О живучести национализма и его ущербности

История это подтверждает: ни один националистический режим на государственном уровне не был экономически успешным в течение сколько-нибудь долгого времени. Даже националистические движения, которые регулярно поднимают голову в разных точках земного шара, хорошо развиваются только на первом этапе в условиях закономерного и нередко благородного протеста. Потом они либо побеждают и избавляются от националистической окраски, либо выдыхаются и исчезают или стабилизируются на уровне некоторой невысокой активности.
Успех нацистского режима (нацизм — это сокращение немецкого «национал-социализма») в первое десятилетие, т. е. 30-е годы XX века, имеет под собой веские причины, которые мы тоже разберем. Но это причины необычные, которые маловероятно, чтобы повторились.
А причина проста: критерии, по которым националистические движения вербуют своих сторонников, а националистические режимы выдвигают свое руководство, крайне далеки от эффективных.
Для эффективной работы и особенно для эффективного управления соответствующие посты должны занять люди, способные достичь нужных результатов.
Предполагается, что для получения желаемых результатов они должны обладать подтвержденной квалификацией, но это необязательно. В истории полно примеров, когда превосходные результаты были получены людьми, не имевшими формально подтвержденной квалификации, а иной раз и не имевшими практически никакой (очень яркий пример — руководитель внешней разведки СССР Павел Фитин). И вот здесь скрывается большой подвох: эти примеры позволяют думать, что привлекательную (почетную, выгодную, авторитетную и пр.) должность может занять почти кто угодно.
И националистические режимы ставят на ответственные посты своих приверженцев. Не по критериям эффективной работы, а по критериям «преданности делу» и «идеологической правильности». Даже если из «преданных и правильных» на важные посты ставить лучших, все равно исходная выборка уже была сильно сокращена по сравнению с тем, что могло бы быть. А если учесть, что критерии «преданности и правильности» достаточно мутные, то начинается свара между избранными за следующие ступеньки карьерной лестницы.
Результаты от этого лучше не становятся, мягко говоря. Тех, кто справился недостаточно хорошо, заменяют, как правило, не на более толковых, а на более преданных — и так до полного развала.
Почему же национализм с таким упорством возрождается?
Да по тем же причинам: он позволяет пробиться к вожделенным постам и кормушкам тем, кто в более спокойные и рациональные времена не мог на это претендовать. Потому как не тянул-с.
Неонацизм строится на идеологии Гитлера, игнорируя факт его поражения.