Потребление как защитная магия
Мы много в наших тестах смеемся над демонстративным потреблением и правильно делаем. Однако, мы постоянно совершаем одну и ту же ошибку – мы упускаем возможность рассмотреть психологический механизм действия демонстративного потребления, а также что предложить демопотребляшке вместо этого уродливого хобби.
Все наши рекомендации и уровень нашего понимания проблемы как правило сводятся к воспроизведению в жизни комического ролика про психиатра и женщину со страхами:
Однако такой подход мешает нам делать две вещи: во-первых, находить взаимопонимание с демопотребленцами, а во-вторых, суметь найти у себя такие же симптомы, просто выраженные не так прямолинейно, как у кредитных зомби-айфонофилов. И что нам с собой делать, если мы себя поймали на этом…))
Интуитивно все мы понимаем, что демопотребление решает вопросы престижа. И следовательно мы записываем тех, кто демоптребляет в выпендрежники, которые хотят получить больше престижа чем они заслуживают. Они нам кажутся чем-то вроде павлинов с кредитными хвостами, которые пытаются увести у нас – орлов-мужчин и голубиц-женщин всякие положенные за престиж штуки прямо из-под нашего трудового мозолистого носа.
И иногда мы правы.
Но далеко не всегда.
Проблема как обычно несколько глубже.
Я хочу напомнить вам один имеющий значение для оценки проблемы факт.
Демопотребленцы – страдают.
Они постоянно несут на себе тяжесть кредитов, тяжесть гнева от близких, сопряженные с этим гневом конфликты. Иногда человек питается дошираком, и спит на матрасе в углы съемной комнаты, но все равно покупает айфон последней модели. Он страдает, но все равно продолжают все туже стратегию достижения престижа.
Не слишком ли высокая цена за обычный выпендреж?
Так в чем же на самом деле происходит? В чем причина столько дорогостоящего выпендрежа?
Серотонин.
Нашему страдальцу не хватает именно его.
Дело в том, что мозг человека оценивает место человека в человеческой иерархии и определяет – нужна ли ему мобильность. Необходимо ли ему изменить свое место в это иерархии.
Зачем он это делает?
Он это делает потому, что ему так велит инстинкт самосохранения и сохранения вида.
Более высокое место в иерархии дает не только большие шансы на передачу своего генетического материала, то есть победы в отборе, но и чувство личной безопасности. Человеческий коллектив будет охотнее спасать и защищать наиболее ценного члена, ценность которого выражена в уважении, престиже и месте в иерархии.
С целью обеспечения этой мобильности серотониновая система, определив место своего хозяина в иерархии определяет сколько он заслуживает серотонина.
То есть покоя, умиления, положительных эмоций.
И чем выше это место по оценке мозга – тем больше ему положено серотонина и радости.
Чем ниже – тем меньше радости ему положено. Ему не до радости. Ему нужно мобилизоваться чтобы обеспечить себе вертикальную мобильность.
Человек с низкой самооценкой не просто не счастлив.
Он не чувствует себя в безопасности. Он находится под влиянием постоянного страха за себя.
Он вообще лишен возможности радоваться чему-либо кроме того, что повышает его статус. Ни еде, ни воде, ни любви.
Для него айфоны, престижный шмот и прочие цацки – это охранные амулеты – обереги от страха смерти и одиночества. Это неосознаваемая магия дикаря, окруженного враждебным миром из темноты которого на него вот-вот полезут чудовища, а его никто не защитит.
Прием очень часто эта оценка никакого отношения не имеет к реальности, а является результатом информационной манипуляции. Например методом диффамации группы к которой принадлежит манипулируемый.
В нашем случае - русофобии.
А теперь экстраполируйте это состояние психики на политику.
Для такого субъекта с постоянной тревожностью – любая группа (нация, страна), к которой он принадлежит и которая не предоставляет ему доступа к его лекарству против страха - то есть к престижности – это постоянный раздражитель его инстинкта самосохранения, предмет его отчаяния, злая мать, жестокий отец, братья – дураки и садисты.
Он всеми силами пытается им объяснить, как жить, чтобы было не так страшно, что свет там, где есть вожделенные предметы престижного демопотребления, что они защищают от тьмы, что полна ужасов, а они не понимают его, смеются, называют креаклом и приказывают просто прекратить.
Я не знаю, что может помочь такому страдальцу, но точно не презрение.

Можем поговорить об этом немного позже.