17 июня 08:12
7 минут

Ирано-Израильская война: с чего началось и почему Иран пока выигрывает

Так вот по «ИИ-войне» (она же «война пятницы, 13-го»).

Ситуация с начала событий уже отчасти прояснилась. Получается, что начиналось всё примерно так:

1. Основной удар был исходно нанесён дронами ближнего радиуса действия изнутри самого Ирана. Атака была направлена на персоналии, объекты ПВО, другие военные объекты. Атомные объекты — в последнюю очередь, «по остаточному принципу»: они подземные, вот наземную инфраструктуру кое-где порушили.

2. Поддержан этот удар был атакой израильской авиации, которая воспользовалась распадом ПВО Ирана по меньшей мере в западной части страны. Цели ударов — те же, но самолётами в целом старались не рисковать.

0. Большую роль сыграло уничтожение верхушки КСИР и др. силовых структур. Для того, чтобы спровоцировать совещание, на котором её и накрыли, потребовалась специальная сложная операция накануне.

3. При этом манифестировалось, что все разрушения — результат воздушных ударов, а израильская авиация ходит в воздушное пространство Ирана, как к себе домой. По мере появления в информационном поле подробностей о дроновых атаках, шло признание всё большего значения диверсионных действий, но на исходный тезис это влияло в минимальной степени.

4. Заранее, до ударов, гражданские самолёты Израиля покинули страну и укрылись в Турции и на Кипре.

5. Вроде бы уже после ударов Б. Нетаньяху покинул территорию Израиля и «во избежание» направился в Грецию.

6. Ирану был предъявлен ультиматум о денуклеаризации.

7. Где-то по прошествии 12 часов Иран преодолел последствия дезорганизации силовых структур и отверг ультиматум.

8. Ночью были нанесены ответные удары Ирана по Израилю. Как и следовало ожидать по прежним «кейсам», израильско-американская ПВО «захлебнулась» и многие ракеты прошли. Помимо обычных баллистических, использовались и иранские гиперзвуковые ракеты — несколько уступающие российским в точности, но отнюдь не в разрушительной силе. Так как их перехватить западная ПВО пока не может даже теоретически (за отсутствием в её распоряжении собственных гиперзвуковых ракет, на которых можно было бы отрабатывать такой перехват), эффективность их была ограничена только точностью наведения.

С тех пор так оно всё и продолжается. Утром Израиль наносит удары по Ирану, часто пытаясь выдать диверсионные атаки изнутри за авиационные удары извне. Вечером-ночью Иран бьёт в в ответ.

Об ущербе

Вроде как на одном из атомных объектов Ирана обнаружена утечка радиации. Но не слишком значительная: могла возникнуть при повреждении наземных коммуникаций (подвозят же туда как-то материалы и вывозят же как-то отходы и продукцию?).

Иран стал объектом и чисто террористических атак — вроде подрыва водопровода в Тегеране. Наносились отдельные удары по нефтяным объектам, но не в массовом порядке

Израиль максимально блокирует информацию об ущербе, явно пытаясь создать впечатление о полном провале иранского «ответа». Признаётся только то, что не признать затруднительно. Среди такового — разрушения в правительственном квартале Тель-Авива (здание Минобороны), институте Вейцмана (крупный научный центр, где занимались в том числе и атомной проблематикой), поражение НПЗ в Хайфе (фонтан огня на полнеба трудно было бы «не заметить»), портовые объекты.

Действия по перекрытию Ормузского пролива Ираном заявлены, но официально не реализованы пока.

На третий день боевых действий иранские спецслужбы нашли большие запасы взрывчатки и неиспользованных дронов — и начали производить аресты (с тех пор они идут по нарастающей). В Израиле, в свою очередь, арестовывают тех, кто снимает разрушения.

В ночь с 15-го на 16-е Нетаньяху заявил о достижении целей (мол, всё, что нужно, разрушено) и прекращении ударов (является ли это событие следствием предыдущего — неясно). Трамп, исходно условно поддержавший удары, выступил с инициативой примирения… Зато КСИР, напротив, стали говорить о том, что стремятся к «ликвидации сионистского режима». [А тут ещё и опять какие-то подозрительные подземные толчки в Белуджистане…]

Что в «сухом остатке»?

Ну вообще-то положение Ирана явно смотрится предпочтительнее. У Израиля исходно был расчёт на психологию, создания информационной картинки — мол, всё пропало, Иран уничтожен/капитулировал, пора сдаваться / поддерживать Израиль / восставать против «режима аятолл».

Раз иранское руководство и население не «повелись», а в мире нападение было воспринято без особого понимания — то шансы Израиля сразу резко упали.

1. У него нет достаточного для долгой — многомесячной — борьбы запаса ракет и противоракет. Более того: не факт, что такое количество есть вообще в мире — учитывая, сколько всего было потрачено на Украине и каковы вообще сегодня производственные возможности Запада.

2. Дроны и диверсионные группы внутри Ирана скоро — в течение пары недель, наверное — у Израиля закончатся.

3. Со стороны это будет выглядеть, как радикальное снижение возможностей Израиля (или неожиданное повышение уязвимости его авиации) — и повышение возможностей Ирана (ПВО Израиля зримо ослабнет).

4. Иран начнёт получать в значительных количествах помощь извне: из Китая через Пакистан, в частности (похоже, уже получает). А в связи с ратификацией всеобъемлющего договора с Россией — и с нашей стороны тоже (по меньше мере помощь консультационно-организационную мы и в нынешнем положении можем оказать, да и отдельными специалистами тоже).

5. Если продлить в будущее все тенденции, которые имеют место сейчас, то у Ирана ракеты в итоге окажутся в дефиците, но БПЛА он сможет по-прежнему запускать в больших количествах. Израиль же будет пропускать и такие — почти чисто БПЛА-шные — удары из-за истощения ПВО. При этом сам Израиль удары будет наносить весьма дорогими ракетами. Ирану будет трудно их перехватить, но он, имея в 75 раз большую площадь и в 8 с лишним раз большее население, обладает куда большей способностью «держать удар». Он может эвакуировать уязвимые объекты из западных районов, децентрализовать производство и т. п. Израиль же для чего-то подобного просто слишком мал.

То, что Иран чувствует себя вполне уверенно, а вот Израиль — как раз не очень, видно и по их поведению. Израиль на второй день войны обратился за помощью к США. Иран же так и не стал блокировать Ормузский пролив — похоже, не воспринимает ситуацию как критическую (вероятно, это оставлено на случай прямого вмешательства США). Риторика Израиля не то, чтобы «снижает градус» — скорее, она неровная, то заявляется о том, что цели атаки на Иран уже достигнуты, а то — о том, что Хаменеи — легитимная цель… Иран же официально выступает с тех же позиций, что до обострения — мол, не стремится к ядерному оружию и готов к переговорам. Но с другой — в парламенте обсуждается выход из ДНЯО, а КСИР говорит о ликвидации сионистского режима…

Какие вырисовываются сценарии?

Впрочем, об этом лучше отдельно.

Если вкратце: пока Иран имеет преимущество, но ситуация весьма неустойчивая.

Бесплатный
Комментарии
Здесь будут комментарии к публикации