• «Роршах головного мозга» — проект, где клинический психолог с 30-летним стажем работы обсуждает случаи из реальной практики и начитывает по каждому из них актуальную научную литературу.

    Подписчики не столько разучивают тест Роршаха, сколько узнают много нового о психопатологии и патопсихологии. Урок за уроком, потихоньку.

    Теорию по тесту Роршаха можно прочитать за 912 рублей и три дня, купить монографию можно здесь https://www.labirint.ru/books/264381/, для овладения теорией не надо платить тысячи рублей в течение года.

    Вы платите не за пересказ академической книги в коротких постах с весёлыми картинками (хотя и это есть здесь тоже), а за возможность читать актуальные экспертизы реальных обследуемых (анонимность соблюдается), расширять свою профессиональную эрудицию, диагностировать варианты клинических и субклинических проявлений разных видов психопатологии, а ещё — за уникальную возможность вместе разбирать диссертации по психиатрии и судебной психологии.

    Для фанатов метода Роршаха есть уровень подписки «R-PAS», где я перевожу с английского и комментирую две книжки про новейший (научно-доказательный) подход к интерпретации теста Роршаха Rorschach Performance Assessment System. На русском языке такого материала онлайн больше нигде нет.

    Обе книжки я выписала на Амазоне, одна рассказывает про новый подход, вторая сравнивает его с привычной нам Интегративной системой Экснера:

    «Роршах головного мозга» — проект, где клинический психолог с 30-летним стажем работы обсуждает случаи из реальной практики и начитывает по каждому из них актуальную научную литературу.

    Подписчики не столько разучивают тест Роршаха, сколько узнают много нового о психопатологии и патопсихологии. Урок за уроком, потихоньку.

    Теорию по тесту Роршаха можно прочитать за 912 рублей и три дня, купить монографию можно здесь https://www.labirint.ru/books/264381/, для овладения теорией не надо платить тысячи рублей в течение года.

    Вы платите не за пересказ академической книги в коротких постах с весёлыми картинками (хотя и это есть здесь тоже), а за возможность читать актуальные экспертизы реальных обследуемых (анонимность соблюдается), расширять свою профессиональную эрудицию, диагностировать варианты клинических и субклинических проявлений разных видов психопатологии, а ещё — за уникальную возможность вместе разбирать диссертации по психиатрии и судебной психологии.

    Для фанатов метода Роршаха есть уровень подписки «R-PAS», где я перевожу с английского и комментирую две книжки про новейший (научно-доказательный) подход к интерпретации теста Роршаха Rorschach Performance Assessment System. На русском языке такого материала онлайн больше нигде нет.

    Обе книжки я выписала на Амазоне, одна рассказывает про новый подход, вторая сравнивает его с привычной нам Интегративной системой Экснера:

    Бесплатный
  • preview_image
    Уже есть подписка?
    Статья по тесту Роршаха в Национальном психологическом журнале, 2025 год, Т. 20, № 2, С. 8–23 на тему нейропсихологической реабилитации в психиатрии: избегающее расстройство личности, панические атаки, биполярное расстройство с маниакальными эпизодами. Сравнение теста и ретеста методом Роршаха дано в виде таблиц, подробно описаны три клинических случая.Подпишитесь, чтобы читать далее
    Уроки + бонусы
  • preview_image
    Уже есть подписка?
    Ну что, война Израиля с Ираном и 12 дней "ракетёжек" в ответ на бомбёжки закончилась, можно жить без оглядки на бомбоубежища. Возвращаемся к изучению Роршах-теста.Подпишитесь, чтобы читать далее
    «R-PAS»
  • preview_image
    Уже есть подписка?
    Запоминают особые оценки обычно механически, списком. Возможно, покойный Экснер не особо интересовался нейропсихологией. А наш отечественный исследователь Б.И. Белый написал научную работу, где сравнивал право-полушарные и лево-полушарные патофизиологические процессы и результаты тестирования методом Роршаха.Подпишитесь, чтобы читать далее
    Уроки
  • preview_image
    Уже есть подписка?
    Статусные в российской науке авторы (уровня доктора наук), которые применяют тест Роршаха и тест ТАТ в современных исследованиях и публикуют их на английском языке на Западе. Читаем две статьиПодпишитесь, чтобы читать далее
    Уроки + бонусы
  • preview_image
    Уже есть подписка?
    Суд Европейского Союза постановил, что отчет эксперта-психолога может быть принят только в том случае, если он основан на стандартах международного научного сообщества, но воздержался от указания того, каковы эти стандарты. Разбираемся в вопросе.Подпишитесь, чтобы читать далее
    «R-PAS»
  • preview_image
    Уже есть подписка?
    Так выглядит один из двориков в Павийском Университете. Основан в 1361 году. Психологи их университета Павии (Северная Италия) опубликовали в журнале по Педиатрии статью по тесту Роршаха, чем отличаются три группы пациентов: с головными болями, с ограничивающими диетами и с самоповреждениями. Читаем и обдумываем результаты вместе )Подпишитесь, чтобы читать далее
    Уроки + бонусы
  • preview_image
    Уже есть подписка?
    Фото 1899 года, последнее гигантское "кремниевое" дерево (собирательное название, не относится к конкретному виду растения). Научное название "петрифицированная древесина", бытовое - окаменелые деревья. Дети из детских домов внутри - другие?Подпишитесь, чтобы читать далее
    Уроки
  • «R-PAS»
  • В дневнике доктора медицинских наук, психиатра Ф. Б. Березина, есть любопытные факты о массовом тестировании чукчей, эвенков и эвенов тестом Роршаха в советский период:

    «…превосходство правополушарного образного мышления у представителей северных народностей бросалось в глаза ещё до проведения расчётов, особенно при предъявлении теста Роршаха, который требует от испытуемого выделения определённых образов в исходно размытой структуре симметричных чернильных пятен.

    При этом было важно количество и характер ответов. У представителей северных народов не было ни одного человека, который бы дал только один ответ, что означает, что жизнь на Чукотке требует приверженности к оценке деталей. Что же касается чёткости ответов, то для того, чтобы подчеркнуть эту чёткость, испытуемые, увиденные ими в чернильном пятне образы, рисовали на полях тетрадей. Художественно одарённые, они иной раз, изображали картины, отвечающие требованиям теста, но представляющие собой художественные произведения.

    Общее количество ответов, т. е. образов, которые были найдены во всех картинках теста, у представителей пришлого населения было больше в картинках, в которых использовался цвет.

    В чёрно-белых картинках у коренного населения частота ответов была существенно больше, причём отмечалось большое количество ответов, содержащих элементы движения и очертания, созданные из тонких линий. [под «тонкими линиями» ахроматических таблиц имеется в виду светлее-темнее как оттенки пятна, сейчас обозначается как детерминанта ответа Y. ОВ]

    По-видимому, в силу генетических и культуральных различий форма и движение имели для учащихся из числа коренных народностей существенно большее значение, чем цвет. Более того, когда после нескольких чёрно-белых картинок появлялся цвет, это вызывало выраженную аффективную реакцию, проявляющуюся главным образом заторможенностью, замедленностью последующих ответов и резким снижением их количества.

    Я полагаю, что белый цвет снега и чёрный цвет земли для чукчей были основными цветами, не зря в чукотском языке не меньше десятка слов обозначают снег. Снег лежащий, снег летящий, снежный наст и т. п. обозначались разными словами, и было время, когда это рассматривали как слабость обобщения и недостаточную развитость языка. Но очевидно, что дело не в этом. Для меня снег всегда снег, для чукчи, жизнь которого зависит от тундры, от характера снежного покрова, из-под которого олени добывают ягель, снег рыхлый, снег-наст, снег летящий, требуют от оленеводов совершенно разных действий и было бы странно, если бы снег всегда обозначался одним и тем же словом.

    По результатам этих исследований, мы обнаружили, что у Чукчей иной когнитивный модус оценки объекта, для которого была характерна большая ориентация на признаки объекта, которые принято называть слабыми. Это можно пояснить на примере. Если предъявить картинку из набора «Четвёртый лишний», на которой изображены апельсин, яблоко, мяч и груша, и спросить, какой предмет не входит в одну группу с тремя другими, то человек с выраженной ориентацией на слабые признаки, скажет, что в эту группу не входит груша, поскольку остальные предметы шарообразные. Я взял наиболее простой пример, на котором проще понять принцип деления признаков на слабые и сильные, поскольку человек, ориентирующийся на сильные признаки, выделил бы группу «фрукты» и не принадлежащим к этой группе признал бы мяч.

    В дневнике доктора медицинских наук, психиатра Ф. Б. Березина, есть любопытные факты о массовом тестировании чукчей, эвенков и эвенов тестом Роршаха в советский период:

    «…превосходство правополушарного образного мышления у представителей северных народностей бросалось в глаза ещё до проведения расчётов, особенно при предъявлении теста Роршаха, который требует от испытуемого выделения определённых образов в исходно размытой структуре симметричных чернильных пятен.

    При этом было важно количество и характер ответов. У представителей северных народов не было ни одного человека, который бы дал только один ответ, что означает, что жизнь на Чукотке требует приверженности к оценке деталей. Что же касается чёткости ответов, то для того, чтобы подчеркнуть эту чёткость, испытуемые, увиденные ими в чернильном пятне образы, рисовали на полях тетрадей. Художественно одарённые, они иной раз, изображали картины, отвечающие требованиям теста, но представляющие собой художественные произведения.

    Общее количество ответов, т. е. образов, которые были найдены во всех картинках теста, у представителей пришлого населения было больше в картинках, в которых использовался цвет.

    В чёрно-белых картинках у коренного населения частота ответов была существенно больше, причём отмечалось большое количество ответов, содержащих элементы движения и очертания, созданные из тонких линий. [под «тонкими линиями» ахроматических таблиц имеется в виду светлее-темнее как оттенки пятна, сейчас обозначается как детерминанта ответа Y. ОВ]

    По-видимому, в силу генетических и культуральных различий форма и движение имели для учащихся из числа коренных народностей существенно большее значение, чем цвет. Более того, когда после нескольких чёрно-белых картинок появлялся цвет, это вызывало выраженную аффективную реакцию, проявляющуюся главным образом заторможенностью, замедленностью последующих ответов и резким снижением их количества.

    Я полагаю, что белый цвет снега и чёрный цвет земли для чукчей были основными цветами, не зря в чукотском языке не меньше десятка слов обозначают снег. Снег лежащий, снег летящий, снежный наст и т. п. обозначались разными словами, и было время, когда это рассматривали как слабость обобщения и недостаточную развитость языка. Но очевидно, что дело не в этом. Для меня снег всегда снег, для чукчи, жизнь которого зависит от тундры, от характера снежного покрова, из-под которого олени добывают ягель, снег рыхлый, снег-наст, снег летящий, требуют от оленеводов совершенно разных действий и было бы странно, если бы снег всегда обозначался одним и тем же словом.

    По результатам этих исследований, мы обнаружили, что у Чукчей иной когнитивный модус оценки объекта, для которого была характерна большая ориентация на признаки объекта, которые принято называть слабыми. Это можно пояснить на примере. Если предъявить картинку из набора «Четвёртый лишний», на которой изображены апельсин, яблоко, мяч и груша, и спросить, какой предмет не входит в одну группу с тремя другими, то человек с выраженной ориентацией на слабые признаки, скажет, что в эту группу не входит груша, поскольку остальные предметы шарообразные. Я взял наиболее простой пример, на котором проще понять принцип деления признаков на слабые и сильные, поскольку человек, ориентирующийся на сильные признаки, выделил бы группу «фрукты» и не принадлежащим к этой группе признал бы мяч.

    Бесплатный
  • С помощью AI портреты из теста Сонди воплотились в людей «рядом с нами».

    Удачная попытка:

    А вот тут «взгляд исподлобья» не удалось ухватить, только внешнее сходство:

    Стимульный материал классического теста Сонди (чёрно-белые фотографии) в переработке художника Энского для теста МПВ, метод портретных выборов по Л. Н. Собчик (портреты простым карандашом), (все 48 портретов) лежит тут

    http://moemesto.ru/rorschach_club/file/4408073/szondi.pdf

    А вот как ChatGPT обратил портреты простым карандашом в цветные фотографии:

    С помощью AI портреты из теста Сонди воплотились в людей «рядом с нами».

    Удачная попытка:

    А вот тут «взгляд исподлобья» не удалось ухватить, только внешнее сходство:

    Стимульный материал классического теста Сонди (чёрно-белые фотографии) в переработке художника Энского для теста МПВ, метод портретных выборов по Л. Н. Собчик (портреты простым карандашом), (все 48 портретов) лежит тут

    http://moemesto.ru/rorschach_club/file/4408073/szondi.pdf

    А вот как ChatGPT обратил портреты простым карандашом в цветные фотографии:

    Бесплатный
  • Нашла любопытный факт, делюсь с читателями:

    «Ещё один интересный контакт у нас появился, когда мы переехали в кооперативную квартиру. В соседнем доме жил отчим моей сотрудницы Лидии Варрик, которая тут же притащила его к нам, заявив, что квартиру немедленно надо оборудовать, что мы этого не сумеем и что Шура (Александр Исаакович Мирер) умеет всё.

    Он действительно умел всё — инженер-теплотехник, он писал научно-фантастические рассказы и даже один научно-фантастический роман, дружил со Стругацкими, в его доме я познакомился с Аркадием Стругациким, который потом стал бывать и у нас», — рассказывает в своих мемуарах в Живом Журнале Феликс Борисович Березин.

    «Именно благодаря тому, что собрание сочинений Лема редактировал Александр Исаакович, я познакомился с Лемом. Это было случайно — я пришёл к Шуре в то время, когда он с Лемом работал надо одним из томов собрания сочинений.

    Наши встречи с Лемом проходили уже в финале Советской истории (1989-91 гг.) Мы говорили и по-польски и по-русски, хотя Лем русский язык предпочитал, считая, что он говорит по-русски лучше, чем я по-польски.

    Мы быстро нашли общий язык ещё и потому, что Лем был психиатром и много занимался психодиагностикой, правда, применяя в основном проективные тесты, и из проективных тестов предпочитая тест Роршаха.

    Но мы говорили с ним не только о психиатрии. Лем с удовольствием вспоминал Львов, где он родился, а я этот город хорошо знал.

    Нашла любопытный факт, делюсь с читателями:

    «Ещё один интересный контакт у нас появился, когда мы переехали в кооперативную квартиру. В соседнем доме жил отчим моей сотрудницы Лидии Варрик, которая тут же притащила его к нам, заявив, что квартиру немедленно надо оборудовать, что мы этого не сумеем и что Шура (Александр Исаакович Мирер) умеет всё.

    Он действительно умел всё — инженер-теплотехник, он писал научно-фантастические рассказы и даже один научно-фантастический роман, дружил со Стругацкими, в его доме я познакомился с Аркадием Стругациким, который потом стал бывать и у нас», — рассказывает в своих мемуарах в Живом Журнале Феликс Борисович Березин.

    «Именно благодаря тому, что собрание сочинений Лема редактировал Александр Исаакович, я познакомился с Лемом. Это было случайно — я пришёл к Шуре в то время, когда он с Лемом работал надо одним из томов собрания сочинений.

    Наши встречи с Лемом проходили уже в финале Советской истории (1989-91 гг.) Мы говорили и по-польски и по-русски, хотя Лем русский язык предпочитал, считая, что он говорит по-русски лучше, чем я по-польски.

    Мы быстро нашли общий язык ещё и потому, что Лем был психиатром и много занимался психодиагностикой, правда, применяя в основном проективные тесты, и из проективных тестов предпочитая тест Роршаха.

    Но мы говорили с ним не только о психиатрии. Лем с удовольствием вспоминал Львов, где он родился, а я этот город хорошо знал.

    Бесплатный
  • Добро пожаловать всем интересующимся темой!

    Решила собрать в одном месте свои лучшие тексты о психотерапии и диагностике ПТСР. Тексты прежних лет выложила в открытом доступе в виде отдельного проекта здесь на платформе https://sponsr.ru/mdn2025/

    Буду рада, если написанное ранее о посттравмавме пригодится читателям.

    Подзамочных постов в проекте «Жизнь после травмы» пока нет, но вы меня знаете, — я пишу по настроению, зато минимум 20 текстов в год. Тексты будут)

    Искренне ваша,

    Ольга Викторовна

    Добро пожаловать всем интересующимся темой!

    Решила собрать в одном месте свои лучшие тексты о психотерапии и диагностике ПТСР. Тексты прежних лет выложила в открытом доступе в виде отдельного проекта здесь на платформе https://sponsr.ru/mdn2025/

    Буду рада, если написанное ранее о посттравмавме пригодится читателям.

    Подзамочных постов в проекте «Жизнь после травмы» пока нет, но вы меня знаете, — я пишу по настроению, зато минимум 20 текстов в год. Тексты будут)

    Искренне ваша,

    Ольга Викторовна

    Бесплатный
  • За два года существования проекта я написала для вас 40 новых постов, которые добросовестно перечислила тут sponsr.ru/mdn2022/56315/Dva_goda_proektu_Rorshah_golovnogo_mozga

    В прошедшем году я выложила в проекте ещё 30 публикаций. Ниже — отчёт за третий год работы на платформе Спонср.ру

    Доктор медицинских наук, профессор Боев Игорь Викторович, пост на 55 минут чтения.

    Насколько «нормальны» шахматисты?

    Люди «степи» в тесте MMPI-2

    Люди «степи» в Хрестоматии по Роршах-тесту 2009 года

    Кто назовёт десять хрустальных фигурок с первого же просмотра?

    За два года существования проекта я написала для вас 40 новых постов, которые добросовестно перечислила тут sponsr.ru/mdn2022/56315/Dva_goda_proektu_Rorshah_golovnogo_mozga

    В прошедшем году я выложила в проекте ещё 30 публикаций. Ниже — отчёт за третий год работы на платформе Спонср.ру

    Доктор медицинских наук, профессор Боев Игорь Викторович, пост на 55 минут чтения.

    Насколько «нормальны» шахматисты?

    Люди «степи» в тесте MMPI-2

    Люди «степи» в Хрестоматии по Роршах-тесту 2009 года

    Кто назовёт десять хрустальных фигурок с первого же просмотра?

    Бесплатный
  • preview_image
    Уже есть подписка?
    Для нас важно, что есть публикация о тестах Роршаха и MMPI в авторитетной научной периодике, это снимает статус "маргинальности" с того, чем мы тут с кляксами занимаемся. Спасибо Людмиле Николаевне за труд.Подпишитесь, чтобы читать далее
    Уроки
  • preview_image
    Уже есть подписка?
    Литературная виньетка из книги Р. Колкера «Что-то не так с Гэлвинами. Идеальная семья, разрушенная безумием» - ответы юноши, больного шизофренией, на тест Роршаха.Подпишитесь, чтобы читать далее
    Уроки
  • Правда ли, что в СССР проективные методики были под запретом? Нет, это не так. Учебная и профессиональная литература по теме психодиагностики регулярно издавалась. Вот книги, которые были в каждой университетской библиотеке:

    Основные монографии по проективным методам:

    Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. — М.: Изд-во МГУ, 1987.

    Анастази А. Психологическое тестирование. Т. II. — М.: Педагогика, 1982.

    Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М.: Изд-во МГУ, 1988.

    Бурлачук Л. Ф. Исследование личности в клинической психологии (на основе метода Г. Роршаха). — Киев, 1989.

    Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. — М.: Медицина, 1970. С. 160-171.

    Правда ли, что в СССР проективные методики были под запретом? Нет, это не так. Учебная и профессиональная литература по теме психодиагностики регулярно издавалась. Вот книги, которые были в каждой университетской библиотеке:

    Основные монографии по проективным методам:

    Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. — М.: Изд-во МГУ, 1987.

    Анастази А. Психологическое тестирование. Т. II. — М.: Педагогика, 1982.

    Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М.: Изд-во МГУ, 1988.

    Бурлачук Л. Ф. Исследование личности в клинической психологии (на основе метода Г. Роршаха). — Киев, 1989.

    Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. — М.: Медицина, 1970. С. 160-171.

    Бесплатный
  • preview_image
    Уже есть подписка?
    Психодиагност может формулировать свои умозаключения на разном уровне суждения. В логике суждение — это форма мышления, представляющая собою сочетание понятий, одно из которых — субъект — определяется и раскрывается через другое — предикат. Мой любимый пример на точную и краткую мысль: Шуба - пальто из меха.Подпишитесь, чтобы читать далее
    Уроки
  • Уроки
  • Уроки