logo
Каратэ длиною в жизнь
logo Каратэ длиною в жизнь

Йошитака (Гиго) Фунакоши, сын основателя каратэ

Гиго ‎Фунакоши‏ ‎является ‎одним ‎из ‎признанных ‎мастеров‏ ‎гендай-будо ‎現代武道,‏ ‎означающее‏ ‎«современное ‎будо» ‎или‏ ‎просто ‎«будо»,‏ ‎что ‎означает ‎«японские ‎боевые‏ ‎искусства,‏ ‎созданные ‎после‏ ‎эпохи ‎реставрации‏ ‎Мэйдзи», ‎противоположностью ‎«гендай-будо» ‎или ‎«будо»‏ ‎является‏ ‎«ко-рю» ‎古流‏ ‎– ‎«древние‏ ‎боевые ‎искусства», ‎созданные ‎до ‎эры‏ ‎реставрации‏ ‎Мэйдзи.

К‏ ‎будо ‎относятся‏ ‎айкидо, ‎карате,‏ ‎дзюдо, ‎сёриндзи-кэмпо‏ ‎и‏ ‎др. ‎Также‏ ‎отличительным ‎признаком ‎будо ‎является ‎система‏ ‎ранжирования ‎уровней‏ ‎кю-дан.‏ ‎Термин ‎ко-рю ‎古流,‏ ‎«старая ‎школа»‏ ‎или ‎«традиционная ‎школа» ‎иногда‏ ‎переводится,‏ ‎как ‎«старый‏ ‎стиль» ‎т.е‏ ‎созданные ‎до ‎1868 ‎года. ‎В‏ ‎системе‏ ‎ко-рю ‎не‏ ‎было ‎ранжирования‏ ‎кю-дан, ‎вместо ‎этого ‎были ‎разного‏ ‎рода‏ ‎сертификаты‏ ‎и ‎грамоты.‏ ‎Кроме ‎того,‏ ‎была ‎распространена‏ ‎«клятва‏ ‎крови» ‎-‏ ‎«кэппан». ‎В ‎то ‎время, ‎как‏ ‎в ‎большинстве‏ ‎додзё‏ ‎гендай-будо ‎приветствуются ‎все,‏ ‎если ‎они‏ ‎следуют ‎основным ‎правилам ‎поведения‏ ‎(додзё-кун),‏ ‎инструкторы ‎же‏ ‎ко-рю ‎часто‏ ‎строго ‎проверяли ‎кандидатов. ‎Основная ‎цель‏ ‎будо‏ ‎(не ‎путать‏ ‎с ‎«бусидо»)‏ ‎- ‎духовное ‎и ‎умственное ‎развитие,‏ ‎а‏ ‎применение‏ ‎техник ‎-‏ ‎второстепенная ‎цель.

Данное‏ ‎отступление ‎важно‏ ‎для‏ ‎понимания ‎изменений,‏ ‎произошедших ‎с ‎карате ‎после ‎попадания‏ ‎с ‎Окинавы‏ ‎на‏ ‎материковую ‎Японию ‎в‏ ‎тот ‎момент,‏ ‎когда ‎реставрация ‎Мэйдзи ‎уже‏ ‎была‏ ‎завершена.

Гиго ‎Фунакоши‏ ‎был ‎третьим‏ ‎сыном ‎Фунакоши ‎Гичина, ‎который, ‎как‏ ‎и‏ ‎его ‎отец,‏ ‎начал ‎заниматься‏ ‎карате ‎(точнее, ‎«то-тэ», ‎«ти» ‎или‏ ‎«ди»,‏ ‎как‏ ‎это ‎называлось‏ ‎на ‎Окинаве),‏ ‎чтобы ‎поправить‏ ‎здоровье.‏ ‎В ‎возрасте‏ ‎семи ‎лет ‎Йошитака ‎заболел ‎туберкулёзом,‏ ‎и ‎врачи‏ ‎того‏ ‎времени ‎оставляли ‎ему‏ ‎мало ‎шансов.‏ ‎Первые ‎тренировки ‎он ‎начал‏ ‎проходить‏ ‎под ‎руководством‏ ‎Итосу ‎Ясуцунэ,‏ ‎так ‎как ‎отец ‎брал ‎его‏ ‎с‏ ‎собой, ‎а‏ ‎в ‎возрасте‏ ‎17 ‎лет ‎он ‎вместе ‎с‏ ‎ним‏ ‎перебрался‏ ‎в ‎Токио,‏ ‎где ‎выучился‏ ‎на ‎рентгенолога‏ ‎и‏ ‎стал ‎работать‏ ‎в ‎отделе ‎физической ‎и ‎медицинской‏ ‎консультации ‎Министерства‏ ‎образования,‏ ‎что ‎позволяло ‎ему‏ ‎в ‎том‏ ‎числе, ‎как ‎постоянно ‎контролировать‏ ‎состояние‏ ‎своих ‎лёгких,‏ ‎так ‎и‏ ‎продвигать ‎карате ‎в ‎качестве ‎оздоровительной‏ ‎дисциплины‏ ‎в ‎системе‏ ‎образования ‎Японии.‏ ‎На ‎примере ‎Дзигоро ‎Кано ‎было‏ ‎очевидно‏ ‎ясно,‏ ‎что ‎открытие‏ ‎большого ‎количества‏ ‎додзё ‎в‏ ‎Японии‏ ‎возможно ‎только‏ ‎при ‎задействовании ‎системы ‎университетов ‎и‏ ‎исключении ‎из‏ ‎арсенала‏ ‎преподавания ‎наиболее ‎опасных‏ ‎техник.

Когда ‎Шихан‏ ‎его ‎отца ‎(старший ‎помощник‏ ‎инструктора)‏ ‎Такеши ‎Симода‏ ‎умер, ‎Гиго‏ ‎занял ‎егоместо ‎в ‎организации ‎Шотокан,‏ ‎лично‏ ‎преподавая ‎в‏ ‎различных ‎университетах.‏ ‎Гичин ‎Фунакоши ‎преобразовал ‎карате ‎из‏ ‎боевой‏ ‎техники‏ ‎исключительной ‎самообороны‏ ‎в ‎философское‏ ‎боевое ‎«до»‏ ‎(«образ‏ ‎жизни»), ‎или‏ ‎вышеупомянутое ‎гендай-будо, ‎но ‎его ‎сын‏ ‎Гиго ‎начал‏ ‎развивать‏ ‎технику ‎карате, ‎которая‏ ‎окончательно ‎отделила‏ ‎японское ‎карате-до ‎от ‎локального‏ ‎Окинавского‏ ‎искусства. ‎Между‏ ‎1936 ‎и‏ ‎1945 ‎годами ‎Гиго ‎придал ‎ему‏ ‎совершенно‏ ‎другой ‎и‏ ‎мощный ‎японский‏ ‎оттенок, ‎основанный ‎на ‎его ‎изучении‏ ‎современного‏ ‎кендо‏ ‎и ‎иайдо,‏ ‎которые ‎он‏ ‎осваивал ‎под‏ ‎руководством‏ ‎сенсея ‎Накаямы‏ ‎Хакудо ‎(не ‎путать ‎с ‎Накаямой‏ ‎Масатоши). ‎Работа‏ ‎Гиго‏ ‎по ‎развитию ‎японского‏ ‎карате ‎была‏ ‎в ‎первую ‎очередь ‎популяризирована‏ ‎мастерами‏ ‎Сигэру ‎Эгами‏ ‎и ‎Геншином‏ ‎Хирониши, ‎которые ‎позже ‎сформировали ‎стиль‏ ‎Сётокай-карате.

Благодаря‏ ‎своей ‎преподавательской‏ ‎должности ‎и‏ ‎пониманию ‎японских ‎боевых ‎искусств, ‎Гиго‏ ‎стал‏ ‎техническим‏ ‎создателем ‎современного‏ ‎карате ‎Шотокан.‏ ‎В ‎1946‏ ‎году‏ ‎была ‎выпущена‏ ‎книга ‎Гиго ‎и ‎Гичина ‎Фунакоши‏ ‎«Карате ‎До‏ ‎Нюмон»‏ ‎(по ‎аналогии ‎с‏ ‎«Хагакурэ ‎Нюмон»),‏ ‎где ‎Гиго ‎написал ‎техническую‏ ‎часть,‏ ‎а ‎его‏ ‎отец ‎Гичин‏ ‎написал ‎преамбулу ‎и ‎историческую ‎часть.

В‏ ‎то‏ ‎время ‎как‏ ‎древние ‎искусства‏ ‎то-тэ ‎и ‎сюри-тэ ‎подчеркивали ‎использование‏ ‎и‏ ‎развитие‏ ‎верхней ‎части‏ ‎тела, ‎атаки‏ ‎открытой ‎ладонью,‏ ‎короткие‏ ‎дистанции, ‎суставные‏ ‎замки, ‎захваты, ‎броски, ‎удары ‎по‏ ‎точкам ‎акупрессуры,‏ ‎а‏ ‎также ‎использование ‎удара‏ ‎ногой ‎вперед‏ ‎и ‎его ‎вариаций, ‎Гиго‏ ‎разработал‏ ‎технику ‎нанесения‏ ‎ударов ‎на‏ ‎дальней ‎дистанции, ‎используя ‎низкие ‎стойки,‏ ‎характерные‏ ‎для ‎кендо‏ ‎старого ‎стиля‏ ‎и ‎ката ‎Иайдо.

Гиго ‎также ‎разработал‏ ‎более‏ ‎высокие‏ ‎удары ‎ногами,‏ ‎ему ‎приписывают‏ ‎разработку ‎маваши‏ ‎гери,‏ ‎йоко ‎гери‏ ‎кекоми, ‎йоко ‎гери ‎кеаге, ‎фумикири,‏ ‎ура ‎маваши‏ ‎гери‏ ‎(по ‎другим ‎источникам‏ ‎этот ‎удар‏ ‎относят ‎к ‎заслугам ‎Казэ-‏ ‎сенсея‏ ‎или ‎же‏ ‎его ‎приписывают‏ ‎Масатоши ‎Накаяме, ‎который, ‎якобы, ‎привез‏ ‎его‏ ‎из ‎Китая),‏ ‎уширо ‎маваши‏ ‎гери ‎и ‎уширо ‎гери ‎кекоми.‏ ‎Йошитака‏ ‎был‏ ‎особенно ‎известен‏ ‎своими ‎глубокими‏ ‎стойками ‎и‏ ‎техниками‏ ‎ударов ‎ногами,‏ ‎и ‎он ‎ввел ‎в ‎стиль‏ ‎Шотокан ‎стойку‏ ‎фудо-дачи.‏ ‎Все ‎эти ‎приемы‏ ‎стали ‎частью‏ ‎и ‎без ‎того ‎большого‏ ‎арсенала,‏ ‎привезенного ‎из‏ ‎древних ‎окинавских‏ ‎стилей. ‎Другим ‎большим ‎изменением ‎Гиго‏ ‎было‏ ‎ввнедрение ‎киба-дачи‏ ‎вместо ‎шико-дачи‏ ‎и ‎кокуцу-дачи ‎(которое ‎он ‎взял‏ ‎из‏ ‎японского‏ ‎классического ‎фехтования)‏ ‎вместо ‎стойки‏ ‎нэко-аши-дачи ‎в‏ ‎ката‏ ‎Шотокан.

Техника ‎ударов‏ ‎ногами ‎Гиго ‎выполнялась ‎с ‎гораздо‏ ‎более ‎высоким‏ ‎подъемом‏ ‎колена, ‎чем ‎в‏ ‎предыдущих ‎стилях,‏ ‎и ‎подчеркивалось ‎акцентированное ‎использование‏ ‎бедер.‏ ‎Другие ‎технические‏ ‎усовершенствования ‎включали‏ ‎в ‎себя ‎поворот ‎туловища ‎в‏ ‎положение‏ ‎полуоборота(ханми) ‎при‏ ‎блокировании ‎и‏ ‎толчок ‎задней ‎ногой ‎и ‎бёдрами‏ ‎при‏ ‎выполнении‏ ‎техники. ‎Эти‏ ‎адаптации ‎позволили‏ ‎наносить ‎проникающую‏ ‎атаку‏ ‎всем ‎телом‏ ‎за ‎счет ‎правильного ‎выравнивания ‎корпуса.‏ ‎Гиго ‎также‏ ‎продвигал‏ ‎свободные ‎спарринги ‎(дзю-кумите).‏ ‎Также ‎из‏ ‎кендо ‎было ‎заимствовано ‎положение‏ ‎рук‏ ‎чюдан-камае.

Стиль ‎кумите‏ ‎Гиго ‎заключался‏ ‎в ‎том, ‎чтобы ‎наносить ‎сильные‏ ‎и‏ ‎быстрые ‎удары,‏ ‎используя ‎низкие‏ ‎стойки ‎и ‎длинные ‎атаки, ‎серии‏ ‎приемов‏ ‎и‏ ‎подсечки ‎ногами‏ ‎(взятые ‎из‏ ‎старого ‎стиля‏ ‎кендо‏ ‎и ‎дзюдо).‏ ‎Интеграция ‎этих ‎изменений ‎в ‎стиль‏ ‎Шотокан ‎сразу‏ ‎же‏ ‎отделила ‎Шотокан ‎от‏ ‎Окинавского ‎карате.‏ ‎Гиго ‎также ‎подчеркивал ‎акцентированное‏ ‎использование‏ ‎ои-цки ‎и‏ ‎гьяку-цки. ‎Тренировки‏ ‎в ‎его ‎додзё ‎были ‎утомительны,‏ ‎и‏ ‎во ‎время‏ ‎них ‎Гиго‏ ‎ожидал, ‎что ‎его ‎ученики ‎будут‏ ‎отдавать‏ ‎в‏ ‎два ‎раза‏ ‎больше ‎энергии,‏ ‎чем ‎если‏ ‎бы‏ ‎они ‎вложили‏ ‎в ‎настоящее ‎противостояние. ‎Он ‎ожидал,‏ ‎что ‎перетренированность‏ ‎подготовит‏ ‎их ‎к ‎реальной‏ ‎боевой ‎ситуации,‏ ‎если ‎она ‎возникнет.

Обстоятельства ‎Второй‏ ‎мировой‏ ‎войны, ‎тяжелые‏ ‎условия ‎жизни‏ ‎в ‎сочетании ‎с ‎почти ‎саморазрушительными‏ ‎тренировками,‏ ‎привели ‎к‏ ‎существенному ‎ухудшению‏ ‎здоровья ‎Гиго. ‎Он ‎ушел ‎из‏ ‎жизни‏ ‎от‏ ‎обострения ‎туберкулёза‏ ‎24 ‎ноября‏ ‎1945 ‎года‏ ‎в‏ ‎Токио, ‎не‏ ‎дождавшись ‎выхода ‎книги ‎«Карате ‎До‏ ‎Нюмон», ‎где‏ ‎были‏ ‎закреплены ‎изменения, ‎привнесенные‏ ‎при ‎создании‏ ‎гендай-будо-карате. ‎Она ‎увидела ‎свет‏ ‎в‏ ‎1946 ‎году.

Примечание:‏ ‎цель ‎данной‏ ‎статьи ‎– ‎отдать ‎дань ‎уважения‏ ‎и‏ ‎памяти ‎мастеру,‏ ‎посвятившему ‎жизнь‏ ‎карате ‎и ‎косвенно ‎повлиявшему ‎на‏ ‎судьбы‏ ‎многих‏ ‎в ‎мире‏ ‎боевых ‎искусств;‏ ‎без ‎преувеличения,‏ ‎создавшего‏ ‎новое ‎боевое‏ ‎искусство ‎на ‎основе ‎Окинавского ‎ко-рю.‏ ‎А ‎также,‏ ‎возможно,‏ ‎подтолкнуть ‎к ‎ответам‏ ‎на ‎вопросы,‏ ‎что ‎такое ‎«традиционное ‎карате»,‏ ‎суть‏ ‎«будо-карате», ‎что‏ ‎оказало ‎влияние‏ ‎на ‎технику ‎ката ‎Шотокан ‎и‏ ‎дзю-кумите,‏ ‎где ‎и‏ ‎когда ‎произошло‏ ‎разделение ‎Японского ‎карате ‎и ‎Окинавского‏ ‎искусства.‏ ‎Или‏ ‎же ‎это‏ ‎просто ‎послужит‏ ‎дополнительным ‎источником‏ ‎информации.

Осс.

На‏ ‎фото:

  1. Сын ‎Йосихиде‏ ‎(1890- ‎1961) ‎.
  2. Дочь ‎Цуру.
  3. Сын ‎Йосихо‏ ‎(Гифу).
  4. Дочь ‎Уто.
  5. Сын‏ ‎Йоситака‏ ‎(Гиго) ‎(1906-1945).
  6. Сын ‎Гикетсу.


Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048