logo Русская культура: литература, искусство, философия

Натюрморт в искусстве художников авангарда

Принципы ‎формообразования‏ ‎в ‎живописи ‎авангарда

Авангардное ‎искусство ‎начала‏ ‎ХХ ‎века‏ ‎отличалось‏ ‎новаторством, ‎стремлением ‎к‏ ‎экспериментам ‎и‏ ‎отказу ‎от ‎традиционных ‎художественных‏ ‎канонов.‏ ‎Натюрморт ‎получил‏ ‎широкое ‎распространение‏ ‎среди ‎художников-авангардистов, ‎поскольку ‎этот ‎жанр‏ ‎позволял‏ ‎им ‎экспериментировать‏ ‎с ‎формами,‏ ‎цветами ‎и ‎композицией, ‎отказываясь ‎от‏ ‎традиционных‏ ‎методов‏ ‎и ‎правил.‏ ‎Натюрморты ‎становились‏ ‎средством ‎выражения‏ ‎мироощущения‏ ‎эпохи, ‎связанного‏ ‎с ‎распространением ‎новых ‎идей ‎и‏ ‎развитием ‎технологий.‏ ‎Особенности‏ ‎формообразования ‎отражали ‎изменения‏ ‎в ‎обществе‏ ‎и ‎культуре ‎того ‎времени.

1910-е‏ ‎гг.‏ ‎— ‎это‏ ‎время ‎в‏ ‎преддверии ‎двух ‎крупных ‎революций. ‎Общество‏ ‎стремится‏ ‎порвать ‎с‏ ‎предшествующей ‎духовной‏ ‎и ‎социально-культурной ‎традицией. ‎С ‎этим‏ ‎связаны‏ ‎ключевые‏ ‎черты ‎живописи‏ ‎авангарда ‎—‏ ‎разрыв ‎с‏ ‎художественной‏ ‎традицией ‎прошлого‏ ‎и ‎установка ‎на ‎творческий ‎эксперимент.

Изменяется‏ ‎система ‎образов.‏ ‎Предметы‏ ‎приобретают ‎деформированные ‎очертания,‏ ‎вызывают ‎ярко‏ ‎выраженное ‎ощущение ‎гротеска ‎и‏ ‎алогизма.

Изучив‏ ‎эволюцию ‎жанра‏ ‎натюрморта, ‎мы‏ ‎можем ‎сказать, ‎что ‎деформация, ‎гротеск‏ ‎и‏ ‎алогизм ‎уже‏ ‎встречались ‎ранее‏ ‎на ‎стыке ‎двух ‎эпох ‎и‏ ‎двух‏ ‎диаметрально‏ ‎противоположных ‎мировоззрений.‏ ‎Это ‎произошло‏ ‎в ‎тот‏ ‎исторический‏ ‎период, ‎когда‏ ‎христианская ‎и ‎античная ‎эпоха ‎находились‏ ‎в ‎противоборстве.

Подписывайтесь‏ ‎на‏ ‎наш ‎канал ‎в‏ ‎Телеграм: ‎https://t.me/rus_culture_koltsova

На‏ ‎конференции ‎памяти ‎О. ‎С.‏ ‎Поповой,‏ ‎в ‎докладе‏ ‎«Экспрессия ‎и‏ ‎деформация ‎в ‎позднеантичном ‎скульптурном ‎портрете»‏ ‎К.‏ ‎Б. ‎Образцова‏ ‎говорила ‎о‏ ‎том, ‎что ‎в ‎истории ‎изучения‏ ‎позднеантичного‏ ‎портрета‏ ‎нередко ‎звучат‏ ‎такие ‎характеристики‏ ‎как ‎экспрессия‏ ‎и‏ ‎деформация. ‎Искусству‏ ‎этого ‎периода ‎соответствуют ‎такие ‎характеристика‏ ‎как ‎«упадок»‏ ‎художественного‏ ‎уровня ‎и ‎формирование‏ ‎нового ‎языка,‏ ‎превращение ‎портрета ‎в ‎икону.‏ ‎Экспрессия‏ ‎в ‎позднеантичной‏ ‎скульптуре ‎—‏ ‎это ‎сквозная ‎тема. ‎В ‎произведениях‏ ‎скульптуры‏ ‎III–VI ‎вв.‏ ‎много ‎экспрессии,‏ ‎лицо ‎заменяется ‎выразительностью ‎маски: ‎плоскостное‏ ‎лицо,‏ ‎геометрически‏ ‎выстроенный ‎рисунок‏ ‎мимики. ‎Наиболее‏ ‎существенные ‎компоненты:‏ ‎заостренная‏ ‎эмоциональная ‎окраска,‏ ‎неестественность, ‎рисунок ‎становится ‎абстрагированным.

Рис. ‎1-2. Мозаики‏ ‎на ‎вилле‏ ‎в‏ ‎Пьяцца-Армерина ‎на ‎Сицилии.‏ ‎IV ‎в.

Гротеск‏ ‎и ‎деформация. ‎Условное ‎изображение‏ ‎растений‏ ‎и ‎предметов‏ ‎быта. ‎Неправильные‏ ‎формы. ‎Тенденция ‎к ‎созданию ‎плоскостного‏ ‎изображения.

Сходные‏ ‎черты ‎наблюдаются‏ ‎в ‎авангардистских‏ ‎натюрмортах ‎1910-х ‎гг. ‎Невозможно ‎поставить‏ ‎знак‏ ‎равенства‏ ‎между ‎искусством‏ ‎раннехристианских ‎общин‏ ‎и ‎живописью‏ ‎авангарда,‏ ‎но ‎в‏ ‎обоих ‎случаях ‎экспрессия, ‎гротеск ‎и‏ ‎деформация ‎были‏ ‎ответом‏ ‎на ‎состояние ‎кризиса‏ ‎и ‎художнического‏ ‎поиска.

Духовное ‎содержание ‎авангардистской ‎живописи

Духовное‏ ‎содержание‏ ‎живописи ‎авангарда‏ ‎характеризуется ‎стремлением‏ ‎к ‎обновлению ‎традиционных ‎форм ‎искусства,‏ ‎отказу‏ ‎от ‎старых‏ ‎догм ‎и‏ ‎стереотипов, ‎к ‎поиску ‎новых ‎путей‏ ‎выражения‏ ‎духовного‏ ‎мира ‎человека.‏ ‎Авангард ‎отрицает‏ ‎классические ‎представления‏ ‎о‏ ‎красоте ‎и‏ ‎гармонии, ‎вместо ‎этого ‎он ‎ставит‏ ‎в ‎центр‏ ‎внимания‏ ‎новые ‎образы, ‎формы‏ ‎и ‎цвета,‏ ‎которые ‎отражают ‎духовный ‎мир‏ ‎художника‏ ‎и ‎его‏ ‎современников.

Авангардное ‎искусство‏ ‎часто ‎критикует ‎традиционные ‎ценности ‎и‏ ‎нормы,‏ ‎предлагая ‎новые‏ ‎способы ‎восприятия‏ ‎мира. ‎Этот ‎отказ ‎от ‎старых‏ ‎догм‏ ‎и‏ ‎стереотипов ‎может‏ ‎быть ‎воспринят‏ ‎как ‎акт‏ ‎духовного‏ ‎освобождения, ‎позволяющий‏ ‎людям ‎видеть ‎мир ‎свежим ‎взглядом‏ ‎и ‎открывать‏ ‎новые‏ ‎горизонты. ‎Это ‎также‏ ‎может ‎помочь‏ ‎разрушить ‎барьеры ‎между ‎людьми‏ ‎и‏ ‎способствовать ‎созданию‏ ‎более ‎гармоничного‏ ‎общества.

Авангардная ‎живопись ‎часто ‎обращается ‎к‏ ‎абстрактным‏ ‎и ‎символическим‏ ‎образам, ‎что‏ ‎позволяет ‎художникам ‎передавать ‎свои ‎духовные‏ ‎переживания‏ ‎и‏ ‎эмоции, ‎не‏ ‎ограничиваясь ‎рамками‏ ‎реализма.

В ‎своей‏ ‎работе‏ ‎«О ‎духовном‏ ‎в ‎искусстве», ‎Кандинский ‎рассуждает ‎о‏ ‎том, ‎что‏ ‎такое‏ ‎искусство ‎и ‎какова‏ ‎его ‎роль‏ ‎в ‎духовной ‎жизни ‎человека.‏ ‎Он‏ ‎утверждает, ‎что‏ ‎искусство ‎не‏ ‎должно ‎быть ‎просто ‎красивым ‎или‏ ‎интересным,‏ ‎оно ‎должно‏ ‎быть ‎духовным.‏ ‎Искусство ‎должно ‎помогать ‎человеку ‎понять‏ ‎себя,‏ ‎свои‏ ‎чувства ‎и‏ ‎мысли, ‎а‏ ‎также ‎находить‏ ‎гармонию‏ ‎с ‎окружающим‏ ‎миром. ‎Кандинский ‎считает, ‎что ‎искусство‏ ‎должно ‎быть‏ ‎свободным‏ ‎от ‎любых ‎ограничений‏ ‎и ‎условностей,‏ ‎чтобы ‎каждый ‎мог ‎выразить‏ ‎свою‏ ‎индивидуальность ‎и‏ ‎творческий ‎потенциал.

Кандинский‏ ‎утверждает, ‎что ‎каждый ‎цвет ‎имеет‏ ‎свою‏ ‎символику ‎и‏ ‎может ‎вызывать‏ ‎определенные ‎эмоции ‎и ‎ассоциации ‎у‏ ‎зрителя.‏ ‎Например,‏ ‎красный ‎цвет‏ ‎ассоциируется ‎с‏ ‎огнем, ‎страстью‏ ‎и‏ ‎энергией, ‎а‏ ‎синий ‎— ‎с ‎небом, ‎морем‏ ‎и ‎спокойствием.‏ ‎В‏ ‎своей ‎работе ‎«О‏ ‎духовном ‎в‏ ‎искусстве» ‎Кандинский ‎пишет ‎о‏ ‎том,‏ ‎что ‎с‏ ‎помощью ‎цвета‏ ‎можно ‎передать ‎различные ‎аспекты ‎духовного‏ ‎мира‏ ‎человека. ‎Например,‏ ‎белый ‎цвет‏ ‎символизирует ‎чистоту ‎и ‎свет, ‎а‏ ‎черный‏ ‎—‏ ‎тьму ‎и‏ ‎неизвестность. ‎В‏ ‎картине ‎«Композиция‏ ‎VII»‏ ‎Малевич ‎использует‏ ‎сочетание ‎красного, ‎синего ‎и ‎желтого‏ ‎цветов, ‎чтобы‏ ‎создать‏ ‎ощущение ‎движения ‎и‏ ‎энергии.

Важно ‎отметить,‏ ‎что ‎духовное ‎содержание ‎авангардной‏ ‎живописи‏ ‎не ‎ограничивается‏ ‎только ‎абстрактными‏ ‎образами. ‎Некоторые ‎авангардисты ‎в ‎своих‏ ‎натюрмортах‏ ‎обращаются ‎к‏ ‎теме ‎русской‏ ‎иконы, ‎в ‎качестве ‎примера ‎можно‏ ‎привести‏ ‎натюрморт‏ ‎Н. ‎С.‏ ‎Гончаровой ‎«В‏ ‎мастерской ‎художника».‏ ‎Гончарова‏ ‎не ‎является‏ ‎иконописцем, ‎но ‎проявляет ‎большой ‎интерес‏ ‎к ‎этой‏ ‎теме,‏ ‎по-своему ‎интерпретируя ‎христианское‏ ‎искусство. ‎Ее‏ ‎работы ‎могут ‎быть ‎истолкованы‏ ‎как‏ ‎символ ‎духовного‏ ‎поиска ‎и‏ ‎стремления ‎к ‎новым ‎горизонтам.

Рис. ‎3. Н.‏ ‎С.‏ ‎Гончарова. ‎В‏ ‎мастерской ‎художника.‏ ‎1909. ‎

Художественные ‎ориентиры ‎представителей ‎авангарда

Во-первых,‏ ‎на‏ ‎российских‏ ‎художников-авангардистов ‎оказали‏ ‎влияние ‎западные‏ ‎мастера. ‎Новейший‏ ‎и‏ ‎самый ‎свежий‏ ‎материал ‎русские ‎художники ‎могли ‎видеть‏ ‎благодаря ‎тому,‏ ‎что‏ ‎коллекционеры ‎и ‎меценаты‏ ‎С. ‎И.‏ ‎Щукин ‎и ‎И. ‎А.‏ ‎Морозов‏ ‎собирали ‎коллекции‏ ‎новейшей ‎французской‏ ‎живописи. ‎Когда ‎эти ‎собрания ‎были‏ ‎открыты‏ ‎для ‎публики,‏ ‎молодые ‎русские‏ ‎художники ‎получили ‎ошеломляющий ‎опыт. ‎Щукин‏ ‎не‏ ‎только‏ ‎покупал, ‎но‏ ‎и ‎заказывал‏ ‎у ‎Матисса‏ ‎его‏ ‎картины. ‎Искусный‏ ‎коллекционер ‎стал ‎одним ‎из ‎первых,‏ ‎кто ‎открыл‏ ‎талант‏ ‎этого ‎художника.

Помимо ‎опыта‏ ‎зарубежных ‎фовистов,‏ ‎русские ‎художники-авангардисты ‎ориентировались ‎на‏ ‎опыт‏ ‎кубиста ‎П.‏ ‎Пикассо. ‎Они‏ ‎учились ‎членить ‎предметы ‎на ‎четкие‏ ‎геометрические‏ ‎фигуры. ‎Это‏ ‎не ‎всегда‏ ‎чистый ‎кубизм, ‎но ‎влияние ‎кубизма‏ ‎заметно.

Также‏ ‎для‏ ‎авангардистов ‎большее‏ ‎значение ‎имел‏ ‎творческий ‎опыт

постимпрессиониста‏ ‎П.‏ ‎Сезанна, ‎его‏ ‎композиционные ‎схемы, ‎приемы, ‎принципы ‎сочетания‏ ‎цветов.

Опыт ‎символистов‏ ‎и‏ ‎импрессионистов ‎представители ‎авангарда,‏ ‎наоборот, ‎отвергали.‏ ‎Также ‎они ‎отрицали ‎традиции‏ ‎передвижничества,‏ ‎академической ‎живописи,‏ ‎античного ‎искусства.‏ ‎Их ‎интересовали ‎лишь ‎новые ‎формы,‏ ‎сложная‏ ‎игра ‎цветов‏ ‎и ‎линий.

Во-вторых,‏ ‎в ‎1910-е ‎гг., ‎в ‎преддверии‏ ‎двух‏ ‎революций‏ ‎1917 ‎г.,‏ ‎громко ‎заявила‏ ‎о ‎себе‏ ‎народная‏ ‎стихия. ‎Авангардисты,‏ ‎тонко ‎чувствуя ‎дух ‎эпохи, ‎не‏ ‎могли ‎обойти‏ ‎стороной‏ ‎творчество ‎народных ‎масс.‏ ‎Представителей ‎авангарда‏ ‎интересовало ‎все, ‎что ‎связано‏ ‎с‏ ‎изменением, ‎движением‏ ‎вперед, ‎отказом‏ ‎от ‎консерватизма. ‎Они ‎осваивали ‎опыт‏ ‎народного‏ ‎лубка, ‎народных‏ ‎росписей, ‎крестьянского‏ ‎примитива. ‎Городская ‎низовая ‎культура ‎интересовала‏ ‎их‏ ‎ничуть‏ ‎не ‎меньше,‏ ‎«бубновые ‎валеты»‏ ‎освоили ‎«вывесочный»‏ ‎и‏ ‎«подносный» ‎стиль,‏ ‎копируя ‎стиль ‎городских ‎росписей ‎и‏ ‎трактирных ‎подносов.

На‏ ‎рубеже‏ ‎веков ‎исследователям ‎удалось‏ ‎расчистить ‎старые‏ ‎иконы. ‎Люди ‎не ‎могли‏ ‎поверить,‏ ‎что ‎под‏ ‎слоем ‎потемневшей‏ ‎олифы ‎скрывается ‎настолько ‎раскрытый, ‎яркий‏ ‎и‏ ‎чистый ‎цвет.‏ ‎В ‎поисках‏ ‎новых ‎цветовых ‎сочетаний ‎авангардисты ‎обратились‏ ‎к‏ ‎опыту‏ ‎древнерусской ‎иконы.‏ ‎Икона ‎воспринималась‏ ‎как ‎одно‏ ‎из‏ ‎проявлений ‎народного‏ ‎искусства, ‎его ‎высшая ‎форма. ‎Подобное‏ ‎высказывание ‎принадлежит‏ ‎супрематисту‏ ‎К. ‎Малевичу.

Натюрморт ‎в‏ ‎творчестве ‎художников‏ ‎«Бубнового ‎валета»

Обратимся ‎к ‎творчеству‏ ‎«Бубновых‏ ‎валетов». ‎Это‏ ‎одно ‎из‏ ‎первых ‎авангардных ‎направлений ‎в ‎России,‏ ‎которое‏ ‎просуществовало ‎с‏ ‎1911 ‎по‏ ‎1917 ‎год. ‎В ‎объединение ‎«Бубновый‏ ‎валет»‏ ‎входили:‏ ‎П. ‎П.‏ ‎Кончаловский, ‎И.‏ ‎И. ‎Машков,‏ ‎А.‏ ‎В. ‎Лентулов,‏ ‎Р. ‎Р. ‎Фальк, ‎А. ‎В.‏ ‎Куприн, ‎В.‏ ‎В.‏ ‎Рождественский ‎и ‎др.

«Бубновые‏ ‎валеты» ‎создали‏ ‎ряд ‎натюрмортов, ‎отличающихся ‎яркими‏ ‎красками,‏ ‎необычными ‎геометрическими‏ ‎формами ‎и‏ ‎смелыми ‎композициями. ‎В ‎этих ‎работах‏ ‎они‏ ‎стремились ‎выразить‏ ‎свое ‎отношение‏ ‎к ‎современной ‎жизни, ‎используя ‎образы‏ ‎предметов‏ ‎быта,‏ ‎фруктов, ‎цветов‏ ‎и ‎других‏ ‎элементов.

«Бубновых ‎валетов»‏ ‎интересовало‏ ‎земное: ‎предметный‏ ‎мир, ‎его ‎масса, ‎объем, ‎цвет‏ ‎и ‎краски.‏ ‎Все‏ ‎это ‎делало ‎натюрморт‏ ‎столько ‎популярным‏ ‎жанром. ‎А.А. ‎Федоров-Давыдов ‎характеризовал‏ ‎период‏ ‎творчества ‎«бубновых‏ ‎валетов» ‎как‏ ‎этап ‎натюрмортного ‎восприятия ‎мира.

«Натюрморт ‎не‏ ‎только‏ ‎стал ‎ведущим‏ ‎жанром ‎бубнововалетского‏ ‎творчества ‎в ‎период ‎существования ‎самого‏ ‎объединения,‏ ‎но‏ ‎и ‎обусловил‏ ‎соответствующие ‎особенности‏ ‎пластического ‎мышления»[1].

Рассмотрим‏ ‎работу‏ ‎П. ‎П.‏ ‎Кончаловского ‎«Натюрморт ‎с ‎красным ‎подносом»‏ ‎(1912). ‎«Бубновых‏ ‎валетов»‏ ‎интересовало ‎низовое ‎городское‏ ‎примитивное ‎искусство,‏ ‎в ‎том ‎числе ‎росписи‏ ‎трактирных‏ ‎подносов, ‎не‏ ‎случайно ‎художник‏ ‎выбирает ‎для ‎натюрморта ‎именно ‎поднос.‏ ‎Как‏ ‎и ‎другие‏ ‎авангардисты, ‎Кончаловский‏ ‎использует ‎опыт ‎фовистов. ‎Он ‎сталкивает‏ ‎яркие,‏ ‎сочные‏ ‎контрастные ‎цвета:‏ ‎красный, ‎зеленый‏ ‎и ‎синий.

Рис.‏ ‎4.‏ ‎П. ‎П.‏ ‎Кончаловский. ‎Натюрморт ‎с ‎красным ‎подносом.‏ ‎1912.

Таким ‎образом,‏ ‎«Бубновый‏ ‎валет» ‎находился ‎на‏ ‎пересечении ‎двух‏ ‎традиций: ‎народного ‎искусства ‎(Восток)‏ ‎и‏ ‎искусства ‎стран‏ ‎Запада. ‎Этой‏ ‎теме ‎посвящена ‎статья ‎И. ‎А.‏ ‎Доронченкова[2].

Подобную‏ ‎цветовую ‎гамму‏ ‎можно ‎увидеть‏ ‎и ‎на ‎картинах ‎Матисса ‎«Музыка»‏ ‎(1910)‏ ‎и‏ ‎«Танец» ‎(1910).

Рис.‏ ‎5. А. ‎Матисс.‏ ‎Танец. ‎1910.

Рис.‏ ‎6. А.‏ ‎Матисс. ‎Музыка.‏ ‎1910.

Фовисты ‎часто ‎используют ‎контрастные ‎сочетания‏ ‎цветов. ‎Матисс‏ ‎изучает‏ ‎возможности ‎цвета, ‎он‏ ‎берет ‎крупные‏ ‎массы ‎цвета, ‎эмансипирует ‎цвет‏ ‎от‏ ‎своей ‎предметной‏ ‎функции. ‎Исчезает‏ ‎перспектива, ‎стирается ‎ощущение ‎объема, ‎но‏ ‎при‏ ‎этом ‎остается‏ ‎ощущение ‎пространства.‏ ‎Чистый ‎и ‎локальный ‎цвет ‎становится‏ ‎главным‏ ‎средством‏ ‎выразительности. ‎У‏ ‎Матисса ‎цвет‏ ‎связан ‎с‏ ‎инстинктом,‏ ‎чувством, ‎эмоциями‏ ‎и ‎ощущениями. ‎Это ‎не ‎просто‏ ‎окрашивание ‎предметов,‏ ‎а‏ ‎выражение ‎общего ‎приподнятого‏ ‎состояния ‎художника.

Аналогичный‏ ‎чистый ‎и ‎яркий ‎красный‏ ‎цвет‏ ‎встречается ‎в‏ ‎древнерусской ‎иконе,‏ ‎например, ‎в ‎новгородской ‎иконе ‎XV‏ ‎в.‏ ‎«Чудо ‎св.‏ ‎Георгия».

Рис. ‎7. Чудо‏ ‎св. ‎Георгия. ‎Новгород. ‎XV ‎в.

Д.‏ ‎В.‏ ‎Сарабьянов[3]‏ ‎пишет ‎о‏ ‎том, ‎что‏ ‎в ‎работе‏ ‎Кончаловского‏ ‎«Натюрморт ‎с‏ ‎красным ‎подносом» ‎есть ‎черты ‎едва‏ ‎намеченного ‎кубизма.‏ ‎Художник‏ ‎членит ‎пространство ‎на‏ ‎цилиндры ‎и‏ ‎окружности, ‎он ‎намеренно ‎выбирает‏ ‎такую‏ ‎точку ‎зрения,‏ ‎с ‎которой‏ ‎лучше ‎видно ‎четкую ‎геометрическую ‎форму‏ ‎предметов.

Впоследствии‏ ‎Кончаловский ‎создает‏ ‎целую ‎серию‏ ‎натюрмортов ‎с ‎красным ‎подносом, ‎«доказывая‏ ‎многофункциональность‏ ‎одного‏ ‎предмета ‎на‏ ‎живописном ‎поле»[4].

Авангард‏ ‎отвергал ‎художественный‏ ‎опыт‏ ‎символизма. ‎Проследим‏ ‎это ‎различие ‎на ‎примере ‎двух‏ ‎картин[5]: ‎П.‏ ‎П.‏ ‎Кончаловский ‎«Агава» ‎(1916)‏ ‎и ‎В.Э.‏ ‎Борисов-Мусатов ‎«Агава» ‎(1897).

Рис. ‎8. П.‏ ‎П.‏ ‎Кончаловский. ‎Агава.‏ ‎1916. ‎

Рис.‏ ‎9. В.Э. ‎Борисов-Мусатов. ‎Агава. ‎1897.

Борисова-Мусатова ‎интересует‏ ‎игра‏ ‎цветовых ‎бликов.‏ ‎Он ‎создает‏ ‎нежное ‎и ‎воздушное ‎изображение ‎агавы,‏ ‎использует‏ ‎приглушенные‏ ‎цвета.

Кончаловский, ‎наоборот,‏ ‎акцентирует ‎внимание‏ ‎на ‎ярких‏ ‎цветовых‏ ‎контрастах, ‎сталкивает‏ ‎красный, ‎зеленый, ‎желтый, ‎синий. ‎Подобного‏ ‎буйства ‎красок‏ ‎нет‏ ‎на ‎натюрморте ‎«голуборозовца»‏ ‎Борисова-Мусатова. ‎Стиль‏ ‎«бубновых ‎валетов» ‎намного ‎более‏ ‎темпераментный,‏ ‎мужественный ‎и‏ ‎эпатажный. ‎«Исполненной‏ ‎значения ‎и ‎смысла ‎становилась ‎для‏ ‎них‏ ‎теперь ‎отнюдь‏ ‎не ‎тень,‏ ‎как ‎это ‎нередко ‎бывало ‎<…>‏ ‎у‏ ‎художников‏ ‎начала ‎века,‏ ‎ощущавших ‎подчас‏ ‎именно ‎в‏ ‎тенях‏ ‎скрытый ‎драматизм‏ ‎и ‎таинственную ‎одухотворенность ‎мира, ‎но‏ ‎активная ‎насыщенная‏ ‎цветность»[6].

«Бубновые‏ ‎валеты» ‎испытывали ‎интерес‏ ‎к ‎примитиву,‏ ‎к ‎искусству ‎стихийных ‎народных‏ ‎масс.‏ ‎Это ‎грань‏ ‎их ‎мироощущения‏ ‎«напоминает ‎о ‎принадлежащем ‎А. ‎А.‏ ‎Блоку‏ ‎образном ‎противопоставлении‏ ‎„отборной ‎интеллигенции“,‏ ‎или ‎людей ‎„культуры“, ‎— ‎поэтам,‏ ‎вышедшим‏ ‎из‏ ‎народных ‎низов,‏ ‎или, ‎по‏ ‎его ‎выражению,‏ ‎„стихийным‏ ‎людям“, ‎создающим‏ ‎легенды, ‎не ‎отделяющиеся ‎от ‎земли»[7].

На‏ ‎натюрморте ‎И.‏ ‎И.‏ ‎Машкова ‎«Синие ‎сливы»‏ ‎(1910) ‎рисунок‏ ‎предметов ‎обобщен ‎«до ‎предела».‏ ‎Художник‏ ‎намеренно ‎использует‏ ‎обводку, ‎чтобы‏ ‎сделать ‎изображение ‎более ‎плоскостным, ‎приблизить‏ ‎натюрморт‏ ‎к ‎облику‏ ‎трактирных ‎подносов.‏ ‎Г. ‎Г. ‎Поспелов[8] ‎называет ‎натюрморты‏ ‎Машкова‏ ‎«вывесочными»‏ ‎и ‎«подносными».

Рис.‏ ‎10. И. ‎И.‏ ‎Машков. ‎Синие‏ ‎сливы.‏ ‎1910.

Вслед ‎за‏ ‎фовистом ‎Матиссом, ‎Машков, ‎как ‎и‏ ‎Кончаловский, ‎использует‏ ‎яркие‏ ‎контрастные ‎цвета: ‎оранжевый‏ ‎апельсин ‎резко‏ ‎выделяется ‎на ‎фоне ‎синих‏ ‎слив.‏ ‎На ‎нейтральном‏ ‎сером ‎фоне‏ ‎яркие ‎фрукты ‎выглядят ‎особенно ‎эффектно.‏ ‎«Предметы‏ ‎вылеплены ‎емко‏ ‎и ‎правдоподобно,‏ ‎они ‎настолько ‎реальные ‎и ‎самодостаточные,‏ ‎что‏ ‎практически‏ ‎исключают ‎все‏ ‎нюансы ‎свето-воздушной‏ ‎среды»[9].

Д. ‎В.‏ ‎Сарабьянов‏ ‎пишет ‎о‏ ‎влиянии ‎П. ‎Сезанна ‎на ‎творчество‏ ‎«бубновых ‎валетов».‏ ‎Сравним‏ ‎два ‎натюрморта: ‎«Синие‏ ‎сливы» ‎Машкова‏ ‎и ‎знаменитый ‎«Натюрморт ‎с‏ ‎яблоками»‏ ‎П. ‎Сезанна.

Рис.‏ ‎11. П. ‎Сезанн.‏ ‎Натюрморт ‎с ‎яблоками.

Между ‎этими ‎картинами‏ ‎множество‏ ‎совпадений: ‎контрастное‏ ‎сочетание ‎цветов‏ ‎(синий-оранжевый, ‎красный-зеленый), ‎яркие ‎фрукты ‎расположены‏ ‎на‏ ‎нейтральном‏ ‎светлом ‎фоне,‏ ‎даже ‎угол‏ ‎стола ‎расположен‏ ‎почти‏ ‎одинаково. ‎Белый‏ ‎угол ‎стола ‎выделяется ‎на ‎фоне‏ ‎черной ‎стены.‏ ‎В‏ ‎данном ‎натюрморте ‎Сезанн‏ ‎использует ‎черную‏ ‎обводку ‎фруктов, ‎и ‎аналогичный‏ ‎прием‏ ‎мы ‎видим‏ ‎на ‎картине‏ ‎Машкова. ‎Жирная ‎черная ‎обводка ‎—‏ ‎излюбленный‏ ‎прием ‎художников‏ ‎«Бубнового ‎валета».[10]

«Богатырство»,‏ ‎напор ‎и ‎сила ‎— ‎характерная‏ ‎черта‏ ‎группировки‏ ‎«Бубновый ‎валет».‏ ‎Жесткость ‎металла,‏ ‎его ‎форма‏ ‎и‏ ‎фактура ‎подробно‏ ‎изучены ‎Машковым ‎в ‎«Натюрморте ‎с‏ ‎самоваром» ‎(1919).

Рис.‏ ‎12. И.‏ ‎И. ‎Машков. ‎Натюрморт‏ ‎с ‎самоваром.‏ ‎1919.

К ‎1919 ‎г. ‎стиль‏ ‎Машкова‏ ‎испытал ‎трансформации:‏ ‎изображение ‎стало‏ ‎объемным, ‎трехмерным, ‎о ‎чем ‎пишет‏ ‎Сарабьянов.

Художник‏ ‎создает ‎целую‏ ‎галерею ‎металлических‏ ‎предметов: ‎самовар, ‎таз, ‎кастрюля, ‎утюг,‏ ‎кофейник‏ ‎и‏ ‎так ‎далее.‏ ‎Сарабьянов ‎пишет,‏ ‎что ‎эти‏ ‎предметы‏ ‎словно ‎издают‏ ‎звон, ‎напоминающий ‎медный ‎звук ‎труб.

Возможность‏ ‎передать ‎звук‏ ‎с‏ ‎помощью ‎цвета ‎интересовала‏ ‎не ‎только‏ ‎И. ‎И. ‎Машкова, ‎но‏ ‎и‏ ‎Р. ‎Р.‏ ‎Фалька ‎(натюрморт‏ ‎«Поющие ‎бутылки).

Р. ‎Ф. ‎Фальк ‎—‏ ‎представитель‏ ‎«лирического ‎кубизма»[11].‏ ‎Натюрморт ‎«Бутылки‏ ‎у ‎окна ‎(Поющие ‎бутылки)» ‎(1917)‏ ‎как‏ ‎будто‏ ‎бы ‎передает‏ ‎чувство ‎предмета:‏ ‎бутылки ‎«поют».‏ ‎Художник‏ ‎использует ‎интенсивные,‏ ‎насыщенные, ‎чистые ‎и ‎яркие ‎цвета.‏ ‎Перекличка ‎ярких‏ ‎цветовых‏ ‎пятен ‎помогает ‎передать‏ ‎особое ‎ликующее‏ ‎настроение, ‎создать ‎ощущение ‎тонкого‏ ‎и‏ ‎звонкого ‎звука,‏ ‎который ‎как‏ ‎будто ‎бы ‎исходит ‎от ‎натюрморта.

Рис.‏ ‎13. Р.‏ ‎Ф. ‎Фальк.‏ ‎Бутылки ‎у‏ ‎окна ‎(Поющие ‎бутылки). ‎1917.

Идея ‎музыкально-цветовой‏ ‎синестезии‏ ‎была‏ ‎популярна ‎в‏ ‎конце ‎XIX‏ ‎— ‎начале‏ ‎XX‏ ‎в. ‎В‏ ‎конце ‎XIX ‎века ‎музыкально-цветовой ‎синестезией‏ ‎ученые ‎называли‏ ‎разновидность‏ ‎хроместезии ‎или ‎«цветного‏ ‎слуха», ‎то‏ ‎есть ‎особенности, ‎при ‎которой‏ ‎музыкальные‏ ‎звуки ‎вызывают‏ ‎у ‎человека‏ ‎определенные ‎цветовые ‎ассоциации. ‎«Цветным ‎слухом»‏ ‎обладали‏ ‎многие ‎музыканты:‏ ‎русские ‎композиторы‏ ‎Н. ‎А. ‎Римский ‎— ‎Корсаков,‏ ‎А.‏ ‎А.‏ ‎Кенель ‎и‏ ‎Б. ‎В.‏ ‎Асафьев, ‎литовский‏ ‎художник‏ ‎и ‎композитор‏ ‎М. ‎К. ‎Чюрленис, ‎француз ‎О.‏ ‎Мессиан ‎и‏ ‎австриец‏ ‎А. ‎Шенберг. ‎Каждый‏ ‎музыкант ‎«видел»‏ ‎тональности, ‎окрашенными ‎по-разному. ‎Например,‏ ‎у‏ ‎Б. ‎В.‏ ‎Асафьева ‎ре-мажор‏ ‎приобретал ‎изумрудный ‎оттенок, ‎а ‎у‏ ‎Н.М.‏ ‎Римского-Корсакова ‎он‏ ‎был ‎золотистым.‏ ‎Ре-бемоль ‎мажор ‎в ‎представлении ‎А.‏ ‎А.‏ ‎Кенеля‏ ‎был ‎лимонно-желтым,‏ ‎в ‎то‏ ‎время ‎как‏ ‎Б.‏ ‎В. ‎Асафьев‏ ‎изображал ‎его ‎красным, ‎пылающим ‎словно‏ ‎огненное ‎зарево.

Благодаря‏ ‎способности‏ ‎«цветного ‎слуха», ‎А.‏ ‎Н. ‎Скрябин‏ ‎создал ‎собственную ‎систему ‎цветотональности,‏ ‎в‏ ‎которой ‎обозначил‏ ‎до-мажор ‎красным‏ ‎цветом, ‎ре-мажор ‎— ‎желтым, ‎соль-мажор‏ ‎—‏ ‎оранжево-розовым, ‎а‏ ‎ля-мажор ‎—‏ ‎зеленым. ‎В ‎специальной ‎таблице ‎композитора‏ ‎первые‏ ‎тональности‏ ‎полностью ‎повторяли‏ ‎цветовую ‎гамму‏ ‎радуги, ‎остальные‏ ‎обозначались‏ ‎производными ‎цветами.

Р.‏ ‎Р. ‎Фальк ‎не ‎мог ‎оставить‏ ‎в ‎стороне‏ ‎новаторский‏ ‎опыт ‎А. ‎Н.‏ ‎Скрябина.

Д. ‎П.‏ ‎Штеренберг ‎использует ‎простые, ‎почти‏ ‎геометрические‏ ‎формы. ‎Плоскость‏ ‎стола ‎неожиданно‏ ‎становится ‎параллельна ‎плоскости ‎холста. ‎Стол‏ ‎как‏ ‎будто ‎бы‏ ‎опрокинут, ‎но‏ ‎при ‎этом ‎на ‎нем ‎стоят‏ ‎объемные‏ ‎предметы.

Стиль‏ ‎Штеренберга ‎формировался‏ ‎с ‎опорой‏ ‎на ‎кубистическую‏ ‎систему.‏ ‎При ‎этом‏ ‎кубистические ‎приемы ‎сочетаются ‎с ‎изобразительным‏ ‎началом.

Название ‎картины‏ ‎и‏ ‎ее ‎цветовая ‎гамма‏ ‎перекликаются ‎со‏ ‎знаменитой ‎картиной ‎Матисса ‎«Красная‏ ‎комната»,‏ ‎хранящейся ‎в‏ ‎Эрмитаже. ‎Безусловно,‏ ‎Штеренберг ‎знал ‎эту ‎картину.

Рис. ‎14. А.‏ ‎Матисс.‏ ‎Красная ‎комната.‏ ‎1908.

Рис. ‎15. Д.‏ ‎П. ‎Штеренберг. ‎Красный ‎натюрморт. ‎1915.

На‏ ‎обоих‏ ‎полотнах‏ ‎преобладает ‎чистый‏ ‎красный ‎цвет,‏ ‎без ‎каких-либо‏ ‎оттенков‏ ‎и ‎светотени.

Штеренберг‏ ‎детально ‎повторяет ‎палитру ‎Матисса. ‎Синие‏ ‎узоры ‎—‏ ‎синяя‏ ‎бутылка ‎(один ‎и‏ ‎тот ‎же‏ ‎оттенок). ‎Желтая ‎плоскость ‎стула‏ ‎—‏ ‎желтая ‎плоскость‏ ‎стола ‎(точное‏ ‎попадание ‎в ‎цвет).

Форма ‎стола ‎одинаково‏ ‎неправильная,‏ ‎нарушена ‎перспектива.‏ ‎На ‎картине‏ ‎Матисса ‎плоскость ‎стола ‎тоже ‎как‏ ‎будто‏ ‎бы‏ ‎параллельна ‎плоскости‏ ‎самого ‎холста.

Натюрморты‏ ‎М. ‎Ф.‏ ‎Ларионова‏ ‎и ‎Н.‏ ‎С. ‎Гончаровой

Близко ‎к ‎творчеству ‎«Бубновых‏ ‎валетов» ‎стоял‏ ‎М.‏ ‎Ф. ‎Ларионов. ‎Он‏ ‎принял ‎участие‏ ‎в ‎организации ‎первой ‎выставки,‏ ‎но‏ ‎затем ‎создал‏ ‎свое ‎объединение‏ ‎— ‎«Ослиный ‎хвост». ‎С ‎именем‏ ‎Ларионова‏ ‎связано ‎возникновение‏ ‎лучизма ‎—‏ ‎одного ‎из ‎самых ‎первых ‎вариантов‏ ‎беспредметной‏ ‎живописи.

В‏ ‎1913 ‎году‏ ‎Ларионов ‎издал‏ ‎брошюру ‎«Лучизм»,‏ ‎где‏ ‎так ‎сформулировал‏ ‎смысл ‎новой ‎системы: ‎«Лучизм ‎имеет‏ ‎в ‎виду‏ ‎пространственные‏ ‎формы, ‎которые ‎могут‏ ‎возникать ‎от‏ ‎пересечения ‎отраженных ‎лучей ‎различных‏ ‎предметов,‏ ‎формы, ‎выделенные‏ ‎волею ‎художника».‏ ‎Один ‎из ‎самых ‎известных ‎примеров‏ ‎натюрмортов,‏ ‎созданных ‎в‏ ‎направлении ‎лучизма‏ ‎— ‎это ‎«Лучистая ‎скумбрия ‎и‏ ‎колбаса»‏ ‎(1912).‏ ‎Лучизм ‎Ларионова‏ ‎был ‎одним‏ ‎из ‎самых‏ ‎первых‏ ‎вариантов ‎беспредметной‏ ‎живописи.

Рис. ‎16. М. ‎Ф. ‎Ларионов. ‎Лучистая‏ ‎скумбрия ‎и‏ ‎колбаса.‏ ‎1912.

Н. ‎С. ‎Гончарова‏ ‎(«Ослиный ‎хвост»)‏ ‎включала ‎произведения ‎примитивного ‎искусства‏ ‎в‏ ‎свои ‎натюрморты.‏ ‎Есть ‎несколько‏ ‎работ, ‎на ‎которых ‎изображены, ‎помимо‏ ‎других‏ ‎предметов, ‎подносы‏ ‎с ‎турками‏ ‎или ‎каменные ‎идолы.

Рис ‎17. Н. ‎С.‏ ‎Гончарова.‏ ‎Натюрморт‏ ‎с ‎ананасом.‏ ‎1908.

Гончарова ‎интересовалась‏ ‎иконописью, ‎на‏ ‎ее‏ ‎натюрмортах ‎встречаются‏ ‎иконы. ‎В ‎качестве ‎примера ‎можно‏ ‎привести ‎натюрморт‏ ‎«В‏ ‎мастерской ‎художника» ‎(1909).

Рис.‏ ‎18. Н. ‎С.‏ ‎Гончарова. ‎В ‎мастерской ‎художника.‏ ‎1909.‏ ‎

Гончарова ‎предпочитала‏ ‎плоскостные ‎изображения.‏ ‎В ‎«Подсолнухах» ‎(1909) ‎она ‎продемонстрировала‏ ‎свое‏ ‎умение ‎работать‏ ‎с ‎крупными‏ ‎формами ‎и ‎яркими ‎цветами.

На ‎своем‏ ‎полотне‏ ‎Гончарова‏ ‎сопоставляет ‎яркие‏ ‎розовые ‎оттенки‏ ‎занавеса ‎с‏ ‎кричащими‏ ‎желтыми ‎и‏ ‎малиновыми ‎цветами ‎цветов ‎и ‎веток.‏ ‎Как ‎уже‏ ‎было‏ ‎сказано ‎ранее, ‎на‏ ‎творчество ‎авангардистов‏ ‎оказало ‎влияние ‎искусство ‎постимпрессионистов‏ ‎и‏ ‎фовистов, ‎в‏ ‎том ‎числе‏ ‎постимпрессиониста ‎В. ‎Ван ‎Гога. ‎Картина‏ ‎«Подсолнухи»‏ ‎Гончаровой ‎имеет‏ ‎отдаленное ‎сходство‏ ‎с ‎работой ‎Ван ‎Гога ‎с‏ ‎тем‏ ‎же‏ ‎названием. ‎В‏ ‎ней ‎проявляется‏ ‎экспрессивная ‎и‏ ‎живая‏ ‎манера, ‎свойственная‏ ‎Ван ‎Гогу. ‎Кроме ‎этого, ‎заметно‏ ‎влияние ‎декоративно-плоскостных‏ ‎приемов‏ ‎Матисса.

Рис. ‎19. Н. ‎С.‏ ‎Гончарова. ‎Подсолнухи.‏ ‎1909.

Картина ‎«Цветы ‎и ‎перцы»‏ ‎также‏ ‎демонстрирует ‎влияние‏ ‎Матисса ‎на‏ ‎стиль ‎Гончаровой. ‎Поверхность ‎стола, ‎уходящая‏ ‎вглубь,‏ ‎остается ‎невыделенной.‏ ‎Внимание ‎сосредоточено‏ ‎на ‎сочетании ‎цветов: ‎красно-коричневого ‎глиняного‏ ‎кувшина‏ ‎и‏ ‎бело-лиловых ‎крупных‏ ‎цветов ‎ярко-синем‏ ‎фоне. ‎Фон‏ ‎написан‏ ‎широкими ‎и‏ ‎смелыми ‎мазками, ‎как ‎это ‎делал‏ ‎Матисс[12].

Рис. ‎20. Н.‏ ‎С.‏ ‎Гончарова. ‎Цветы ‎и‏ ‎перцы. ‎1909.

Кубистический‏ ‎натюрморт

Кубизм[13] ‎— ‎одно ‎из‏ ‎направлений‏ ‎живописи ‎авангарда.‏ ‎Кубизм ‎возник‏ ‎во ‎Франции, ‎в ‎результате ‎творческих‏ ‎экспериментов‏ ‎П. ‎Пикассо‏ ‎и ‎Ж.‏ ‎Брака.

В ‎аналитическом ‎кубизме ‎формы ‎дробятся‏ ‎на‏ ‎мелкие‏ ‎грани, ‎которые‏ ‎зрительно ‎колеблются,‏ ‎смещаются, ‎создавая‏ ‎неустойчивое,‏ ‎изменчивое ‎изображение.‏ ‎Далее ‎изображение ‎может ‎стать ‎настолько‏ ‎раздробленным, ‎что‏ ‎теряется‏ ‎в ‎множестве ‎колеблющихся‏ ‎плоскостей ‎и‏ ‎становится ‎абстрактным.

В ‎1912 ‎г.‏ ‎возникло‏ ‎важнейшее ‎нововведение‏ ‎кубизма ‎—‏ ‎коллаж, ‎в ‎котором ‎масляная ‎живопись‏ ‎дополняется‏ ‎наклейками ‎из‏ ‎обрывков ‎газет,‏ ‎рекламных ‎объявлений, ‎листов ‎с ‎нотами,‏ ‎обоев‏ ‎или‏ ‎клеенки ‎с‏ ‎декоративными ‎рисунками,‏ ‎с ‎имитацией‏ ‎фактур‏ ‎различных ‎материалов.

Так‏ ‎появилось ‎новые ‎направление ‎— ‎синтетический‏ ‎кубизм. ‎Если‏ ‎аналитический‏ ‎кубизм ‎рассекал ‎объекты‏ ‎и ‎демонтировал‏ ‎живописные ‎формы, ‎то ‎в‏ ‎синтетическом‏ ‎кубизме ‎картина‏ ‎собирается ‎из‏ ‎отдельных ‎разнородных ‎предметов. ‎Коллажи ‎в‏ ‎кубизме‏ ‎не ‎допускают‏ ‎слишком ‎мелкого‏ ‎деления ‎форм, ‎вместо ‎этого ‎используются‏ ‎простые‏ ‎и‏ ‎цельные ‎фигуры,‏ ‎вырезанные ‎ножницами.

Натюрморт‏ ‎О. ‎В.‏ ‎Розановой‏ ‎«Рабочая ‎шкатулка»‏ ‎— ‎это ‎пример ‎кубистического ‎коллажа.‏ ‎Здесь ‎присутствуют‏ ‎вырезки‏ ‎из ‎журналов, ‎например,‏ ‎изображение ‎наперстка‏ ‎и ‎ниток. ‎Картина ‎состоит‏ ‎из‏ ‎отдельных ‎плоскостей,‏ ‎имитирующих ‎различные‏ ‎материалы: ‎деревянная ‎дощечка, ‎отрезы ‎ткани.‏ ‎Фон‏ ‎натюрморта ‎так‏ ‎же ‎составлен‏ ‎из ‎нескольких ‎плоскостей ‎нейтральных ‎оттенков:‏ ‎серый,‏ ‎голубой,‏ ‎черный. ‎Ножницы‏ ‎как ‎будто‏ ‎бы ‎нарисованы‏ ‎поверх‏ ‎отдельных ‎бумажных‏ ‎вырезок. ‎Розанову ‎интересует ‎геометрия ‎их‏ ‎форм: ‎острые‏ ‎треугольные‏ ‎лезвия, ‎круглые ‎ручки.‏ ‎Кубисты ‎любят‏ ‎разбивать ‎предметы ‎на ‎простые‏ ‎геометрические‏ ‎формы.

Рис. ‎21. О.‏ ‎В. ‎Розанова.‏ ‎Рабочая ‎шкатулка. ‎1915.

Н. ‎А. ‎Удальцова‏ ‎—‏ ‎еще ‎одна‏ ‎амазонка ‎русского‏ ‎авангарда, ‎которая ‎наиболее ‎ярко ‎проявила‏ ‎себя‏ ‎в‏ ‎кубизме. ‎Как‏ ‎уже ‎было‏ ‎сказано, ‎русские‏ ‎кубисты‏ ‎ориентировались ‎на‏ ‎творчество ‎П. ‎Пикассо. ‎В ‎1913‏ ‎г. ‎Пикассо‏ ‎написал‏ ‎картину ‎«Гитара ‎и‏ ‎скрипка».

Рис. ‎22. П.‏ ‎Пикассо. ‎Гитара ‎и ‎скрипка.‏ ‎1913.

Вслед‏ ‎за ‎Пикассо‏ ‎в ‎1915‏ ‎г. ‎Н. ‎А. ‎Удальцова ‎создала‏ ‎кубистический‏ ‎натюрморт ‎«Музыкальные‏ ‎инструменты».

Удальцова ‎так‏ ‎же ‎членит ‎изображение ‎музыкальных ‎инструментов‏ ‎на‏ ‎разрозненные‏ ‎геометрические ‎фрагменты:‏ ‎треугольники, ‎трапеции,‏ ‎параллелепипеды. ‎Струнный‏ ‎инструмент‏ ‎разрезан ‎на‏ ‎множество ‎отдельных ‎деталей, ‎не ‎имеющих‏ ‎между ‎собой‏ ‎связи.‏ ‎Изображение ‎очень ‎абстрактное.

Чтобы‏ ‎передать ‎представление‏ ‎о ‎музыкальных ‎инструментах, ‎художница‏ ‎использует‏ ‎прием ‎коллажа:‏ ‎на ‎картине‏ ‎видны ‎фрагменты ‎нотных ‎тетрадей, ‎фрагмент‏ ‎обложки‏ ‎с ‎надписью‏ ‎«Сонаты».

Рис. ‎23. Н.‏ ‎А. ‎Удальцова. ‎Музыкальные ‎инструменты. ‎1915.

Художник-авангардист‏ ‎Л.‏ ‎С.‏ ‎Попова[14] ‎(1889-1924)‏ ‎работала ‎в‏ ‎разных ‎стилях,‏ ‎в‏ ‎том ‎числе‏ ‎в ‎стилях ‎кубофутризма, ‎кубизма ‎и‏ ‎супрематизма.

Вслед ‎за‏ ‎Пикассо,‏ ‎Попова ‎создала ‎большое‏ ‎количество ‎кубистических‏ ‎натюрмортов ‎с ‎гитарой ‎и‏ ‎другими‏ ‎струнными ‎инструментами.‏ ‎Возможность ‎передачи‏ ‎звука ‎через ‎игру ‎разноокрашенных ‎плоскостей‏ ‎волновала‏ ‎многих ‎авангардистов.

Рис.‏ ‎24. Л. ‎С.‏ ‎Попова. ‎Натюрморт. ‎1914.

Рис. ‎25. ‎Л.‏ ‎С.‏ ‎Попова.‏ ‎Итальянский ‎натюрморт.‏ ‎1914.

Рис. ‎26. Л.‏ ‎С. ‎Попова.‏ ‎Кубистическая‏ ‎композиция ‎с‏ ‎письмом ‎(из ‎Рима). ‎1914.

Рис. ‎27. Л.‏ ‎С. ‎Попова.‏ ‎Натюрморт‏ ‎со ‎скрипкой. ‎1914.

Кубистов‏ ‎интересует ‎разложение‏ ‎предмета ‎на ‎составные ‎части.‏ ‎Если‏ ‎Розанова ‎показывает‏ ‎устройство ‎рабочей‏ ‎шкатулки, ‎то ‎Удальцова ‎разбирает ‎на‏ ‎детали‏ ‎часовой ‎механизм.‏ ‎Натюрморт ‎«Часы»‏ ‎— ‎это ‎коллаж, ‎составленный ‎из‏ ‎изображений‏ ‎маятника,‏ ‎шестеренок ‎и‏ ‎фрагментированного ‎циферблата.‏ ‎Попова ‎увлекалась‏ ‎кубофутуризмом,‏ ‎в ‎натюрморте‏ ‎«Часы» ‎проявился ‎ее ‎интерес ‎к‏ ‎теме ‎механизации,‏ ‎индустриализации,‏ ‎скорости, ‎движения. ‎Художница‏ ‎мастерски ‎передает‏ ‎быстрое ‎движение ‎маятника ‎и‏ ‎вращение‏ ‎шестеренок.

Рис. ‎28. Л.‏ ‎С. ‎Попова‏ ‎(1889-1924). ‎Часы. ‎1914 ‎.

Попова ‎экспонировалась‏ ‎на‏ ‎выставках ‎общества‏ ‎«Бубновый ‎валет»‏ ‎(1914, ‎1916). ‎В ‎этом ‎плане‏ ‎одна‏ ‎из‏ ‎наиболее ‎характерных‏ ‎ее ‎работ‏ ‎— ‎это‏ ‎«Натюрморт‏ ‎с ‎подносом»‏ ‎(1915). ‎писям ‎трактирных ‎подносов. ‎Натюрморт‏ ‎Поповой ‎—‏ ‎это‏ ‎кубистический ‎коллаж, ‎составленный‏ ‎из ‎обрывков‏ ‎газет, ‎фрагментов ‎различных ‎текстур,‏ ‎дополненный‏ ‎надписями. ‎Ярко-синие‏ ‎цветы ‎на‏ ‎подносе ‎являются ‎композиционным ‎центром ‎произведения,‏ ‎они‏ ‎притягивают ‎к‏ ‎себе ‎взгляд.‏ ‎Натюрморт ‎как ‎будто ‎бы ‎передает‏ ‎будничную‏ ‎суматоху‏ ‎обычного ‎городского‏ ‎трактира, ‎где‏ ‎спешащие ‎куда-то‏ ‎люди‏ ‎покупают ‎обед‏ ‎и ‎чай. ‎Круглящиеся ‎ритмы ‎и‏ ‎рваные ‎плоскости‏ ‎передают‏ ‎энергетику ‎городской ‎суеты.‏ ‎Натюрморт ‎проникнут‏ ‎светлым ‎радостным ‎чувством, ‎краски‏ ‎теплые,‏ ‎яркие, ‎насыщенные.‏ ‎Натюрморт ‎пестрит‏ ‎контрастными ‎цветами, ‎как ‎это ‎бывает‏ ‎у‏ ‎«бубновых ‎валетов».‏ ‎Синий ‎поднос‏ ‎— ‎и ‎желтоватый ‎цвет ‎бумаги,‏ ‎зеленый‏ ‎—‏ ‎и ‎розоватые,‏ ‎красноватые, ‎красно-коричневые‏ ‎оттенки.

Рис. ‎29.‏ ‎Л.‏ ‎С. ‎Попова.‏ ‎Натюрморт ‎с ‎подносом. ‎1915.

Также ‎Л.‏ ‎С. ‎Попова‏ ‎состояла‏ ‎членом ‎общества ‎К.‏ ‎С. ‎Малевича‏ ‎«Супремус» ‎(1915-1916). ‎Необходимо ‎сказать‏ ‎о‏ ‎двух ‎«Гитарах»‏ ‎(1915). ‎Эти‏ ‎картины ‎составлены ‎из ‎разноцветных ‎плоскостей,‏ ‎имеющих‏ ‎формы ‎геометрических‏ ‎фигур: ‎круг,‏ ‎квадрат ‎и ‎форма ‎восьмерки. ‎На‏ ‎картине‏ ‎Поповой‏ ‎гитара ‎превращается‏ ‎в ‎абстрактную‏ ‎геометрическую ‎фигуру,‏ ‎погруженную‏ ‎в ‎некое‏ ‎трансцендентное ‎пространство. ‎Попова ‎использует ‎всего‏ ‎три ‎цвета:‏ ‎белый,‏ ‎черный ‎и ‎желтый.‏ ‎На ‎второй‏ ‎гитаре ‎тоже ‎три ‎цвета:‏ ‎белый,‏ ‎черный ‎и‏ ‎красный. ‎Цвет‏ ‎чистый, ‎локальный, ‎без ‎оттенков ‎и‏ ‎полутонов.‏ ‎Художница ‎изучает‏ ‎возможности ‎разных‏ ‎палитр ‎и ‎материалов, ‎использует ‎гипс,‏ ‎фанеру,‏ ‎холст,‏ ‎применяет ‎смешанную‏ ‎технику.

Рис. ‎30. Л.‏ ‎С. ‎Попова.‏ ‎Гитара.‏ ‎1915 ‎г.‏ ‎Фанера, ‎масло.

Рис. ‎31. Л. ‎С. ‎Попова.‏ ‎Гитара. ‎1915‏ ‎г.‏ ‎Холст, ‎масло, ‎гипс.

Пикассо‏ ‎использует ‎гитару‏ ‎и ‎скрипку ‎как ‎символы‏ ‎музыки‏ ‎и ‎искусства‏ ‎в ‎целом.‏ ‎Гитара, ‎как ‎более ‎популярный ‎инструмент,‏ ‎символизирует‏ ‎массовую ‎культуру,‏ ‎в ‎то‏ ‎время ‎как ‎скрипка, ‎как ‎более‏ ‎изысканный‏ ‎инструмент,‏ ‎олицетворяет ‎элитарное‏ ‎искусство. ‎Таким‏ ‎образом, ‎картина‏ ‎является‏ ‎аллегорией ‎на‏ ‎противостояние ‎между ‎высоким ‎и ‎низким,‏ ‎классическим ‎и‏ ‎современным,‏ ‎традиционным ‎и ‎новаторским.

К.‏ ‎Малевич ‎творчески‏ ‎переосмысляет ‎картину ‎Пикассо. ‎В‏ ‎это‏ ‎время ‎художник‏ ‎отходит ‎от‏ ‎кубизма ‎и ‎создает ‎свой ‎творческий‏ ‎метод‏ ‎— ‎супрематизм.‏ ‎В ‎1915‏ ‎г. ‎состоялась ‎выставка ‎«0,10», ‎на‏ ‎которой‏ ‎были‏ ‎выставлены ‎супрематические‏ ‎полотна ‎К.‏ ‎Малевича.

«Корова ‎и‏ ‎скрипка»‏ ‎(1913) ‎—‏ ‎это ‎как ‎будто ‎бы ‎пародия‏ ‎на ‎кубистический‏ ‎натюрморт.‏ ‎На ‎скрипке ‎появляется‏ ‎корова, ‎которая‏ ‎неожиданно ‎снижает ‎пафос ‎изображения.

Рис.‏ ‎32. К.‏ ‎Малевич. ‎Корова‏ ‎и ‎скрипка.‏ ‎1913.

Заключение

В ‎1910–1920-е ‎гг. ‎различные ‎направления‏ ‎авангарда‏ ‎сменяют ‎друг‏ ‎друга: ‎фовизм,‏ ‎кубизм, ‎экспрессионизм, ‎футуризм, ‎примитивизм, ‎«лучизм»,‏ ‎аналитическое‏ ‎искусство,‏ ‎абстракционизм, ‎супрематизм.‏ ‎В ‎данной‏ ‎работе ‎мы‏ ‎рассмотрели‏ ‎натюрморты ‎фовистов,‏ ‎кубистов, ‎представителей ‎«лучизма», ‎а ‎также‏ ‎примитивистские ‎натюрморты.

Фовист‏ ‎Матисс‏ ‎и ‎кубист ‎Пикассо‏ ‎оказали ‎большое‏ ‎влияние ‎на ‎творчество ‎русских‏ ‎художников‏ ‎авангарда. ‎Это‏ ‎влияние ‎проявилось‏ ‎в ‎выборе ‎цветов ‎и ‎геометрических‏ ‎форм.

Также‏ ‎авангардисты ‎заимствовали‏ ‎опыт ‎постимпрессионистов‏ ‎Сезанна ‎и ‎Ван ‎Гога, ‎их‏ ‎приемы‏ ‎и‏ ‎композиционные ‎схемы,‏ ‎особенности ‎выбора‏ ‎цветов ‎и‏ ‎расположения‏ ‎фигур ‎на‏ ‎холсте.

Кроме ‎этого, ‎в ‎поиске ‎новых‏ ‎форм ‎авангард‏ ‎обращается‏ ‎к ‎иконописи, ‎к‏ ‎расчищенным ‎от‏ ‎потемневшей ‎олифы ‎древним ‎иконам.‏ ‎Из‏ ‎иконописи ‎авангард‏ ‎заимствует ‎яркие‏ ‎и ‎чистые ‎цвета ‎своих ‎натюрмортов.

Авангардисты‏ ‎испытывали‏ ‎интерес ‎к‏ ‎плоскостному, ‎яркому‏ ‎декоративному ‎стилю ‎трактирных ‎подносов ‎и‏ ‎уличных‏ ‎вывесок.‏ ‎Их ‎привлекал‏ ‎примитивистский ‎стиль‏ ‎народного ‎искусства.

Авангард‏ ‎выдвинул‏ ‎на ‎первый‏ ‎план ‎формальные ‎элементы. ‎Сочетание ‎линий,‏ ‎игра ‎с‏ ‎цветом‏ ‎приобрели ‎определяющее ‎значение.‏ ‎Вот ‎почему‏ ‎у ‎авангардистов ‎так ‎много‏ ‎натюрмортов.‏ ‎Здесь ‎нет‏ ‎сюжета, ‎нет‏ ‎духовного ‎наполнения, ‎но ‎при ‎это‏ ‎есть‏ ‎все ‎возможности‏ ‎для ‎совершения‏ ‎экспериментов ‎над ‎линией ‎и ‎формой.

Одним‏ ‎из‏ ‎ключевых‏ ‎элементов ‎авангардистского‏ ‎искусства ‎является‏ ‎гротеск, ‎он‏ ‎позволяет‏ ‎художникам ‎выразить‏ ‎свою ‎индивидуальность ‎и ‎творческий ‎потенциал,‏ ‎свое ‎видение‏ ‎мира.‏ ‎Авангардисты ‎часто ‎используют‏ ‎гротеск ‎для‏ ‎создания ‎необычных ‎и ‎ярких‏ ‎образов,‏ ‎которые ‎могут‏ ‎быть ‎как‏ ‎забавными ‎(К. ‎Малевич ‎«Корова ‎и‏ ‎скрипка»),‏ ‎так ‎и‏ ‎пугающими ‎(И.И.‏ ‎Машков ‎«Зеркало ‎и ‎лошадиный ‎череп»).‏ ‎Натюрморт‏ ‎Машкова‏ ‎«Зеркало ‎и‏ ‎лошадиный ‎череп»‏ ‎(1919) ‎передает‏ ‎ощущение‏ ‎трагического ‎излома‏ ‎современного ‎бытия. ‎Череп ‎лошади ‎имеет‏ ‎форму, ‎напоминающую‏ ‎вопросительный‏ ‎знак. ‎Художник ‎задается‏ ‎вопросом ‎о‏ ‎будущем ‎страны ‎и ‎будущем‏ ‎искусства,‏ ‎о ‎своей‏ ‎собственной ‎судьбе.

Рис.‏ ‎30. И. ‎И. ‎Машков. ‎Зеркало ‎и‏ ‎лошадиный‏ ‎череп. ‎1919.


[1] Королева‏ ‎О.А. ‎Предметно-пространственные‏ ‎отношения ‎в ‎натюрмортах ‎художников ‎«Бубнового‏ ‎валета»:‏ ‎теоретический‏ ‎аспект ‎//‏ ‎Артикульт. ‎2015.‏ ‎№ ‎18.‏ ‎С.‏ ‎30.

[2] Доронченков ‎И.А.‏ ‎«Бубновый ‎валет» ‎в ‎сознании ‎современников:‏ ‎между ‎Западом‏ ‎и‏ ‎Востоком. ‎Вестник ‎Ленинградского‏ ‎государственного ‎университета‏ ‎им. ‎А. ‎С. ‎Пушкина.‏ ‎2016.‏ ‎№ ‎2.

[3] Сарабьянов‏ ‎Д. ‎В.‏ ‎История ‎русского ‎искусства ‎конца ‎XIX‏ ‎—‏ ‎начала ‎XX‏ ‎века. ‎М.:‏ ‎Галарт ‎Год, ‎2001.

[4] Ромашина ‎Н. ‎А.‏ ‎Технические‏ ‎и‏ ‎композиционные ‎особенности‏ ‎натюрморта ‎в‏ ‎этюде ‎в‏ ‎творчестве‏ ‎русских ‎художников‏ ‎первой ‎половины ‎ХХ ‎века. ‎С.‏ ‎138.

[5] См. ‎Приложение.‏ ‎Рис.‏ ‎7-8.

[6] Поспелов ‎Г.Г. ‎«Бубновый‏ ‎валет»: ‎Примитив‏ ‎и ‎городской ‎фольклор ‎в‏ ‎московской‏ ‎живописи ‎1910–х‏ ‎годов. ‎М.:‏ ‎Советский ‎художник, ‎1990. ‎С. ‎18.

[7] Там‏ ‎же.‏ ‎С. ‎18.

[8] Поспелов‏ ‎Г.Г. ‎«Бубновый‏ ‎валет»: ‎Примитив ‎и ‎городской ‎фольклор‏ ‎в‏ ‎московской‏ ‎живописи ‎1910–х‏ ‎годов. ‎С.‏ ‎8.

[9] Королева ‎О.‏ ‎А.‏ ‎Особенности ‎периодизации‏ ‎натюрмортного ‎творчества ‎Ильи ‎Машкова ‎//‏ ‎Культурная ‎жизнь‏ ‎Юга‏ ‎России. ‎2017. ‎№‏ ‎2. ‎С.‏ ‎17.

[10] Королева ‎О. ‎А. ‎Особенности‏ ‎периодизации‏ ‎натюрмортного ‎творчества‏ ‎Ильи ‎Машкова‏ ‎// ‎Культурная ‎жизнь ‎Юга ‎России.‏ ‎2017.‏ ‎№ ‎2.‏ ‎С. ‎17.

[11] Сарабьянов‏ ‎Д. ‎В. ‎История ‎русского ‎искусства‏ ‎конца‏ ‎XIX‏ ‎— ‎начала‏ ‎XX ‎века.

[12] Поспелов‏ ‎Г.Г. ‎«Бубновый‏ ‎валет»:‏ ‎Примитив ‎и‏ ‎городской ‎фольклор ‎в ‎московской ‎живописи‏ ‎1910–х ‎годов.

[13] Большая‏ ‎российская‏ ‎энциклопедия. ‎URL: ‎https://old.bigenc.ru/fine_art/text/2118251.

[14] Амазонки‏ ‎авангарда: ‎Экстер,‏ ‎Гончарова, ‎Попова, ‎Розанова, ‎Степанова,‏ ‎Удальцова‏ ‎/ ‎под‏ ‎ред. ‎Дж.Э.‏ ‎Боулта ‎и ‎М. ‎Дратта. ‎М.:‏ ‎Галарт,‏ ‎2001. ‎С.‏ ‎184-211

Предыдущий Следующий
Все посты проекта

Статистика

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048