Кто несет ответственность за парниковые газы
Вчера затронули тему либеральной экономики и зеленой повестки. Сегодня продолжим изучать Турцию в прогрессивном направлении и обратимся к гендерной экологии, о чем нам поведает Айше Озек Карасу колумнистка газеты «Хабертюрк».
Кто больше вредит климату?
Ответ — мужчины. Принято считать, что сверхбогатые люди выбрасывают больше вредных веществ из-за чрезмерной и быстрой мобильности и топлива для самолетов и яхт. Но сегодня ясно, что в индивидуальном порядке все мужчины имеют большую долю в глобальном объеме углерода, чем женщины. Французские ученые выяснили, какой пол в большей степени влияет на углеродный след, и вуаля, они нашли мужчин. Авиаперелеты, которые всегда были в центре климатического кризиса, оказались гендерно нейтральными, но критерии питания и вождения в мужском стиле привели к 26-процентному разрыву между ними и женщинами.
Исследование принадлежит двум женщинам-академикам, но не стоит думать, что оно предвзято. Ведь они также рассмотрели вопрос об излишках одежды, которые можно считать самым большим грехом женщин против планеты. Читая исследование, я думала о том, что текстильная промышленность, являющаяся одним из монстров потребления воды, хлопка, искусственных удобрений и пестицидов, оказывает чрезмерное влияние на климатический кризис, а потребление женской одежды приводит к образованию гор мусора на африканских побережьях. С той же мыслью исследователи проанализировали потребление других товаров и услуг по гендерному признаку, особенно текстиля. Они не смогли найти прибавочную стоимость, характерную только для женщин, которая компенсировала бы на 26 процентов больше углерода, выбрасываемого мужчинами при потреблении пищи, напитков и транспорта.
В результате были получены данные о том, что женщины ведут более благоприятный для климата образ жизни в области питания и передвижения. Во Франции на долю мужчин приходится 5,3 тонны углерода в год, а на долю женщин — 3,9 тонны. Исследователи Ундина Берланд из Лондонской школы экономики, занимающаяся вопросами экономики окружающей среды, и Марион Лерутье из Французского центра экономических и статистических исследований (CREST) учитывали социально-экономические, биологические и социальные критерии гендерной роли. Параметр, на котором они акцентируют внимание, таков: разница в углеродном следе женщин и мужчин сопоставима с разницей между группами населения с доходом ниже среднего и выше среднего.
МУЖЧИНЫ ЕДЯТ МЯСО
Во-первых, мужчины, по статистике, ответственны за большее количество парниковых газов, потому что им платят больше даже за равный труд. Однако на самом деле проблема заключается в отражении мужской идентичности на углеродном следе. Мужчины потребляют несоразмерно больше пищи, чем женщины, не только потому, что они биологически другие и им требуется больше калорий, чтобы чувствовать себя сытыми, но и в силу социальных норм, точнее, они едят больше красного мяса, а это сектор с наибольшими выбросами.
Что касается другого сектора с высоким уровнем выбросов — транспорта, то, как известно, мужчины живут в монолите со своими автомобилями, в то время как женщины пользуются общественным транспортом и больше ходят пешком. Существует легенда, что французские женщины своей стройностью, стилем и элегантностью обязаны ходьбе, но в исследовании об этом не упоминается.
Правый популизм в политике и рост культуры мачо способствуют росту потребления мяса и подрывают активность сторонников растительного питания. От США до Европы наблюдается тенденция, когда противодействие красному мясу рассматривается как атака на мужественность. Культурная война между фронтом любителей барбекю и сторонников тофу в США распространяется и на Европу, где правые популисты — от AfD в Германии до Национального союза во Франции и итальянских «Братьев» — становятся поборниками красного мяса.
Крайне правые деятели, в том числе помощник Трампа Джей Ди Вэнс, оскорбляют прогрессивных мужчин лозунгом «соевые мальчики». Соя — важнейший источник белка в веганской кухне, но три четверти мирового производства соевых бобов используется в качестве корма для животных, чтобы производить больше красного мяса.
По мнению французских исследователей, гендерный разрыв в выбросах показывает, почему женщины больше обеспокоены климатическим кризисом. Мужчины же, напротив, могут избегать столкновения с климатической реальностью, поскольку видят высокую личную стоимость сокращения выбросов. Здесь две женщины-академика принимают разные стороны.
РАСХОДЫ НА ВРЕДНОЕ
В исследовании, проведенном в Швеции и вновь рассматривающем потребительское поведение в зависимости от пола, было обнаружено, что мужчины наносят больший вред климату. Причем больше, чем женщины с одинаковым уровнем дохода. Мужчины тратили на 16% больше на товары, которые усиливают глобальное потепление. Они тратили заработанные деньги на бензин, питание, алкоголь и сигареты, в то время как женщины тратили столько же на украшение дома, здоровье и одежду.
Для одиноких мужчин и женщин расходы на еду и отпуск составили более половины объема выбросов. 40% объема выбросов можно было бы сэкономить, если бы вместо мяса и молочных продуктов использовать растительную диету, а в отпуск ездить на поезде, а не на самолете или автомобиле.
Эти скрупулезные расчеты могут показаться излишне подробными, но они могут послужить руководством для «зеленой» политики. Роль полов в объеме выбросов углекислого газа не была подробно изучена, но, по мнению ученых, это критерий, который необходимо учитывать в борьбе с климатическим кризисом.
Несмотря на все различия между полами, культурные войны и парадоксы, мы не должны забывать об этом факте жизни: 100 глобальных компаний несут ответственность за 70 процентов объема выбросов парниковых газов.
Айше Озек Карасу
22 мая 2025 г.
Ссылка на оригинал статьи: https://www.haberturk.com/ozel-icerikler/ayse-ozek-karasu/3793000-iklime-kimler-daha-zararli