Пять сценариев Ирано-Израильской войны, с участием США и без него

Итак, сценарии.
Если не учитывать возможного внешнего вмешательства, сценариев основных, скажем так, два с половиной (формально — три):
Сценарий 1: Истощение Израиля
Через пару недель Израиль, разменивая современные противоракеты на старые иранские ракеты и на дроны, выдохнется. Начнётся деградация ситуации. Если он не сумеет как-то настроить свои политику, экономику и вооружённые силы на длительную серьёзную войну, прогноз для него становится весьма негативным.
Собственно, видно, что после того, как Иран не обрушился в первые сутки, Израиль уже начал экономить силы ПВО. Иран отреагировал на это, перейдя от запуска сразу сотен ракет к более «дробным» ударам десятками ракет: ПВО-ПРО Израиля прорывают и такие. То есть ракет у Ирана точно хватит надолго.
Сам Израиль тоже при нанесении ударов переходит в большей степени на дальнодействующие дроны: они дешевле и пока есть, а вот диверсионные группы внутри Ирана скоро кончатся, и авиационные ракеты будут во всё большем дефиците. А для применения авиабомб ПВО Ирана пока слишком сильна.
За счёт большего масштаба Иран проявит и большую устойчивость под атаками (можно сравнить с У-ной, которая меньше и по площади, и по населению). Для Израиля же поражение даже одной электростанции, одного порта — это весьма значительный ущерб. Не только материальный, но и психологический: несмотря на постоянную террористическую угрозу, всё же именно к войне (когда тебя реально бомбят, а не изредка постреливают ракетами каменного века) народ там готов не был (а в Иране такого рода психологическая накачка была в порядке вещей).
В общем, через пару недель защитный и ударный потенциал Израиля будет подорван. А через месяц… может дойти дело до ядерного оружия. Ну — угрозы его применения.
Дальнейшее из той точки, где мы находимся, пока «не видно», но лучшего момента для того, чтобы провести официальную нуклеаризацию, у Ирана не будет.
Если она происходит — то дальше идёт короткий «клинч» и…
…либо его разрешение в виде договора, фиксирующего изменившиеся реалии (то есть — поражение Израиля);
…либо, как то ни печально, ядерная война: обмен ударами, после которого Израиль де-факто исчезает (слишком мал, слишком большой масштаб разрушений — население просто разъедется), а Иран нуждается в длительном восстановлении.
Если нуклеаризации Ирана не происходит, то…
Да почти что то же самое: либо идут новые переговоры, когда поражение Израиля зафиксировано (но всё же не такое масштабное, как в предыдущем варианте), либо происходит ядерный удар Израиля по Ирану — и ответ последнего всеми силами по ядерным объектам Израиля, возможно с применением «грязных» бомб. Тут ущерб для Израиля тоже может оказаться фатальным, хотя и с меньшей вероятностью.
Сценарий 2: Долгая война
Обе стороны успешно адаптируются к использованию в первую очередь БПЛА. Налаживают, по российско-украинскому варианту, борьбу с БПЛА противника с помощью зенитных пулемётов, дробовиков и т. п. В итоге обмен ударами так и будет идти месяц за месяцем — вплоть до октября 2026-го, когда Нетаньяху с треском проигрывает выборы. Новое правительство, имеющее возможность «начать с чистого листа», скорее всего пользуется ею и заключает мир по плюс-минус «нулевому» варианту.
Сценарий 3 (2.5): Иран играет на опережение
Иран превентивно создаёт ЯО, о чём и объявляет. Тогда происходит примерно такой же кризис, как в сценарии 1, но в лучших для Ирана условиях, шансов на успех у него больше. Так как этот сценарий близок к сценарию 1, его за отдельный вариант учитывать не обязательно. Но учтём всё-таки.
Но это всё — если нет внешнего вмешательства, то есть если США не начинают войну с Ираном. А если начинают?
Сценарий 4: Американо-Иранская война
Прежде всего: какую форму американское вмешательство может иметь?
Наземная операция теоретически возможна, но требует длительной подготовки. Перед войной в Ираке готовились несколько месяцев. Проводили учения в Европе, тренировались в похожей местности в других регионах и т. п. Пока что у нас ничего подобного не было (при том, что по масштабу Иран — это вам не Ирак).
Скорее всего, имеются в виду только воздушные удары. То есть, помимо израильских, удары будут наносить и американские самолёты, причём как с баз, так и с авианосцев. Также вероятна массированная атака крылатыми ракетами (в отличие от Израиля, США имеют возможность сделать нечто в этом духе).
Очевидный ответ Ирана:
Удар по базам США в регионе. Они гораздо ближе, чем Израиль, их можно достать не только ракетами средней дальности, но и ракетами малой дальности, которых у Ирана гораздо больше. И высокоточных среди них больше. То есть в ход будет пущено то оружие, которое против Израиля не применяется: следовательно, ослабления ударов по Тель-Авиву, Хайфе и пр. не будет.
Также — а, возможно, как раз в первую очередь — удары наносятся по американским кораблям, начиная с авианосцев (если те окажутся достаточно близко).
Вообще, что касается авианосцев, то использовать их в подобной операции — крайне рискованно. Современные западные системы ПВО-ПРО не могут перехватывать гиперзвуковые ракеты, которые у Ирана имеются. Даже одной такой ракеты достаточно, чтобы вывести авианосец из строя. В принципе — и потопить с одного удара тоже есть шансы. А можно случайно разрушить бортовой ядерный реактор…
Да, точность иранских ракет пока оставляет желать лучшего, но авианосец — это КРУПНАЯ цель. Даже умеренный риск потопления одного из этих символов государственной мощи для США едва ли приемлем. Когда хуситы стали обстреливать авианосную ударную группу США, та сочла за благо отойти: у йеменцев теоретически тоже могло быть иранское гиперзвуковое оружие…
Поражение кораблей другого типа подразумевает меньший материальный ущерб, но и оно будет воспринято в США крайне болезненно.
Но если кораблями не рисковать — что, собственно, даст присоединение американской авиации к израильской? В общем, тут сложный для США выбор.
Самое главное: силы ПВО от вмешательства США в боевые действия мощнее не станут. Всё, что может быть использовано для перехвата иранских ракет, уже используется — для защиты Израиля. А вот если Иран станет бить ещё и по американским базам, то часть ПВО придётся направить на защиту этих баз. А натиск на сам Израиль слабее не станет…
То есть вообще-то противовоздушная защита Израиля от вступления США в войну скорее ухудшится, чем улучшится.
Ну да, через много месяцев бомбардировок, потеряв много самолётов и солдат (и пару авианосцев), потратив огромный объём вооружений, США, возможно, истощат возможности Ирана. Но что к тому моменту останется от Израиля? И… от мировой экономики: Ормузский пролив Иран перекрыть наверняка сумеет. Возможно, не станет перекрывать прямо наглухо, для всех (для Китая исключение сделает), но по американской экономике и внутриполитическому положению администрации Трампа будет нанесён тяжелейший удар…
Вариант ядерного удара США по Ирану не учитываем, так как по сути он совпадает с вариантом ядерного удара Израиля по Ирану: до США иранцам не дотянуться, но вот по Израилю вломить «по полной программе» они, скорее всего, успеют…
На что же есть надежда у США?
Сценарий 5: «Антиисламская революция»
Ну да: расчёт на внутреннюю нестабильность в Иране. Об этом чуть подробнее.
По отзывам тех, кто имел дело с Ираном, важнейший фактор там — всепроникающая коррупция в форме взяточничества на всех уровнях. Особенности идеологии этому скорее способствуют, чем препятствуют: именно благодаря необязательности законов происходит «подгонка» исходно средневековых норм под реалии индустриальной цивилизации. А эта необязательность и создаёт почву для взяточничества и пр. Да, этим может воспользоваться и противник.
Во-вторых, со времён Исламской революции в силовых структурах Ирана существуют армия (обычные ВС) — и КСИР (Корпус стражей Исламской революции). Это, в целом, параллельные и во многом конкурирующие структуры. И этим межведомственные противоречия отнюдь не ограничиваются. Да, можно себе представить и ситуацию, когда разные иранские силовые структуры сливают противнику данные на своих конкурентов (а то и то, что под удары противника маскируются внутренние разборки — всё равно ж израильтяне не станут отрицать, если им нечто подобное припишут…).
Ну и, собственно, Иран — не арабская страна. Арабо-израильские отношения едва ли могут быть хорошими до решения Палестинского вопроса. А вот отношения с Ираном, не арабским, не суннитским, теоретически могли быть и лучше: были же при шахе?
Ну вот где-то тут, похоже, и крылся расчёт Израиля (и его покровителей). Совершенно точно, что израильские спецслужбы воспользовались взяточничеством для внедрения своих агентов туда, куда им было нужно. И, нельзя исключать, договорились с какой-то группой заговорщиков внутри силовых структур Ирана.
По последним данным — ещё и опирались на «массовку» афганских беженцев (их в стране более 3 млн). Напомню: бежали от режима талибов не только те, кто в принципе не хотел жить при них. Но и те, кто активно сотрудничал с прозападными властями Афганистана при Карзае. Да, среди них уже было достаточно работающих на западные спецслужбы…
Как бы то ни было, каким бы ни был план, он наверняка провалился (скажем так — 90% вероятности его полного провала). Афганцев отфильтруют. «Взяточники» ан масс вполне себе патриоты (просто так уж там устроено общество): сами сдадут тех своих «клиентов», в ком заподозрят агентов Израиля (спецслужбы там тоже понимают, в каком обществе живут, и в такой ситуации за сами взятки прессовать не станут). Исходя из того, как резво пошла охота на шпионов (судя по попыткам самоубиться с помощью цианида кого-то из главных подозреваемых — действительно шпионов, это не какая-то ИБД со стороны спецслужб), скоро проблема будет в основном решена.
Ну, а что касается возможного переворота, то практика показывает, что заговорщики либо добиваются успеха сразу, либо не добиваются вообще — и, похоже, свой шанс они упустили (если вообще существовали в природе, тут нет уверенности).
Отметим, что вмешательство в войну для Трампа вопиюще невыгодно по внутриполитическим причинам. Так что, несмотря на явные признаки подготовки к операции, всё же вероятность её не выглядит очень высокой (ну не больше 50%).
А тогда мы оказываемся в каком-то из первых трёх сценариев, сводящихся, если исключить ядерную войну, к двум: к быстрому или к медленному поражению Израиля.
Поражение Ирана возможно, если противнику всё же удастся спровоцировать там внутренние беспорядки, но это выглядит маловероятным.
PS: В принципе, Трамп может нанести удар по Ирану, но «условный» — не задействуя серьёзных сил. Так он в первую каденцию делал в отношении Сирии. Но это ситуацию не поменяет — и потому нет смысла это учитывать.