Руководство Трампа по реструктуризации Глобальной торговой системы
Сейчас многих явно интересует в чем заключается стратегия внедрения пошлин Трампа и что будет далее. Предлагаю ознакомиться с «Руководством по реструктуризации Глобальной торговой системы», которое было подготовлено в ноябре 2024 года доктором экономических наук Стивеном Мираном, а с марта 2025 года председателем Совета экономических консультантов при Белом доме.

Еще немного об авторе стратегии: Ранее Миран работал старшим советником по экономической политике в Министерстве финансов США, где он формулировал фискальную политику во время пандемии и рецессии. До прихода в Казначейство Миран в течение десяти лет работал специалистом по инвестициям в различных фондах. Миран также является научным сотрудником по экономике Манхэттенского института политических исследований. Он получил степень доктора экономических наук в Гарвардском университете и бакалавра в Бостонском университете.
В начале документа Миран делает вывод о структурным дисбалансе в мировой валютной системе, обусловленным ролью доллара США как основной резервной валюты в мире.
Хотя этот статус даёт США возможность обеспечивать глобальную ликвидность за счёт торгового дефицита это завышает стоимость доллара. В результате происходит снижение конкурентоспособности американского экспорта, ослабление промышленных секторов экономики и растущие трудности в производстве, что влечет социальные проблемы.
В документе рассматривается «дилемма Триффина» — экономическая концепция, описывающая противоречие между поддержанием статуса глобальной валюты и обеспечением внутренней экономической стабильности. Согласно этого, чтобы доллар обеспечивал функционирование глобальных рынков, США должны продолжать испытывать дефицит торгового баланса, так как его необходимо постоянно печатать. Однако этот механизм подрывает производственную базу США, увеличивает долг и блокируя возможность роста производства. Теперь печатаное обеспечивающее глобальное экономическое лидерство США, стало непосильной ношей.
Мировой спрос на доллар искусственно завышает стоимость валюты и сокращает промышленный экспорт США, поэтому роль США свелась к экспорту финансовых активов и импорту товаров, что играет на руку только финансовым спекулянтам, а не рабочему классу.
Миран доказывает, что введение пошлин будет оказывать давление на торговых конкурентов и увеличивать доходы внутри страны. Они заставят крупные корпорации репатриировать производство и инвестиции обратно в США. При этом он учитывает возможности Китая про реэкспорту своих товаров и этим обосновывает необходимую 10% пошлину для всех стран мира.
Страны будут разделены на разные группы на основе их валютной политики и для них уровень % пошлин будет отличаться исходя из возможностей заключения двусторонних торговых соглашений и соглашений о безопасности, их активов и многого другого. Причем с последующим делением на «своих» и «чужих» — тех, кто готов выполнять требования США и тех, кто отказывается.
Таким образом, тарифы создают рычаги воздействия на переговоры для стимулирования получения более выгодных условий от остального мира по условиям торговли и безопасности. Америка будет поощрять другие страны переходить на более низкие уровни тарифов, улучшая распределение бремени. Можно представить себе длинный список критериев торговли и безопасности, которые могут привести к повышению или снижению тарифов, основанный на представлении о том, что доступ к потребительскому рынку США -это привилегия, которую нужно заслужить, а не право.
Такой инструмент может быть использован для оказания давления на другие страны с целью заставить их присоединиться к нашим тарифам против Китая, создавая многосторонний подход к тарифам. Вынужденные выбирать между введением пошлин на свой экспорт американскому потребителю или применением пошлин на свой импорт из Китая, что они выберут — это зависит от относительных тарифных ставок и того, насколько значима каждая из них для своей экономики и безопасности. Попытка создать глобальную тарифную стену вокруг Китая усилила бы давление на Китай с требованием реформировать свою экономическую систему с риском значительно большей глобальной волатильности, поскольку цепочки поставок подвергаются большему давлению, требующему корректировки. С точки зрения Америки, если другие страны решат сохранить свою текущую политику в отношении Китая, но примут более высокий тариф США, это нестрашно — потому что тогда, в этих рамках, они, по крайней мере, платят доход в казну и ограничивают обязательства США по обеспечению их безопасности. Объединение тарифной сетки с зонтиком безопасности -это высокорисковая стратегия, но если она работает, то приносит и высокую прибыль.
…
Тарифы, вероятно, будут предшествовать любому переходу к политике мягкого доллара, которая требует сотрудничества со стороны торговых партнеров для реализации, поскольку условия любого соглашения будут более выгодными, если у США будет больше рычагов воздействия на переговоры. В прошлый раз тарифы привели к соглашению с Китаем. В следующий раз, возможно, они приведут к более широкому многостороннему валютному соглашению.
Однако он указывает и риски, так как успех такой стратегии зависит от того, удастся ли избежать масштабных ответных мер со стороны других стран. Пошлины это средство давления для начала переговоров о торговых сделках, а не самоцель. Также, по его мнению, ослабление доллара может быть необходимой мерой для оживления промышленности США.
На этом Миран не останавливается, масштаб его замысла намного больше уже вышеизложенного.
Он заключается в полной перестройке экономических отношений США с миром, где другим странам придется повысить курсы своих валют (это уже было в истории с Японией по соглашению «Плаза»), увеличить промышленные инвестиций в США и даже вкладываться в «ценные бумаги со сверхдлинным сроком действия» (100-летние трежерис США???). Возможно взыскание комиссии при выплатах по бумагам США в портфелях центральных банков других стран. Он считает эти механизмы необходимыми для восстановления экономического баланса и обеспечения долгосрочного процветания страны.
Миран не скрывает амбиций:
Следующее правление Трампа представляет потенциал радикальных изменений в международной экономической системе и возможную сопутствующую волатильность. Существует путь, с помощью которого администрация Трампа может реконфигурировать глобальную торговую и финансовую системы к выгоде Америки, но он узок и потребует тщательного планирования, точного исполнения и внимания к шагам по минимизации негативных последствий.
До того, как мне попался на глаза этот документ — вчера утром публиковал статью «Мировая экономика уходит по наклонной», где описывал суть текущих процессов запущенных Трампом и то, что произойдет в последствии.
Я не могу обойтись без исторических аналогий, поэтому напомню, что акт Смута-Хоули от 1930 года, акт, устанавливавший систему таможенных пошлин в 20% на импорт около 20 тысяч товаров. Все с той же целью — перезапустить внутреннее производство в США.
Однако времени не хватило, в ответ другие страны приняли решение об увеличении таможенных пошлин на американские товары и началась Великая депрессия.
«Команда Трампа» не могла не осознавать таких последствий, действуя более жестко, так как в 1930 году более 60% импорта не подгадало под пошлины. Поэтому сейчас, введенная 10% пошлина — это минимальный уровень, а все, что «сверху», стоит рассматривать, как предмет для новых двусторонних торговых сделок США с другими странами для доступа на американский рынок, но с Китаем отдельная история.
…
Однако все дело в Китае, с учетом предыдущих пошлин США, их общий объем на китайские товары составит 53%, а с последним ультиматумом — 104%, это торговая война, а не переговоры.
При этом, США придется работать с Камбоджей, Вьетнамом, Бангладеш, Шри-Ланкой, Индонезией, Пакистаном, Японией, Южной Кореей, чтобы они не дали слабину в пользу Китая.
Это значит, что первоначальный план с введением пошлин придется корректировать. Из этого можно сделать банальный вывод о том, что в США не рассчитывали на такую реакцию Китая.
Вечером того же дня Трамп написал следующее:

Перспективы для России, в моем материале, тоже описаны и как мне кажется, свою задачу я выполнил — читатель статьи, с определенной долей уверенности, может смотреть в будущее.