И ещё немного о комиссарах…

Раз уж я начал говорить о комиссарах… Вот давайте подумаем — а где и как должен работать тот же комиссар в Гвардии, или на Флоте? К примеру — началась атака. Где должен быть комиссар? Впереди, показывать личным примером, как надо истреблять ксеносов (или иных врагов Империума), или находиться в штабе (или на КП), на предмет того, «а не попутает ли берега командир»? А где должен находиться комиссар, что приписан, например, к крейсеру Имперского Флота? На мостике, рядом с командиром корабля, или вместе со специальными командами обходить корабль на предмет… всяких нехороших явлений? Просто, если кто-то не знает — на корабле очень много всего такого, что какой-нибудь одержимый Хаосом типус, может испортить, и с кораблём может случиться что-то… нехорошее… Интересно, не так ли?

Вообще, на самом деле, что касается «личным примером» — это про комиссаров очень интересно сказано. Вот только, какой «личный пример» может показать комиссар, если гвардейцы готовятся стрелять по противнику из своих лазганов, а у комиссара — только пистолет, что уступает им в мощности и дальности, да цепной меч? А если у нас комиссар в артиллерии? Нет, я могу поверить в то, что комиссар у нас настолько крутой специалист, что он сможет лично встать к орудию, навести его, куда надо и произвести выстрел… Хотя, где-то я такое уже видел… А если я добавлю комиссара-танкиста, который лично поведёт танк на врага, или комиссара-пилота космического корабля, то все сразу вспомнят один из выпусков «Большой Разницы» с пародией на один очень нехороший фильм про одного… «флотоводца»…

Ну, а если серьёзно… Если серьёзно, то, как мне кажется, на полк Гвардии, нужно более одного комиссара, так как один человек, да ещё и в боевых условиях, чисто физически не сможет быть везде и всюду. Например, пока одна рота полка успешно отбивается от врага, или не менее успешно ведёт наступление — другая может побежать. Или сделать что-то ещё. Не просто же так, в каждой роте, помимо, собственно, командира этой самой роты, есть ещё и замполит. Точно так же, наверное, и у комиссаров обстоит дело — есть командир роты, например, какая-нибудь условная Дженит Сулла (уж очень интересная она леди, как я понял), и к ней приставлен кто-то из коллег Каина — просто, чтобы ничего не случилось. Хотя, с другой стороны, есть у меня такое мнение, что в таких полках, как 597-й, который очень хорошо замотивирован, хватит и одного комиссара — Каина. Собственно, это и понятно — он Герой Империума, он знает, как можно заставить бойцов отлично воевать, и быть преданными воинами Империума. Потому-то, собственно, Каин и работает один. Если же говорить о других полках Гвардии — в самом деле, можно предположить, что где-то комиссаров может быть и несколько. К тому же, не просто же так, у них и звания есть — ведь такое звание, как у Гаунта, например, не такая уж и редкость. А ещё есть и всякие «Лорды-комиссары», верховные комиссары, и так далее… Так что — вполне себе может быть и так.

И, знаете, мне вот хочется ещё немного про Каина поговорить. Интересный он персонаж, знаете ли. Вот как бы — Каин и «вдохновлять личным примером». В самом деле, с одной стороны, Каин очень сильно старается оказаться как можно дальше от боевых действий, не так ли? В том же романе «За Императора», он что сделал? Верно, полез проверять какое-то отдалённое и не особенно важное место, верно? И то, что там оказалась одна конкретная блондинистая Инквизиторша — вышло совершенно случайно. А потом была «самоубийственная миссия», с которой вернулись только Каин, Юрген и Инквизиторша. И о каком личном примере может идти речь, верно? В самом деле — Юрген, как мне кажется, человек не самый общительный, Каин тоже не особенно любит рассказывать о том, что там было, да и подойти к Инквизитору с просьбой рассказать, что там было — тоже, как говорится, «дурных нема». Но! Как мне кажется, среди солдат Гвардии, есть такая вещь, как «сарафанное радио», если вы знаете, что это такое. А ещё говорят, что «слухи распространяются со скоростью, что порой превышает скорость света». Соответственно, есть такое мнение, что солдаты, увидев, как «на дело» пошли Каин, Юрген, те солдаты, которые устроили тот бунт и Инквизитор (если они про неё вообще знали), а назад вернулись не все, то можно было сделать вывод о том, что «там приключилось что-то очень горячее». Такое «горячее», что дальше просто некуда. Кроме того, финал — когда Каин лично застрелил тех двух бойцов, парня и девушку и показал, что они были заражены генокрадами, тоже, как мне кажется, очень хорошо играл на образе Каина — мол, он всё знает про наших врагов, так что с таким комиссаром не пропадёшь! Кроме того, если вспомнить уже «Ледяные пещеры» — там с ними была ещё и Маго (если я ничего не путаю). И вот она-то, вполне себе могла рассказать, что именно так было, и как Каин всё это выдержал и не сошёл с ума. И вот это уже очень хорошо работает в качестве «вдохновлять личным примером». А если вспомнить момент, когда Каин в первом рассказе спас Юргена, или как он дрался с тем берсерком… Вот я уверен, что все помнят, как они сами в него стреляли, как Юрген добил этого типа из своей «бабахи», но все будут рассказывать, если что, как Каин лично изрубил того, на минуточку, Астартес Хаоса с тысячелетним стажем войны и убийств! Так что — как мне кажется, с «личным примером» у Каина, всё очень и очень хорошо… Я вот уверен, что если Каина никто не видит в самой «зарубе», то гвардейцы 597-го уверены, что он в этот момент сражается с такими врагами, какие им и не снились…
Так что, лично мне, тема комиссаров в Гвардии и на Флоте, кажется очень и очень интересной, но не так, чтобы хорошо раскрытой. Хотя, как мне кажется, мало какая тема, из поднимаемых в «Вахе», оказывается более-менее раскрытой. По какой-то странной причине, авторы больше стараются писать про «сражения пластиковых фигурок», даже не пытаясь показать, как вообще всё это работает. Они могут сосредоточиться, например, на том самом «гримдарке», описывая его, именно как «гримдарк ради самого гримдарка», но даже не пытаются написать, как работает то или иное явление в Империуме. Потому-то они придумали, что комиссар может расстрелять кого угодно, но так и не смогли более-менее нормально прописать, что он не столько расстреливает, сколько занимается именно разъяснительной работой. Они придумали, что порой бойцы, которых комиссар довёл угрозами, его расстреливают, но так и не смогли придумать, как комиссар может просто нормально завоевать уважение солдат… И так далее и тому подобное. А потом, кто-то читает книги про Каина — и не может понять, как такой подход, как у него, вообще может работать…