Фантастика об армии…

Я тут немного поразмышлял обо всём, что я прочитал в комментариях к одной статье. Подумал обо всех книгах, которые я читал на эту ему и проверил, что именно я видел сам. И, наверное, теперь я могу окончательно закрыть этот вопрос. Говорить мы будем о книге Гарри Гаррисона «Билл — герой Галактики» и о том, что она как бы… является ответом на «Звёздный десант» Хайнлайна. И, казалось бы, ведь Гарри Гаррисон служил в армии, а значит, видел все эти вещи, и ему, определённо, есть что сказать на эту тему. Ну, собственно, вот об этом я и хотел бы поговорить…

Для начала, я могу сказать, что отношение Гарри Гаррисона к военным, гораздо лучше было показано в романах «Стальная Крыса идёт в армию» и «Месть Стальной Крысы». Причём, в первом произведении, очень хорошо показана сатира именно на призывную армию времён войны во Вьетнаме. Только вот, по какой-то странной причине, про то, как Гаррисон выписал армию в этом романе, говорят и пишут очень мало. А вот про «Билла» стараются говорить все. Хотя, как по мне — «Билл» — не сатира, не пародия, а… просто идиотизм в чистом, концентрированном виде. И доказать я это могу…

Начать можно с того, что то, как служил Гаррисон, в общем-то, довольно хорошо известно. Начинал он… техником по обслуживанию специального оборудования на бомберах. Механические вычислители, которые можно было бы даже назвать первыми компьютерами. Понятное дело, что кого попало на такие работы не допускали. А так как Гаррисон был сам по себе человеком очень и очень неглупым, я могу предположить, как проходила его служба. Собственно, тут и предполагать нечего — у меня папа примерно так и служил в своё время. Сначала «учебка». Так называемый ШМАС — Школа Младших Авиационных Специалистов. Ну, точнее, аналог этого самого ШМАС. И там не было ни муштры, ни рытья окопов, ни чего-то ещё. Там готовили именно спецов. Да, могу предположить, что Гаррисон там показал, что у него талант и к стрельбе — не просто же так он потом инструктором по стрельбе был. Значит, и стрелять он умел неплохо. Ну, если по логике вещей. А вот потом, после учёбы, у Гаррисона была работа. Не «служба», а именно работа. Потому что он не ходил на все эти армейские ритуалы, потому что работа — когда она есть, не терпит прерываний. Соответственно, когда ты занят, обслуживая какой-нибудь прибор, или делаешь что-то ещё — тебя никто отрывать не имеет права. В СССР так было — а в США тем более. Папа мой рассказывал, что к нему офицеры на «Вы» обращались — так что, смею предположить, что и у Гарри Гаррисона тоже такое имело место быть. Кстати, ко мне, конечно, не на «Вы», но отношения и у меня всегда были хорошие…

Так вот, я могу предположить, что работы, конечно, у Гаррисона было много — конечно, он не один техник на всю эскадрилью был. Или, например, на авиаполк. Так что, могу предположить, что работы у него хватало. И я вот никак и нигде не могу найти, где и в какой форме, он видел всё то, о чём он писал в том же «Билле». Про «Стальную Крысу» я вообще молчу — там были именно все признаки Вьетнама. Потому что в ту пору, как раз и хватали порой людей с улицы, из баров и других мест. И опять же — всего того, что было описано в этих книгах, Гарри Гаррисон просто не мог видеть, потому что находился в «особых условиях». Повторюсь — у него привилегий было сильно больше, чем у простого рядового бойца. Те да, почти не имели никакой личной свободы и их, в самом деле, гоняли просто до седьмого пота. Хотя, понять это можно — им надо было идти в бой, лезть под пули и всё такое. Гаррисону это не светило при любом раскладе. Конечно, кто-то скажет о том, что ему потом кто-то что-то мог рассказать — мол, «а вот у меня на службе было то-то и то-то», но… тут вступает такая проблема, как «ненадёжный рассказчик». Вот представьте, подойдёт ко мне кто-то и начнёт рассказывать о том, как живёт тут просто в нечеловеческих условиях — живёт в казарме, туалет тут типа «чаша Генуя», нет возможности питаться так, как ему удобно, да ещё и нельзя «расширять сознание», играть в комп и вообще — даже выпить не получается. И как я на это должен реагировать? Особенно, если я знаю, что в казарме есть нормальные унитазы, есть душевые, кормят в столовой очень даже вкусно, а что до остального — так это же хорошо! Даже более того, я до пятнадцати лет жил в таких условиях, что казарма мне эта, просто раем показалась бы — у меня в квартире была только холодная вода, а до туалета надо было идти двести метров (ну, по прямой — около пятидесяти, конечно). И душ — в локомотивном депо, раз в неделю. И ничего — не помер. Кстати, из казармы я ушёл по своим причинам, не буду про них говорить… Так что — уже, к тем ужасам, которые Гарри наш Гаррисон расписал в «Билле» возникают вопросы — где и как он мог видеть что-то подобное? Может, конечно, он мог видеть «ужасные удобства», которые, в казармах в США, на самом деле, мало чем отличались от таких в СССР, но… если он находился на полевом аэродроме — так и офицеры жили в тех же условиях. И вообще, писать о таких вещах и выдавать это за ужасы… Ну, я не знаю, как надо было жить, чтобы такой «домик неизвестного архитектора» казался чем-то ужасным… Повторюсь — я жил и в таких условиях, и в более простых. И ничего — дожил как-то до своих сорока пяти лет…
Но давайте двигаться дальше. Хотя уйдём мы недалеко. Ровно до того, как Билл и остальные оказались на борту «Фанни Хилл». Я ничего не буду говорить о названии корабля — наверное, тут есть своя отсылка (да, я знаю, кто это такая, я прочитал про неё книгу, но увязать с космофлотом эту… даму полусвета у меня как-то не получается), я скажу о той должности, на которую поставили этих людей. Потому что тут тоже есть элемент… нет, снова не сатиры, а бреда. Да, я могу предположить, что это было сделано ради того, чтобы показать «ранги» и тому подобные вещи, но… а, простите, нельзя это было показать как-то иначе? Хотя — о чём я вообще говорю, если перед нами просто неудержимый поток сознания. Тем более, что автор ставил перед собой только одну задачу — максимально измазать военных известной субстанцией. Интересно, как бы Гаррисон отреагировал, если бы он служил на другой базе? Например, в Жемчужной Гавани? Или, если бы там кто-то из его друзей служил? Или, например, если бы он жил в том городе? Город, конечно, японцы не бомбили, но — мало ли… Если бы он увидел раненых или обожжённых людей… Как бы он тогда относился к военным?

Так вот, прибывает, значит, Билл на корабль. И ставят его «Предохранительным». То есть, человеком, который меняет предохранители. Мол, они перегорают, их надо менять, чтобы системы корабля продолжали работать. Стоит ли говорить о том, что эта работа, если бы она была на самом деле (хотя, почему не быть? Может, и была бы) — выполнялась бы роботами, или автоматами, или как-то ещё — но, понятное дело, без участия людей. Потому что человек — существо довольно хрупкое и нежное. А там, в отсеке, не только адская жара была (кстати это-то, как раз вполне себе понятно — космос, все дела, тепло сбрасывать довольно проблематично), но и другие «условия» — тот мужик, от которого одна рука осталась, и командир их, вообще сгорели в пепел. Так что — зачем там вообще люди, если они физически не могут работать в таких условиях? Только, чтобы показать сами «адские условия работы»? Интересно, а что бы Гаррисон сказал о кочегарке, в которой работал мой папа перед тем, как уйти на пенсию? Или о кочегарке паровоза, с которого папа начинал свою работу? Выдержал бы будущий великий американский писатель там хотя бы одну смену? Я бы — точно не выдержал, но я и не пишу «ужасы про армию»…

Но, на самом деле, есть у меня одна мысль, откуда вообще, Гарри наш Гаррисон, взял все эти «армейские ужасы». Просто, помимо техника по обслуживанию оборудования на бомберах и инструктора по стрельбе, Гарри Гаррисон был и… (барабанная дробь!) сержантом военной полиции. Да-да, той самой военной полиции, про которую он так много написал гадостей. Которая просто обожала хватать ни в чём не повинных солдат, издеваться над ними и делать тому подобные нехорошие вещи. И вот тут у меня возникает предположение… Может, конечно, те, кто сидели на гауптической вахте, могли ему что-то рассказывать. Или он сам сидел там. Или… нет, мне не хочется даже думать о таких вещах, но… может быть, Гарри Гаррисон сам занимался всеми нехорошими вещами в отношении солдат? Всеми теми, про которые он так много писал? Никому в голову такие мысли не приходили? Вот лично у меня такие идеи есть. И немного о военной полиции… Был у меня эпизод… нет, не с моим участием — но с людьми, которых я немного знал. Они учудили на выходных, да так, что к ним приезжала военная полиция. И нет, они не были «невинными овечками» — они считали для себя делом чести напиться до потери человеческого облика. Вот к ним и вызывали. Вроде, никого не дубасили, но — но они это реально заслужили… Так что — очень сложное у меня отношение к творчеству Гаррисона, когда говорят о том, что «Билл» — очень хорошо описывает дела в армии. Плохо он их описывает. Нет там, ни стёба, ни сатиры, ни пародии. Просто автор посчитал, что ему надо написать «антитезу» к «Звёздному десанту», вот он и старался. А уж, как у него получилось — ну, всяк судит в меру своей испорченности…