О призыве к молитве в Республике
Публицист газеты «Айдынлык» Ахмет Арпад о начале конца секуляризации с приходом к власти в Турции Демократической партии, об упраздненных народных домах и открытии религиозных школ.
«Бог велик»
В Стамбуле, мегаполисе с населением 16 миллионов человек, насчитывается 3 тыс. 555 мечетей. Столица Анкара с населением 5,8 миллиона человек насчитывает 3 тыс. 199 мечетей. А опережает столицу по количеству мечетей Конья — 3 тыс. 255 мечетей на 2,5 миллиона человек. Согласно заявлению Управления по делам религии (Diyanet) от 3 января 2024 года, общее количество мечетей в Турции составляет 89817.
«Директор нашей школы Ниязи-бей, который давал нам уроки Корана, водил весь класс на представления Стамбульского комитета оперы. Дирижировал ансамблем оперы Исмаил Хаккы-бей, главный муэдзин султана Мехмеда V Решада.…». Время от времени я вспоминаю эти слова моего отца Бурхана Арпада, родившегося в 1910 году. Когда я вижу, что делают сегодня ответственные и уполномоченные люди, выступающие от имени религии, я не могу не думать: «Значит, 100 лет назад религиозные лидеры были просвещенными людьми». И мне становится грустно.
14 мая 1950 года власть в нашей стране захватила партия, имеющая в своем названии «демократическая». Первое, что сделало правительство Мендереса, постановило, что турецкий призыв к молитве должен читаться на арабском языке. Через несколько недель, 16 июня 1950 года, Великое национальное собрание Турции приняло закон, разрешающий чтение молитвенного призыва на арабском языке. Этот закон внес изменения в статью 526 Уголовного кодекса Турции и исключил положение, запрещающее чтение молитвенного призыва на арабском языке.
Люди, пережившие те дни, свидетельствуют: «Все началось с того, что снова прозвучал призыв к молитве на арабском языке». Сегодня же говорят, что первые семена подъема тарикатов, уступок реакционерам и лозунгов «Мы хотим шариата!» были посеяны решением от 16 июня 1950 года. Оглядываясь назад в историю Республики, мы видим, что первые шаги в сторону от реформ Ататюрка и секуляризма действительно были сделаны ровно 75 лет назад партией демократов, пришедшей к власти 14 мая 1950 года.
«БОГ ВЕЛИК»
Ататюрк хотел, чтобы приверженцы исламской религии в Турецкой Республике понимали, что происходит за пределами мира. Первым шагом стала перевод на турецкий язык призыва к молитве. Послушав призыв к молитве на турецком языке от Хафиза Кемаля, главного имама мечети Сюлеймание, Ататюрк с энтузиазмом принял это решение, впечатлившись тенором Хафиза Кемаля. В 1932 году, в ночь с 30 на 31 января (Ночь Предопределения), с минаретов раздался глас «Бог велик»! «Бог велик, Бог велик. Воистину, я знаю, я заявляю, что нет никого, кому можно поклоняться, кроме Бога…»
К сожалению, призыв с минаретов на турецком языке вместо арабского «Аллаху акбар» звучал всего восемнадцать лет. За «Аллаху акбар» уцепились те, кто не хотел, чтобы массы в Турции были образованными. Республиканская народная партия, оппозиционная партия Ататюрка, не могла поднять свой голос. Правление Демократической партии могло продлиться еще десять лет, но этого периода было более чем достаточно, чтобы быстро уничтожить семена, посеянные Ататюрком. После первого военного переворота, произошедшего в Турции 27 мая 1960 года, многие представители интеллигенции поначалу были в восторге. В те дни горстка писателей, надеявшихся, что «свобода мысли улучшится и регресс прекратится», внесла на конгресс Ассоциации турецкого языка в июле 1960 года предложение: «Пусть призыв к молитве снова читается на турецком языке!» И, конечно, они были разочарованы.
День 27 мая забыли быстро. Одна за другой открывались новые мечети, на всех минаретах устанавливались мощные громкоговорители, чтобы лучше слышать арабский призыв к молитве, множились школы им. Имама Хатипа, процветали тарикаты, религиозные и политические деятели сидели рука об руку, те, кто носил сандали и такию рвались к власти. Некоторые писатели и литераторы под видом «интеллектуалов» и притворных республиканцев сознательно или бессознательно поддерживали игру империалистов и шариата.
ПОСЛЕ 86 ЛЕТ ТОСКИ…
Наконец «кто-то» выиграл войну, которая уже десятилетиями велась с того дня. Эти люди не прекращали свою упорную борьбу и, наконец, осуществили многолетнюю мечту. В районе Таксим, в историческом месте, прямо напротив монумента Республики они воздвигли мечеть. Не ограничившись этим, через несколько лет на одном из самых красивых холмов Босфора они возвели здание стоимостью 290 миллионов долларов (см. Википедию), которое не соответствует своему окружению, занимает площадь 57 тысяч квадратных метров, вмещает 63 тысячи (!) человек и в основном в часы молитвы пустует.
Мечеть на холме Чамлыдже входит в число самых больших мечетей в мире. Во время подготовки этой статьи я наткнулся на следующую информацию на канале NTV: «Главный купол мечети Чамлыджа высотой 72 метра символизирует 72 нации, живущие в Стамбуле, а купол диаметром 34 метра — Стамбул. На внутренней поверхности купола 16 имен Аллаха, посвященных 16 турецким государствам, были написаны с использованием двух последних стихов суры Хашр. Большая мечеть Чамлыджабыла построена с 6 минаретами, представляющими столпы веры. 4 минарета с тремя балконами имеют высоту 107,1 метра, а 2 минарета с двумя балконами — 90 метров, в честь победы в битве при Малазгирте. В мечети одновременно могут совершать погребальные молитвы для 8 похоронных процессий. В мечети есть крытая парковка на 3500 автомобилей. В Большой мечети Чамлыджа был постелен специально сотканный ковер площадью 17 тысяч квадратных метров, который на сто процентов обладает антибактериальными свойствами. Главная дверь мечети шириной 5 метров, высотой 6,5 метров и весом шесть тонн является одной из самых больших в мире. Высота минбара мечети составляет 21 метр, и при необходимости можно подняться на лифте. Напомню, мечеть Селимие в Эдирне — выдающееся творение Синана, знаменитого архитектора исламского мира, — занимает площадь 24 тысячи квадратных метров, и одновременно в ней могут молиться 6 тысяч человек! Включенная в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2000 году, мечеть Селимие и ее комплекс были зарегистрированы как объект Всемирного наследия в 2011 году.
Когда Фатих Султан Мехмет завоевал Стамбул, он превратил Святую Софию (церковь Святой Софии) в мечеть как символ завоевания, не меняя ее названия. Святая София, крупнейшая церковь V века, синтез восточно-православного и римско-католического влияния, которую Ататюрк сделал музеем в 1934 году, снова была превращена в мечеть 24 июля 2020 года по указу президента! В те дни Diyanet сделало следующее заявление: «Тоска длиною в 86 лет позади». Религиозная пресса также заявила: «Святая София — символ воскрешения!». Интересно, что сегодня в Германии, Нидерландах и Бельгии существует около 30 мечетей, связанных с Diyanet, которые почему-то называются «Святая София»!
БЫЛИ ЗАКРЫТЫ ВСЕ НАРОДНЫЕ ДОМА
В те дни, когда к власти пришла партия демократов, турецкое общество пережило еще одну большую перемену. 478 Народных домов, созданных в 1932 году для содействия социальному и культурному развитию народа в соответствии с принципами и реформами Мустафы Кемаля Ататюрка, были закрыты по всей Турции, а их имущество передано в казну на основании Закона № 5830, который был принят 8 августа 1951 года и опубликован в Официальной газете от 11 августа 1951 года. Я хорошо помню те дни, потому что брал уроки игры на фортепиано в Народном доме в Таксиме. Однажды отец пришел и сказал: «Ты больше не сможешь ходить на уроки игры на фортепиано», и попытался объяснить причину маленькому Ахмету!
В то время решением сверху были запреты двери Народных домов, а религиозные школы им. Имама Хатипа, закрытые после основания республики, снова были открыты. Это случилось через два месяца, 17 октября 1951 года. Согласно заявлению, сделанному в 2024 году Абдуллой Джейланом, президентом Ассоциации школ им. Имама Хатипа, сегодня в Турции насчитывается около 4500 таких школ. Газета BirGün в своем номере от 09 ноября 2017 года писала: «Правительство ПСР, которое оборудовало каждый уголок страны школами Имама Хатипа, теперь расширяет эти школы за рубежом. В 22 странах открыто 42 таких школы, при этом на повестке дня открытие новых школ в США и Австралии». Еще один пугающий вопрос в сегодняшней Турции — это религиозные тарикаты и общины. После провозглашения республики дервишские ордена и общины были закрыты, ушли в подполье и были ограничены в своей сфере влияния. Однако после 1950 года с появлением Демократической партии они вновь вышли в свет и со временем активизировали свою деятельность. Согласно отчету, подготовленному членом Ученого совета, профессором, доктором наук Эсергюль Балджи и ее командой педагогического факультета Университета Докуз Эйлюль, сегодня в Турции насчитывается более 400 филиалов 30 тарикатов (https://www.politikyol.com/tarikat-piyasalari).
Кроме сторонников шариата, которые хотят, чтобы законы шариата применялись во всех сферах жизни, кто боится турецкого призыва к молитве, ясного и светлого призыва «Бог велик»?
Ахмет Арпад
8 июня 2025 г.
Ссылка на оригинал статьи здесь.