Модерн на улицах Архангельска. Театр Панова (дом Ренни-Шаврина)

Особняк Ренни-Шаврина представляет собой практически исчезнувший с архангельских улиц архитектурный стиль «модерн».
Здание было построено в 1852 году английским купцом Чарльзом Ренни. После этого особняк дважды менял хозяев. В зависимости от вкусов новых владельцев декор фасадов также менялся. На примере этого здания мы видим, как последовательно перемежались ключевые архитектурные стили XIX — начала XX вв. Сначала фасад и интерьеры были оформлены в стиле классицизма. В конце XIX века, со сменой владельца, сменился и стиль отделки: теперь это был романтизм. В 1911 году, по заказу купца Николая Шаврина, фасад вновь переделали. Архитектором нынешнего фасада стал С. А. Пец, выпускник института гражданских инженеров в Санкт-Петербурге. Модерн многое вобрал в себя из неоромантизма, поэтому подобная переделка выглядела органично.
Заказчиками архитектуры и живописи модерна были прежде всего представители крупной буржуазии, известные купеческие семьи: Рябушинские, Морозовы, Мамонтовы и другие. Такие произведения искусства всегда представляли из себя уникальные и дорогостоящие проекты. В данном случае заказчиком дома в стиле «модерн» опять же был богатый зажиточный архангельский купец.
Дом Шаврина (1911) заметно отличался от других деревянных домов Архангельска. Мы сразу обращаем внимание на богатый декор карнизов и выступающие «балкончики» (эркеры). Эркер — это выходящая из плоскости фасада часть помещения, частично или полностью остекленная, улучшающая его освещенность.

Большая остекленная веранда — совершенно не характерный элемент для архангельской гражданской архитектуры. Архангельск — северный край, и делать такие огромные окна крайне непрактично: тепло выдувается сквозь щели и помещение быстро охлаждается. Но, что характерно для архитектуры модерна, в данном случае на первый план выходит эстетическая, декоративная функция, а не прагматическая.

Нужно сказать, что в 1890-е гг. повсеместно проникает стилистика импрессионизма. Ключевые категории импрессионизма — это свет и воздух. Для передачи света и воздуха художники использовали особые приемы: отсутствие черного цвета, четких контур и большое количество ярких цветовых пятен. Эти картины обычно светлые, легкие и жизнерадостные. В русской живописи яркими представителями импрессионизма были К. А. Коровин и В. А. Серов.
Тема света и воздуха нашла свое отражение и в архитектура особняка Шаврина (1911) — в его огромной остекленной веранде.

Особое внимание стоит уделить разнообразию оконных проемов. На одних окнах есть переплеты, на других — нет. Это не современные пластиковые окна, точно так же здание выглядит и на старых фотографиях. Отсутствие оконных переплетов делало помещения еще более светлыми. Также есть небольшие узенькие окошки с решеточкой сверху, не только на веранде, но и в других частях здания.

Мир природных органических форм — источник мотивов для стиля «модерн». При этом природные мотивы подвергаются стилизации и абстрагированию. Если мы внимательно всмотримся в декор эркеров, то сможем разглядеть стилизованные изображения деревьев. Это очень абстрактное изображение, но оно навевает представление о том, как ветви кроны расходятся в разные стороны от ствола и стремятся вверх, к солнцу.

Подобный узор напоминает нам об особняке Рябушинского (1900-1903), где оконный переплет задекорирован в форме дерева. Напомним, что особняк Ренни-Шаврина был перестроен в стиле «модерн» в 1911 г.

В особняке Рябушинского мотив райского сада переносится на фасад здания. По отношению к театру Панова в Архангельске мы также можем говорить о чем-то подобном. Большое количество света, символ дерева — это архетипы, отсылающие нас к образу райского сада.
Сочетание естественных природных коричневых и бежевых тонов фасада театра Панова в Архангельск создает гармоничный и спокойный облик здания.
Цель архитектуры модерна — создать эстетизированную среду, в которой человек может спастись от тревожной атмосферы рубежа веков, и на примере особняка Шаврина мы можем в очередной раз в этом убедиться.
В наши дни в особняке Ренни-Шаврина располагается молодежный театр В. П. Панова. Именно благодаря руководителям театра невзрачное, разваливающееся здание удалось восстановить и придать ему достойный вид.

Также усилиями театра Панова в Архангельске ежегодно организуется международный фестиваль уличных театров. Мероприятие проводится в конце июня и длится целую неделю. В гости к архангелогородцам приезжают воздушные гимнасты, акробаты, музыканты и фокусники из самых разных стран. Концерты проходят с утра до вечера и абсолютно бесплатны.

Подписывайтесь на наш канал в Телеграм, чтобы узнать больше интересного: https://t.me/rus_culture_koltsova