«О пользе инструкции…»
Помнится, так называлась одна из глав повести братьев Стругацких, «Стажёры». Там ещё был момент с учебной тревогой на борту «Тахмасиба». Но, я сейчас не об этом буду. Я просто хотел бы поговорить об инструкциях по технике безопасности в разных произведениях, и о том, как вообще, в разных произведениях это работает. Ну, или не работает. И да, я снова упомяну «Час Быка», но, надеюсь, что в последний раз. А вот к Ивану Антоновичу и его творчеству, я ещё вернусь. Знаете, почему? Потому что мне интересен, как он сам, так и его идеи. А вот эти два произведения… ну, сложные они, на самом деле. И не всё там, уж простите, хорошо написано…
Итак, техника безопасности… Это такое дело, про которое говорят, что все эти инструкции писаны кровью. Как-то осенью, когда я был военным, нам зачитывали разные случаи, когда солдаты делали разного рода глупые вещи, которые, как правило, очень грустно заканчивались. Да и в других местах, где я работал, тоже были свои инструкции по технике безопасности. Но, мы сейчас, вообще-то, о фантастике, и там тоже есть порой разного рода… интересные моменты. Порой они тоже… приводят к странным последствиям…
Начать я хотел бы с романа «Посёлок» Кира нашего Булычёва. Помнится, там, во второй части, на планету прибывает экспедиция. Три человека, две барышни и один мужчина. Клавдия Сун, Салли Госк, и известный всем любителям творчества Булычёва, Слава Павлыш. И вот, эти три, совершенно непохожих человека, должны проработать вместе определённое время, собрать образцы и написать кучу отчётов по этой планете. Раньше группа Сун была чисто женской, но так вышло, что врач и биолог группы, Сребрина Талева (болгарка, как я понял), перед прибытием в район, умудрилась сломать ногу, и для её замены, был отправлен врач Слава Павлыш, который давно уже просился в какую-нибудь экспедицию. С этого всё и началось…
Дело в том, что Клавдия — очень серьёзная дама. И да, она старается соблюдать инструкции, так как очень хорошо знает о том, что бывает, когда они нарушаются. Она сама рассказывала о том, что её бывший муж как-то протащил на станцию местное животное — и дело кончилось нехорошо. Так что, эта леди очень хорошо знает, что бывает, когда требования безопасности бывают нарушены. Павлыш… ну, он медик, он биолог, и тоже понимает, что может произойти, если нарушить ТБ. Да, он может быть легкомысленным, в какой-то степени, может быть раздолбаем, или кем-то ещё, но — свою работу он знает и старается делать её хорошо и на совесть. И вот тут можно посмотреть, как эти герои нарушают те самые инструкции, которые, как известно, писаны кровью. И это, знаете ли, интересно…
Если говорить про Славу Павлыша, то он, вообще-то, старается сделать всё максимально безопасно. Помните, где он снимал шлем? В горах, там, где мороз и воздух почти что стерильный. То есть, сами понимаете, что в таком воздухе, скорее всего, не будет ничего, что было бы опасно для здоровья и жизни человека. К тому же, не надо забывать, что Павлыш — доктор. Он сможет понять, что с ним не так, и быстро принять меры. Его даже сложно обвинить в том, что «человек при каждом выдохе может выпускать из себя кучу всяких патогенов, которые могут быть опасны для чужой биосферы». Опять же — Павлыш снимает с себя шлем там, где ни ему ничего не может повредить, ни он не может повредить местной биосфере. Напомню, что на тот момент никто ещё не знал, что на той планете находятся люди, которые спаслись с «Полюса».
А вот «букваедка» Клавдия Сун… Вот она-то, как раз и «учудила». Я напомню, что она ратовала за соблюдение всех правил и инструкций. Мол, они писаны кровью, и всё такое. И, вообще-то, я не могу с ней не согласиться. С другой стороны, порой, в самом деле, инструкции могут выглядеть странно, но, наверное, не в этот раз. Дело в том, что планета-то, на самом деле, была довольно активной именно в биологическом смысле. Давайте вспомним местную флору и фауну. Грибы, за которыми приходилось охотиться, которые пищали и бегали, разного рода растения, которые могли прятаться под землю (кстати, не оттуда kb подсмотрел их Камерон для «Аватара»?), и странные животные… То есть, планета не была такой уж безобидной. И опять же, «снежные блохи», от укуса которой пострадал Олег в первой части романа… Ну, а потом, когда Салли и Павлыш отправились в экспедицию (вроде, они на «Полюс» летали), Клавдия вышла наружу… Подняла забрало шлема. Сначала её чуть не укусил «милый жучок», который был известен, как «полосатик», ядовитый, кстати. А потом она дунула на что-то, похожее на большой одуванчик. Это и было гнездом тех самых блох. И одна из них укусила Клавдию…
На самом деле, если мне сейчас не изменяет память (я всё же, давно уже читал), Клавдия в тот день была не в самом хорошем расположении духа. Я так понял (со слов Салли), что Павлыш ей был небезразличен. И вот она, в какой-то степени страдала от того, что Слава с ней собачится, и знаки внимания оказывает Салли. Вообще, если подумать, то Слава, наверное, был прав, когда говорил, что ему не надо в эту группу идти. Потому что две женщины, обе не замужем. Слава — тоже парень холостой. Как говорится, «неужели тут что-то могло пойти не так?». Так что да, причиной депрессии Клавдии, была банальная ревность. И именно, из-за этой ревности, молодая женщина, просто нарушила инструкцию. Ну и все мы помним, чем это закончилось. И хорошо, что она из бластера не начала палить внутри купола! Хотя, из-за неё, если мне не изменяет память, чуть не погибли Казик и Марьяна…
Но вообще, что касается инструкций и правил ТБ — тут очень хорошо показано, что бывает, когда их не соблюдают. Но, понятное дело, что дело тут происходило на условно землеподобной планете. Более того — там уже несколько лет (больше пятнадцати, если я всё правильно помню) жили люди. Но! И у них тоже было не всё хорошо. Пока они поняли, что тут можно есть, а что нельзя, что опасно, а что — не особенно, немало людей погибло. Не помню уже, в каком именно месте первой части романа, но есть момент, в котором показано кладбище около посёлка, и слова о том, что немало людей умерли, пока люди поняли, как тут вообще можно выживать.
Но, давайте всё же, вернёмся к «Часу Быка». На самом деле, мне много про что написали в комментариях к статье про этот роман. И что это было нужно, чтобы показать «шок от столкновения двух разных миров», и тому подобные вещи. И то, что жители Торманса — это такая «антитеза» землянам, и всё такое. Более того, можно даже понять слова о том, что жители Торманса казались землянам… такими детьми, которых просто жалко, от того, что им недоступно всё то, что есть у них, землян. И, наверное, с этого, последнего утверждения, и стоит начать.
Я уж не знаю, в курсе ли был Иван Антонович, что дети могут быть очень жестокими. Кстати говоря, если прочитать его биографию, то, скорее всего — нет, с этим он не сталкивался. Не получилось у него попасть в детский сад. Да и в школе простой он тоже не учился. Не было у него детства, как такового. Уж не знаю, к добру это, или к худу, но именно детской жестокости он не видел. А она, меж тем, есть. Особенно, когда ты не такой, как все, когда ты чем-то отличаешься от коллектива. Кстати говоря, сам Ефремов, вроде бы (уже не помню точно) писал о том, что надо поощрять творческое развитие ребёнка, и так далее. Мол, только тогда из него вырастет кто-то… Кстати, от этого ушли — в сторону «зубрёжки» и того самого «механического запоминания». Стоит ли говорить, что таким образом, ни о каком раскрытии творческого потенциала ребёнка, не может быть и речи? Это я, собственно, к тому, что во многом, конечно, Ефремов был прав. Во многом, но, увы, не во всём…
Так вот, рассматривая жителей Торманса, как детей, герои романа снова совершили бы ошибку. Хотя бы потому, что «эти дети» были очень жестокими. Жестокими по своей натуре, потому что они не видели ничего, что выбивалось бы из их обычной жизни. И тут прибывают такие земляне, которые начинают своё общение с местными с обмана…
Собственно, вот, на мой взгляд, главным нарушением всех ТБ, каких только возможно, и является, наверное, этот обман. Я говорю — тут надо было, или до конца вести себя так, что «у нас за спиной вся мощь сверхцивилизации, и завтра сюда прибудет боевой флот», или… сразу объяснить, что «мы пришли с миром, и не хотим никакого насилия». В первом варианте они бы запугали местных — что создало бы определённые сложности, но помогло бы сохранить жизни, во втором — да, может быть, пришлось бы потратить на уговоры больше времени, но — тоже помогло бы сохранить жизни. А если бы они сделали всё максимально скрытно — местные и вовсе узнали бы о том, что сюда кто-то прилетал только после того, как всё кончилось бы… Понятно, что земляне такого не хотели, но… это тоже вариант. А относиться к местным, как к детям — это тоже было очень большой ошибкой. Потому что это провокация на жестокость…