И
logo
История от весёлого дилетанта

Русский летописец: Про Гостомысла, деда немецкого курфюрста Рюрика

Ну ‎вот,‏ ‎дошла ‎очередь ‎и ‎до ‎моего‏ ‎любимого ‎эпизода‏ ‎в‏ ‎истории ‎Руси ‎-‏ ‎"призвания ‎варягов", как‏ ‎это ‎рассказывается ‎в ‎Русском‏ ‎летописце‏ ‎архиепископа ‎Пахомия.

Гостомысл,‏ ‎как ‎его‏ ‎представляют ‎некоторые ‎российские ‎кинематографисты ‎XXI‏ ‎века.

Само‏ ‎"призвание", как ‎оно‏ ‎приводится ‎в‏ ‎Повести ‎временных ‎лет, я ‎уже ‎подробно‏ ‎разбирал,‏ ‎даже‏ ‎идею ‎сценария‏ ‎фильма ‎накатал.‏ ‎Вроде, ‎неплохую‏ ‎6-).‏ ‎Вкратце: ‎"призвания" не‏ ‎было, ‎а ‎были ‎две ‎или‏ ‎более ‎волны‏ ‎скандинавских‏ ‎колонизаторов ‎в ‎южное‏ ‎Приильменье ‎с‏ ‎последующей ‎ассимиляцией ‎их ‎местным‏ ‎населением.

Естественно,‏ ‎как ‎адепт‏ ‎древлести ‎и‏ ‎самобытности, ‎понуждаемый, ‎по-видимому, ‎ещё ‎и‏ ‎неким‏ ‎политическим ‎заказом,‏ ‎Пахомий ‎описывает‏ ‎это ‎достославное ‎событие ‎в ‎полном‏ ‎соответствии‏ ‎с‏ ‎тогдашней ‎"генеральной‏ ‎линией ‎партии‏ ‎и ‎правительства". Иметь‏ ‎в‏ ‎качестве ‎"матери‏ ‎городов ‎русских" заштатный ‎польский ‎городок ‎Киев‏ ‎- ‎согласитесь,‏ ‎для‏ ‎державы, ‎претендующей ‎на‏ ‎европейское ‎лидерство,‏ ‎как-то ‎несолидно. ‎Гораздо ‎лучше‏ ‎иметь‏ ‎своё ‎начало‏ ‎на ‎своей‏ ‎территории. ‎Да ‎и ‎отношения ‎Московского‏ ‎государства‏ ‎со ‎Швецией‏ ‎в ‎XVII‏ ‎веке ‎- ‎время ‎написания ‎Русского‏ ‎летописца - были,‏ ‎мягко‏ ‎говоря, ‎далеки‏ ‎от ‎теплоты‏ ‎и ‎сочувствия,‏ ‎а‏ ‎потому ‎иметь‏ ‎что-то ‎общее ‎со ‎шведами ‎русской‏ ‎высшей ‎знати‏ ‎было‏ ‎политически ‎невыгодно, ‎по-современному‏ ‎говоря. ‎Как‏ ‎иметь ‎в ‎таких ‎условиях‏ ‎основателем‏ ‎правящей ‎династии‏ ‎шведа? ‎-‏ ‎Никак ‎невозможно. ‎Но ‎и ‎отказываться‏ ‎от‏ ‎насчитывающей ‎несколько‏ ‎столетий ‎торговой‏ ‎марки ‎Рюриковичи ‎было ‎тоже ‎никак‏ ‎нельзя.‏ ‎Выход‏ ‎нашёлся ‎простой:‏ ‎а ‎Рюрик‏ ‎вообще ‎не‏ ‎был‏ ‎шведом! ‎Хорошо,‏ ‎не ‎был. ‎А ‎кем ‎был?‏ ‎А-а-а...

А ‎вот‏ ‎тут‏ ‎возникает ‎вопрос: ‎если‏ ‎Рюрик ‎не‏ ‎был ‎варягом-шведом, ‎то ‎все‏ ‎предыдущие‏ ‎летописи ‎относительно‏ ‎его ‎врали,‏ ‎а ‎это ‎не ‎есть ‎гут:‏ ‎к‏ ‎легитимизации ‎власти‏ ‎уже ‎в‏ ‎те ‎времена ‎подходили ‎исключительно ‎серьёзно.‏ ‎Да‏ ‎и‏ ‎прежние ‎обстоятельства‏ ‎"призвания" были ‎не‏ ‎очень ‎лицеприятны:‏ ‎сами‏ ‎себе ‎злобные‏ ‎буратины ‎меж ‎собой ‎передрались ‎и‏ ‎позвали ‎собой‏ ‎управлять‏ ‎иностранного ‎бандюка ‎с‏ ‎его ‎бригадой‏ ‎- ‎что ‎это ‎такое?‏ ‎Никуда‏ ‎не ‎годится:‏ ‎надо ‎придумать‏ ‎что-нибудь ‎поблагопристойнее ‎и ‎желательно ‎-‏ ‎хоть‏ ‎как-то ‎документально‏ ‎подтверждаемое. ‎И‏ ‎здесь, ‎как ‎раз, ‎возникает ‎фигура‏ ‎Гостомысла. А‏ ‎потому‏ ‎имеет ‎смысл‏ ‎приглядеться ‎к‏ ‎этой ‎фигуре‏ ‎попристальнее.

Впервые‏ ‎в ‎истории‏ ‎Руси ‎его ‎имя ‎как ‎первого‏ ‎новгородского ‎посадника‏ ‎появляется‏ ‎только ‎в ‎XV‏ ‎веке ‎в‏ ‎перечнях ‎"А ‎се ‎посадници‏ ‎новгородьстии" из‏ ‎Комиссионного ‎списка‏ ‎Новгородской ‎первой, Софийской‏ ‎первой и ‎Новгородской ‎четвёртой летописей. ‎Цитирую ‎по‏ ‎книге‏ ‎Новгородская ‎первая‏ ‎летопись. ‎М.,Л.:‏ ‎Издательство ‎АН ‎СССР, ‎1950. ‎Стр.‏ ‎471:

"А‏ ‎се‏ ‎посадници ‎новгородьстии:‏ ‎Гостомысл, ‎Коснятин,‏ ‎Остромир..."

Далее ‎он‏ ‎появляется‏ ‎в ‎ещё‏ ‎более ‎поздних ‎источниках ‎XVI ‎века.‏ ‎В ‎частности,‏ ‎Воскресенская‏ ‎летопись XVI ‎века ‎сообщает,‏ ‎что ‎по‏ ‎совету ‎Гостомысла ‎призвали ‎варягов‏ ‎из‏ ‎Пруссии. ‎Ещё‏ ‎позднее ‎Гостомысл‏ ‎появляется ‎в ‎литературных ‎произведениях ‎"Сказание‏ ‎о‏ ‎князьях ‎Владимирских" XVI‏ ‎века ‎и‏ ‎"Сказание ‎о ‎Словене ‎и ‎Русе‏ ‎и‏ ‎городе‏ ‎Словенске" XVII ‎века,‏ ‎а ‎также‏ ‎в ‎Киевском‏ ‎синопсисе XVII‏ ‎века, ‎так‏ ‎что ‎Русский ‎летописец - тоже ‎XVII ‎века‏ ‎- ‎никак‏ ‎не‏ ‎может ‎претендовать ‎на‏ ‎первенство ‎в‏ ‎этом ‎вопросе.

Подробнее ‎всего ‎история‏ ‎Гостомысла‏ ‎разработана, ‎не‏ ‎побоюсь ‎так‏ ‎написать, ‎весьма ‎разносторонне ‎развитой ‎личностью‏ ‎-‏ ‎В.Н. ‎Татищевым. Личностью,‏ ‎правда, ‎весьма‏ ‎неоднозначной ‎в ‎части ‎истории. ‎К‏ ‎примеру,‏ ‎другой‏ ‎выдающийся ‎человек‏ ‎- ‎Н.М.‏ ‎Карамзин - считал ‎некоторые‏ ‎фрагменты‏ ‎труда ‎Татищева‏ ‎- ‎Истории ‎Российской - шутками ‎автора.

В ‎четвёртой‏ ‎главе ‎своего‏ ‎труда‏ ‎Татищев ‎приводит ‎сведения‏ ‎из ‎так‏ ‎называемой ‎Иоакимовской ‎летописи, которая ‎-‏ ‎конечно‏ ‎же! ‎-‏ ‎предполагается ‎древнейшей,‏ ‎чем ‎труд ‎Нестора. ‎Эпизод ‎с‏ ‎этой‏ ‎летописью ‎-‏ ‎тоже ‎весьма‏ ‎мутный. ‎Татищев, ‎собирая ‎исторические ‎документы‏ ‎для‏ ‎своего‏ ‎труда, ‎якобы‏ ‎получает ‎несколько‏ ‎тетрадей, ‎явно‏ ‎вырванных‏ ‎из ‎какой-то‏ ‎книги, ‎естественно ‎от ‎каких-то ‎древних‏ ‎монахов. ‎Тетради‏ ‎содержат‏ ‎сведения, ‎местами ‎схожие‏ ‎с ‎ПВЛ,‏ ‎но ‎местами ‎- ‎весьма‏ ‎отличные‏ ‎или ‎отсутствующие‏ ‎вовсе. ‎Предполагалось,‏ ‎что ‎эти ‎летописные ‎записи ‎создал‏ ‎Иоаким‏ ‎- первый ‎новгородский‏ ‎епископ, ‎умерший‏ ‎в ‎1030-м ‎году. ‎Татищев ‎и‏ ‎включил‏ ‎эти‏ ‎тетради ‎в‏ ‎свою ‎Историю‏ ‎Российскую, ‎правда‏ ‎-‏ ‎без ‎указания‏ ‎датировок ‎и, ‎по-видимому, ‎своими ‎словами.‏ ‎После ‎чего‏ ‎тетради‏ ‎исчезли, ‎как ‎вещественные‏ ‎доказательства, ‎оставив‏ ‎сведения, ‎упоминавшиеся ‎в ‎них,‏ ‎как‏ ‎элемент ‎веры.‏ ‎Были ‎эти‏ ‎тетради, ‎не ‎были ‎- ‎сие‏ ‎уже‏ ‎теперь ‎науке‏ ‎неизвестно. ‎Не‏ ‎говоря ‎уж ‎о ‎суждении ‎об‏ ‎их‏ ‎подлинности.

Здесь‏ ‎я ‎несколько‏ ‎отвлекусь ‎именно‏ ‎на ‎труд‏ ‎Татищева.

Читая‏ ‎его ‎описание‏ ‎этой ‎самой ‎Иоакимовской ‎летописи, ‎никак‏ ‎нельзя ‎не‏ ‎прийти‏ ‎к ‎некоторому ‎недоумению.‏ ‎В ‎первых‏ ‎же ‎строках ‎четвёртой ‎главы‏ ‎Татищев‏ ‎говорит, ‎что‏ ‎нигде ‎не‏ ‎упоминается, ‎что ‎Иоаким ‎что-то ‎там‏ ‎писал,‏ ‎однако ‎сразу‏ ‎же ‎за‏ ‎этим ‎утверждает, ‎что ‎в ‎лице‏ ‎епископа‏ ‎имеет‏ ‎"совершенно ‎древнего‏ ‎писателя, ‎более‏ ‎нежели ‎Нестор‏ ‎сведущего‏ ‎и ‎в‏ ‎греческом ‎языке ‎(неизвестно ‎почему ‎греческом),‏ ‎и ‎в‏ ‎истории‏ ‎искусного..." То ‎бишь, ‎сведения,‏ ‎содержащиеся ‎в‏ ‎тетрадях, ‎признаются ‎Татищевым ‎подлинными.

Чуть‏ ‎далее‏ ‎Татищев ‎честно‏ ‎отмечает, ‎что‏ ‎в ‎тетрадях ‎"письмо ‎новое, ‎но‏ ‎худое,‏ ‎склад ‎старый,‏ ‎смешанный ‎с‏ ‎новым, ‎самый ‎простой ‎и ‎наречие‏ ‎новгородское". По-современному:‏ ‎записи‏ ‎свежие, ‎но‏ ‎в ‎плохом‏ ‎состоянии, ‎написаны‏ ‎смесью‏ ‎упрощённого ‎старого‏ ‎новгородского ‎диалекта ‎и ‎"новояза". То ‎есть,‏ ‎Татищев ‎если‏ ‎и‏ ‎имел ‎дело, ‎то‏ ‎совершенно ‎точно‏ ‎не ‎с ‎оригиналом ‎записей‏ ‎Иоакима,‏ ‎а ‎с‏ ‎неким ‎не‏ ‎то, ‎что ‎списком, ‎то ‎есть‏ ‎очень‏ ‎близкой ‎к‏ ‎оригиналу ‎копией‏ ‎в ‎полном ‎смысле ‎слова, ‎а‏ ‎изложением‏ ‎неизвестного‏ ‎происхождения ‎и‏ ‎совершенно ‎непроверяемой‏ ‎достоверности. ‎Получается,‏ ‎что‏ ‎именно ‎на‏ ‎этом ‎основании ‎Татищев ‎считает ‎Иоакима‏ ‎более ‎"в‏ ‎истории‏ ‎искусным".

К ‎чести ‎Татищева‏ ‎следует ‎сказать,‏ ‎что ‎всю ‎историю ‎появления‏ ‎у‏ ‎себя ‎этих‏ ‎тетрадей ‎он‏ ‎изложил ‎подробно.

У ‎Татищева ‎был ‎родственник‏ ‎-‏ ‎Мелхиседек ‎Борщов,‏ ‎продвизавшийся ‎по‏ ‎части ‎администрации ‎религии. ‎Родственник ‎этот‏ ‎"... в‏ ‎книгах‏ ‎мало ‎знал‏ ‎и ‎меньшую‏ ‎охоту ‎к‏ ‎ним‏ ‎имел". Татищев ‎"по‏ ‎знакомству" обратился ‎к ‎свойственнику, ‎чтобы ‎тот‏ ‎прислал ‎писателю‏ ‎для‏ ‎работы ‎какие-нибудь ‎древние‏ ‎книги. ‎Борщов‏ ‎отписался, ‎что ‎никаких ‎древних‏ ‎книг‏ ‎не ‎имеет,‏ ‎и ‎пришлёт,‏ ‎если ‎встретит ‎- ‎знакомо, ‎да?‏ ‎Очень‏ ‎жизненный ‎аргумент‏ ‎доныне ‎6-).‏ ‎Правда, ‎есть ‎монах ‎Вениамин, ‎который‏ ‎такие‏ ‎книги‏ ‎собирает, ‎но‏ ‎давать ‎их‏ ‎никому ‎не‏ ‎желает‏ ‎ни ‎за‏ ‎деньги, ‎никак, ‎разве ‎что ‎вот‏ ‎три ‎такие‏ ‎тетради‏ ‎прислал.

Татищев, ‎как ‎человек‏ ‎добросовестный, ‎указал‏ ‎особо ‎на ‎их ‎неоригинальность:‏ ‎"... так‏ ‎разумел, ‎что‏ ‎сии ‎тетради‏ ‎нарочно ‎для ‎посылки ‎ко ‎мне‏ ‎списаны..."

В.Н.‏ ‎Татищев:

"В ‎предъизвещании‏ ‎я ‎показал,‏ ‎что ‎хотя ‎все ‎наши ‎и‏ ‎польские‏ ‎историки‏ ‎Нестора ‎Печёрского‏ ‎за ‎первейшего‏ ‎историка ‎русского‏ ‎почитают,‏ ‎однако ‎ж‏ ‎то ‎довольно ‎видимо, ‎что ‎прежде‏ ‎его ‎писатели‏ ‎были,‏ ‎да ‎книги ‎те‏ ‎погибли, ‎или‏ ‎ещё ‎где ‎хранятся, ‎или‏ ‎коих‏ ‎либо ‎обстоятельств‏ ‎ради ‎от‏ ‎неразсудных ‎презираемы, ‎как ‎то ‎довольно‏ ‎примечаем,‏ ‎что ‎несмысленные‏ ‎малые ‎книжки‏ ‎или ‎тетрадки ‎великий ‎разум ‎и‏ ‎нужное‏ ‎к‏ ‎ведению ‎малости‏ ‎ради ‎презирают,‏ ‎а ‎великие‏ ‎баснями‏ ‎и ‎лжами‏ ‎наполненные ‎предпочитают, ‎и ‎так ‎оные‏ ‎полезные ‎забвению‏ ‎предаются."

Сижу‏ ‎вот ‎и ‎размышляю:‏ ‎"великие ‎наполненные‏ ‎баснями ‎и ‎лжами" - это ‎Василий‏ ‎Никитич‏ ‎о ‎чьих‏ ‎книгах ‎написал?‏ ‎4-)

Две ‎версии

Чтобы ‎разобраться ‎с ‎двумя‏ ‎хоть‏ ‎как-то ‎документированными‏ ‎альтернативными ‎вариантами‏ ‎появления ‎Гостомысла ‎и ‎Рюрика ‎в‏ ‎российской‏ ‎исторической‏ ‎литературе, ‎весьма‏ ‎интересно ‎их‏ ‎как ‎следует‏ ‎обдумать.

Вот‏ ‎сравнительные ‎схемы‏ ‎согласно ‎Русского ‎летописца, написанного ‎архиепископом ‎Пахомием,‏ ‎и ‎Иоакимовской‏ ‎летописи в‏ ‎изложении ‎В.Н. ‎Татищева:

Согласно‏ ‎хронографу ‎Пахомия‏ ‎(он ‎же ‎- ‎Русский‏ ‎летописец),‏ ‎

"И ‎напали‏ ‎на ‎них‏ ‎Угры ‎Белые, ‎и ‎повоевали ‎их‏ ‎до‏ ‎конца, ‎и‏ ‎города ‎их‏ ‎разрушили, ‎и ‎положили ‎Словенскую ‎землю‏ ‎в‏ ‎конечное‏ ‎запустение.
Спустя ‎много‏ ‎времени ‎после‏ ‎этого ‎запустения‏ ‎услышали‏ ‎Скифские ‎жители‏ ‎про ‎беглецов ‎Словенских ‎и ‎узнали,‏ ‎что ‎земля‏ ‎праотцев‏ ‎их ‎лежит ‎пуста‏ ‎и ‎никем‏ ‎не ‎возделываемая. ‎И ‎весьма‏ ‎погоревали‏ ‎об ‎этом‏ ‎и ‎начали‏ ‎думать, ‎как ‎бы ‎им ‎наследовать‏ ‎землю‏ ‎отцов ‎своих.
И‏ ‎снова ‎пошло‏ ‎с ‎Дуная ‎множество ‎их ‎бесчисленное.‏ ‎С‏ ‎ними‏ ‎же ‎и‏ ‎Скифы, ‎и‏ ‎Болгары, ‎и‏ ‎из‏ ‎иных ‎мест‏ ‎люди ‎пошли ‎в ‎землю ‎Словенскую‏ ‎и ‎Рускую.‏ ‎И‏ ‎опять ‎поселились ‎близ‏ ‎озера ‎Ирмеря.
И‏ ‎обновили ‎город ‎Словенск ‎на‏ ‎новом‏ ‎месте ‎—‏ ‎от ‎старого‏ ‎Словенска ‎вниз ‎по ‎Волхову ‎больше‏ ‎поприща,‏ ‎и ‎назвали‏ ‎его ‎Нов‏ ‎град ‎Великий, ‎и ‎поставили ‎верховного‏ ‎князя‏ ‎от‏ ‎роду ‎своего‏ ‎по ‎имени‏ ‎Гостосмысл."

Вот ‎так‏ ‎появился‏ ‎в ‎Новгороде‏ ‎Гостомысл. ‎Правда, ‎отрывок ‎этот ‎несколько‏ ‎странен. ‎На‏ ‎первый‏ ‎взгляд, ‎вроде ‎всё‏ ‎в ‎порядке:‏ ‎сказано, ‎что ‎"скифские ‎жители" узнали‏ ‎о‏ ‎"земле ‎отцов‏ ‎своих" от ‎"беглецов‏ ‎словенских" - узнали ‎и ‎узнали... ‎Зато ‎если‏ ‎задуматься‏ ‎и ‎сопоставить‏ ‎это ‎с‏ ‎действительным ‎состоянием ‎пространственно-временного ‎континиума... ‎-‏ ‎Экак‏ ‎завернул‏ ‎4-).

"Спустя ‎много‏ ‎времени ‎после‏ ‎этого ‎запустения..." - а‏ ‎сколько‏ ‎времени ‎могло‏ ‎потребоваться ‎"беглецам ‎словенским", чтобы ‎встретиться ‎со‏ ‎"скифскими ‎жителями"? "Спустя‏ ‎много‏ ‎времени" - весьма ‎неопределённая ‎оценка.‏ ‎Довольно ‎простенькие‏ ‎телодвижения ‎дали ‎вот ‎такую‏ ‎схему:

Пусть‏ ‎даже ‎не‏ ‎до ‎нынешней‏ ‎Одессы, ‎пусть ‎даже ‎до ‎Варны,‏ ‎пусть‏ ‎даже ‎пешком‏ ‎и ‎очень,‏ ‎очень ‎неспешно, ‎даже ‎с ‎детьми,‏ ‎козами‏ ‎и‏ ‎котиками ‎в‏ ‎течение ‎одного‏ ‎сезона ‎-‏ ‎да‏ ‎ладно: ‎пусть‏ ‎двух ‎- ‎можно ‎добраться ‎от‏ ‎Приильменья ‎до‏ ‎мест‏ ‎обитания ‎скифов. ‎Тем‏ ‎более, ‎что‏ ‎двигались ‎беглецы ‎скорее ‎всего‏ ‎по‏ ‎рекам, ‎а‏ ‎не ‎через‏ ‎леса, ‎и ‎это ‎- ‎средняя‏ ‎скорость‏ ‎гораздо ‎больше‏ ‎9 ‎километров‏ ‎в ‎день. ‎Получается, ‎что ‎отрывок‏ ‎хронографа‏ ‎по‏ ‎времени ‎сильно,‏ ‎сильно ‎драматизирован‏ ‎именно ‎в‏ ‎былинном‏ ‎стиле. ‎А‏ ‎былина ‎- ‎она ‎и ‎есть‏ ‎былина, ‎к‏ ‎настоящей‏ ‎были ‎имеет ‎довольно‏ ‎отдалённое ‎отношение.

Относительно‏ ‎происхождения ‎Гостомысла... ‎Кем ‎могли‏ ‎быть‏ ‎эти ‎самые‏ ‎"скифские ‎жители", доподлинно‏ ‎сказать ‎никто ‎не ‎сможет. ‎По‏ ‎тексту‏ ‎"И ‎снова‏ ‎пошло ‎с‏ ‎Дуная ‎множество ‎их ‎бесчисленное." - вполне ‎имеется‏ ‎в‏ ‎виду,‏ ‎что ‎славяне.‏ ‎Однако, ‎узнали-то‏ ‎о ‎"земле‏ ‎отцов‏ ‎своих" "скифские ‎жители", а‏ ‎скифы, ‎в ‎общем-то, ‎совсем ‎даже‏ ‎не ‎славяне‏ ‎и‏ ‎даже ‎не ‎близко.‏ ‎Так ‎что‏ ‎Гостомысл ‎мог ‎быть ‎ещё‏ ‎и‏ ‎ираноязычным ‎скифом‏ ‎6-).

Вообще ‎вести‏ ‎род ‎"основателя" династии ‎русских ‎правителей ‎от‏ ‎Гая‏ ‎Юлия ‎Цезаря‏ ‎Октавиана ‎Августа, а‏ ‎именно ‎его, ‎по-видимому, ‎имел ‎в‏ ‎виду‏ ‎автор‏ ‎Русского ‎летописца,‏ ‎сообщая ‎"... просите‏ ‎живущих ‎там‏ ‎самодержцев‏ ‎из ‎рода‏ ‎кесаря ‎Августа", мог ‎человек, ‎либо ‎мало‏ ‎сведущий ‎в‏ ‎древнеримской‏ ‎истории, ‎либо ‎беспринципно‏ ‎исполняющий ‎сторонний‏ ‎заказ.

Дело ‎в ‎том, ‎что‏ ‎единственный‏ ‎ребёнок ‎Октавиана‏ ‎Августа ‎-‏ ‎дочь ‎Юлия ‎- в ‎своей ‎жизни‏ ‎если‏ ‎чем ‎и‏ ‎отличалась, ‎то...‏ ‎как ‎бы ‎это ‎помягче ‎сказать...‏ ‎непомерным...‏ ‎крайне‏ ‎пониженной ‎социальной‏ ‎ответственностью ‎-‏ ‎вот ‎как.‏ ‎Тем‏ ‎не ‎менее,‏ ‎законных ‎детей ‎у ‎неё ‎было‏ ‎пять: ‎три‏ ‎мальчика‏ ‎и ‎две ‎девочки.‏ ‎Как ‎там‏ ‎далее ‎продолжалась ‎линия ‎Юлии‏ ‎от‏ ‎1-го ‎века‏ ‎до ‎н.э.‏ ‎и ‎до ‎9-го ‎века ‎н.э.,‏ ‎желающие‏ ‎могут ‎самостоятельно‏ ‎поисследовать, ‎но‏ ‎дойти ‎до ‎прусса ‎Рюрика... ‎попутного‏ ‎ветра‏ ‎тем‏ ‎в ‎паруса.‏ ‎Замечу, ‎что‏ ‎одним ‎из‏ ‎внуков‏ ‎Юлии ‎по‏ ‎женской ‎линии ‎был ‎печально ‎известный‏ ‎император ‎Калигула - наследственность,‏ ‎однако‏ ‎6-). ‎И ‎настоящее‏ ‎имя ‎Калигулы‏ ‎- ‎Гай ‎Юлий ‎Цезарь‏ ‎Август‏ ‎Германик. Тоже ‎"кесарь" и‏ ‎тоже ‎Август.‏ ‎А ‎при ‎образе ‎жизни ‎Калигулы‏ ‎искать‏ ‎его ‎потомков‏ ‎- ‎ну-ну.‏ ‎Вести ‎род ‎от ‎"кесаря ‎Августа" удовольствие...‏ ‎своеобразное.‏ ‎Да‏ ‎по ‎мужской‏ ‎линии ‎это‏ ‎и ‎вовсе‏ ‎невозможно.‏ ‎Впрочем, ‎Русский‏ ‎летописец ‎и ‎так ‎сборник ‎в‏ ‎том ‎числе‏ ‎легенд‏ ‎и ‎былин: ‎одной‏ ‎больше, ‎одной‏ ‎меньше...

А ‎ещё ‎в ‎этой‏ ‎версии‏ ‎примечательно ‎то,‏ ‎что ‎она‏ ‎обозначает ‎титул ‎Рюрика: ‎

"Они ‎же‏ ‎шедше‏ ‎и ‎обретоша‏ ‎тамо ‎курфостра‏ ‎или ‎князя ‎великаго, ‎имянемъ ‎Рюрика,"

Да-да:‏ ‎из‏ ‎Русского‏ ‎летописца ‎непременно‏ ‎следует, ‎что‏ ‎Рюрик ‎был‏ ‎членом‏ ‎коллегии ‎выборщиков‏ ‎императора ‎Священной ‎римской ‎империи.

А ‎как‏ ‎вы ‎хотели?‏ ‎"Курфюрст" и‏ ‎переводится ‎именно ‎как‏ ‎"князь-избиратель". Самыми ‎ранними‏ ‎документально ‎совершенно ‎точно ‎установленными‏ ‎на‏ ‎1356 ‎год‏ ‎курфюрстами ‎были:

  • архиепископ‏ ‎города ‎Майнц
  • архиепископ ‎города ‎Трир
  • архиепископ ‎города‏ ‎Кёльн
  • король‏ ‎Богемии
  • пфальцграф ‎Рейнский
  • герцог‏ ‎Саксонский
  • маркграф ‎Бранденбургский

Весьма‏ ‎внушительная ‎команда. ‎И ‎полагаете, ‎что‏ ‎переезд‏ ‎одной‏ ‎из ‎этих‏ ‎уважаемых ‎и‏ ‎исключительно ‎важных‏ ‎политических‏ ‎фигур ‎Священной‏ ‎римской ‎империи ‎в ‎задницу ‎тогдашнего‏ ‎мира, ‎каковым‏ ‎в‏ ‎политикуме ‎тех ‎времён‏ ‎считался, ‎безусловно,‏ ‎северо-восток ‎Европы, ‎не ‎говоря‏ ‎уж‏ ‎о ‎веке‏ ‎XII, ‎мог‏ ‎остаться ‎незамеченным? ‎- ‎Да ‎не‏ ‎смешите.

Теперь‏ ‎об ‎Иоакимовской‏ ‎летописи.

О ‎ней‏ ‎самой ‎я ‎уже ‎немного ‎писал.‏ ‎Достоверно‏ ‎сказать,‏ ‎была ‎ли‏ ‎она ‎на‏ ‎самом ‎деле,‏ ‎из‏ ‎анализа ‎текста‏ ‎Истории ‎Татищева ‎совершенно ‎невозможно. ‎Хотя‏ ‎были ‎и‏ ‎есть‏ ‎учёные, ‎которые ‎твёрдо‏ ‎уверены, ‎что‏ ‎летопись ‎существовала. ‎Их ‎работы‏ ‎наилучшим‏ ‎образом ‎подходят‏ ‎для ‎выяснения‏ ‎этой ‎версии ‎происхождения ‎и ‎Гостомысла,‏ ‎и‏ ‎Рюрика. ‎Очень‏ ‎подробно ‎эту‏ ‎версию ‎исследовал ‎С.Н. ‎Азбелев - филолог, ‎лингвист‏ ‎и‏ ‎исследователь‏ ‎русских ‎летописей‏ ‎- ‎в‏ ‎своей ‎статье Гостомысл. Чем‏ ‎хороша‏ ‎эта ‎статья?

  1. Как‏ ‎учёный, ‎Азбелев ‎очень ‎подробно ‎указывает‏ ‎письменные ‎источники‏ ‎и‏ ‎места ‎в ‎них,‏ ‎имеющие ‎отношение‏ ‎к ‎Гостомыслу.
  2. Азбелев ‎- ‎убеждённый‏ ‎сторонник‏ ‎подлинности ‎Иоакимовской‏ ‎летописи. ‎В‏ ‎большей ‎части ‎своей ‎работы ‎он‏ ‎так‏ ‎её ‎и‏ ‎называет: ‎Новгородская‏ ‎Иоакимовская ‎летопись.
  3. Азбелев ‎наилучшим ‎образом ‎демонстрирует‏ ‎доказательный‏ ‎приём‏ ‎"могло ‎-‏ ‎значит ‎было", привлекая‏ ‎местами ‎даже‏ ‎уникальную‏ ‎методу ‎академика‏ ‎Фоменко.

Вообще ‎указанную ‎статью ‎я ‎настоятельно‏ ‎рекомендую ‎всем‏ ‎приверженцам‏ ‎"славянской ‎теории" происхождения ‎Рюрика:‏ ‎там ‎можно‏ ‎многое ‎почерпнуть ‎для ‎ожесточённых‏ ‎битв‏ ‎с ‎непатриотичными‏ ‎"норманистами".

Основной ‎вывод‏ ‎Азбелева: ‎новгородский ‎Гостомысл ‎- ‎это‏ ‎тот‏ ‎самый ‎Гостомысл,‏ ‎который ‎ободритский‏ ‎король. Поскольку ‎Людовик ‎Немецкий, ‎сын ‎Людовика‏ ‎Благочестивого,‏ ‎начал‏ ‎давить ‎непокорных‏ ‎западных ‎славян,‏ ‎Гостомыслу ‎сотоварищи‏ ‎пришлось‏ ‎переселиться ‎на‏ ‎берега ‎Ильменского ‎озера ‎и, ‎тем‏ ‎самым, ‎положить‏ ‎начало‏ ‎восточно-славянскому ‎государству, ‎ставшему‏ ‎в ‎последствии‏ ‎нашей ‎с ‎вами ‎Русью.‏ ‎А‏ ‎до ‎окончательного‏ ‎переселения ‎к‏ ‎Ильменю ‎Гостомысл ‎то ‎занимался ‎делами‏ ‎своего‏ ‎ободритского ‎королевства,‏ ‎включая ‎остров‏ ‎Руян ‎(да: ‎он ‎ещё ‎был‏ ‎и‏ ‎королём‏ ‎руянов!), ‎то‏ ‎новообретённых ‎новгородских‏ ‎земель. ‎-‏ ‎Пардон,‏ ‎а ‎я‏ ‎это ‎уже ‎где-то ‎читал. ‎Ба,‏ ‎да ‎это...‏ ‎Рорик‏ ‎Ютландский! ‎

Сторонники ‎отождествления‏ ‎легендарного ‎новгородского‏ ‎Рюрика ‎с ‎вполне ‎историческим‏ ‎датским‏ ‎конунгом ‎Рориком‏ ‎точно ‎так‏ ‎же ‎полагают, ‎что ‎Рорик ‎в‏ ‎перерывах‏ ‎между ‎политическими‏ ‎дрязгами ‎с‏ ‎франкскими ‎императорами, ‎драками ‎за ‎своё‏ ‎датское‏ ‎наследие,‏ ‎попытками ‎стать‏ ‎чьим-нибудь ‎королём‏ ‎и ‎бомблением‏ ‎всего‏ ‎побережья ‎Европы‏ ‎в ‎качестве ‎"язвы ‎христиан" наведывался ‎в‏ ‎свою ‎новгородскую‏ ‎"дачу", чтобы‏ ‎отдохнуть ‎от ‎дел‏ ‎своих ‎праведных.‏ ‎Ну, ‎и ‎основать ‎заодно‏ ‎Русское‏ ‎государство. ‎Правда,‏ ‎транспортное ‎плечо‏ ‎у ‎него ‎было ‎чуть ‎побольше,‏ ‎чем‏ ‎у ‎Гостомысла,‏ ‎но ‎ненамного‏ ‎же.

Могло ‎быть ‎так? ‎- ‎Могло.‏ ‎А‏ ‎раз‏ ‎могло, ‎так‏ ‎и... ‎И‏ ‎вот ‎тут‏ ‎как‏ ‎раз ‎вступает‏ ‎в ‎силу ‎принцип ‎"могло ‎-‏ ‎значит ‎было".

844 год

Фульдские‏ ‎анналы: "Хлудовик‏ ‎пошёл ‎войной ‎на‏ ‎ободритов, ‎которые‏ ‎замышляли ‎измену, ‎и ‎подчинил‏ ‎их.‏ ‎Король ‎этого‏ ‎народа ‎Гостомысл‏ ‎погиб, ‎и ‎Хлудовик ‎велел ‎эту‏ ‎страну‏ ‎и ‎её‏ ‎народ, ‎которые‏ ‎по ‎воле ‎божьей ‎подчинились ‎ему,‏ ‎передать‏ ‎под‏ ‎управление ‎герцога."
Бертинские‏ ‎анналы: "Людовик, ‎король‏ ‎германцев, ‎атаковав‏ ‎народы‏ ‎и ‎земли‏ ‎славян, ‎принудил ‎тех ‎самых ‎к‏ ‎сдаче, ‎перебил‏ ‎их,‏ ‎всех ‎почти ‎тех‏ ‎краёв ‎царьков‏ ‎или ‎силой ‎или ‎влиянием‏ ‎подчинил."
Ксантенские‏ ‎анналы: "В ‎том‏ ‎же ‎году‏ ‎король ‎Людовик ‎выступил ‎с ‎войском‏ ‎против‏ ‎вендов. ‎И‏ ‎там ‎погиб‏ ‎один ‎из ‎их ‎королей ‎по‏ ‎имени‏ ‎Гостимусл‏ ‎остальные ‎же‏ ‎пришли ‎к‏ ‎нему ‎и‏ ‎принесли‏ ‎клятву ‎верности."

Вот‏ ‎из ‎этих ‎трёх ‎записей ‎Азбелев‏ ‎делает ‎вывод,‏ ‎что‏ ‎Гостомысл... ‎не ‎погиб,‏ ‎защищая ‎свою‏ ‎Родину, ‎а ‎сбежал ‎на‏ ‎берега‏ ‎Ильменя. ‎Потому‏ ‎что:

"Бертинские ‎анналы,‏ ‎соответствующая ‎часть ‎которых ‎принадлежит ‎тоже‏ ‎современнику,‏ ‎но ‎независимому‏ ‎от ‎Людовика,‏ ‎дают ‎об ‎этой ‎войне, ‎пожалуй,‏ ‎наиболее‏ ‎содержательное‏ ‎известие, ‎в‏ ‎котором ‎среди‏ ‎ее ‎жертв‏ ‎Гостомысл‏ ‎вообще ‎не‏ ‎назван. ‎Третья ‎современная ‎событиям ‎хроника‏ ‎– ‎Ксантенские‏ ‎анналы‏ ‎– ‎сохранилась ‎в‏ ‎тексте, ‎который‏ ‎после ‎870 ‎г. ‎был‏ ‎обработан‏ ‎сторонником ‎Людовика‏ ‎Немецкого: ‎но‏ ‎здесь ‎лишь ‎глухо ‎упомянуто, ‎что‏ ‎король‏ ‎Гостомысл ‎погиб‏ ‎или ‎исчез‏ ‎(interiit). ‎Об ‎его ‎убиении ‎однозначно‏ ‎написал‏ ‎только‏ ‎фульдский ‎анналист...‏ ‎Но ‎доверять‏ ‎этому ‎нет‏ ‎достаточных‏ ‎оснований."

Почему ‎в‏ ‎Ксантенских ‎анналах ‎о ‎гибели ‎Гостомысла‏ ‎"лишь ‎глухо‏ ‎упоминается", загадка‏ ‎неменьшая, ‎чем ‎происхождение‏ ‎Иоакимовской ‎летописи.

Азбелев‏ ‎С.Н.: ‎

"Имея ‎в ‎виду‏ ‎теперь‏ ‎и ‎ее‏ ‎[Иоакимовскую ‎летопись],‏ ‎можно ‎заключить, ‎что ‎нет ‎препятствий‏ ‎для‏ ‎отождествления ‎короля‏ ‎ободритов ‎Гостомысла‏ ‎и ‎относимого ‎этой ‎летописью ‎к‏ ‎тому‏ ‎же‏ ‎времени ‎князя‏ ‎Гостомысла, ‎санкционировавшего‏ ‎приглашение ‎Рюрика."
"Фульдская‏ ‎хроника‏ ‎писалась ‎Рудольфом‏ ‎до ‎863 ‎г. ‎Узнав, ‎что‏ ‎Гостомысла ‎действительно‏ ‎уже‏ ‎нет ‎в ‎живых,‏ ‎тенденциозный ‎хронист‏ ‎не ‎смущаясь ‎мог ‎трактовать‏ ‎смерть‏ ‎вражеского ‎короля‏ ‎как ‎впечатляющий‏ ‎успех ‎своего ‎повелителя ‎во ‎время‏ ‎малорезультативного‏ ‎на ‎самом‏ ‎деле ‎похода‏ ‎против ‎славян ‎в ‎844 ‎г.‏ ‎В‏ ‎действительности‏ ‎смерть ‎Гостомысла‏ ‎наступила ‎от‏ ‎естественных ‎причин‏ ‎и‏ ‎не ‎в‏ ‎Западной ‎Прибалтике, ‎а ‎на ‎новгородской‏ ‎земле. ‎Об‏ ‎этом‏ ‎свидетельствуют ‎данные ‎ряда‏ ‎русских ‎источников‏ ‎– ‎фольклорных ‎и ‎летописных."

Мог‏ ‎Рудольф‏ ‎вписать ‎позднее?‏ ‎- ‎Мог.‏ ‎Значит, ‎и ‎вписал. ‎Точка. ‎А‏ ‎в‏ ‎"ряду ‎русских‏ ‎источников" первейшим ‎стоит‏ ‎изложение ‎Татищевым ‎изложения ‎выдуманного ‎монаха‏ ‎Вениамина‏ ‎Иоакимовской‏ ‎летописи ‎-‏ ‎источника, ‎более‏ ‎чем ‎достойного‏ ‎доверия.‏ ‎Ведь ‎могла‏ ‎же ‎быть ‎эта ‎летопись? ‎-‏ ‎Могла. ‎Значит,‏ ‎и‏ ‎была. ‎Точка.

Правда, ‎есть‏ ‎ещё ‎запись‏ ‎в ‎Кведлинбургских ‎анналах за ‎тот‏ ‎же‏ ‎844 ‎год:

"Король‏ ‎Лотарь ‎вместе‏ ‎с ‎восточными ‎франками ‎пришёл ‎в‏ ‎землю‏ ‎славян, ‎убил‏ ‎их ‎короля‏ ‎Гестимула, ‎а ‎остальных ‎подчинил ‎себе."

Но‏ ‎тут‏ ‎и‏ ‎Лотарь ‎вместо‏ ‎Людовика, ‎и‏ ‎имя ‎Гестимул‏ ‎несколько‏ ‎неславянское...

О ‎Рюрике

Эпизод‏ ‎его ‎"призвания" в ‎Иоакимовской ‎летописи ‎при‏ ‎вдумчивом ‎прочтении‏ ‎ничуть‏ ‎не ‎менее ‎забавен,‏ ‎чем ‎в‏ ‎Русском ‎летописце.

Гостомысл ‎к ‎своей‏ ‎смерти‏ ‎не ‎имел‏ ‎наследников ‎мужского‏ ‎пола, ‎но ‎три ‎дочери ‎его‏ ‎были‏ ‎выданы ‎замуж‏ ‎за ‎соседних‏ ‎князей, ‎каких ‎- ‎неведомо, ‎но‏ ‎средняя‏ ‎дочь‏ ‎была ‎замужем,‏ ‎видимо, ‎за‏ ‎варягом. ‎Каким‏ ‎-‏ ‎понятное ‎дело,‏ ‎тоже ‎неведомо. ‎Опуская ‎подробности: ‎Гостомысл‏ ‎перед ‎своей‏ ‎смертью‏ ‎посылает ‎послов ‎к‏ ‎варягам ‎просить‏ ‎князя ‎- ‎не ‎внука‏ ‎своего‏ ‎(!) ‎на‏ ‎княжение, ‎а‏ ‎просто: ‎князя ‎- ‎и ‎уже после‏ ‎смерти‏ ‎Гостомысла ‎в‏ ‎Новгород ‎являются‏ ‎Рурик ‎сотоварищи. ‎"Ты ‎кто?" - "Я ‎-‏ ‎внук‏ ‎Гостомысла!" - "А,‏ ‎тогда ‎проходи,‏ ‎князем ‎будешь."

Рурик‏ ‎- ‎парень‏ ‎из‏ ‎варяг

Вообще ‎объединить‏ ‎бы ‎эти ‎две ‎легенды. ‎Представляете:‏ ‎внук ‎первого‏ ‎русского‏ ‎князя ‎Гостомысла ‎Рюрик‏ ‎- ‎первый‏ ‎немецкий ‎курфюрст! ‎Отличная ‎же‏ ‎мысль!‏ ‎Может, ‎кто-нибудь‏ ‎возмётся, ‎а?

6-)


Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048