24 апр 05:00
3 минуты

О празднике детей

Вчера Турция отпраздновала 23 апреля — День национального суверенитета и День детей. По традиции дети на один день заняли свои кресла в парламенте и обсуждали насущные для страны проблемы. Своими воспоминаниями о празднике, о масштабах тогда и сейчас, делится БурчакЭврен, колумнист газеты «Айдынлык».


Сегодня 23 апреля

В памяти каждого из нас праздники занимают особое место, но главное место среди них –23 апреля. Отличительной особенностью этого дня от других праздников является сама активность праздника, посвященного детям. Дети, которым на других праздниках второстепенная роль, на этом празднике в их честь, ощущают ответственность за то, чтобы действовать активно во всем.

Под активностью я не имею в виду, что избранные дети садятся в кресла важных персон — президента, премьер-министра или губернатора, и произносят заранее заученные громкие речи не по их возрасту. Я имею в виду, что самидети являются субъектами этого праздника и несут за него полную ответственность.

Эта ответственность начинается задолго до 23 апреля. Ведь в наше время 23 апреля проводилось не на школьных дворах, а на самых больших стадионах города. Стадионы заполнялись до отказа. Школы по очереди проходили маршем перед публикой, а на почетной трибуне сидели тогдашние руководители. Некоторые школы не ограничивались маршем, а показывали целые спектакли, придавая особый блеск и энтузиазм праздничному колориту детского праздника.

В каждой школе накануне проводились долгие репетиции марша перед трибунами. Во время репетиций ученики, не поспевающие за маршем, отсеивались и заменялись другими. Постепенно марши стали восприниматься учениками не как обязанность, а как ритуал, который нужно каждый год повторять. Точнее, наши учителя пытались сделать так, чтобы это воспринималось именно таким образом.

Возникал вопрос и об одежде. Специальная одежда для 23 апреля должна была быть одновременно и дешевой и яркой. Школа с пониманием относилась к выбору наряда, учитывая материальное положение учеников, но, несмотря на этого, для семейных бюджетов это все равно было непросто. Для учеников такая праздничная форма означала воспоминание на всю жизнь о том, как они, хотя бы на один день, избавились от черных фартуков с белыми воротничками.

Утром 23 апреля в школе стояла суматоха. Все ученики в новой форме собирались во дворе вместе с родителями, а затем вместе со всеми учителями отправлялись на вокзал, чтобы поехать на стадион, где проходили представления. Самым сложным было дождаться на станции поезда, особенно в праздники, которые приходились на холодные дни.

Прибыв на стадион, можно было увидеть десятки школ. Ученики в красочных костюмах, все радуются празднику. Сделав последние приготовления к церемонии, к которой готовились несколько дней, каждая школа проходила маршем. После этого звучали длинные речи старейшин о важности этого дня, дети читали стихи, некоторые школы показывали короткие выступления. Заполненные до отказа трибуны с восторгом наблюдали за шествием и выступлениями детей, а также ощущали привилегию быть частью той радости праздника в богатстве красок 23 апреля.

Ходили слухи, что якобы на стадионе будут маршировать все школы. Хотя мне кажется, что каждый год выбирались и объявлялись лучшие марширующие школы. По какой-то причине в числе лучших каждый год оказывалась наша школа. Думаю, ни одна школа не стала бы делить свое первое место, чтобы мотивировать учеников, они бы считали это уместным только для себя.

В наше время 23 апреля отмечали не в четырех стенах школы, а на самом большом стадионе города, где собирались тысячи зрителей. Потом стадионы стали слишком тесными. Каждая школа стала праздновать по-своему. А потом исчезли тот энтузиазм и размах…

В общем, когда-то мы отмечали праздники как праздник, вместе, как общество, и вместе от этого испытывали радость. По крайней мере нам так казалось.

Бурчак Эврен

23 апреля 2025 г.


Ссылка на оригинал статьи: https://www.aydinlik.com.tr/koseyazisi/bugun-23-nisan-5231856

Бесплатный
Комментарии
avatar
Здесь будут комментарии к публикации