Данелия отменяет российские боевики

В советское время почти все выходившие на экраны экшен-фильмы более-менее приличного качества становились хитами. «Неуловимые мстители» по сути стали франшизой (причём повторно — уже в 20-е сняли несколько частей похождений юных красноармейцев (со звездой цирка из Африки в одной из главных ролей)) и собирали неплохую кассу, а «Пираты 20 века» — и вовсе самый успешный в прокате советский фильм (неожиданное явление для студии им. Горького). О буме боевиков в период видеосалонов нечего и говорить: фильмы категории Б разлетались как сладкая вата в луна-парке.

Но какого-то значимого рывка в этом жанре так и не было совершенно в постсоветское время: хотя, казалось бы, секрет успеха весьма прост — харизматичный герой, яркий антагонист и несколько оригинальных трюков (собственно, если постоянно придумывать новые драки и погони, то серию можно тянуть бесконечно — как в том же «Бонде» или «Невыполнимой миссии»). Место той же «Есении» заняли многочисленные мелодрамы (прежде всего, ушедшие на ТВ), а вот приличного мальчикового кино в большом количестве так и не появилось.

По этому поводу вспоминаются рассуждения Данелии, что вот американцы хорошо умеют снимать про перестрелки бандитов, а мы про партсобрания, и нам не надо снимать как у них. Мне кажется эта постановка вопроса нашего классика несколько неточной уже в формулировке — далеко не все фильмы с перестрелками про бандитов (да и многое из классики криминального жанра в прокате не окупилось), — и тем более в общем посыле (тем более, что у самого Георгия Николаевича единственные заседания, насколько помню, были о моральном облике Афони, и, чтобы они не надоели, их специально разбили и разбавили шутками, а также пародии на них в сатирическом «33»).

Казалось бы, у нас много молодых режиссёров, которые могут и о Данелии не знать, не то что о его высказываниях (весьма характерных, думаю, для определённого слоя и возраста), но, боюсь, им может помешать та часть формулы успеха жанра, которая про оригинальность: они пока страдают от прямого калькирования (который принято называть в текущий момент «референсным мышлением»), что для жанра приговор.

Но придётся учиться не только им, но и операторам (при кажущейся визуальной простоте жанра та же «Миссия» стала сильно лучше, когда ее стал снимать великий Элсвит (и стала хуже, когда перестал)) и каскадёрам, а актёров в такие фильмы стоит подбирать, в первую очередь, не за хорошую театральную школу или правильные знакомства, а за харизму и физические данные. И отказаться от полного подражания, а что-то придумывать, пытаясь удивить зрителя (пусть и в рамках давно заданных и изученных правил построения сюжета и характеров).

Забавно, что часть из этих пунктов выполнили уже создатели «Красных дьяволят»: они вынужденно снимали на натуре без искусственного освещения (с самодельными отражателями), из-за потерянного сценария делали упор на действие (из-за чего сняли много трюков с лошадьми и разными прыжками и потасовками), а на одну из главных ролей взяли импозантного циркового акробата Кадора Бен-Салима, которому не нужны были дублёры. Возможно, продолжения этой франшизы в 20-е (а там был и спин-офф про сенегальского атлета) не пользовались популярностью первого фильма ещё и потому, что составляющие успеха частично были вынужденными, а, возможно, зрителя не удалось удивить какими-то новинками (смена локаций и экшен-сцен — одно из важнейших условий для долгоиграющего успеха в этом жанре).

Бесплатный
Комментарии
avatar
Здесь будут комментарии к публикации