Равнение на Байдена: реванш «глубинного государства» в США принуждает Россию к самоопределению [Семён УРАЛОВ]
Победа демократов и возврат «глубинного государства» к реальной власти в сердце мирового гегемона – это ещё один акт принуждения России к самоопределению в своей политике как минимум на постсоветском пространстве. Это и так пора сделать, вот и случаи один за другим подворачиваются.
Проблема не в том, что умозрительный «коллективный Байден» более агрессивно к нам настроен, чем конкретный Трамп, и потому является «внешней угрозой». Нет, объективно угрозы всё те же самые. Просто, как известно, все внешние угрозы России находятся, как правило, внутри неё.
Увлечение правящих элит России внутренней политикой США, подмена собственной суверенной повестки подстройкой под чужую играет с нами злую шутку.
На нашей памяти так было при демонтаже союзного Отечества в надежде, что завтра нас включат в «золотой миллиард». Ну, может, не всех включат, но тем, кто исхитрился стать «владельцем заводов, газет пароходов», уж точно повезёт.
Подобная иллюзия была возрождена победой Дональда Трампа на прошлых выборах. Владельцы контрольного пакета активов России почему-то посчитали, что приход к власти чудака, близкого им классово и социально, является тенденцией.
За эти иллюзии начальников придется расплачиваться всем.
Выборы в США показали, что победить систему правящей прослойки мира невозможно, играя по её правилам. Победа возможна только по факту предъявления альтернативного проекта миропорядка – именно системного суверенного проекта, а не просто разумных и похвальных идей насчёт правил международных отношений. На это оказался не готов ни кооперативный самородок Трамп, ни наши начальники.
Однако, в отличие от Трампа, у наших начальников есть второй шанс. И то, как они им воспользуются, будет определять в том числе и нашу судьбу.
Этот шанс заключается в вызовах, которые ждут Россию в ближайшее время. Полигоном возможностей выступит постсоветское пространство. На ближнем контуре России предстоит столкнуться с испытаниями, которые заставят самоопределяться относительно будущего миропорядка. Имитировать многовекторность и риторику «за всё хорошее против всего плохого» уже не получится.
Стратегия «глубинного государства», которое стоит за Байденом (мы же понимаем, что физическое лицо Джозеф Байден суть аватар глобальных игроков), в отношении России будет заключаться в создании череды локальных проблем, которые должны обрушить государственность России.
За последние несколько лет наши начальники серьёзно расслабились. Им казалось, что внутренние кризисы в США, переводят российский фокус политики гегемона в статус периферийного. Сейчас им придётся столкнуться с новыми испытаниями и разбором противоречий, которые формировались десятилетиями.
Пятилетняя передышка закончилась. Дальше в отношении России с новым задором начнут действовать доктрины и концепции, которые системно внедрялись и разрабатывались последние 50 лет. Если отбросить в сторону риторические причитания и либеральную демагогию, то в отношении России реализуется двухвекторная политика:
(1) создание максимального количества проблем у союзников и соседей (контур СНГ и ЕАЭС);
(2) активная подрывная работа внутри России по линиям внутренних расколов с опорой на российские элиты.
Но если при предыдущем столкновении с «глубинным государством» у нас были проблемы на украинском и грузинском направлении, то теперь к ним прибавятся как минимум белорусский, молдавский, киргизский и армяно-азербайджанский кризисы. И это не считая особой политики Турции на постсоветском пространстве. Как относиться, например, к двустороннему военно-техническому сотрудничеству Нур-Султана и Анкары, – мы поймём только через несколько лет.
Но, повторяю: все внешние угрозы – внутри.
Истинные проблемы России заключаются в том, что мы, с одной стороны, полноценно не отгородились от СНГ и продолжаем выступать финансовым, ресурсным и военным донором для наших соседей и союзников. Но, с другой стороны, играя в покупку лояльности национальных элит периферии, – мы не отдаём себе отчёт, что подлинно пророссийских элит и политики нет нигде. Договорняки есть. Бизнес-схемы есть. Даже дружба между начальниками и симпатии между народами есть. А вот политики нет.
И быть не может. Потому как Россия в субъективном представлении собственных элит остаётся глубоко вторичным центром силы. Мы не предлагаем альтернативного проекта миропорядка. Поэтому элиты национальной периферии так к России и относятся – в лучшем случае как к одному из векторов. Конечно, мы можем обвинять молдавских, киргизских, белорусских и казахстанских начальников в многовекторности. Однако, пока мы не изживём многовекторность в себе, надеяться, что наши соседи и союзники самоопределятся раньше нас, – просто наивно.
Не вижу никаких иных путей самоопределения России, кроме как углубление экономической и, как следствие, политической прагматизации. Нам необходимо понять, что интересы российского капитала (надеюсь ни у кого нет иллюзий относительно бескризисной смены политэкономического уклада) являются двигателем интересов России. Однако подлинно российским капиталом является только промышленный капитал – и этот факт ещё предстоит осознать. Например, когда Россия строит АЭС в Белоруссии, то это является инструментом влияния. Если же Москва кредитует начальников в Минске, то деньги просто перекладываются из кармана в карман – и к влиянию России это не имеет никакого отношения.
Поэтому в ближайшие несколько лет нас ждёт серьёзное отрезвление на ближнем контуре. Начальники увидят, что политики национальной периферии, которых они считали если не пророссийскими, то, по крайней мере, лояльными, в лучшем случае торговали лояльностью.
Россию ждёт серьезное отрезвление как минимум в Молдавии, Белоруссии и Киргизии. В Молдавии мы увидим результат уже через неделю. В Киргизии и Белоруссии – в 2021 году. Именно эти результаты и будут задавать тенденции 2024 года.
Поэтому отчаянное впендюривание Байдена Америке стоит приветствовать. Как ключевой элемент самоопределения начальников России.
***
Другие заметки из цикла о самоопределении России:
0 комментариев