logo
Роршах головного мозга
logo
3
подписчика
3 600 ₽
в месяц
?
«Мгновенная выручка» проекта за последние 30 дней с точностью до часа. Из-за подсчета в реальном времени эта цифра постоянно меняется как в большую, так и в меньшую сторону. Настоящий заработок проекта за календарный месяц обычно бывает выше.
Роршах головного мозга  
Публикации Уровни подписки Контакты О проекте Фильтры Метки Статистика Контакты Поделиться
О проекте
«Люблю! Куплю! Поедем!»
Если вы любите психологические тесты.
Если у вас есть свободные 500 рублей в месяц, чтобы купить подписку на уроки.
Если вы готовы к путешествию в своё бессознательное, — поехали вместе!
Проект называется «Роршах головного мозга», потому что простроенные мозги клинициста — это самая крутая вещь на свете. Серьёзно облегчает жизнь. Конечно, за пару уроков не освоишь, чтобы постигнуть все нюансы, требуется немного больше времени. Зато результат — восхитителен.
Я работаю с тестом Роршаха несколько десятков лет. Писала о нём научные статьи. Преподавала на выездных семинарах. Популяризовала в рассылке «Интерпретация проективных тестов» и в Живом Журнале «Роршах-клуб». Тексты я пишу «под настроение». Регулярности не обещаю. Пишу я лонгриды (10-20 минут чтения), когда есть свободное время.
Моя первая клиентка пришла ко мне от преподавателя на факультете психологии, где я была студенткой. С 1992 года так психологом (психодиагностом, психотерапевтом) и работаю. Даже не верится, что скоро уже 30 лет как.
Пишу меньше, лет пятнацать.
Из опубликованного https://www.litres.ru/olga-viktorovna-bermant-polyakova/
Из актуального https://zen.yandex.ru/mdn2018
Если вы читали мою книгу «Сто признательных эссе», консультации онлайн или тексты в ЖЖ m-d-n, вы примерно имеете представление о манере изложения материала. Доступ к своим лонгридам я раньше давала в платных подзамках в ЖЖ. Теперь подписчики «уроков с бонусами» за 1200 рублей в месяц могут читать весь архив публикаций («Молочные реки, кисейные берега», «Стесняша и касса», «Как нищий разбогател», «Три секрета, как навести лоск на ваш психологический английский» и новые тексты здесь, на платформе.
Спасибо, что поддерживаете проект!
Искренне ваша,
Ольга Викторовна
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Уроки 500 ₽ месяц
Доступны сообщения

Лёгкими шагами, резвяся и играя, осваиваем тест Роршаха и сразу же пробуем применять его на себе и в своей психологической практике

Оформить подписку
Уроки + бонусы 1 200 ₽ месяц
Доступны сообщения

Читаем лонгриды Ольги Викторовны (публикуются на sponsr.ru только для подписчиков) и уроки по тесту Роршаха (как с ним работать и как его интерпретировать)

Оформить подписку
«R-PAS» 5 000 ₽ месяц
Доступны сообщения

Для‏ ‎фанатов ‎метода‏ ‎Роршаха. Перевожу ‎с‏ ‎английского ‎и ‎комментирую ‎две‏ ‎книжки ‎про‏ ‎R-PAS - новейший‏ западный ‎(научно-доказательный) ‎подход ‎к ‎интерпретации‏ ‎теста ‎Роршаха -‏ ‎Rorschach ‎Performance ‎Assessment ‎System.‏

Оформить подписку
Фильтры
Статистика
3 подписчика
3 600 ₽ в месяц
Обновления проекта
Читать: 3+ мин
logo Роршах головного мозга

Клиническая психология с Ольгой Бермант-Поляковой

«Роршах ‎головного‏ ‎мозга» ‎— ‎проект, ‎где ‎клинический‏ ‎психолог ‎с‏ ‎30-летним‏ ‎стажем ‎работы ‎обсуждает‏ ‎случаи ‎из‏ ‎реальной ‎практики ‎и ‎начитывает‏ ‎по‏ ‎каждому ‎из‏ ‎них ‎актуальную‏ ‎научную ‎литературу.

Подписчики ‎не ‎столько ‎разучивают‏ ‎тест‏ ‎Роршаха, ‎сколько‏ ‎узнают ‎много‏ ‎нового ‎о ‎психопатологии ‎и ‎патопсихологии.‏ ‎Урок‏ ‎за‏ ‎уроком, ‎потихоньку.

Теорию‏ ‎по ‎тесту‏ ‎Роршаха ‎можно‏ ‎прочитать‏ ‎за ‎912‏ ‎рублей ‎и ‎три ‎дня, ‎купить‏ ‎монографию ‎можно‏ ‎здесь‏ ‎https://www.labirint.ru/books/264381/, для ‎овладения ‎теорией‏ ‎не ‎надо‏ ‎платить ‎тысячи ‎рублей ‎в‏ ‎течение‏ ‎года.

Вы ‎платите‏ ‎не ‎за‏ ‎пересказ ‎академической ‎книги ‎в ‎коротких‏ ‎постах‏ ‎с ‎весёлыми‏ ‎картинками ‎(хотя‏ ‎и ‎это ‎есть ‎здесь ‎тоже),‏ ‎а‏ ‎за‏ ‎возможность ‎читать‏ ‎актуальные ‎экспертизы‏ ‎реальных ‎обследуемых (анонимность‏ ‎соблюдается),‏ ‎расширять ‎свою‏ ‎профессиональную ‎эрудицию, ‎диагностировать ‎варианты ‎клинических‏ ‎и ‎субклинических‏ ‎проявлений‏ ‎разных ‎видов ‎психопатологии,‏ ‎а ‎ещё‏ ‎— ‎за ‎уникальную ‎возможность‏ ‎вместе‏ ‎разбирать ‎диссертации‏ ‎по ‎психиатрии‏ ‎и ‎судебной ‎психологии.

Для ‎фанатов ‎метода‏ ‎Роршаха‏ ‎есть ‎уровень‏ ‎подписки ‎«R-PAS»,‏ ‎где ‎я ‎перевожу ‎с ‎английского‏ ‎и‏ ‎комментирую‏ ‎две ‎книжки‏ ‎про ‎новейший‏ ‎(научно-доказательный) ‎подход‏ ‎к‏ ‎интерпретации ‎теста‏ ‎Роршаха ‎Rorschach ‎Performance ‎Assessment ‎System.‏ ‎На ‎русском‏ ‎языке‏ ‎такого ‎материала ‎онлайн‏ ‎больше ‎нигде‏ ‎нет.

Обе ‎книжки ‎я ‎выписала‏ ‎на‏ ‎Амазоне, ‎одна‏ ‎рассказывает ‎про‏ ‎новый ‎подход, ‎вторая ‎сравнивает ‎его‏ ‎с‏ ‎привычной ‎нам‏ ‎Интегративной ‎системой‏ ‎Экснера:

«Роршах ‎головного ‎мозга» ‎— ‎это

психологический‏ ‎практикум‏ ‎в‏ ‎клинической ‎психологии‏ ‎(если ‎вы‏ ‎начинающий),

повышение ‎своей‏ ‎квалификации‏ ‎(если ‎вы‏ ‎работающий),

возможность ‎«найти ‎своих» ‎(оказаться ‎среди‏ ‎таких ‎же,‏ ‎как‏ ‎вы, ‎любителей ‎психодиагностики)‏ ‎и ‎«узнать‏ ‎новейшее» ‎(если ‎вам ‎интересен‏ ‎международный‏ ‎уровень),

возможность ‎выиграть‏ ‎оригинальные ‎швейцарские‏ ‎таблицы ‎теста ‎Роршаха ‎(когда ‎число‏ ‎подписчиков‏ ‎превысит ‎100,‏ ‎начну ‎регулярно‏ ‎разыгрывать ‎среди ‎них ‎один ‎комплект).

Сразу‏ ‎предупреждаю,‏ ‎что‏ ‎проект ‎я‏ ‎веду ‎для‏ ‎души, ‎сиречь‏ ‎нерегулярно.‏ ‎Зато ‎пишу‏ ‎длинные ‎и ‎очень ‎длинные ‎тексты,‏ ‎на ‎10-20‏ ‎минут‏ ‎чтения.

«В ‎советской ‎стране‏ ‎возраст ‎выхода‏ ‎на ‎пенсию ‎был ‎незыблемым.‏ ‎Социальной‏ ‎константой. ‎Я‏ ‎выросла ‎с‏ ‎этим ‎знанием, ‎но ‎времена ‎изменились.‏ ‎Сейчас‏ ‎мне ‎48.‏ ‎Засобиралась ‎на‏ ‎пенсию, ‎пора ‎готовить ‎молодую ‎смену.‏ ‎Ну,‏ ‎вот‏ ‎пишу ‎о‏ ‎клинической ‎психологии‏ ‎в ‎проекте‏ ‎„Роршах‏ ‎головного ‎мозга“,‏ ‎передаю ‎опыт. ‎Спасибо ‎всем, ‎кто‏ ‎читает ‎мои‏ ‎уроки‏ ‎и ‎бонусы!»

P.S.

Желаю ‎всем‏ ‎кайфовать ‎от‏ ‎своей ‎работы ‎и ‎поменьше‏ ‎забот‏ ‎и ‎хлопот‏ ‎:)

Искренне ‎ваша,

Ольга‏ ‎Викторовна

Читать: 13+ мин
logo Роршах головного мозга

Тест Роршаха на Крайнем Севере

В ‎дневнике‏ ‎доктора ‎медицинских ‎наук, ‎психиатра ‎Ф.‏ ‎Б. ‎Березина,‏ ‎есть‏ ‎любопытные ‎факты ‎о‏ ‎массовом ‎тестировании‏ ‎чукчей, ‎эвенков ‎и ‎эвенов‏ ‎тестом‏ ‎Роршаха ‎в‏ ‎советский ‎период:

«…превосходство‏ ‎правополушарного ‎образного ‎мышления ‎у ‎представителей‏ ‎северных‏ ‎народностей ‎бросалось‏ ‎в ‎глаза ещё‏ ‎до ‎проведения ‎расчётов, ‎особенно ‎при‏ ‎предъявлении‏ ‎теста‏ ‎Роршаха, ‎который‏ ‎требует ‎от‏ ‎испытуемого ‎выделения‏ ‎определённых‏ ‎образов ‎в‏ ‎исходно ‎размытой ‎структуре ‎симметричных ‎чернильных‏ ‎пятен.

При ‎этом‏ ‎было‏ ‎важно ‎количество ‎и‏ ‎характер ‎ответов.‏ ‎У ‎представителей ‎северных ‎народов‏ ‎не‏ ‎было ‎ни‏ ‎одного ‎человека,‏ ‎который ‎бы ‎дал ‎только ‎один‏ ‎ответ, что‏ ‎означает, ‎что‏ ‎жизнь ‎на‏ ‎Чукотке ‎требует ‎приверженности ‎к ‎оценке‏ ‎деталей.‏ ‎Что‏ ‎же ‎касается‏ ‎чёткости ‎ответов,‏ ‎то ‎для‏ ‎того,‏ ‎чтобы ‎подчеркнуть‏ ‎эту ‎чёткость, ‎испытуемые, ‎увиденные ‎ими‏ ‎в ‎чернильном‏ ‎пятне‏ ‎образы, ‎рисовали ‎на‏ ‎полях ‎тетрадей.‏ ‎Художественно ‎одарённые, ‎они ‎иной‏ ‎раз,‏ ‎изображали ‎картины,‏ ‎отвечающие ‎требованиям‏ ‎теста, ‎но ‎представляющие ‎собой ‎художественные‏ ‎произведения.

Общее‏ ‎количество ‎ответов,‏ ‎т. ‎е.‏ ‎образов, ‎которые ‎были ‎найдены ‎во‏ ‎всех‏ ‎картинках‏ ‎теста, ‎у‏ ‎представителей ‎пришлого населения‏ ‎было ‎больше‏ ‎в‏ ‎картинках, ‎в‏ ‎которых ‎использовался ‎цвет.

В ‎чёрно-белых ‎картинках‏ ‎у ‎коренного населения‏ ‎частота‏ ‎ответов ‎была ‎существенно‏ ‎больше, ‎причём‏ ‎отмечалось ‎большое ‎количество ‎ответов,‏ ‎содержащих‏ ‎элементы ‎движения‏ ‎и ‎очертания,‏ ‎созданные ‎из ‎тонких ‎линий. ‎[под‏ ‎«тонкими‏ ‎линиями» ‎ахроматических‏ ‎таблиц ‎имеется‏ ‎в ‎виду ‎светлее-темнее ‎как ‎оттенки‏ ‎пятна,‏ ‎сейчас‏ ‎обозначается ‎как‏ ‎детерминанта ‎ответа‏ ‎Y. ‎ОВ]

По-видимому,‏ ‎в‏ ‎силу ‎генетических‏ ‎и ‎культуральных ‎различий ‎форма ‎и‏ ‎движение ‎имели‏ ‎для‏ ‎учащихся ‎из ‎числа‏ ‎коренных ‎народностей‏ ‎существенно ‎большее ‎значение, ‎чем‏ ‎цвет.‏ ‎Более ‎того,‏ ‎когда ‎после‏ ‎нескольких ‎чёрно-белых ‎картинок ‎появлялся ‎цвет,‏ ‎это‏ ‎вызывало ‎выраженную‏ ‎аффективную ‎реакцию,‏ ‎проявляющуюся ‎главным ‎образом ‎заторможенностью, ‎замедленностью‏ ‎последующих‏ ‎ответов‏ ‎и ‎резким‏ ‎снижением ‎их‏ ‎количества.

Я ‎полагаю,‏ ‎что‏ ‎белый ‎цвет‏ ‎снега ‎и ‎чёрный ‎цвет ‎земли‏ ‎для ‎чукчей‏ ‎были‏ ‎основными ‎цветами, ‎не‏ ‎зря ‎в‏ ‎чукотском ‎языке ‎не ‎меньше‏ ‎десятка‏ ‎слов ‎обозначают‏ ‎снег. ‎Снег‏ ‎лежащий, ‎снег ‎летящий, ‎снежный ‎наст‏ ‎и‏ ‎т. ‎п.‏ ‎обозначались ‎разными‏ ‎словами, ‎и ‎было ‎время, ‎когда‏ ‎это‏ ‎рассматривали‏ ‎как ‎слабость‏ ‎обобщения ‎и‏ ‎недостаточную ‎развитость‏ ‎языка.‏ ‎Но ‎очевидно,‏ ‎что ‎дело ‎не ‎в ‎этом.‏ ‎Для ‎меня‏ ‎снег‏ ‎всегда ‎снег, ‎для‏ ‎чукчи, ‎жизнь‏ ‎которого ‎зависит ‎от ‎тундры,‏ ‎от‏ ‎характера ‎снежного‏ ‎покрова, ‎из-под‏ ‎которого ‎олени ‎добывают ‎ягель, ‎снег‏ ‎рыхлый,‏ ‎снег-наст, ‎снег‏ ‎летящий, ‎требуют‏ ‎от ‎оленеводов ‎совершенно ‎разных ‎действий‏ ‎и‏ ‎было‏ ‎бы ‎странно,‏ ‎если ‎бы‏ ‎снег ‎всегда‏ ‎обозначался‏ ‎одним ‎и‏ ‎тем ‎же ‎словом.

По ‎результатам ‎этих‏ ‎исследований, ‎мы‏ ‎обнаружили,‏ ‎что ‎у ‎Чукчей‏ ‎иной ‎когнитивный‏ ‎модус ‎оценки ‎объекта, ‎для‏ ‎которого‏ ‎была ‎характерна‏ ‎большая ‎ориентация‏ ‎на ‎признаки ‎объекта, ‎которые ‎принято‏ ‎называть‏ ‎слабыми. Это ‎можно‏ ‎пояснить ‎на‏ ‎примере. ‎Если ‎предъявить ‎картинку ‎из‏ ‎набора‏ ‎«Четвёртый‏ ‎лишний», ‎на‏ ‎которой ‎изображены‏ ‎апельсин, ‎яблоко,‏ ‎мяч‏ ‎и ‎груша,‏ ‎и ‎спросить, ‎какой ‎предмет ‎не‏ ‎входит ‎в‏ ‎одну‏ ‎группу ‎с ‎тремя‏ ‎другими, ‎то‏ ‎человек ‎с ‎выраженной ‎ориентацией‏ ‎на‏ ‎слабые ‎признаки,‏ ‎скажет, ‎что‏ ‎в ‎эту ‎группу ‎не ‎входит‏ ‎груша,‏ ‎поскольку ‎остальные‏ ‎предметы ‎шарообразные.‏ ‎Я ‎взял ‎наиболее ‎простой ‎пример,‏ ‎на‏ ‎котором‏ ‎проще ‎понять‏ ‎принцип ‎деления‏ ‎признаков ‎на‏ ‎слабые‏ ‎и ‎сильные,‏ ‎поскольку ‎человек, ‎ориентирующийся ‎на ‎сильные‏ ‎признаки, ‎выделил‏ ‎бы‏ ‎группу ‎«фрукты» ‎и‏ ‎не ‎принадлежащим‏ ‎к ‎этой ‎группе ‎признал‏ ‎бы‏ ‎мяч.

В ‎больших‏ ‎текстах ‎и‏ ‎в ‎практике ‎разница ‎между ‎сильными‏ ‎и‏ ‎слабыми ‎признаками‏ ‎может ‎быть‏ ‎значительно ‎более ‎тонкой. ‎У ‎чукчей‏ ‎ориентация‏ ‎на‏ ‎слабые ‎признаки‏ ‎была ‎значительно‏ ‎более ‎выражена,‏ ‎чем‏ ‎у ‎пришлого‏ ‎населения, хотя ‎иногда ‎об ‎этом ‎было‏ ‎трудно ‎судить.

Например,‏ ‎уже‏ ‎отмеченное ‎определение ‎масти‏ ‎оленей ‎по‏ ‎пятнам, ‎для ‎европейского ‎человека‏ ‎будет‏ ‎показателем ‎ориентировки‏ ‎на ‎слабые‏ ‎признаки, ‎ибо ‎для ‎европейца ‎масть‏ ‎однозначно‏ ‎ассоциируется ‎с‏ ‎окраской. ‎И‏ ‎всё ‎равно, ‎ориентировка ‎на ‎пятна‏ ‎это‏ ‎ориентировка‏ ‎на ‎слабые‏ ‎признаки, только ‎для‏ ‎условий ‎Чукотки‏ ‎она‏ ‎адекватна, ‎потому‏ ‎что ‎в ‎чёрно-белой ‎среде ‎форма‏ ‎важнее ‎цвета. Эта‏ ‎разница‏ ‎проявилась ‎и ‎при‏ ‎предъявлении ‎теста‏ ‎Роршаха».

Отсюда ‎berezin-fb.livejournal.com/23165.html

Как ‎люди ‎приспосабливаются‏ ‎к‏ ‎трудным ‎обстоятельствам?

На‏ ‎эту ‎тему‏ ‎есть ‎не ‎одна ‎медицинская ‎диссертация,‏ ‎например

Особенности‏ ‎формирования ‎приспособительных‏ ‎реакций ‎у‏ ‎пришлого ‎населения ‎на ‎Севере

14.00.16 Фомин ‎Николай‏ ‎Анатольевич‏ ‎Новосибирск,‏ ‎2004

На ‎человека‏ ‎в ‎северных‏ ‎широтах ‎действует‏ ‎комплекс‏ ‎экстремальных ‎факторов,‏ ‎включающий ‎низкие ‎температуры, ‎влажность, ‎сильные‏ ‎ветры, ‎необычный‏ ‎фотопериодизм,‏ ‎радиационные, ‎гравитационные ‎и‏ ‎геомагнитные ‎явления,‏ ‎особенности ‎химического ‎состава ‎почвы,‏ ‎воды,‏ ‎воздуха.

Природные ‎условия‏ ‎Крайнего ‎Севера‏ ‎могут ‎быть ‎наиболее ‎адекватными ‎только‏ ‎для‏ ‎коренных ‎жителей‏ ‎Севера. ‎Тем‏ ‎более ‎что ‎на ‎создание ‎этой‏ ‎адекватности‏ ‎ушли‏ ‎тысячелетия ‎естественного‏ ‎отбора. ‎Для‏ ‎населения, ‎мигрирующего‏ ‎из‏ ‎других ‎широт,‏ ‎условия ‎высоких ‎широт ‎в ‎большей‏ ‎или ‎меньшей‏ ‎степени‏ ‎являются ‎неадекватными.

Из ‎результатов‏ ‎исследований ‎сотрудников‏ ‎НИЛ ‎полярной ‎медицины ‎СО‏ ‎РАМН‏ ‎известно, ‎что‏ ‎без ‎особенных‏ ‎последствий ‎для ‎здоровья ‎длительное ‎пребывание‏ ‎на‏ ‎Севере ‎(более‏ ‎15-20 ‎лет)‏ ‎допустимо ‎лишь ‎примерно ‎для ‎30%‏ ‎приезжающих‏ ‎в‏ ‎высокие ‎широты‏ ‎людей. ‎Такая‏ ‎же ‎доля‏ ‎приезжающих‏ ‎может ‎жить‏ ‎в ‎экстремальных ‎климато-геофизических ‎условиях ‎не‏ ‎более ‎15‏ ‎лет.‏ ‎Наконец, ‎40% ‎переехавших‏ ‎на ‎Север‏ ‎людей ‎может ‎сохранить ‎свое‏ ‎здоровье‏ ‎в ‎этих‏ ‎широтах ‎от‏ ‎3 ‎до ‎7 ‎лет. ‎Незнание‏ ‎факта‏ ‎существования ‎индивидуальных‏ ‎приспособительных ‎качеств‏ ‎как ‎каждым ‎переезжающим ‎на ‎Север,‏ ‎так‏ ‎и‏ ‎организаторами ‎этого‏ ‎перемещения, ‎приводит‏ ‎к ‎росту‏ ‎заболеваемости‏ ‎в ‎активном‏ ‎трудоспособном ‎возрасте, ‎к ‎преждевременному ‎старению‏ ‎и ‎ранней‏ ‎смертности,‏ ‎а ‎также ‎к‏ ‎значительным ‎экономическим‏ ‎потерям.

Вахтовики

Особая ‎проблема ‎связана ‎с‏ ‎периодическим‏ ‎пребыванием ‎в‏ ‎экстремальных ‎условиях‏ ‎Севера ‎работников ‎вахтового ‎труда.

Комплексный ‎анализ‏ ‎заболеваемости,‏ ‎смертности ‎и‏ ‎выборочные ‎обследования‏ ‎пришлого ‎населения ‎Севера ‎позволили ‎выявить,‏ ‎что‏ ‎заболевания‏ ‎основных ‎гомеостатических‏ ‎систем ‎(сердечно-сосудистой,‏ ‎пищеварительной, ‎эндокринной‏ ‎и‏ ‎других) ‎отражают‏ ‎низкую ‎адаптивную ‎устойчивость ‎организма ‎человека‏ ‎и ‎являются‏ ‎серьезным‏ ‎фактором ‎риска ‎для‏ ‎сохранения ‎здоровья,‏ ‎работоспособности ‎и ‎продолжительности ‎жизни‏ ‎человека‏ ‎при ‎переезде‏ ‎в ‎высокие‏ ‎широты.

Выявлена ‎зависимость ‎снижения ‎адаптивной ‎устойчивости‏ ‎человека‏ ‎от ‎возраста‏ ‎переезда ‎на‏ ‎Север. ‎Значительный ‎риск ‎развития ‎болезней‏ ‎в‏ ‎высоких‏ ‎широтах ‎связан‏ ‎с ‎переездом‏ ‎после ‎35‏ ‎лет.

Большая‏ ‎адаптивная ‎устойчивость‏ ‎при ‎проживании ‎на ‎Севере ‎выявлена‏ ‎у ‎людей‏ ‎с‏ ‎типом ‎морфо-физиологических ‎временных‏ ‎адаптивных ‎реакций‏ ‎«стайер».

Приспособительная ‎устойчивость ‎организма ‎человека‏ ‎к‏ ‎экстремальным ‎природным‏ ‎факторам ‎Севера‏ ‎в ‎значительной ‎мере ‎определяется: ‎импринтированием‏ ‎устойчивости‏ ‎к ‎экстремальным‏ ‎гелио-геофизическим ‎факторам;‏ ‎сбалансированностью ‎функциональной ‎активности ‎полушарий ‎головного‏ ‎мозга; способностью‏ ‎организма‏ ‎опережающее ‎синхронизировать‏ ‎внутреннее ‎время‏ ‎с ‎внешним;‏ ‎устойчивостью‏ ‎к ‎возникновению‏ ‎иммунодефицитных ‎состояний.

Интегральными ‎показателями ‎неадекватности ‎адаптивных‏ ‎механизмов организма ‎человека‏ ‎экологическим‏ ‎условиям ‎жизнедеятельности ‎на‏ ‎Севере ‎являются‏ ‎показатель ‎психоэмоционального ‎напряжения и ‎степень‏ ‎выраженности‏ ‎болезненной ‎метеочувствительности.

Конец‏ ‎цитаты.

Функциональная ‎асимметрия‏ ‎полушарий ‎головного ‎мозга ‎упоминается ‎в‏ ‎диссертации‏ ‎не ‎просто‏ ‎так. ‎Существует‏ ‎докторская ‎(!) ‎диссертация по ‎биологии,

Механизмы ‎адаптации‏ ‎пришлого‏ ‎населения‏ ‎к ‎экологическим‏ ‎условиям ‎Заполярья:‏ ‎Влияние ‎латерального‏ ‎фенотипа‏ ‎на ‎метаболизм‏ ‎и ‎физиологические ‎процессы

03.00.16 Филиппова ‎Светлана ‎Николаевна‏ ‎доктор ‎биологических‏ ‎наук

2000, тоже‏ ‎Новосибирск

Там ‎прямым ‎текстом:

В‏ ‎области ‎биологии‏ ‎и ‎медицины ‎активно ‎исследуются‏ ‎психологические,‏ ‎психофизиологические, ‎нейроэндокринные,‏ ‎иммунные ‎приспособительные‏ ‎механизмы ‎в ‎природной, ‎урбанизированной ‎и‏ ‎производственной‏ ‎среде.

Поэтому ‎исследования,‏ ‎предпринятые ‎нами‏ ‎по ‎изучению ‎роли ‎функциональной ‎асимметрии‏ ‎полушарий‏ ‎головного‏ ‎мозга ‎в‏ ‎регуляции ‎адаптивного‏ ‎процесса ‎человека‏ ‎и‏ ‎выборочных ‎совокупностей‏ ‎коренного ‎и ‎пришлого ‎населения ‎Таймыра, могли‏ ‎бы ‎расширить‏ ‎представления‏ ‎о ‎закономерностях ‎индивидуальной‏ ‎и ‎популяционной‏ ‎адаптации ‎к ‎экстремальным ‎природно-климатическим‏ ‎и‏ ‎техногенным ‎факторам‏ ‎промышленных ‎территорий‏ ‎Заполярья ‎и ‎являются ‎актуальными ‎в‏ ‎теоретическом‏ ‎и ‎практическо-прикладном‏ ‎аспекте.

Цель ‎работы:‏ ‎изучить ‎распределение ‎правых ‎и ‎левополушарных‏ ‎латеральных‏ ‎фенотипов.

Комплексное‏ ‎исследование ‎психофизиологических‏ ‎процессов, ‎метаболизма,‏ ‎висцеральных ‎систем‏ ‎у‏ ‎адаптирующихся ‎людей‏ ‎с ‎различными ‎латеральными ‎фенотипами ‎позволило‏ ‎установить ‎роль‏ ‎высоких‏ ‎функциональных ‎возможностей ‎правого‏ ‎полушария ‎для‏ ‎оптимизации ‎процессов ‎долговременной ‎адаптации к‏ ‎экстремальным‏ ‎экологическим ‎условиям‏ ‎Севера. ‎Влияние‏ ‎правого ‎полушария ‎выражается ‎в ‎более‏ ‎эффективной‏ ‎регуляции ‎гормональных‏ ‎перестроек ‎при‏ ‎адаптации, ‎приводящее ‎к ‎экономному ‎использованию‏ ‎энергетических‏ ‎субстратов,‏ ‎стабилизации ‎структуры‏ ‎мембран, ‎снижению‏ ‎адаптивного ‎напряжения‏ ‎висцеральных‏ ‎и ‎функциональных‏ ‎систем ‎организма.

При ‎исследовании ‎на ‎здоровых‏ ‎людях ‎в‏ ‎выборочных‏ ‎совокупностях ‎пришлого ‎населения установлены‏ ‎достоверные ‎различия‏ ‎показателей ‎взаимосвязанных ‎структурно-функциональных ‎уровней‏ ‎организма‏ ‎(гуморального, ‎клеточного,‏ ‎висцерального, ‎психофизиологического,‏ ‎организменного) ‎в ‎зависимости ‎от ‎асимметрии‏ ‎и‏ ‎функциональной ‎активности‏ ‎полушарий ‎мозга‏ ‎человека.

Выявлено, ‎что ‎пришлое ‎население ‎в‏ ‎процессе‏ ‎долговременной‏ ‎адаптации ‎приближается‏ ‎к ‎коренному‏ ‎населению ‎не‏ ‎только‏ ‎по ‎значениям‏ ‎метаболических ‎и ‎функциональных ‎показателей, ‎но‏ ‎и ‎по‏ ‎процентному‏ ‎распределению ‎в ‎популяции‏ ‎различных ‎латеральных‏ ‎фенотипов.

Впервые ‎определена ‎связь ‎высокой‏ ‎функциональной‏ ‎активности ‎правого‏ ‎полушария с ‎оптимизацией‏ ‎адаптивных ‎изменений ‎систем ‎организма, ‎имеющих‏ ‎определяющее‏ ‎значение ‎для‏ ‎жизнедеятельности ‎человека‏ ‎в ‎экстремальных ‎экологических ‎условиях. ‎Обнаружено,‏ ‎что‏ ‎регуляторное‏ ‎влияние ‎правого‏ ‎полушария ‎на‏ ‎адаптивные ‎перестройки‏ ‎эндокринной‏ ‎системы ‎проявляются‏ ‎не ‎только ‎в ‎оптимальном ‎уровне‏ ‎гормонов, ‎но‏ ‎и‏ ‎в ‎благоприятном ‎для‏ ‎формирования ‎«полярного‏ ‎метаболического ‎типа» ‎соотношении ‎концентраций‏ ‎основных‏ ‎контргормонов ‎инсулина‏ ‎и ‎глюкокортикоидов.

Показано,‏ ‎что ‎адаптирующее ‎влияние ‎функционально ‎активного‏ ‎правого‏ ‎полушария ‎на‏ ‎липидный ‎обмен‏ ‎имеет ‎антиатерогенную ‎направленность, ‎а ‎на‏ ‎углеводный‏ ‎обмен‏ ‎нормогликемическое ‎воздействие.‏ ‎Установлено, ‎что‏ ‎люди ‎с‏ ‎функционально‏ ‎активным ‎левым‏ ‎полушарием или ‎сниженными ‎функциональным ‎состоянием ‎мозга‏ ‎имеют ‎дисбаланс‏ ‎в‏ ‎системе ‎пероксидации ‎липидов‏ ‎вследствие ‎ослабления‏ ‎антиокислительной ‎регуляции ‎процессов ‎свободнорадикального‏ ‎окисления,‏ ‎что ‎приводит‏ ‎к ‎нарушениям‏ ‎структуры ‎мембран ‎и ‎потерям ‎клетками‏ ‎индикаторных‏ ‎ферментов.

Показано ‎адаптирующее‏ ‎влияние ‎правого‏ ‎полушария ‎мозга ‎на ‎функциональное ‎состояние‏ ‎гепато-билиарной‏ ‎и‏ ‎сердечно-сосудистой ‎систем‏ ‎при ‎их‏ ‎адаптивных ‎перестройках‏ ‎в‏ ‎процессе ‎долговременной‏ ‎адаптации ‎человека. ‎Выявлено, ‎что ‎при‏ ‎понижении ‎функциональной‏ ‎активности‏ ‎правого ‎полушария возрастает ‎торможение,‏ ‎реактивность, ‎и‏ ‎дисбаланс ‎процессов ‎возбуждения ‎и‏ ‎торможения‏ ‎мозга.

Обнаружена ‎более‏ ‎выраженная ‎адаптированность‏ ‎женщин ‎в ‎Заполярье, ‎связанная ‎с‏ ‎большей‏ ‎эквипотенциальностью ‎у‏ ‎них ‎полушарий‏ ‎мозга ‎по ‎сравнению ‎с ‎мужчинами.‏ ‎Показана‏ ‎оптимизация‏ ‎адаптивных ‎перестроек‏ ‎у ‎мужчин‏ ‎с ‎правым латеральным‏ ‎фенотипом‏ ‎и ‎всех‏ ‎женщин ‎при ‎высоком ‎уровне ‎функциональной‏ ‎активности ‎у‏ ‎них‏ ‎правой гемисферы.

Наблюдаемое ‎приближение ‎распределения‏ ‎латеральных ‎фенотипов‏ ‎в ‎популяции ‎пришлого ‎населения‏ ‎к‏ ‎характерному ‎для‏ ‎коренного ‎населения‏ ‎Таймыра ‎накоплению ‎«левшей» ‎и ‎«амбидекстров» происходит‏ ‎вследствие‏ ‎взаимодействия ‎нескольких‏ ‎механизмов, ‎включая‏ ‎адаптивную ‎активацию ‎правого ‎полушария ‎головного‏ ‎мозга‏ ‎у‏ ‎части ‎пришлого‏ ‎населения ‎при‏ ‎долговременной ‎адаптации‏ ‎и‏ ‎популяционные ‎механизмы‏ ‎самоотбора. ‎По ‎мере ‎увеличения ‎полярного‏ ‎стажа ‎мигрантов‏ ‎наблюдается‏ ‎перераспределение ‎латеральных ‎фенотипов,‏ ‎приближающееся ‎к‏ ‎характерному ‎для ‎коренного ‎населения‏ ‎накоплению‏ ‎левшей ‎и‏ ‎амбидекстров.

Конец ‎цитаты.

Вот‏ ‎такие ‎вот ‎любопытные ‎наблюдения. ‎Таймыр‏ ‎—‏ ‎крупнейший ‎полуостров‏ ‎в ‎России,‏ ‎самая ‎северная ‎материковая ‎часть ‎суши‏ ‎Евразийского‏ ‎континента.‏ ‎Расположен ‎между‏ ‎Енисейским ‎заливом‏ ‎Карского ‎моря‏ ‎и‏ ‎Хатангским ‎заливом‏ ‎моря ‎Лаптевых. ‎Площадь ‎— ‎400‏ ‎000 ‎км².

«Правополушарность»‏ ‎коренных‏ ‎народов ‎Севера ‎и‏ ‎нарастание ‎«правополушарности»‏ ‎со ‎временем ‎как ‎адаптивный‏ ‎механизм,‏ ‎в ‎наши‏ ‎дни ‎не‏ ‎гипотеза ‎советских ‎учёных, ‎а ‎научно‏ ‎доказанный‏ ‎факт.

Читать: 1+ мин
logo Роршах головного мозга

Прекрасное, я считаю

С ‎помощью‏ ‎AI ‎портреты ‎из ‎теста ‎Сонди‏ ‎воплотились ‎в‏ ‎людей‏ ‎«рядом ‎с ‎нами».

Удачная‏ ‎попытка:

А ‎вот‏ ‎тут ‎«взгляд ‎исподлобья» ‎не‏ ‎удалось‏ ‎ухватить, ‎только‏ ‎внешнее ‎сходство:

Стимульный‏ ‎материал ‎классического ‎теста ‎Сонди ‎(все‏ ‎48‏ ‎портретов) ‎лежит‏ ‎тут

http://moemesto.ru/rorschach_club/file/4408073/szondi.pdf


Читать: 4+ мин
logo Роршах головного мозга

Станислав Лем был психиатром и много занимался психодиагностикой, из проективных тестов предпочитая тест Роршаха

Нашла ‎любопытный‏ ‎факт, ‎делюсь ‎с ‎читателями:

«Ещё ‎один‏ ‎интересный ‎контакт‏ ‎у‏ ‎нас ‎появился, ‎когда‏ ‎мы ‎переехали‏ ‎в ‎кооперативную ‎квартиру. ‎В‏ ‎соседнем‏ ‎доме ‎жил‏ ‎отчим ‎моей‏ ‎сотрудницы ‎Лидии ‎Варрик, ‎которая ‎тут‏ ‎же‏ ‎притащила ‎его‏ ‎к ‎нам,‏ ‎заявив, ‎что ‎квартиру ‎немедленно ‎надо‏ ‎оборудовать,‏ ‎что‏ ‎мы ‎этого‏ ‎не ‎сумеем‏ ‎и ‎что‏ ‎Шура‏ ‎(Александр ‎Исаакович‏ ‎Мирер) ‎умеет ‎всё.

Он ‎действительно ‎умел‏ ‎всё ‎—‏ ‎инженер-теплотехник,‏ ‎он ‎писал ‎научно-фантастические‏ ‎рассказы ‎и‏ ‎даже ‎один ‎научно-фантастический ‎роман,‏ ‎дружил‏ ‎со ‎Стругацкими,‏ ‎в ‎его‏ ‎доме ‎я ‎познакомился ‎с ‎Аркадием‏ ‎Стругациким,‏ ‎который ‎потом‏ ‎стал ‎бывать‏ ‎и ‎у ‎нас», ‎— ‎рассказывает‏ ‎в‏ ‎своих‏ ‎мемуарах в ‎Живом‏ ‎Журнале ‎Феликс‏ ‎Борисович ‎Березин.

«Именно‏ ‎благодаря‏ ‎тому, ‎что‏ ‎собрание ‎сочинений ‎Лема ‎редактировал ‎Александр‏ ‎Исаакович, ‎я‏ ‎познакомился‏ ‎с ‎Лемом. ‎Это‏ ‎было ‎случайно‏ ‎— ‎я ‎пришёл ‎к‏ ‎Шуре‏ ‎в ‎то‏ ‎время, ‎когда‏ ‎он ‎с ‎Лемом ‎работал ‎надо‏ ‎одним‏ ‎из ‎томов‏ ‎собрания ‎сочинений.

Наши‏ ‎встречи ‎с ‎Лемом ‎проходили ‎уже‏ ‎в‏ ‎финале‏ ‎Советской ‎истории‏ ‎(1989-91 ‎гг.)‏ ‎Мы ‎говорили‏ ‎и‏ ‎по-польски ‎и‏ ‎по-русски, ‎хотя ‎Лем ‎русский ‎язык‏ ‎предпочитал, ‎считая,‏ ‎что‏ ‎он ‎говорит ‎по-русски‏ ‎лучше, ‎чем‏ ‎я ‎по-польски.

Мы ‎быстро ‎нашли‏ ‎общий‏ ‎язык ‎ещё‏ ‎и ‎потому,‏ ‎что ‎Лем ‎был ‎психиатром ‎и‏ ‎много‏ ‎занимался ‎психодиагностикой,‏ ‎правда, ‎применяя‏ ‎в ‎основном ‎проективные ‎тесты, ‎и‏ ‎из‏ ‎проективных‏ ‎тестов ‎предпочитая‏ ‎тест ‎Роршаха.

Но‏ ‎мы ‎говорили‏ ‎с‏ ‎ним ‎не‏ ‎только ‎о ‎психиатрии. ‎Лем ‎с‏ ‎удовольствием ‎вспоминал‏ ‎Львов,‏ ‎где ‎он ‎родился,‏ ‎а ‎я‏ ‎этот ‎город ‎хорошо ‎знал.

Он‏ ‎был‏ ‎футурологом ‎и‏ ‎без ‎особого‏ ‎оптимизма ‎относился ‎к ‎будущему ‎человечества.‏ ‎И‏ ‎когда ‎я‏ ‎сказал ‎ему,‏ ‎что ‎то, ‎что ‎мы ‎видим‏ ‎сейчас,‏ ‎это‏ ‎«не ‎линия‏ ‎развития, ‎это‏ ‎просто ‎глубокая‏ ‎флуктуация»,‏ ‎он ‎грустно‏ ‎заметил:

«Вы ‎рассуждаете ‎с ‎позиции ‎божества.‏ ‎На ‎наш‏ ‎век‏ ‎этой ‎флуктуации ‎может‏ ‎оказаться ‎достаточно».

Отсюда‏ ‎berezin-fb.livejournal.com/17592.html

Монография ‎сотрудников ‎Московской ‎Медицинской‏ ‎Академии:‏ ‎профессора, ‎доктора‏ ‎медицинских ‎наук‏ ‎Феликса ‎Борисовича ‎Березина, ‎написанная ‎в‏ ‎соавторстве‏ ‎с ‎женой,‏ ‎тоже ‎профессором‏ ‎и ‎доктором ‎медицинских ‎наук ‎Еленой‏ ‎Дмитревной‏ ‎Соколовой‏ ‎и ‎его‏ ‎другом ‎старшим‏ ‎научным ‎сотрудником‏ ‎Майком‏ ‎Петровичем ‎Мирошниковым‏ ‎о ‎тесте ‎ММИЛ ‎— ‎совеском‏ ‎варианте ‎теста‏ ‎MMPI, в‏ ‎своё ‎время ‎была одобрена‏ ‎к ‎изданию‏ ‎на ‎совещании ‎в ‎ЦК‏ ‎КПСС и‏ ‎разошлась ‎тиражом‏ ‎75 ‎000‏ ‎экземпляров ‎за ‎два ‎дня.

Лидия ‎Варрик,‏ ‎о‏ ‎которой ‎идёт‏ ‎речь ‎в‏ ‎цитате, ‎защищала ‎диссертацию ‎под ‎руководством‏ ‎Березина‏ ‎и‏ ‎работала ‎в‏ ‎Межклинической ‎психодиагностической‏ ‎лаборатории ‎ММА,‏ ‎которую‏ ‎он ‎создал‏ ‎и ‎двадцать ‎пять ‎лет ‎возглавлял.‏ ‎Её ‎отчим‏ ‎Шура‏ ‎писал ‎книги ‎в‏ ‎жанре ‎фантастики‏ ‎под ‎псевдонимом ‎Александр ‎Зеркалов:

Сын‏ ‎начальника‏ ‎Главалюминия ‎СССР,‏ ‎впоследствии ‎директора‏ ‎титано-магниевого ‎завода ‎в ‎Запорожье, ‎офицер-фронтовик‏ ‎Майк‏ ‎Петрович ‎Мирошников прекрасно‏ ‎знал ‎несколько‏ ‎европейских ‎языков ‎и ‎стал ‎инициатором‏ ‎перевода‏ ‎опросника‏ ‎Старка ‎Хэтуэя‏ ‎и ‎Джона‏ ‎Маккинли ‎на‏ ‎русский‏ ‎язык.

Его ‎коллеги‏ ‎и ‎соавторы ‎по ‎разработке ‎методики:

«Он‏ ‎подарил ‎мне‏ ‎свою‏ ‎книгу ‎„Непобедимый“ ‎со‏ ‎словами ‎„Нам‏ ‎часто ‎что-нибудь ‎кажется ‎непобедимым,‏ ‎но‏ ‎стоит ‎только‏ ‎чуть ‎измениться‏ ‎ситуации ‎или ‎природе, ‎как ‎эта‏ ‎непобедимость‏ ‎бесследно ‎исчезает“.‏ ‎Этой ‎фразой‏ ‎закончилась ‎моя ‎последняя ‎встреча ‎с‏ ‎Лемом»,‏ ‎—‏ ‎завершает ‎свой‏ ‎рассказ ‎о‏ ‎встрече ‎автор‏ ‎мемуаров.

Рассказ‏ ‎о ‎работе‏ ‎с ‎методикой ‎MMPI ‎доступен ‎для‏ ‎подписчиков ‎проекта‏ ‎«Роршах‏ ‎головного ‎мозга».

Читать: 1+ мин
logo Роршах головного мозга

Анонс проекта о преодолении ПТСР «Жизнь после травмы»

Добро ‎пожаловать‏ ‎всем ‎интересующимся ‎темой!

Решила ‎собрать ‎в‏ ‎одном ‎месте‏ ‎свои‏ ‎лучшие ‎тексты ‎о‏ ‎психотерапии ‎и‏ ‎диагностике ‎ПТСР. ‎Тексты ‎прежних‏ ‎лет‏ ‎выложила ‎в‏ ‎открытом ‎доступе‏ ‎в ‎виде ‎отдельного ‎проекта ‎здесь‏ ‎на‏ ‎платформе ‎https://sponsr.ru/mdn2025/

Буду‏ ‎рада, ‎если‏ ‎написанное ‎ранее ‎о ‎посттравмавме ‎пригодится‏ ‎читателям.

Подзамочных‏ ‎постов‏ ‎в ‎проекте‏ ‎«Жизнь ‎после‏ ‎травмы» ‎пока‏ ‎нет,‏ ‎но ‎вы‏ ‎меня ‎знаете, ‎— ‎я ‎пишу‏ ‎по ‎настроению,‏ ‎зато‏ ‎минимум ‎20 ‎текстов‏ ‎в ‎год.‏ ‎Тексты ‎будут)

Искренне ‎ваша,

Ольга ‎Викторовна

Читать: 1+ мин
logo Роршах головного мозга

Три года проекту «Роршах головного мозга»

За ‎два‏ ‎года ‎существования ‎проекта ‎я ‎написала‏ ‎для ‎вас‏ ‎40‏ ‎новых ‎постов, ‎которые‏ ‎добросовестно ‎перечислила‏ ‎тут ‎sponsr.ru/mdn2022/56315/Dva_goda_proektu_Rorshah_golovnogo_mozga

В ‎прошедшем ‎году‏ ‎я‏ ‎выложила ‎в‏ ‎проекте ‎ещё‏ ‎30 ‎публикаций. ‎Ниже ‎— ‎отчёт‏ ‎за‏ ‎третий ‎год‏ ‎работы ‎на‏ ‎платформе ‎Спонср.ру

Доктор ‎медицинских ‎наук, ‎профессор‏ ‎Боев‏ ‎Игорь‏ ‎Викторович, ‎пост‏ ‎на ‎55‏ ‎минут ‎чтения.

Насколько‏ ‎«нормальны»‏ ‎шахматисты?

Люди ‎«степи»‏ ‎в ‎тесте ‎MMPI-2

Люди ‎«степи» ‎в‏ ‎Хрестоматии ‎по‏ ‎Роршах-тесту‏ ‎2009 ‎года

Кто ‎назовёт‏ ‎десять ‎хрустальных‏ ‎фигурок ‎с ‎первого ‎же‏ ‎просмотра?

Люди‏ ‎«степи» ‎в‏ ‎тесте ‎Роршаха

Показываю‏ ‎«пограничную» ‎психику. ‎Осторожно, ‎сексуальная ‎всячинка

ММPI-2‏ ‎в‏ ‎шутку ‎и‏ ‎всерьёз

Современные ‎научные‏ ‎представления ‎о ‎тесте ‎MMPI-2

Три ‎рассказа‏ ‎от‏ ‎первого‏ ‎лица ‎о‏ ‎ПТСР+как ‎психолог‏ ‎видит ‎это‏ ‎в‏ ‎тесте ‎Роршаха

Что‏ ‎снится ‎ветеранам ‎спецопераций

К ‎140-летию ‎со‏ ‎дня ‎рождения‏ ‎Германа‏ ‎Роршаха

MMPI ‎девиантных ‎подростков

MMPI‏ ‎для ‎начинающих

MMPI‏ ‎Шкала ‎1

MMPI ‎Шкала ‎2

MMPI‏ ‎Шкала‏ ‎3

MMPI ‎Шкала‏ ‎4

MMPI ‎Шкала‏ ‎5

MMPI ‎Шкала ‎6

MMPI ‎Шкала ‎7

MMPI‏ ‎Шкала‏ ‎8

MMPI ‎Шкала‏ ‎9

MMPI ‎Шкала‏ ‎0

MMPI ‎Соотношение ‎шкал

Шуба ‎— ‎пальто‏ ‎из‏ ‎меха

Проективные‏ ‎тесты ‎в‏ ‎СССР

Куда ‎подевались‏ ‎ответы ‎Дональда‏ ‎на‏ ‎VIII ‎и‏ ‎IX?

Тест ‎Роршаха ‎и ‎MMPI ‎в‏ ‎ВАКовском ‎журнале‏ ‎в‏ ‎2024 ‎году

Анонс ‎проекта‏ ‎о ‎преодолении‏ ‎ПТСР ‎«Жизнь ‎после ‎травмы»‏ ‎sponsr.ru/mdn2025

Спасибо‏ ‎всем, ‎кто‏ ‎поддерживает ‎проект‏ ‎по ‎психодиагностике!

Искренне ‎ваша,

Ольга ‎Викторовна

Читать: 8+ мин
logo Роршах головного мозга

Тест Роршаха и MMPI в ВАКовском журнале в 2024 году

Доступно подписчикам уровня
«Уроки»
Подписаться за 500₽ в месяц

Для нас важно, что есть публикация о тестах Роршаха и MMPI в авторитетной научной периодике, это снимает статус "маргинальности" с того, чем мы тут с кляксами занимаемся. Спасибо Людмиле Николаевне за труд.

Читать: 2+ мин
logo Роршах головного мозга

Куда подевались ответы Дональда на VIII и IX?

Доступно подписчикам уровня
«Уроки»
Подписаться за 500₽ в месяц

Литературная виньетка из книги Р. Колкера «Что-то не так с Гэлвинами. Идеальная семья, разрушенная безумием» - ответы юноши, больного шизофренией, на тест Роршаха.

Читать: 4+ мин
logo Роршах головного мозга

Проективные тесты в СССР

Правда ‎ли,‏ ‎что ‎в ‎СССР ‎проективные ‎методики‏ ‎были ‎под‏ ‎запретом?‏ ‎Нет, ‎это ‎не‏ ‎так. ‎Учебная‏ ‎и ‎профессиональная ‎литература ‎по‏ ‎теме‏ ‎психодиагностики ‎регулярно‏ ‎издавалась. ‎Вот‏ ‎книги, ‎которые ‎были ‎в ‎каждой‏ ‎университетской‏ ‎библиотеке:

Основные ‎монографии‏ ‎по ‎проективным‏ ‎методам:

Соколова ‎Е. ‎Т. ‎Проективные ‎методы‏ ‎исследования‏ ‎личности.‏ ‎— ‎М.:‏ ‎Изд-во ‎МГУ,‏ ‎1987.

Анастази ‎А.‏ ‎Психологическое‏ ‎тестирование. ‎Т.‏ ‎II. ‎— ‎М.: ‎Педагогика, ‎1982.

Общая‏ ‎психодиагностика ‎/‏ ‎Под‏ ‎ред. ‎А. ‎А.‏ ‎Бодалева, ‎В.‏ ‎В. ‎Столина. ‎— ‎М.:‏ ‎Изд-во‏ ‎МГУ, ‎1988.

Бурлачук‏ ‎Л. ‎Ф.‏ ‎Исследование ‎личности ‎в ‎клинической ‎психологии‏ ‎(на‏ ‎основе ‎метода‏ ‎Г. ‎Роршаха).‏ ‎— ‎Киев, ‎1989.

Рубинштейн ‎С. ‎Я.‏ ‎Экспериментальные‏ ‎методики‏ ‎патопсихологии ‎и‏ ‎опыт ‎применения‏ ‎их ‎в‏ ‎клинике.‏ ‎— ‎М.:‏ ‎Медицина, ‎1970. ‎С. ‎160-171.

Шванцара ‎Й.‏ ‎Диагностика ‎психического‏ ‎развития.‏ ‎— ‎Прага: ‎медицинское‏ ‎изд-во ‎Авиценум,‏ ‎1978.

А ‎вот ‎какие ‎проективные‏ ‎методики‏ ‎изучали ‎в‏ ‎СССР:

Справочник ‎по‏ ‎проективным ‎методикам ‎/ ‎Под ‎ред.‏ ‎Бернарда‏ ‎И. ‎Марштейна.‏ ‎— ‎Лондон:‏ ‎«Нью-Йорк», ‎1965 ‎(«Неоконченные ‎предложения»).

Соколова ‎Е.‏ ‎Т.‏ ‎Проективные‏ ‎методы ‎исследования‏ ‎личности. ‎—‏ ‎М.: ‎Изд-во‏ ‎МГУ,‏ ‎1987 ‎(ТАТ,‏ ‎Толковение ‎случайных ‎форм ‎Г. ‎Роршаха).

Словарь-справочник‏ ‎по ‎психологической‏ ‎диагностике‏ ‎/ ‎Бурлачук ‎Л.Ф.,‏ ‎Морозов ‎С.‏ ‎М.; ‎Отв. ‎ред. ‎С.‏ ‎Б.‏ ‎Крымский. ‎—‏ ‎Киев: ‎Наук.‏ ‎думка, ‎1989. ‎С. ‎114-116.

Общая ‎психодиагностика‏ ‎/‏ ‎Под ‎ред.‏ ‎А. ‎А.‏ ‎Бодалева, ‎В. ‎В. ‎Столина. ‎—‏ ‎М.:‏ ‎Изд-во‏ ‎МГУ, ‎1988‏ ‎(«Рисунок ‎семьи»).

Белый‏ ‎Б. ‎И.‏ ‎Тест‏ ‎Роршаха. ‎Практика‏ ‎и ‎теория. ‎Издательство ‎Дорваль, ‎1992.‏ ‎СПб: ‎Речь.‏ ‎2005.

Бессознательное:‏ ‎природа, ‎функции, ‎методы‏ ‎исследования. ‎Тбилиси,‏ ‎1978. ‎В ‎2-х ‎тт.

Блейхер‏ ‎В.М.,‏ ‎Бурлачук ‎Л.‏ ‎Ф. ‎Психологическая‏ ‎диагностика ‎интеллекта ‎и ‎личности. ‎—‏ ‎Киев:‏ ‎Выща ‎школа,‏ ‎1978.

Кабанов ‎М.М.,‏ ‎Личко ‎А.Е., ‎Смирнов ‎В. ‎М.‏ ‎Методы‏ ‎психологической‏ ‎диагностики ‎и‏ ‎коррекции ‎в‏ ‎клинике. ‎—‏ ‎Л.,‏ ‎1983.

Бурлачук ‎А.‏ ‎Ф. ‎Психодиагностика ‎личности. ‎— ‎Киев:‏ ‎Здоровье, ‎1989.

Хоментаускас‏ ‎Г.‏ ‎Т. ‎Семья ‎глазами‏ ‎ребенка. ‎—‏ ‎М.: ‎Педагогика, ‎1989 ‎(«Рисунок‏ ‎семьи»).

Роршах‏ ‎Г. ‎Психодиагностика.‏ ‎/ ‎Пер.‏ ‎с ‎нем. ‎В. ‎Ф. ‎Кох,‏ ‎—‏ ‎Тбилиси, ‎1972.‏ ‎

Штаабс ‎Г.‏ ‎С. ‎Вклад ‎в ‎исследование ‎бессознательной‏ ‎проблематики‏ ‎и‏ ‎характерологической ‎структуры‏ ‎в ‎диагностике‏ ‎и ‎терапии.‏ ‎/‏ ‎Служ. ‎пер.‏ ‎с ‎англ. ‎(«Сценотест»).

Методика ‎Г.Роршаха ‎и‏ ‎ее ‎применение‏ ‎при‏ ‎исследовании ‎больных ‎эпилепсией,‏ ‎методические ‎рекомендации.‏ ‎/ ‎Под ‎ред. ‎С.‏ ‎Ф.‏ ‎Селянова. ‎—‏ ‎М., ‎1978.‏ ‎

Андреева ‎Г.М., ‎Богомолова ‎Н.Н., ‎Петровская‏ ‎А.‏ ‎А. ‎Социальная‏ ‎психология ‎на‏ ‎западе ‎(теоретические ‎направления). ‎— ‎М.:‏ ‎Изд-во‏ ‎МГУ,‏ ‎1975. ‎С.‏ ‎190 ‎(«Кто‏ ‎Я?»)

Норакидзе ‎В.‏ ‎Г.‏ ‎Методы ‎исследования‏ ‎характера ‎личности ‎(ТАТ).

Бурлачук ‎Л. ‎Ф.‏ ‎Исследование ‎личности‏ ‎в‏ ‎клинической ‎психологии ‎(на‏ ‎основе ‎метода‏ ‎Г. ‎Роршаха). — Киев, ‎1989.

Бернс ‎Р.‏ ‎К.‏ ‎Действующие ‎стили‏ ‎и ‎символы‏ ‎семейных ‎рисунков.

Рубинштейн ‎С. ‎Я. ‎Экспериментальные‏ ‎методики‏ ‎патопсихологии ‎и‏ ‎опыт ‎применения‏ ‎их ‎в ‎клинике. ‎— ‎М.:‏ ‎Медицина,‏ ‎1970.‏ ‎С. ‎160-171‏ ‎(«Пиктограмма»).

Методическое ‎письмо‏ ‎«Пиктограмма ‎как‏ ‎метод‏ ‎изучения ‎личности‏ ‎в ‎норме ‎и ‎при ‎некоторых‏ ‎нервных ‎заболеваниях.‏ ‎—‏ ‎Л., ‎1981.

Венгер ‎А.‏ ‎Л. ‎Схема‏ ‎индивидуального ‎обследования ‎детей ‎младшего‏ ‎школьного‏ ‎возраста. ‎—‏ ‎М.: ‎ВНИК‏ ‎«Школа», ‎1989.

Психологический ‎журнал. ‎Т. ‎14,‏ ‎№‏ ‎5, ‎1993.‏ ‎С. ‎90-98‏ ‎(«Чужие ‎рисунки»).

Романова ‎Е.С., ‎Потемкина ‎О.‏ ‎Р.‏ ‎Графические‏ ‎методы ‎в‏ ‎психологической ‎диагностике.‏ ‎— ‎М.:‏ ‎Дидакт,‏ ‎1982, ‎256‏ ‎с., ‎илл. ‎(«Рисунок ‎семьи», ‎«Конструктивный‏ ‎рисунок ‎человека‏ ‎из‏ ‎геометрических ‎фигур», ‎«Дерево»,‏ ‎«Автопортрет», ‎«Картина‏ ‎мира», ‎«Свободный ‎рисунок», ‎«Дом-Дерево-Человек»,‏ ‎почерковедение).

Психологическое‏ ‎самообразование: ‎читая‏ ‎зарубежные ‎методики:.‏ ‎Проблемы ‎психологической ‎личности. ‎/ ‎Под‏ ‎ред.‏ ‎А. ‎М.‏ ‎Матюшкина. ‎—‏ ‎М.: ‎ШколаПресс, ‎1992. ‎С. ‎46-48.‏ ‎/‏ ‎Б-ка‏ ‎журнала ‎«Вопросы‏ ‎психологии» ‎(Общая‏ ‎характеристика ‎проективных‏ ‎методик,‏ ‎ТАТ, ‎Толкование‏ ‎случайных ‎форм ‎Г. ‎Роршаха).

Шванцара ‎Й.‏ ‎Диагностика ‎психического‏ ‎развития.‏ ‎— ‎Прага: ‎медицинское‏ ‎изд-во ‎Авиценум,‏ ‎1978 ‎(ТАТ, ‎рисование ‎красками,‏ ‎«Неоконченные‏ ‎фразы», ‎ассоциативный‏ ‎эксперимент, ‎«Проективное‏ ‎интервью», ‎Толкование ‎случайных ‎форм ‎Г.‏ ‎Роршаха‏ ‎).

Читать: 8+ мин
logo Роршах головного мозга

Шуба — пальто из меха

Доступно подписчикам уровня
«Уроки»
Подписаться за 500₽ в месяц

Психодиагност может формулировать свои умозаключения на разном уровне суждения. В логике суждение — это форма мышления, представляющая собою сочетание понятий, одно из которых — субъект — определяется и раскрывается через другое — предикат. Мой любимый пример на точную и краткую мысль: Шуба - пальто из меха.

Читать: 18+ мин
logo Роршах головного мозга

MMPI Соотношение шкал

Доступно подписчикам уровня
«Уроки»
Подписаться за 500₽ в месяц

Читаем книгу про MMPI с актуальными примерами из 2024 года

Читать: 4+ мин
logo Роршах головного мозга

MMPI Шкала 0

Доступно подписчикам уровня
«Уроки»
Подписаться за 500₽ в месяц

Читаем книгу про MMPI с актуальными примерами 2024 года

Читать: 8+ мин
logo Роршах головного мозга

MMPI Шкала 9

Доступно подписчикам уровня
«Уроки»
Подписаться за 500₽ в месяц

Читаем книгу про MMPI с актуальными примерами 2024 года

Читать: 11+ мин
logo Роршах головного мозга

MMPI Шкала 8

Доступно подписчикам уровня
«Уроки»
Подписаться за 500₽ в месяц

Читаем книгу про MMPI с актуальными примерами из 2024 года

Читать: 14+ мин
logo Роршах головного мозга

MMPI Шкала 7

Доступно подписчикам уровня
«Уроки»
Подписаться за 500₽ в месяц

Читаем книго про MMPI с актуальными примерами из 2024 года

Читать: 14+ мин
logo Роршах головного мозга

MMPI Шкала 6

Доступно подписчикам уровня
«Уроки»
Подписаться за 500₽ в месяц

Читаем книгу про MMPI с актуальными примерами 2024 года

Читать: 9+ мин
logo Роршах головного мозга

MMPI Шкала 5

Доступно подписчикам уровня
«Уроки»
Подписаться за 500₽ в месяц

Читать: 11+ мин
logo Роршах головного мозга

MMPI Шкала 4

Доступно подписчикам уровня
«Уроки»
Подписаться за 500₽ в месяц

Читаем книгу про MMPI с актуальными примерами из 2024 года

Читать: 7+ мин
logo Роршах головного мозга

MMPI Шкала 3

Доступно подписчикам уровня
«Уроки»
Подписаться за 500₽ в месяц

Читаем книгу про MMPI с актуальными примерами из 2024 года

Читать: 8+ мин
logo Роршах головного мозга

MMPI Шкала 2

Доступно подписчикам уровня
«Уроки»
Подписаться за 500₽ в месяц

Читаем книгу про MMPI с актуальными примерами из 2024 года

Показать еще

Обновления проекта

Статистика

3 подписчика
3 600 ₽/мес
?
«Мгновенная выручка» проекта за последние 30 дней с точностью до часа. Из-за подсчета в реальном времени эта цифра постоянно меняется как в большую, так и в меньшую сторону. Настоящий заработок проекта за календарный месяц обычно бывает выше.

Фильтры

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048