ‎площадку.‏ ‎Нам‏ ‎открывается ‎вот‏ ‎такой ‎вид.‏ ‎"Королем" ‎площадки‏ ‎смотрится‏ ‎гигант ‎Ту-114,‏ ‎возвышающийся ‎над ‎собратьями ‎- ‎вот‏ ‎с ‎него‏ ‎и‏ ‎начнем.


8. Итак, ‎Ту-114, ‎"император‏ ‎воздушного ‎океана",‏ ‎флагман ‎Аэрофлота ‎с ‎конца‏ ‎1950-х‏ ‎и ‎все‏ ‎1960-е, ‎пока‏ ‎не ‎подоспели ‎Ту-144 ‎и ‎Ил-62.‏ ‎Один‏ ‎из ‎двух‏ ‎первых ‎трансконтинентальных‏ ‎лайнеров ‎в ‎мире, ‎задавший ‎планете‏ ‎новый‏ ‎масштаб‏ ‎расстояний. ‎Машина‏ ‎этапная ‎и‏ ‎легендарная. ‎Осталось‏ ‎в‏ ‎мире ‎их‏ ‎совсем ‎немного: ‎один ‎в ‎Монино,‏ ‎один ‎тут‏ ‎в‏ ‎Ульяновске, ‎один ‎в‏ ‎Кривом ‎Роге‏ ‎и ‎один, ‎вроде ‎бы,‏ ‎в‏ ‎Самаре ‎(?).‏ ‎Все. ‎Но‏ ‎если ‎в ‎Монино ‎стоит ‎ранний,‏ ‎экспериментальный‏ ‎образец, ‎на‏ ‎котором ‎Хрущев‏ ‎летал ‎в ‎Штаты ‎в ‎1959-м,‏ ‎то‏ ‎этот‏ ‎уже ‎регулярный‏ ‎рейсовый ‎лайнер.


9. Очень‏ ‎мощное ‎носовое‏ ‎шасси.‏ ‎Машина-то ‎тяжелая.


10. Двигатели‏ ‎Ту-114 ‎такие ‎же, ‎как ‎и‏ ‎у ‎Ту-95‏ ‎-‏ ‎НК-12М ‎конструкции ‎Н.Д.‏ ‎Кузнецова, ‎что‏ ‎находился ‎в ‎Куйбышеве. ‎Самые‏ ‎мощные‏ ‎в ‎истории‏ ‎турбовинтовые ‎двигатели‏ ‎- ‎по ‎15.000 ‎л.с. ‎каждый,‏ ‎а‏ ‎самолеты ‎с‏ ‎этими ‎движками‏ ‎- ‎самые ‎быстрые ‎турбовинтовики ‎в‏ ‎мире.‏ ‎Однако‏ ‎за ‎это‏ ‎приходится ‎платить:‏ ‎они ‎очень‏ ‎шумные.


11. А‏ ‎в ‎этом‏ ‎ракурсе ‎хорошо ‎видно, ‎что ‎винты‏ ‎у ‎НК-12‏ ‎-‏ ‎соосные. То ‎есть, ‎на‏ ‎одной ‎оси‏ ‎- ‎2 ‎винта, ‎которые‏ ‎крутятся‏ ‎в ‎противоположные‏ ‎стороны.


12. Автор ‎на‏ ‎фоне ‎циклопических ‎винтов ‎НК-12. ‎Оцените‏ ‎масштаб!

Должен‏ ‎сказать, ‎что‏ ‎это ‎-‏ ‎самолет ‎моего ‎детства. ‎Сколько ‎я‏ ‎пересмотрел‏ ‎взлетов‏ ‎и ‎посадок‏ ‎этого ‎монстра‏ ‎в ‎начале‏ ‎70-х!‏ ‎Наверное, ‎десятка‏ ‎полтора. ‎Было ‎классе ‎в ‎третьем,‏ ‎четвертом, ‎пятом‏ ‎у‏ ‎нас, ‎хабаровских ‎пацанов,‏ ‎особое ‎развлечение‏ ‎- ‎слинять ‎с ‎продленки,‏ ‎запрыгнуть‏ ‎в ‎"тройку",‏ ‎которая ‎едет‏ ‎в ‎аэропорт. ‎Затем ‎слезть ‎на‏ ‎остановку‏ ‎раньше, ‎у‏ ‎Малого ‎аэропорта‏ ‎и ‎бежать ‎знакомыми ‎тропинками ‎к‏ ‎забору‏ ‎у‏ ‎конца ‎ВПП.‏ ‎

"Императора" ‎было‏ ‎слышно ‎уже‏ ‎издалека,‏ ‎когда ‎он‏ ‎рулил ‎на ‎взлет, ‎звук ‎совершенно‏ ‎неповторимый, ‎его‏ ‎не‏ ‎перепутать ‎ни ‎с‏ ‎чем. ‎Ил-18‏ ‎был ‎потише, ‎да ‎и‏ ‎тон‏ ‎другой. ‎Расписание‏ ‎тоже ‎было‏ ‎весьма ‎удобным ‎- ‎два ‎московских‏ ‎рейса‏ ‎после ‎2‏ ‎часов ‎дня.‏ ‎Единственно, ‎иногда ‎мог ‎быть ‎облом‏ ‎-‏ ‎если‏ ‎ставили ‎новый‏ ‎лайнер ‎Ил-62,‏ ‎все ‎было‏ ‎гораздо‏ ‎прозаичней ‎и‏ ‎мы ‎уезжали ‎разочарованные. ‎Но ‎в‏ ‎те ‎времена‏ ‎"62-й"‏ ‎штатно ‎обслуживал ‎только‏ ‎25-й ‎рейс,‏ ‎а ‎на ‎остальных ‎рабочей‏ ‎лошадкой‏ ‎был ‎114-й.‏ ‎Взлет ‎"воздушного‏ ‎императора", ‎когда ‎огромной ‎и ‎одновременно‏ ‎изящной‏ ‎тушей ‎он‏ ‎проносится ‎прямо‏ ‎над ‎тобой ‎и ‎обдает ‎тебя‏ ‎горячим‏ ‎воздухом‏ ‎от ‎винтов,‏ ‎давал ‎эмоции‏ ‎совершенно ‎феерические‏ ‎и‏ ‎незабываемые.

И ‎вот‏ ‎теперь ‎я ‎стою ‎у ‎замолкших‏ ‎навсегда ‎НК-12‏ ‎и‏ ‎вспоминаю ‎этот ‎замечательный‏ ‎лайнер ‎еще‏ ‎живым ‎и ‎в ‎расцвете‏ ‎сил.

13. Передняя‏ ‎часть ‎фюзеляжа‏ ‎Ту-114 ‎с‏ ‎носовой ‎стойкой.


14. Ракурс ‎на ‎центральную ‎часть‏ ‎фюзеляжа.‏ ‎Здесь ‎хорошо‏ ‎видно, ‎что‏ ‎Ту-114 ‎- ‎низкоплан, т.е. ‎крыло ‎ниже‏ ‎линии‏ ‎центра‏ ‎фюзеляжа.


15. И ‎еще‏ ‎ракурс ‎на‏ ‎соосные ‎винты‏ ‎движка‏ ‎НК-12.


16. Ту-114 ‎сбоку‏ ‎целиком, ‎от ‎носа ‎до ‎хвоста.‏ ‎


17. Мы ‎не‏ ‎зря‏ ‎так ‎подробно ‎рассмотрели‏ ‎Ту-114 ‎с‏ ‎разных ‎точек, ‎потому ‎что‏ ‎рядом‏ ‎стоит ‎его‏ ‎младший ‎брат‏ ‎- ‎Ту-116. ‎У ‎него ‎такие‏ ‎же‏ ‎монстры-двигатели ‎НК-12,‏ ‎однако ‎он‏ ‎намного ‎тоньше ‎и ‎напоминает ‎осу,‏ ‎а‏ ‎не‏ ‎шершня, ‎как‏ ‎Ту-114. ‎Это‏ ‎как ‎бы‏ ‎"диетический‏ ‎Ту-114, ‎который‏ ‎не ‎кормили ‎год". ‎Странный ‎мутант‏ ‎в ‎обводах‏ ‎Ту-95,‏ ‎с ‎узким ‎пассажирским‏ ‎фюзеляжем ‎и‏ ‎герметичной ‎капсулой ‎внутри. ‎И‏ ‎он‏ ‎не ‎низкоплан,‏ ‎а ‎среднеплан.


18. Это‏ ‎самолет, ‎из-за ‎которого ‎обязательно ‎надо‏ ‎было‏ ‎посетить ‎этот‏ ‎авиамузей. ‎Сделан‏ ‎Ту-116 ‎в ‎2 ‎экземплярах, ‎а‏ ‎сохранился‏ ‎единственный.‏ ‎"Изготовлены ‎для‏ ‎Н.С. ‎Хрущева‏ ‎и ‎Н.А.‏ ‎Булганина"‏ ‎- ‎гласит‏ ‎табличка ‎в ‎музее, ‎однако ‎ни‏ ‎Никита ‎Сергеич,‏ ‎ни‏ ‎Николай ‎Саныч ‎на‏ ‎них ‎не‏ ‎летали. ‎Зато ‎летали ‎маршалы‏ ‎Малиновский,‏ ‎Крылов, ‎Гречко‏ ‎и ‎Бирюзов.


19. Точнее‏ ‎было ‎бы ‎его ‎назвать ‎"пассажирским‏ ‎Ту-95",‏ ‎ибо ‎он‏ ‎сделан ‎именно‏ ‎в ‎его ‎габаритах.


20. Табличка ‎у ‎Ту-116.


21. Вид‏ ‎Ту-116‏ ‎с‏ ‎хвоста. ‎Совершенно‏ ‎не ‎похож‏ ‎на ‎Ту-114!


22. Вид‏ ‎Ту-116‏ ‎сбоку. ‎Копия‏ ‎Ту-95!


23. Еще ‎ракурс ‎этого ‎редкого ‎мутанта.‏ ‎


24. Ту-116 ‎и‏ ‎Ту-114‏ ‎в ‎едином ‎строю.‏ ‎Теперь ‎идем‏ ‎дальше!


25. За ‎Ту-116 ‎стоит ‎трудяга‏ ‎и‏ ‎надежная ‎рабочая‏ ‎лошадка ‎Аэрофлота‏ ‎- ‎Ил-18. ‎Я ‎на ‎нем‏ ‎летал‏ ‎дважды, ‎в‏ ‎1970-е. ‎В‏ ‎те ‎времена ‎он ‎выполнял ‎большую‏ ‎часть‏ ‎среднемагистральных‏ ‎рейсов ‎по‏ ‎СССР. ‎Он,‏ ‎конечно, ‎не‏ ‎такой‏ ‎огромный, ‎как‏ ‎Ту-114, ‎но ‎тоже ‎с ‎4-мя‏ ‎двигателями.


26. Вид ‎на‏ ‎Ил-18‏ ‎спереди.


27. Вид ‎на ‎Ил-18‏ ‎сбоку.


28. Прямо ‎напротив‏ ‎Ту-114 ‎стоит ‎реактивный ‎первенец‏ ‎Аэрофлота‏ ‎- ‎Ту-104.‏ ‎Он ‎вышел‏ ‎на ‎линии ‎в ‎далеком ‎1956‏ ‎году,‏ ‎от ‎которого‏ ‎нас ‎отделяет‏ ‎уже ‎не ‎полвека, ‎а ‎65‏ ‎лет‏ ‎(!).‏ ‎Сконструирован ‎на‏ ‎базе ‎бомбардировщика‏ ‎Ту-16, ‎но‏ ‎со‏ ‎значительной ‎переделкой.


29. Здесь‏ ‎стоит ‎модификация ‎Ту-104А. ‎Рядом ‎трап‏ ‎- ‎видимо,‏ ‎летом‏ ‎проводятся ‎экскурсии. ‎Однако‏ ‎сейчас ‎все‏ ‎закрыто ‎и ‎мороз ‎-23.


30. Вместе‏ ‎с‏ ‎Ту-104 ‎стоит‏ ‎и ‎его‏ ‎младший ‎брат ‎Ту-124 ‎- ‎редкий‏ ‎лайнер,‏ ‎который ‎эксплуатировался‏ ‎в ‎Аэрофлоте‏ ‎сравнительно ‎недолго. ‎Потом ‎в ‎1970-е‏ ‎его‏ ‎сменил‏ ‎Ту-134.


31. Ту-124 ‎тоже‏ ‎с ‎трапом.‏ ‎Да... ‎интересно‏ ‎было‏ ‎бы ‎посмотреть‏ ‎его ‎салон!


32. Наконец, ‎еще ‎парочка ‎ракурсов‏ ‎"императора" ‎Ту-114.‏ ‎Строго‏ ‎сбоку, ‎в ‎профиль.


33. ...и‏ ‎со ‎стороны‏ ‎крыла, ‎на ‎двигатели ‎НК-12‏ ‎-‏ ‎неплохо ‎видно,‏ ‎как ‎они‏ ‎закреплены ‎на ‎крыле.

PS. ‎Однако ‎это‏ ‎только‏ ‎первая ‎часть‏ ‎про ‎Ульяновский‏ ‎авиамузей. ‎

Скоро ‎будут ‎вторая ‎и‏ ‎третья,‏ ‎оставайтесь‏ ‎на ‎линии!

Предыдущий Следующий
Все посты проекта
3 комментария

Комментарий удален. Восстановить?
9
avatar
Уровень внутри проекта
9
Уровень на sponsr.ru
18
Горыч 3 года назад
"Вывеска музея почему-то за решеткой" - это же гирлянда новогодняя! :)
Комментарий удален. Восстановить?
A
avatar
Уровень внутри проекта
A
Уровень на sponsr.ru
96
Periskop 3 года назад
Окей, так и запишем!
Комментарий удален. Восстановить?
13
avatar
Уровень внутри проекта
13
Уровень на sponsr.ru
13
Dr. Paster 3 года назад
В 70-х годах часто видел и слышал Ту-114 в Иркутске. По звуку сразу узнавался.
А осенью 2019 г. посидел на месте командира ракетоносца Ту-95 МС.

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048