Пик каратешных и кунг-фу — боевиков пришёлся на 80-90 гг. Начиная с нулевых, смотреть поклонникам жанра практически было нечего. Время от времени, конечно, появлялись интересные фильмы, но сравнивать с былым изобилием даже близко нельзя. Тем не менее фильмы есть и я уверен, что о некоторых вы даже не слышали. Попробую исправить эту несправедливость.
Представляю вашему вниманию десять малоизвестных фильмов о боевых искусствах из нулевых.
«Шоколад» (2008)
Тайский боевик режиссёра Прача Пинкаэва, известного по фильмам с Тони Джаа. В центре сюжета — Зен, аутичная девушка с феноменальными способностями к боевым искусствам, которую она развивает, наблюдая за тренировками и фильмами. Столкнувшись с болезнью матери и необходимостью взыскать долги, Зен вступает в схватку с криминальными элементами.
Фильм получил смешанные отзывы: зрители отмечают впечатляющие боевые сцены и харизму исполнительницы главной роли ДжиДжа Янин, но критикуют слабый сценарий и недостаточную проработку персонажей. Тем не менее, «Шоколад» выделяется среди боевиков благодаря необычной героине и динамичным сценам, которые придутся по вкусу поклонникам жанра.
«Город насилия» (2006)
Южнокорейский боевик режиссёра Рю Сын-вана, сочетающий стильную хореографию с классическим сюжетом о мести. Сеульский детектив Тэ-су возвращается в родной город на похороны друга и обнаруживает, что за его смертью скрывается, как обычно это и происходит в фильмах, нечто большее. Вместе с другом детства Сок-хваном он начинает собственное расследование, которое приводит их к опасным открытиям.
Фильм получил положительные отзывы критиков, отметивших его визуальную выразительность и динамичные боевые сцены. Однако некоторые зрители указывали на слабую проработку персонажей и предсказуемость сюжета. Тем не менее, «Город насилия» выделяется среди боевиков благодаря своей энергии и стилю, особенно для поклонников жанра.
«Убить императора» (2006)
Также известный как «Легенда чёрного скорпиона», — визуально впечатляющая китайская драма в жанре уся, вдохновлённая «Гамлетом» Шекспира. Режиссёр Фэн Сяоган переносит классическую трагедию в Китай X века, где борьба за власть разворачивается в атмосфере роскоши и интриг.
Критики отметили великолепную операторскую работу, изысканные костюмы и музыку Тана Дуна, но раскритиковали запутанный сюжет и недостаточную эмоциональную глубину персонажей. На Rotten Tomatoes рейтинг критиков составляет 36%, а зрителей — 60% .
Фильм стоит посмотреть хотя бы ради его визуальной красоты и необычного сочетания восточной эстетики с западной драматургией. Однако тем, кто ищет динамичный боевик или глубокую драму, фильм может показаться затянутым и перегруженным.
«Дэнни Цепной пес» (2005)
Необычный боевик с Джетом Ли, который пытается выйти за пределы жанровых рамок. Сюжет строится вокруг Дэнни — человека, воспитанного как боевое животное. После побега из-под власти криминального опекуна он начинает познавать обычную жизнь.
Сильная сторона фильма — сочетание жёсткой хореографии боёв (поставленных Юэнем Ву-Пином) с попыткой раскрыть внутренний мир героя. Ли неожиданно убедителен в роли растерянного и травмированного человека. Морган Фриман также традиционно хорош.
Короче крепкий жанровый эксперимент: не шедевр, но попытка сказать в боевике что-то большее, чем просто «блок-удар».
«S.P.L. Звёзды судьбы» (2005)
Стильный криминальный боевик из Гонконга, в котором эмоции кипят не меньше, чем кровь. Режиссёр Уилсон Ип создаёт напряжённую атмосферу противостояния между умирающим полицейским (Саймон Ям) и хладнокровным криминальным авторитетом (Сэммо Хунг). На арену также выходит молодой детектив (Донни Йен), принося с собой жесткость и моральные сомнения.
Фильм хвалят за мрачную атмосферу, уверенное визуальное исполнение и, прежде всего, за боевые сцены — короткие, но по-настоящему мощные. Донни Йен здесь особенно впечатляет: драки брутальны и не затянуты.
Сюжет местами перегружен пафосом и клише о чести, мести и судьбе. Персонажи скорее символы, чем живые люди, но в рамках жанра это работает. Как бы там ни было, S.P.L. — не просто драки, а боевик с амбициями. Возможно, не всем зайдёт его мрачный настрой, но ценителям гонконгского экшена — точно стоит посмотреть.
«Чёрный динамит» (2009)
Любовное, но язвительная отсылка в адрес «блэксплойтейшн» (эксплуатация черной темы) фильмов 70-х. Майкл Джей Уайт играет идеального героя того времени — крутого до абсурда борца с преступностью, заговором и… злыми производителями отравленного детского молока.
Фильм осознанно перегибает с клише: нарочито дешёвая съёмка, кривой монтаж, диалоги из другого времени — всё это часть шутки. Он отлично пародирует жанр, не превращаясь в одноразовый гэг. Особенно работает харизма Уайта, который играет абсолютно всерьёз, несмотря на абсурд происходящего.
Тем, кто не знаком с оригинальными фильмами 70-х, часть юмора может показаться слишком нишевой или просто странной. Иногда шутки повторяются, и темп проседает ближе к финалу.
«Чёрный динамит» — умная глупость: фильм, который понимает, над чем смеётся, и делает это с явным удовольствием.
«Дом летающих кинжалов» (2004)
Визуально завораживающий уся-романс от Чжана Имоу, в котором форма часто побеждает содержание. История вращается вокруг любовного треугольника, замешанного на обмане, долге и преданности в Китае IX века.
Фильм впечатляет операторской работой и эстетикой: каждое движение — как танец, каждый кадр — картина. Боевые сцены поставлены с почти балетной точностью, а природные декорации усиливают атмосферу сказки.
Однако драматургически лента уступает своим визуальным достоинствам. Персонажи красивы, но в эмоциональном плане остаются на дистанции. Сюжет, полный поворотов, временами выглядит надуманным и перегруженным символизмом.
Фильмом легко любоваться, но не всегда просто сопереживать. Настоящий подарок для ценителей кинематографической красоты. Однако тем, кто ищет глубину в характерах и диалогах, может показаться пустоватым.
«Мастер Тай Цзи» (2013)
Фильм немного моложе нулевых, но ничего)) Мастер тай цзи (2013), режиссёрский дебют Киану Ривза, — боевик с философским подтекстом, в котором мастер боевых искусств оказывается втянутым в подпольные бои ради спасения своего храма. Сам Ривз играет антагониста таинственного бизнесмена, устраивающего эти поединки.
Зрелищный экшен с темами морали, дисциплины и духовного баланса. Бои поставлены эффектно, особенно благодаря Тигру Чену, ученику мастера Юэня Ву-Пина. Движения чистые, камера не рвёт монтажом — драки приятно смотреть.
Но с драмой всё проще: сюжет прямолинейный, персонажи раскрыты слабо, а философия часто звучит как набор лозунгов. Ривз харизматичен, но как актёр в этом фильме довольно деревянный, что только подчёркивает простоту диалогов.
Красивый, но, как мне показалось, немного поверхностный боевик. Не хватает глубины, но есть уважение к жанру. Для ценителей восточных единоборств — приятный, но не самый незапоминающийся фильм.
«Эквилибриум» (2002)
Амбициозный антиутопический боевик, в попытке смешать философию Оруэлла и стиль «Матрицы». Мир будущего избавился от эмоций с помощью препарата, а за соблюдением порядка следят «клирики» — элитные бойцы, одним из которых и является герой Кристиана Бэйла.
Фильм выделяется интересной визуальной концепцией и оригинальной (на тот момент) боевой хореографией — «ган-ката». Экшен поставлен динамично, а Бэйл уверенно удерживает внимание в кадре. Атмосфера стерильной диктатуры передана убедительно, особенно с учётом скромного бюджета.
Но сценарий явно перегружен штампами: слишком много вторичного от «1984», «Гаттаки» и «Фаренгейта 451». Диалоги подчас тяжеловесны, а второстепенные персонажи не развиты. Финальные повороты предсказуемы, и фильм порой воспринимается как серьёзный подростковый манифест.
Кино не безупречное, но с харизмой. Интересный, пусть и несовершенный эксперимент.
«Поцелуй дракона» (2001)
Боевик с Джетом Ли, сделанный по классическим лекалам: честный герой, продажная полиция, спасение женщины и месть. Герой уходит в закат. Сюжет прост: китайский агент приезжает в Париж, попадает в заговор и оказывается один против всей коррумпированной системы. Всё то, что мы любили в фильмах 80-х.
Главная особенность фильма — это скорость. Нет почти ничего лишнего — всё построено вокруг драк. Постановка боёв жёсткая, быстрая и без компьютерной графики — видно, что Ли в форме. Сценарий помогал писать Люк Бессон, отсюда и этот простой, но эффективный стиль.
Минусы — поверхностные персонажи и карикатурный злодей в исполнении Тчеки Карьо. Брюджит Фонда старается, но её героиня написана слабо и служит скорее для развития мотивации героя, чем как самостоятельный персонаж.
Если хочется час с небольшим драйва без претензий — вперёд, смотреть!