Йошитака (Гиго) Фунакоши, сын основателя каратэ
Гиго Фунакоши является одним из признанных мастеров гендай-будо 現代武道, означающее «современное будо» или просто «будо», что означает «японские боевые искусства, созданные после эпохи реставрации Мэйдзи», противоположностью «гендай-будо» или «будо» является «ко-рю» 古流 – «древние боевые искусства», созданные до эры реставрации Мэйдзи.
К будо относятся айкидо, карате, дзюдо, сёриндзи-кэмпо и др. Также отличительным признаком будо является система ранжирования уровней кю-дан. Термин ко-рю 古流, «старая школа» или «традиционная школа» иногда переводится, как «старый стиль» т.е созданные до 1868 года. В системе ко-рю не было ранжирования кю-дан, вместо этого были разного рода сертификаты и грамоты. Кроме того, была распространена «клятва крови» - «кэппан». В то время, как в большинстве додзё гендай-будо приветствуются все, если они следуют основным правилам поведения (додзё-кун), инструкторы же ко-рю часто строго проверяли кандидатов. Основная цель будо (не путать с «бусидо») - духовное и умственное развитие, а применение техник - второстепенная цель.
Данное отступление важно для понимания изменений, произошедших с карате после попадания с Окинавы на материковую Японию в тот момент, когда реставрация Мэйдзи уже была завершена.
Гиго Фунакоши был третьим сыном Фунакоши Гичина, который, как и его отец, начал заниматься карате (точнее, «то-тэ», «ти» или «ди», как это называлось на Окинаве), чтобы поправить здоровье. В возрасте семи лет Йошитака заболел туберкулёзом, и врачи того времени оставляли ему мало шансов. Первые тренировки он начал проходить под руководством Итосу Ясуцунэ, так как отец брал его с собой, а в возрасте 17 лет он вместе с ним перебрался в Токио, где выучился на рентгенолога и стал работать в отделе физической и медицинской консультации Министерства образования, что позволяло ему в том числе, как постоянно контролировать состояние своих лёгких, так и продвигать карате в качестве оздоровительной дисциплины в системе образования Японии. На примере Дзигоро Кано было очевидно ясно, что открытие большого количества додзё в Японии возможно только при задействовании системы университетов и исключении из арсенала преподавания наиболее опасных техник.
Когда Шихан его отца (старший помощник инструктора) Такеши Симода умер, Гиго занял егоместо в организации Шотокан, лично преподавая в различных университетах. Гичин Фунакоши преобразовал карате из боевой техники исключительной самообороны в философское боевое «до» («образ жизни»), или вышеупомянутое гендай-будо, но его сын Гиго начал развивать технику карате, которая окончательно отделила японское карате-до от локального Окинавского искусства. Между 1936 и 1945 годами Гиго придал ему совершенно другой и мощный японский оттенок, основанный на его изучении современного кендо и иайдо, которые он осваивал под руководством сенсея Накаямы Хакудо (не путать с Накаямой Масатоши). Работа Гиго по развитию японского карате была в первую очередь популяризирована мастерами Сигэру Эгами и Геншином Хирониши, которые позже сформировали стиль Сётокай-карате.
Благодаря своей преподавательской должности и пониманию японских боевых искусств, Гиго стал техническим создателем современного карате Шотокан. В 1946 году была выпущена книга Гиго и Гичина Фунакоши «Карате До Нюмон» (по аналогии с «Хагакурэ Нюмон»), где Гиго написал техническую часть, а его отец Гичин написал преамбулу и историческую часть.
В то время как древние искусства то-тэ и сюри-тэ подчеркивали использование и развитие верхней части тела, атаки открытой ладонью, короткие дистанции, суставные замки, захваты, броски, удары по точкам акупрессуры, а также использование удара ногой вперед и его вариаций, Гиго разработал технику нанесения ударов на дальней дистанции, используя низкие стойки, характерные для кендо старого стиля и ката Иайдо.
Гиго также разработал более высокие удары ногами, ему приписывают разработку маваши гери, йоко гери кекоми, йоко гери кеаге, фумикири, ура маваши гери (по другим источникам этот удар относят к заслугам Казэ- сенсея или же его приписывают Масатоши Накаяме, который, якобы, привез его из Китая), уширо маваши гери и уширо гери кекоми. Йошитака был особенно известен своими глубокими стойками и техниками ударов ногами, и он ввел в стиль Шотокан стойку фудо-дачи. Все эти приемы стали частью и без того большого арсенала, привезенного из древних окинавских стилей. Другим большим изменением Гиго было ввнедрение киба-дачи вместо шико-дачи и кокуцу-дачи (которое он взял из японского классического фехтования) вместо стойки нэко-аши-дачи в ката Шотокан.
Техника ударов ногами Гиго выполнялась с гораздо более высоким подъемом колена, чем в предыдущих стилях, и подчеркивалось акцентированное использование бедер. Другие технические усовершенствования включали в себя поворот туловища в положение полуоборота(ханми) при блокировании и толчок задней ногой и бёдрами при выполнении техники. Эти адаптации позволили наносить проникающую атаку всем телом за счет правильного выравнивания корпуса. Гиго также продвигал свободные спарринги (дзю-кумите). Также из кендо было заимствовано положение рук чюдан-камае.
Стиль кумите Гиго заключался в том, чтобы наносить сильные и быстрые удары, используя низкие стойки и длинные атаки, серии приемов и подсечки ногами (взятые из старого стиля кендо и дзюдо). Интеграция этих изменений в стиль Шотокан сразу же отделила Шотокан от Окинавского карате. Гиго также подчеркивал акцентированное использование ои-цки и гьяку-цки. Тренировки в его додзё были утомительны, и во время них Гиго ожидал, что его ученики будут отдавать в два раза больше энергии, чем если бы они вложили в настоящее противостояние. Он ожидал, что перетренированность подготовит их к реальной боевой ситуации, если она возникнет.
Обстоятельства Второй мировой войны, тяжелые условия жизни в сочетании с почти саморазрушительными тренировками, привели к существенному ухудшению здоровья Гиго. Он ушел из жизни от обострения туберкулёза 24 ноября 1945 года в Токио, не дождавшись выхода книги «Карате До Нюмон», где были закреплены изменения, привнесенные при создании гендай-будо-карате. Она увидела свет в 1946 году.
Примечание: цель данной статьи – отдать дань уважения и памяти мастеру, посвятившему жизнь карате и косвенно повлиявшему на судьбы многих в мире боевых искусств; без преувеличения, создавшего новое боевое искусство на основе Окинавского ко-рю. А также, возможно, подтолкнуть к ответам на вопросы, что такое «традиционное карате», суть «будо-карате», что оказало влияние на технику ката Шотокан и дзю-кумите, где и когда произошло разделение Японского карате и Окинавского искусства. Или же это просто послужит дополнительным источником информации.
Осс.
На фото:
- Сын Йосихиде (1890- 1961) .
- Дочь Цуру.
- Сын Йосихо (Гифу).
- Дочь Уто.
- Сын Йоситака (Гиго) (1906-1945).
- Сын Гикетсу.
0 комментариев