Старый оператор учит делать неожиданные выводы
Мы все любим находить подтверждение своего мнения у больших авторитетов. И сделать это особенно легко, если вопрос является хоть сколь-нибудь дискуссионным — всегда найдётся кто-то достаточно компетентный, кто уже высказывал схожую с твоей точку зрения.
По этому поводу мне нравится вспоминать один анекдот из жизни: я был озадачен выбором пособия для обучения шахматистов, а тут подвернулась возможность спросить у знатоков — сразу несколько отечественных супергроссмейстеров (т. е. игроков с рейтингом выше 2700) стали вести стримы и общаться на них с подписчиками. И я ей этой возможностью воспользовался. Опытным путём установил, что играю чёрными вариации защиты Нимцовича, поэтому пролистал в своё время самоучитель игры за его авторством, но смущал возраст пособия — как-никак сто лет прошло. И вот два человека из разных поколений, но оба бывшие вторыми в мировом рейтинге ФИДЕ, дают кардинально разный ответ: «Учебник безнадёжно устарел» и «Для любителей ничего лучше не придумали». Иронии этой ситуации добавляет то, что устаревшим «Мою систему» посчитал шахматист, учившийся играть ещё при Союзе.
В общем, как мы видим на примере того же футбольного ЦСКА, выигравшего сегодня суперкубок, разным специалистам подходят и разные игроки: причём это даже не значит, что один тренер лучше другого (если не рассматривать позиции с точки зрения игрока, отправленного в запас). Но эта ситуация уже более сложная и наводит на другие размышления: а можно ли рассматривать любой вопрос только с одной точки зрения или от самой постановки зависит ответ и позиция, которую мы займем?
Несколько лет назад была довольно громкая шумиха по поводу т. н. колоризации (т.е. раскраски) чёрно-белого кино. Но вся она свелась к тому, насколько хорошо она была сделана в конкретных случаях. Тогда как здесь стоит выйти из плоскости оценки художественной ценности, а задаться вопросами: а что из себя представляет колоризация вообще, и какой она должна быть?
Было модно говорить о восстановлении настоящих цветов, которые были задуманы автором, — по сути, претензия на реставрацию изначальной (пусть и не реализованной из-за технических ограничений) версии фильма. И мы знаем, что порой костюмы шились с большой дотошностью даже для чёрно-белых картин, и самый яркий пример тут — «Иван Грозный» Эйзенштейна, за которым потом донашивали многие мосфильмовские картины: «Женитьба Бальзаминова», «Иван Васильевич меняет профессию» или «Борис Годунов» Бондарчука. Но далеко не всегда была такая возможность, так что во многих случаях цвета в чёрно-белом кино просто никак не задумывались, так что даже восстановив цвета, бывшие на площадке, можно не попасть в авторский замысел.
Есть и третий вариант, который очевиден для людей, снимавших в ч/б: цвета разного оттенка и насыщенности по-разному отражаются. В итоге оператор-постановщик вынужден согласовывать с художником-постановщиком и художником по костюмам такую палитру, чтобы лица героев не смешивались с окружением, а разные персонажи — друг с другом.
И мне было приятно прочитать подтверждение этого мнения у Джона Элтона (не путать с певцом Элтоном Джоном) в книжке «Искусство света и тени», где он отдельный акцент делает на том, что подбор цвета костюма и окружения создают глубину кадра именно за счёт разной отражающей способности. Так что старым операторам приходилось подбирать текстуру и цвет ткани, краски и материала декораций (в т. ч. степень и вариант обработки дерева) так, чтобы в кадре передний план чётко отделялся и от заднего, и от фона.
Но помимо этого Элтон, любивший, к слову, сам радикальные эксперименты с фильтрами во времена, когда появилась цветная плёнка, ругает практику выбора цветового решения чёрно-белого фильма, исходя из удобства актёрам (которым якобы будет проще играть, если всё сделать в один тон), или продюсеров, заглянувших на съёмки.
Так что, добавляя краски серебру старой киноплёнки, есть возможность просто вернуть к жизни чью-то прихоть, которая не должна была выйти за пределы площадки. А почти любая колоризация по сути своей будет творческим выбором, поскольку цветовое решение фильма зачастую просто не принималось при съёмках.