logo Русская культура: литература, искусство, философия

Иконография Преображения Господня. Споры о Фаворском свете

Одно ‎из‏ ‎главных ‎отличий ‎между ‎православием ‎и‏ ‎католичеством ‎заключается‏ ‎в‏ ‎решении ‎вопроса ‎о‏ ‎природе ‎Фаворского‏ ‎света. ‎В ‎католичестве ‎Фаворский‏ ‎свет‏ ‎воспринимается ‎как‏ ‎тварный, ‎в‏ ‎православии ‎— ‎нетварный. ‎Это ‎повлияло‏ ‎на‏ ‎восприятие ‎идеалов‏ ‎эпохи ‎Возрождения‏ ‎и ‎на ‎возникновение ‎двух ‎культурных‏ ‎ареалов:‏ ‎Рах‏ ‎Slavia ‎Orthodoxa‏ ‎(мир ‎православного‏ ‎славянства) ‎и‏ ‎Pax‏ ‎Slavia ‎Latina‏ ‎(мир ‎латинского ‎славянства). ‎Богослов ‎и‏ ‎литературовед, ‎профессор‏ ‎Московской‏ ‎Духовной ‎академии ‎М.‏ ‎М. ‎Дунаев‏ ‎(1945-2008) ‎так ‎передает ‎суть‏ ‎происходившего:

«Смысл‏ ‎Преображения ‎стал‏ ‎главным ‎предметом‏ ‎полемики ‎между ‎исихастами, ‎во ‎главе‏ ‎которых‏ ‎стоял ‎святитель‏ ‎Григорий ‎Палама,‏ ‎и ‎гуманистами, ‎возглавленными ‎калабрийскими ‎монахами‏ ‎Варлаамом‏ ‎и‏ ‎Анкиндином. ‎Собственно,‏ ‎именно ‎в‏ ‎тех ‎спорах‏ ‎и‏ ‎сложилось ‎окончательно‏ ‎то, ‎к ‎чему ‎были ‎предрасположены,‏ ‎что ‎несли‏ ‎в‏ ‎себе, ‎не ‎всегда‏ ‎в ‎проявленном‏ ‎виде, ‎Православие ‎и ‎западное‏ ‎христианство.
Гуманисты,‏ ‎поверженные ‎в‏ ‎спорах ‎и‏ ‎затем ‎давшие ‎своими ‎рассуждениями ‎мощный‏ ‎дополнительный‏ ‎толчок ‎развитию‏ ‎возрожденческих ‎идей,‏ ‎утверждали, ‎что ‎Фаворский ‎свет ‎есть‏ ‎свет‏ ‎физический,‏ ‎новоявленный ‎преобразившимся‏ ‎Христом, ‎доступный‏ ‎земному ‎зрению.‏ ‎Исихасты‏ ‎же ‎учили:‏ ‎Фаворский ‎свет ‎есть ‎свет ‎Божественный,‏ ‎недоступный ‎обычному‏ ‎человеку.‏ ‎Этот ‎свет ‎по‏ ‎самой ‎Божественной‏ ‎природе ‎присущ ‎Христу ‎и‏ ‎был‏ ‎невидим ‎в‏ ‎Его ‎земном‏ ‎воплощении, ‎ибо ‎пребывал ‎прикрытый ‎плотью.‏ ‎В‏ ‎момент ‎Преображения‏ ‎Христос ‎отверз‏ ‎очи ‎Своим ‎ученикам, ‎позволив ‎им‏ ‎узреть‏ ‎то,‏ ‎что ‎они‏ ‎земным ‎зрением‏ ‎увидеть ‎прежде‏ ‎не‏ ‎могли…
Смысл ‎исихазма,‏ ‎его ‎цель ‎заключается ‎именно ‎в‏ ‎таком ‎преображении‏ ‎человека,‏ ‎чтобы ‎его ‎духовному‏ ‎взору ‎оказалось‏ ‎открытым ‎вечно ‎существующее, ‎но‏ ‎по‏ ‎несовершенству ‎человеческому‏ ‎его ‎физическому‏ ‎зрению ‎невидимое ‎и ‎неведомое…
Два ‎типа‏ ‎мировидения‏ ‎и ‎мироосмысления‏ ‎в ‎Православии‏ ‎и ‎западных ‎конфессиях ‎явственно ‎отразились‏ ‎в‏ ‎религиозной‏ ‎живописи, ‎в‏ ‎самом ‎отношении‏ ‎к ‎иконе…»

В‏ ‎данной‏ ‎статье ‎мы‏ ‎рассмотрим ‎вопрос ‎о ‎том, ‎как‏ ‎именно ‎споры‏ ‎о‏ ‎Фаворском ‎свете ‎повлияли‏ ‎на ‎изображение‏ ‎Преображения ‎в ‎католической ‎и‏ ‎православной‏ ‎традиции.

Отдельно ‎отметим‏ ‎отношение ‎обеих‏ ‎традиций ‎к ‎античной ‎языческой ‎культуре.‏ ‎Принято‏ ‎говорить ‎о‏ ‎том, ‎что‏ ‎европейское ‎Возрождение ‎— ‎это ‎возвращение‏ ‎к‏ ‎античным‏ ‎истокам. ‎В‏ ‎действительности ‎все‏ ‎обстоит ‎несколько‏ ‎сложнее.‏ ‎Некоторые ‎элементы‏ ‎языческой ‎иконографии ‎использовались ‎как ‎в‏ ‎православной, ‎так‏ ‎и‏ ‎в ‎католической ‎традиции,‏ ‎в ‎том‏ ‎числе ‎для ‎изображения ‎Преображения.

Тексты,‏ ‎ставшие‏ ‎основой ‎для‏ ‎иконографии ‎Преображения

Преображение‏ ‎— ‎древнейший ‎иконографический ‎сюжет, ‎основанный‏ ‎на‏ ‎Евангелии ‎(Мф.17:1-13;‏ ‎Мк.9:2-13; ‎Лк.9:28-36).‏ ‎Н. ‎В. ‎Покровский[1] отмечает, ‎что ‎особенности‏ ‎изображения‏ ‎Преображения‏ ‎основаны ‎на‏ ‎Евангельском ‎рассказе.

Согласно‏ ‎этому ‎описанию,‏ ‎Христос‏ ‎изображается ‎на‏ ‎горе, ‎которая ‎может ‎иметь ‎разную‏ ‎форму: ‎иногда‏ ‎это‏ ‎небольшое ‎возвышение, ‎иногда‏ ‎— ‎конус‏ ‎с ‎двумя ‎отрогами. ‎Гора‏ ‎изображается‏ ‎условно, ‎и‏ ‎ее ‎очертания‏ ‎могут ‎отличаться. ‎Одежда ‎Спасителя ‎белая,‏ ‎иногда‏ ‎серебряная ‎или‏ ‎золотая. ‎Славу‏ ‎Христа ‎также ‎передает ‎мандорла, ‎цвет‏ ‎ореола‏ ‎которой‏ ‎может ‎быть‏ ‎небесно-голубым, ‎светло-синим‏ ‎или ‎белым.

Отражение‏ ‎славы‏ ‎Спасителя, ‎преобразившегося‏ ‎на ‎горе ‎Фавор, ‎изображается ‎на‏ ‎собеседниках ‎и‏ ‎апостолах‏ ‎в ‎виде ‎лучей,‏ ‎исходящих ‎от‏ ‎первоисточника ‎света: ‎«из ‎плоти‏ ‎твоея‏ ‎лучи ‎Божества‏ ‎исхождаху ‎пророком‏ ‎и ‎апостолом» ‎(ин. ‎ирмос ‎4-й‏ ‎песни‏ ‎кан. ‎6‏ ‎Авг.2).

Собеседники ‎Христа‏ ‎на ‎древневизантийских ‎памятниках ‎часто ‎изображаются‏ ‎в‏ ‎двух‏ ‎определенных ‎образах:‏ ‎Илия ‎—‏ ‎как ‎старец,‏ ‎и‏ ‎Моисей ‎—‏ ‎как ‎молодой ‎человек. ‎С ‎XI–XII‏ ‎веков ‎атрибутом‏ ‎Моисея‏ ‎становится ‎книга, ‎которую‏ ‎он ‎держит‏ ‎в ‎руках. ‎Скрижали ‎—‏ ‎явление‏ ‎новое.

В ‎византийских‏ ‎и ‎русских‏ ‎памятниках ‎апостолы, ‎ставшие ‎свидетелями ‎чуда‏ ‎Преображения,‏ ‎никогда ‎не‏ ‎изображаются ‎спящими‏ ‎или ‎потерявшими ‎сознание, ‎как ‎это‏ ‎иногда‏ ‎встречается‏ ‎в ‎памятниках‏ ‎западного ‎искусства.‏ ‎Вместо ‎этого,‏ ‎несмотря‏ ‎на ‎сильный‏ ‎страх ‎и ‎ослепление ‎от ‎яркого‏ ‎света, ‎в‏ ‎их‏ ‎образах ‎присутствуют ‎признаки‏ ‎жизни ‎и‏ ‎движения.

Рука ‎Бога ‎Отца, ‎символизирующая‏ ‎Его‏ ‎присутствие, ‎изображается‏ ‎выступающей ‎из‏ ‎неба ‎в ‎форме ‎сегмента ‎круга.‏ ‎Этот‏ ‎образ ‎присутствует‏ ‎на ‎самых‏ ‎ранних ‎изображениях ‎события ‎и ‎сохраняется‏ ‎до‏ ‎Нового‏ ‎времени. ‎В‏ ‎памятниках ‎XVII–XVIII‏ ‎веков ‎этот‏ ‎образ‏ ‎иногда ‎заменяется‏ ‎изображением ‎Бога ‎Отца ‎в ‎виде‏ ‎старца ‎в‏ ‎облаках.

Богослужение‏ ‎празднику ‎Преображения ‎Господня‏ ‎складывалось ‎постепенно.‏ ‎Тексты ‎праздничного ‎богослужения, ‎которые‏ ‎мы‏ ‎слышим ‎в‏ ‎храмах ‎в‏ ‎наши ‎дни, ‎были ‎написаны ‎византийскими‏ ‎гимнографами‏ ‎в ‎V–VIII‏ ‎веках. ‎Самые‏ ‎известные ‎песнопевцы: ‎Анатолий, ‎патриарх ‎Цареградский‏ ‎(V‏ ‎век),‏ ‎преподобные ‎Иоанн‏ ‎Дамаскин ‎и‏ ‎Козма ‎Маиумский‏ ‎(VIII‏ ‎век). ‎Следует‏ ‎отметить, ‎что ‎в ‎праздничной ‎службе‏ ‎указаны ‎авторы‏ ‎немногих‏ ‎стихир, ‎так ‎что‏ ‎мы ‎знаем‏ ‎далеко ‎не ‎всех ‎гимнографов.‏ ‎В‏ ‎стихирах ‎на‏ ‎праздник ‎Преображения‏ ‎Господня ‎описываются ‎события, ‎свидетелями ‎которых‏ ‎стали‏ ‎ближайшие ‎ученики‏ ‎Христа, ‎а‏ ‎также ‎содержатся ‎пророчества ‎о ‎них‏ ‎и‏ ‎толкование‏ ‎совершившегося. ‎В‏ ‎текстах ‎праздничной‏ ‎службы ‎указывается‏ ‎смысл‏ ‎Преображения ‎Господня.‏ ‎Исус ‎Христос ‎преобразился ‎для ‎того,‏ ‎чтобы ‎уверить‏ ‎апостолов‏ ‎в ‎Своем ‎Божестве‏ ‎и ‎тем‏ ‎приготовить ‎их ‎к ‎«зрению»‏ ‎будущих‏ ‎Его ‎страданий‏ ‎и ‎научить‏ ‎тому, ‎что ‎люди, ‎«облиставшие ‎высотою‏ ‎добродетелей,‏ ‎сподобятся ‎Божественной‏ ‎славы».

В ‎каноне‏ ‎Преображению ‎Господню ‎говорится ‎о ‎том,‏ ‎что‏ ‎Преображение‏ ‎как ‎бы‏ ‎озарило ‎души‏ ‎избранных ‎духовным‏ ‎светом,‏ ‎раскрыло ‎им‏ ‎божество ‎Спасителя, ‎соединившееся ‎в ‎Нем‏ ‎с ‎человечеством,‏ ‎и‏ ‎утвердило ‎их ‎в‏ ‎вере ‎в‏ ‎обетовании ‎Господа. ‎В ‎преображении‏ ‎свет‏ ‎Божеского ‎естества‏ ‎воссиял ‎под‏ ‎покровом ‎человеческой ‎плоти, ‎которая ‎сама‏ ‎по‏ ‎себе, ‎как‏ ‎непричастная ‎греху,‏ ‎была ‎и ‎явилась ‎совершенной. ‎В‏ ‎Апостоле‏ ‎(2‏ ‎Петра ‎I,‏ ‎10–19) ‎дополняется‏ ‎мысль ‎канона,‏ ‎что‏ ‎Фаворское ‎явление‏ ‎славы ‎Господа ‎есть ‎доказательство ‎Божественного‏ ‎величия ‎Его.

В.‏ ‎Д.‏ ‎Сарабьянов ‎отмечает, ‎что‏ ‎Страстной ‎символизм‏ ‎событий ‎Преображения, ‎описанных ‎в‏ ‎Евангелии‏ ‎и ‎интерпретированных‏ ‎святыми ‎отцами,‏ ‎тесно ‎связывает ‎эту ‎композицию ‎с‏ ‎циклами‏ ‎страстей ‎Христовых‏ ‎или ‎программами,‏ ‎в ‎которых ‎акцент ‎делается ‎на‏ ‎теме‏ ‎Смерти‏ ‎и ‎Воскресения[2]. В‏ ‎Евангелии ‎Преображение‏ ‎описывается ‎между‏ ‎двумя‏ ‎предсказаниями ‎Христа‏ ‎о ‎Своей ‎скорой ‎кончине: ‎«С‏ ‎того ‎времени‏ ‎начал‏ ‎Иисус ‎открывать ‎ученикам‏ ‎Своим, ‎что‏ ‎Ему ‎должно ‎идти ‎в‏ ‎Иерусалим‏ ‎и ‎много‏ ‎пострадать ‎от‏ ‎старейшин ‎и ‎первосвященников ‎и ‎книжников,‏ ‎и‏ ‎быть ‎убиту,‏ ‎и ‎в‏ ‎третий ‎день ‎воскреснуть ‎(Мф ‎16.‏ ‎21;‏ ‎см.‏ ‎также: ‎Мф‏ ‎17. ‎1–13,‏ ‎22–23; ‎Мк‏ ‎8.‏ ‎31 ‎—‏ ‎9. ‎1; ‎9. ‎2–13, ‎30–32;‏ ‎Лк ‎9.‏ ‎22–27,‏ ‎37–43, ‎44–45).

В ‎XVIII‏ ‎веке ‎афонский‏ ‎богослов ‎Никодим ‎Святогорец, ‎основываясь‏ ‎на‏ ‎трудах ‎Иоанна‏ ‎Дамаскина, ‎Евсевия‏ ‎Кесарийского ‎и ‎других ‎авторов, ‎утверждал,‏ ‎что‏ ‎Преображение ‎Господне‏ ‎произошло ‎за‏ ‎сорок ‎дней ‎до ‎Распятия, ‎то‏ ‎есть‏ ‎в‏ ‎феврале. ‎Однако‏ ‎праздник ‎был‏ ‎перенесен ‎на‏ ‎август,‏ ‎так ‎как‏ ‎в ‎противном ‎случае ‎он ‎бы‏ ‎всегда ‎совпадал‏ ‎с‏ ‎Великим ‎постом, ‎что‏ ‎противоречило ‎бы‏ ‎великопостному ‎богослужению. ‎Такое ‎понимание‏ ‎праздника‏ ‎отражено ‎в‏ ‎многих ‎богослужебных‏ ‎текстах.

Вся ‎праздничная ‎служба ‎на ‎Преображение,‏ ‎первые‏ ‎стихиры ‎которой‏ ‎начинаются ‎со‏ ‎слов ‎«Прежде ‎Креста ‎Твоего, ‎Господи»,‏ ‎пронизана‏ ‎мыслью‏ ‎о ‎том,‏ ‎что ‎божественная‏ ‎сущность ‎Христа‏ ‎была‏ ‎открыта ‎апостолам‏ ‎незадолго ‎до ‎событий ‎Страстного ‎цикла,‏ ‎чтобы ‎впоследствии‏ ‎им‏ ‎стало ‎понятно ‎добровольное‏ ‎принятие ‎Сыном‏ ‎крестных ‎страданий[3]: «На ‎горе ‎преобразился‏ ‎еси,‏ ‎и ‎якоже‏ ‎вмещаху ‎ученицы‏ ‎Твои, ‎славу ‎Твою, ‎Христе ‎Боже,‏ ‎видеша,‏ ‎да ‎егда‏ ‎Тя ‎узрят‏ ‎распинаема, ‎страдание ‎убо ‎уразумеют ‎вольное»‏ ‎(Кондак,‏ ‎глас‏ ‎7).

Формирование ‎иконографии‏ ‎Преображения

Н. ‎В.‏ ‎Покровский[4] отмечает, ‎что‏ ‎первая‏ ‎известная ‎мозаика‏ ‎с ‎изображением ‎Преображения ‎находится ‎в‏ ‎Сант-Аполлинаре-ин-Классе (VI ‎в.).‏  ‎Композиция‏ ‎расположена ‎в ‎конхе‏ ‎апсиды ‎базилики,‏ ‎где ‎традиционно ‎размещались ‎теофанические‏ ‎изображения,‏ ‎то ‎есть‏ ‎изображения ‎явлений‏ ‎божества. ‎Фигура ‎Христа ‎передана ‎при‏ ‎помощи‏ ‎символа ‎—‏ ‎четырехконечного ‎креста‏ ‎в ‎круге ‎(клипеусе) ‎среди ‎сияющих‏ ‎звезд.‏ ‎По‏ ‎сторонам ‎креста‏ ‎— ‎символические‏ ‎буквы ‎альфа‏ ‎и‏ ‎омега, ‎означающие‏ ‎начало ‎и ‎конец. ‎По ‎левую‏ ‎сторону ‎круга‏ ‎Моисей,‏ ‎по ‎правую ‎Илия,‏ ‎обе ‎фигуры‏ ‎простирают ‎руки ‎к ‎кресту.‏ ‎В‏ ‎верхней ‎части‏ ‎композиции ‎изображена‏ ‎рука ‎— ‎эмблема ‎Бога ‎Отца.‏ ‎Ниже‏ ‎гора ‎Фавор,‏ ‎с ‎деревьями,‏ ‎среди ‎которых ‎находятся ‎три ‎агнца,‏ ‎означающие‏ ‎Петра,‏ ‎Иакова ‎и‏ ‎Иоанна. ‎У‏ ‎подножия ‎горы‏ ‎стоит‏ ‎св. ‎Аполлинарий‏ ‎и ‎двенадцать ‎агнцев ‎— ‎апостолов.‏ ‎Покровский ‎пишет,‏ ‎что‏ ‎здесь ‎можно ‎найти‏ ‎все ‎главные‏ ‎элементы ‎стандартной ‎композиции: ‎Христа‏ ‎с‏ ‎ореолом, ‎Моисея,‏ ‎Илию ‎и‏ ‎трех ‎апостолов. ‎Наличие ‎фигуры ‎Св.‏ ‎Аполлинария‏ ‎связано ‎с‏ ‎тем, ‎что‏ ‎храм ‎посвящен ‎в ‎его ‎честь.

На‏ ‎несколько‏ ‎десятилетий‏ ‎позднее ‎была‏ ‎создана ‎мозаика‏ ‎храма ‎св.‏ ‎Екатерины‏ ‎на ‎Синае‏ ‎(VI ‎в.). Мозаика ‎также ‎расположена ‎в‏ ‎конхе ‎апсиды.‏ ‎Здесь‏ ‎наблюдается ‎переход ‎от‏ ‎символического ‎изображения‏ ‎к ‎прямому. ‎Христос ‎одет‏ ‎в‏ ‎сияющие ‎золотые‏ ‎и ‎белые‏ ‎одежды. ‎Его ‎фигура ‎окружена ‎синей‏ ‎мандорлой‏ ‎яйцевидной ‎формы.‏ ‎Сияние, ‎исходящее‏ ‎от ‎тела ‎Спасителя, ‎сосредоточено ‎в‏ ‎белых‏ ‎лучах‏ ‎света, ‎расходящихся‏ ‎в ‎стороны‏ ‎от ‎центра‏ ‎мандорлы.‏ ‎По ‎бокам‏ ‎от ‎Христа ‎изображены ‎Моисей ‎и‏ ‎Илия, ‎а‏ ‎внизу‏ ‎— ‎три ‎апостола:‏ ‎коленопреклоненный ‎Иоанн,‏ ‎упавший ‎ниц ‎Петр ‎и‏ ‎падающий‏ ‎Иаков.

На ‎Трулльском‏ ‎соборе, ‎состоявшемся‏ ‎в ‎691-692 ‎годах, ‎было ‎принято‏ ‎решение‏ ‎окончательно ‎запретить‏ ‎использование ‎символических‏ ‎изображений.

Страстной ‎символизм ‎событий ‎Преображения

Во ‎времена‏ ‎иконоборчества,‏ ‎которое‏ ‎длилось ‎с‏ ‎VIII ‎до‏ ‎начала ‎IX‏ ‎века,‏ ‎сформировалась ‎программа‏ ‎храмовой ‎росписи ‎с ‎множеством ‎сложных‏ ‎внутренних ‎связей.‏ ‎В.‏ ‎Д. ‎Сарабьянов[5] подробно ‎описывает‏ ‎этот ‎период.‏ ‎С ‎раннего ‎послеиконоборческого ‎периода‏ ‎главной‏ ‎темой ‎в‏ ‎иконографии ‎Преображения‏ ‎стала ‎тема ‎Страстей ‎Христовых. ‎Самые‏ ‎ранние‏ ‎примеры ‎такого‏ ‎подхода ‎можно‏ ‎найти ‎в ‎каппадокийских ‎росписях ‎X–XI‏ ‎веков.

В‏ ‎Новой‏ ‎Токали ‎килисе (950-960-е‏ ‎гг.) ‎«Преображение»‏ ‎приобретает ‎явный‏ ‎Страстной‏ ‎контекст ‎и‏ ‎выделяется ‎в ‎системе ‎росписи ‎храма.‏ ‎Центральная ‎апсида‏ ‎украшена‏ ‎монументальным ‎«Распятием» ‎с‏ ‎расширенной ‎иконографией,‏ ‎а ‎под ‎ним ‎располагаются‏ ‎четыре‏ ‎сцены: ‎«Погребение»,‏ ‎«Снятие ‎с‏ ‎креста», ‎«Сошествие ‎во ‎ад» ‎и‏ ‎«Жены‏ ‎мироносицы ‎у‏ ‎Гроба ‎Господня».‏ ‎Примечательно, ‎что ‎темы ‎смерти ‎и‏ ‎воскресения‏ ‎также‏ ‎представлены ‎в‏ ‎композициях ‎«Успение»‏ ‎и ‎«Преображение»,‏ ‎которые‏ ‎размещены ‎в‏ ‎нишах, ‎окружающих ‎алтарь, ‎и ‎являются‏ ‎одними ‎из‏ ‎наиболее‏ ‎заметных ‎сюжетов ‎всей‏ ‎росписи. ‎В‏ ‎рамках ‎алтарной ‎программы ‎жертвенный‏ ‎символизм‏ ‎этих ‎сцен‏ ‎становится ‎очевидным.

Северо-западная‏ ‎капелла ‎кафоликона ‎Осиос ‎Лукас ‎(около‏ ‎1030‏ ‎г.) ‎предлагает‏ ‎другой ‎подход‏ ‎к ‎интерпретации. ‎Здесь ‎«Преображение» ‎вместе‏ ‎с‏ ‎«Вознесением‏ ‎пророка ‎Илии»‏ ‎и ‎«Распятием»‏ ‎формирует ‎основу‏ ‎иконографической‏ ‎программы ‎небольшого‏ ‎помещения, ‎предназначенного ‎для ‎отпевания.

В ‎пещерной‏ ‎церкви ‎Сакли‏ ‎килисе была‏ ‎обнаружена ‎погребальная ‎программа‏ ‎середины ‎XI‏ ‎в., ‎включающая ‎в ‎себя‏ ‎«Преображение».‏ ‎Западная ‎половина‏ ‎храма ‎содержит‏ ‎сцены ‎из ‎Евангелия, ‎расположенные ‎без‏ ‎учета‏ ‎хронологии, ‎но‏ ‎с ‎акцентом‏ ‎на ‎символическое ‎соответствие ‎сюжетов. ‎«Преображение»‏ ‎находится‏ ‎в‏ ‎северной ‎части‏ ‎западной ‎стены‏ ‎рядом ‎с‏ ‎«Распятием»,‏ ‎расположенным ‎на‏ ‎северной ‎стене.

В ‎XII ‎в. ‎также‏ ‎можно ‎найти‏ ‎ряд‏ ‎примеров, ‎когда ‎«Преображение»,‏ ‎включенное ‎в‏ ‎евангельский ‎ряд ‎сцен, ‎располагается‏ ‎не‏ ‎на ‎своем‏ ‎традиционном ‎хронологическом‏ ‎месте, ‎а ‎среди ‎сюжетов, ‎связанных‏ ‎со‏ ‎Страстной ‎частью‏ ‎повествования. ‎Это‏ ‎отчетливо ‎видно ‎в ‎росписях ‎церкви‏ ‎Св.‏ ‎Пантелеймона‏ ‎в ‎Нерези (около‏ ‎1164), ‎где‏ ‎в ‎нижнем‏ ‎ряду‏ ‎росписей ‎наоса‏ ‎находятся ‎несколько ‎евангельских ‎сцен, ‎в‏ ‎которых ‎приоритет‏ ‎отдается‏ ‎Страстным ‎сюжетам. ‎Повествование‏ ‎сохранившейся ‎части‏ ‎декораций ‎начинается ‎в ‎южном‏ ‎рукаве,‏ ‎где ‎на‏ ‎южной ‎стене‏ ‎расположено ‎«Сретение», ‎а ‎на ‎западной‏ ‎—‏ ‎«Преображение». ‎В‏ ‎западном ‎рукаве‏ ‎последовательно ‎изображены ‎«Воскрешение ‎Лазаря» ‎на‏ ‎южной‏ ‎стене,‏ ‎затем ‎«Рождество‏ ‎Богоматери» ‎и‏ ‎«Введение ‎во‏ ‎храм»‏ ‎над ‎западным‏ ‎входом, ‎и ‎«Вход ‎в ‎Иерусалим»‏ ‎на ‎северной‏ ‎стене.‏ ‎В ‎северном ‎рукаве‏ ‎находятся ‎«Снятие‏ ‎со ‎креста» ‎и ‎«Оплакивание».‏ ‎В‏ ‎этом ‎ряду‏ ‎присутствуют ‎только‏ ‎два ‎нестрастных ‎сюжета ‎— ‎«Сретение»‏ ‎и‏ ‎«Преображение». ‎Их‏ ‎символическое ‎значение‏ ‎связано ‎с ‎прообразами ‎грядущих ‎страстей‏ ‎Христовых.

Традиция‏ ‎перестановки‏ ‎«Преображения» ‎продолжается‏ ‎и ‎в‏ ‎поствизантийский ‎период.‏ ‎В‏ ‎древнерусском ‎искусстве‏ ‎также ‎широко ‎распространено ‎Страстное ‎толкование‏ ‎«Преображения». ‎Вероятно,‏ ‎уже‏ ‎в ‎росписях ‎Софийского‏ ‎собора ‎в‏ ‎Киеве (вторая ‎четверть ‎XI ‎века)‏ ‎«Преображение»‏ ‎было ‎связано‏ ‎со ‎Страстной‏ ‎тематикой ‎и ‎располагалось ‎на ‎западном‏ ‎склоне‏ ‎южного ‎свода‏ ‎рядом ‎с‏ ‎«Распятием», ‎сохранившимся ‎в ‎южном ‎люнете[6].

В‏ ‎конце‏ ‎XIII‏ ‎века ‎Страстной‏ ‎цикл ‎выделяется‏ ‎в ‎отдельный‏ ‎повествовательный‏ ‎ряд, ‎который‏ ‎становится ‎неотъемлемой ‎частью ‎храмовой ‎росписи.‏ ‎Этот ‎ряд‏ ‎располагается‏ ‎в ‎средней ‎зоне‏ ‎стен, ‎а‏ ‎его ‎ключевые ‎моменты ‎обычно‏ ‎находятся‏ ‎на ‎стенах‏ ‎вимы, ‎проникая‏ ‎в ‎алтарное ‎пространство ‎и ‎обрамляя‏ ‎изображение‏ ‎Евхаристии.

В ‎Спасо-Преображенском‏ ‎соборе ‎Мирожского‏ ‎монастыря (около ‎1140 ‎года) ‎композиция ‎«Преображение»‏ ‎расположена‏ ‎на‏ ‎своде ‎вимы.‏ ‎В ‎этом‏ ‎соборе ‎основное‏ ‎внимание‏ ‎уделяется ‎догматическому‏ ‎содержанию ‎росписей, ‎связанному ‎с ‎богословскими‏ ‎спорами ‎XII‏ ‎века‏ ‎о ‎двух ‎природах‏ ‎Иисуса ‎Христа‏ ‎и ‎сущности ‎евхаристической ‎жертвы.‏ ‎Теофанический‏ ‎и ‎Страстной‏ ‎контексты ‎определяют‏ ‎положение ‎этой ‎композиции ‎в ‎алтарной‏ ‎программе‏ ‎собора ‎Мирожского‏ ‎монастыря.

Влияние ‎исихастских‏ ‎споров ‎на ‎иконографию ‎Преображения

Нельзя ‎не‏ ‎отметить,‏ ‎что‏ ‎иконография ‎Преображения‏ ‎Господня ‎отражает‏ ‎вероучительную ‎дискуссию‏ ‎о‏ ‎природе ‎Фаворского‏ ‎света, ‎которая ‎возникла ‎между ‎святителем‏ ‎Григорием ‎Паламой‏ ‎и‏ ‎Варлаамом ‎Калабрийским ‎в‏ ‎XIV ‎в.

Святитель‏ ‎Григорий ‎утверждал, ‎что ‎апостолы‏ ‎на‏ ‎Фаворе ‎увидели‏ ‎особый ‎духовный‏ ‎свет, ‎имеющий ‎нетварную ‎Божественную ‎природу‏ ‎и‏ ‎происходящий ‎от‏ ‎Самого ‎Бога.‏ ‎Этот ‎свет ‎является ‎предвечным ‎сиянием‏ ‎Пресвятой‏ ‎Троицы‏ ‎и ‎символизирует‏ ‎благодать, ‎доступную‏ ‎человеку ‎через‏ ‎приобщение‏ ‎к ‎Богу.

Варлаам‏ ‎же ‎считал, ‎что ‎апостолы ‎видели‏ ‎обычный ‎физический‏ ‎свет,‏ ‎подобный ‎солнечному. ‎Дискуссия‏ ‎о ‎Фаворском‏ ‎свете ‎привела ‎к ‎спорам‏ ‎о‏ ‎Божественной ‎сущности‏ ‎и ‎Божественных‏ ‎энергиях, ‎а ‎также ‎к ‎развитию‏ ‎учения‏ ‎о ‎благодати‏ ‎и ‎возможности‏ ‎приобщения ‎к ‎Божественному ‎свету.

Споры ‎о‏ ‎Фаворском‏ ‎свете‏ ‎повлияли ‎на‏ ‎византийское ‎и‏ ‎русское ‎искусство‏ ‎XIV‏ ‎в. ‎и‏ ‎привели ‎к ‎изменениям ‎в ‎иконографии‏ ‎Преображения. ‎Рассмотрим‏ ‎эти‏ ‎изменения ‎на ‎примере‏ ‎иконы ‎круга‏ ‎Феофана ‎Грека ‎(1403).

Во-первых, ‎меняется‏ ‎форма‏ ‎мандорлы. ‎Если‏ ‎ранее ‎мандорла‏ ‎была ‎округлой, ‎то ‎теперь ‎вокруг‏ ‎фигуры‏ ‎Спасителя ‎появляется‏ ‎сияние ‎сложной‏ ‎формы, ‎напоминающее ‎звезду. ‎Подобное ‎изображение‏ ‎мы‏ ‎видим‏ ‎не ‎только‏ ‎на ‎иконе‏ ‎круга ‎Феофана‏ ‎Грека,‏ ‎но ‎и‏ ‎на ‎других.

Во-вторых, ‎идея ‎столкновения ‎нетварного‏ ‎Божественного ‎света‏ ‎и‏ ‎тварного ‎мира ‎находит‏ ‎отражение ‎в‏ ‎изображении ‎апостолов. ‎Их ‎позы‏ ‎и‏ ‎жесты ‎подчеркивают‏ ‎невыносимость ‎сияния‏ ‎и ‎невозможность ‎созерцать ‎его ‎земными‏ ‎глазами.

В-третьих,‏ ‎гора ‎Фавор‏ ‎стала ‎занимать‏ ‎в ‎композиции ‎Преображения ‎намного ‎больше‏ ‎места.‏ ‎Это‏ ‎связано ‎с‏ ‎идеей ‎столкновения‏ ‎миров ‎горнего‏ ‎и‏ ‎дольнего. ‎На‏ ‎иконе ‎круга ‎Феофана ‎Грека ‎«разросшаяся»‏ ‎гора ‎Фавор‏ ‎дополняется‏ ‎второстепенными ‎сценами: ‎восхождение‏ ‎Христа ‎с‏ ‎апостолами ‎и ‎нисхождение ‎с‏ ‎горы,‏ ‎а ‎также‏ ‎сцены ‎с‏ ‎пророками ‎Илией ‎и ‎Моисеем. ‎Иоанн‏ ‎Златоуст‏ ‎указывает, ‎что‏ ‎Моисей ‎представляет‏ ‎мир ‎мертвых, ‎а ‎Илия ‎—‏ ‎мир‏ ‎живых.‏ ‎Таким ‎образом,‏ ‎дополнительная ‎сцена‏ ‎подчеркивает ‎значение‏ ‎события‏ ‎для ‎всего‏ ‎человечества, ‎включая ‎живущих ‎на ‎земле,‏ ‎пребывающих ‎на‏ ‎небесах‏ ‎и ‎находящихся ‎в‏ ‎мире ‎мертвых.‏ ‎Согласно ‎Василию ‎Великому, ‎Преображение‏ ‎Господне‏ ‎было ‎предвосхищением‏ ‎Второго ‎Пришествия,‏ ‎и ‎Христос ‎явился ‎на ‎горе‏ ‎Фавор‏ ‎во ‎славе‏ ‎будущего ‎века‏ ‎как ‎Господь ‎живых ‎и ‎мертвых.‏ ‎Эти‏ ‎идеи‏ ‎отражены ‎в‏ ‎богослужебных ‎текстах:‏ ‎Господь ‎повелел‏ ‎«въшедъшому‏ ‎яко ‎на‏ ‎нбо ‎Илии ‎сънити, ‎и ‎оумершому‏ ‎Моисею ‎въскрснути‏ ‎из‏ ‎мртвыих, ‎и ‎възведе‏ ‎я ‎на‏ ‎гору, ‎да ‎покажетъ ‎им‏ ‎яко‏ ‎снъ ‎есть‏ ‎бжии… ‎И‏ ‎апсли ‎разумеша, ‎яо ‎же ‎съи‏ ‎Гь‏ ‎Iссъ ‎есть‏ ‎погреблъ ‎Моисея,‏ ‎иже ‎и ‎призва ‎и, ‎и‏ ‎Илию‏ ‎съ‏ ‎есть ‎възвелъ‏ ‎на ‎высоту,‏ ‎не ‎ведеаше‏ ‎бо‏ ‎никто ‎же‏ ‎гроба ‎Моиссеова, ‎разве ‎и ‎сего,‏ ‎ни ‎пакы‏ ‎не‏ ‎ведеше ‎никто ‎же‏ ‎Илию, ‎где‏ ‎есть, ‎разве ‎и ‎иже‏ ‎и‏ ‎есть ‎възялъ,‏ ‎съ ‎бо‏ ‎един ‎владетъ ‎живыими ‎и ‎мртвыими,‏ ‎и‏ ‎нбсем, ‎и‏ ‎адом…» ‎Анализ‏ ‎русских ‎икон ‎XVI–XVII ‎веков ‎с‏ ‎изображением‏ ‎композиции‏ ‎«Преображение» ‎показал‏ ‎множество ‎произведений,‏ ‎включающих ‎сцены‏ ‎из‏ ‎истории ‎Илии‏ ‎и ‎Моисея[7].

Иконография ‎Преображения ‎в ‎искусстве‏ ‎Западной ‎Европы

Католическая‏ ‎теология‏ ‎не ‎признает ‎различия‏ ‎между ‎сущностью‏ ‎и ‎энергиями ‎Бога, ‎поэтому‏ ‎свет‏ ‎Преображения ‎воспринимается‏ ‎западными ‎богословами‏ ‎как ‎чувственный, ‎сотворенный ‎свет, ‎предназначенный‏ ‎для‏ ‎просвещения ‎апостолов‏ ‎на ‎горе‏ ‎Фавор. ‎Этот ‎свет ‎не ‎связан‏ ‎с‏ ‎познанием‏ ‎Бога ‎и‏ ‎спасением.

Н. ‎В.‏ ‎Покровский[8] отмечает, ‎что‏ ‎на‏ ‎Западе ‎праздник‏ ‎Преображения ‎не ‎был ‎широко ‎распространен‏ ‎до ‎XV‏ ‎века,‏ ‎поэтому ‎изображения ‎этого‏ ‎события ‎в‏ ‎древних ‎памятниках ‎редки.

На ‎картине‏ ‎Беато‏ ‎Анжелико ‎«Преображение», написанной‏ ‎в ‎XV‏ ‎в., ‎нет ‎никаких ‎особых ‎знаков‏ ‎того,‏ ‎что ‎Христос‏ ‎в ‎момент‏ ‎Преображения ‎изменил ‎Свой ‎облик. ‎Единственное,‏ ‎что‏ ‎можно‏ ‎отметить, ‎это‏ ‎Его ‎белые‏ ‎одежды. ‎Из‏ ‎иконы‏ ‎не ‎понятно,‏ ‎почему ‎апостолы ‎пали ‎ниц ‎перед‏ ‎Спасителем.

Также ‎необходимо‏ ‎сказать‏ ‎о ‎Джованни ‎Беллини, чье‏ ‎искусство ‎«является‏ ‎одной ‎из ‎вершин ‎венецианской‏ ‎живописи‏ ‎Ренессанса»[9]. (С. ‎84).‏ ‎Беллини ‎создал‏ ‎несколько ‎изображений ‎«Преображения». ‎Одно ‎из‏ ‎таких‏ ‎произведений ‎—‏ ‎«Преображение ‎Господне»‏ ‎из ‎Коррера. Исследователи ‎предполагают, ‎что ‎эта‏ ‎икона‏ ‎«была‏ ‎алтарем ‎старинной‏ ‎церкви ‎Сан‏ ‎Сальвадор ‎в‏ ‎Венеции».‏ ‎(С. ‎89).‏ ‎А. ‎Г. ‎Виноградова ‎согласна ‎с‏ ‎этим ‎предположением:‏ ‎«Вероятно,‏ ‎картина ‎действительно ‎должна‏ ‎была ‎стать‏ ‎частью ‎полиптиха, ‎и ‎ее‏ ‎можно‏ ‎считать ‎алтарем.‏ ‎Алтарь ‎этот‏ ‎был ‎обрезан ‎сверху, ‎после ‎чего‏ ‎в‏ ‎верхней ‎части‏ ‎остался ‎только‏ ‎фрагмент ‎изображения ‎одного ‎из ‎серафимов‏ ‎красного‏ ‎цвета.‏ ‎В ‎нижней‏ ‎части ‎есть‏ ‎надпись: ‎„Будьте‏ ‎милосердны,‏ ‎будьте ‎милосердны‏ ‎ко ‎мне, ‎друзья ‎мои ‎(Иов‏ ‎19:21)“». ‎(С.‏ ‎90).‏ ‎На ‎примере ‎этой‏ ‎иконы ‎можно‏ ‎рассмотреть ‎характерные ‎черты ‎эпохи‏ ‎Ренессанса:‏ ‎увлечение ‎античностью,‏ ‎стремление ‎показать‏ ‎объем ‎и ‎перспективу. ‎«Позы ‎апостолов‏ ‎Петра,‏ ‎Иакова ‎и‏ ‎Иоанна ‎у‏ ‎подножия ‎горы ‎Фавор ‎говорят ‎об‏ ‎увлечении‏ ‎художника‏ ‎анатомией ‎и‏ ‎перспективными ‎сокращениями‏ ‎тел». ‎(С.‏ ‎91).

Если‏ ‎в ‎православной‏ ‎традиции ‎Фаворский ‎свет ‎изображался ‎в‏ ‎виде ‎многоугольной‏ ‎звезды,‏ ‎то ‎на ‎иконе‏ ‎Беллини ‎«Фаворский‏ ‎свет ‎передан ‎живописно: ‎золотые‏ ‎отсветы‏ ‎на ‎одеждах‏ ‎Илии ‎и‏ ‎Моисея ‎и ‎золото ‎на ‎белоснежных‏ ‎одеждах‏ ‎Христа ‎воплощают‏ ‎свет ‎Преображения‏ ‎Господня. ‎Фигуры ‎Христа ‎и ‎пророков‏ ‎на‏ ‎горе‏ ‎Фавор ‎показаны‏ ‎на ‎главном‏ ‎— ‎втором‏ ‎плане,‏ ‎они ‎возвышаются‏ ‎на ‎фоне ‎безграничных ‎небесных ‎далей.‏ ‎Через ‎такой‏ ‎прием,‏ ‎как ‎образ ‎бескрайнего‏ ‎неба, ‎на‏ ‎фоне ‎которого ‎стоят ‎фигуры,‏ ‎мастер‏ ‎поднимает ‎Христа‏ ‎и ‎пророков,‏ ‎как ‎если ‎бы ‎они ‎пребывали‏ ‎на‏ ‎большой ‎высоте».‏ ‎(С. ‎91).

В‏ ‎православной ‎традиции ‎под ‎влиянием ‎исихастских‏ ‎споров‏ ‎гору‏ ‎Фавор ‎стали‏ ‎изображать ‎особенно‏ ‎высокой. ‎Здесь‏ ‎же‏ ‎все ‎иначе:‏ ‎«гора ‎Фавор, ‎сама ‎по ‎себе,‏ ‎не ‎кажется‏ ‎высокой.‏ ‎Она ‎напоминает, ‎скорее,‏ ‎холм». ‎(С.‏ ‎91)

Нужно ‎отметить, ‎что ‎«Джованни‏ ‎Беллини‏ ‎здесь ‎использует‏ ‎традиционную ‎иконографическую‏ ‎схему, ‎при ‎этом ‎он ‎ее‏ ‎четко‏ ‎упорядочивает, ‎выстраивает.‏ ‎Для ‎этого‏ ‎художник ‎подчиняет ‎фигуры ‎апостолов ‎законам‏ ‎перспективы,‏ ‎показывая‏ ‎их ‎в‏ ‎сложных ‎ракурсах,‏ ‎а ‎стоящих‏ ‎друг‏ ‎против ‎друга‏ ‎Моисея ‎и ‎Илию ‎изображает ‎симметрично,‏ ‎обращенными ‎к‏ ‎Христу.‏ ‎Мастер ‎делает ‎фигуру‏ ‎Христа ‎монументальной,‏ ‎Спаситель ‎выше ‎пророков, ‎это‏ ‎вершина‏ ‎композиции». ‎(С.‏ ‎92).

У ‎Джованни‏ ‎Беллини есть ‎и ‎другое ‎изображение ‎«Преображения»,‏ ‎более‏ ‎позднее. ‎Это‏ ‎«Преображение ‎Господне»‏ ‎из ‎Неаполя ‎(1480, Музей ‎подимонте). ‎«В‏ ‎начале‏ ‎своей‏ ‎творческой ‎карьеры‏ ‎Беллини ‎использовал‏ ‎в ‎живописи‏ ‎темперу.‏ ‎Однако ‎даже‏ ‎темпера ‎позволяла ‎мастеру ‎добиваться ‎эффектов‏ ‎атмосферной ‎среды,‏ ‎полной‏ ‎света ‎и ‎воздуха,‏ ‎что ‎предвосхищало‏ ‎те ‎качества ‎его ‎искусства,‏ ‎к‏ ‎которым ‎он‏ ‎пришел ‎позднее,‏ ‎с ‎началом ‎работы ‎в ‎технике‏ ‎живописи‏ ‎маслом. ‎Для‏ ‎Беллини ‎как‏ ‎художника ‎свет ‎и ‎воздух ‎в‏ ‎изобразительном‏ ‎искусстве‏ ‎всегда ‎играли‏ ‎первостепенную ‎роль».‏ ‎(С. ‎94).‏ ‎«Речь‏ ‎идет ‎о‏ ‎новом ‎для ‎изобразительного ‎искусства ‎стремлении‏ ‎достичь ‎жизненности‏ ‎образов,‏ ‎подобия ‎живой ‎и‏ ‎одухотворенной ‎натуры».‏ ‎(С. ‎95).

«В ‎„Преображении ‎Господнем“‏ ‎из‏ ‎Неаполя ‎легкие‏ ‎потоки ‎света‏ ‎льются ‎сквозь ‎облака, ‎Фаворский ‎свет‏ ‎предстает‏ ‎на ‎картине‏ ‎как ‎природный.‏ ‎От ‎линеарной ‎жесткости ‎и ‎уподобления‏ ‎форм‏ ‎металлу‏ ‎и ‎камню‏ ‎Джованни ‎Беллини‏ ‎в ‎своем‏ ‎„Преображении‏ ‎Господнем“ ‎периода‏ ‎творческой ‎зрелости ‎пришел ‎к ‎певучей‏ ‎плавности ‎и‏ ‎мягкости‏ ‎очертаний ‎и ‎ритмов.‏ ‎Белизна ‎одежд‏ ‎Христа ‎объединяет ‎Его ‎фигуру‏ ‎с‏ ‎Фаворским ‎светом,‏ ‎c ‎потоками‏ ‎лучей, ‎проникающими ‎сквозь ‎облака, ‎и‏ ‎с‏ ‎самими ‎белоснежными‏ ‎облаками. ‎Мастер‏ ‎передает ‎священную ‎природу ‎события ‎в‏ ‎живописи‏ ‎картины‏ ‎через ‎цвет‏ ‎и ‎свет.‏ ‎Сверкающая ‎белизна‏ ‎становится‏ ‎в ‎этой‏ ‎работе ‎художника ‎воплощением ‎чуда ‎Преображения‏ ‎человеческого ‎облика‏ ‎Спасителя‏ ‎в ‎божественный». ‎(С.‏ ‎96).

Языческие ‎предпосылки‏ ‎иконографии ‎Преображения

Иконография ‎Преображения, ‎наряду‏ ‎с‏ ‎иконографией ‎Вознесения,‏ ‎входит ‎в‏ ‎число ‎праздников ‎с ‎общей ‎иконографической‏ ‎формулой‏ ‎видения. ‎В‏ ‎этой ‎иконографии‏ ‎«тайнозритель» ‎направляет ‎указующий ‎жест ‎(вытянутый‏ ‎указательный‏ ‎палец)‏ ‎на ‎объект‏ ‎видения. ‎Аналогичный‏ ‎жест ‎использовался‏ ‎в‏ ‎античном ‎ораторском‏ ‎искусстве, ‎но ‎в ‎христианской ‎традиции‏ ‎был ‎переосмыслен[10].

Также‏ ‎языческие‏ ‎предпосылки ‎иконографии ‎Преображения‏ ‎связаны ‎с‏ ‎интересом ‎к ‎проблеме ‎света.‏ ‎В.‏ ‎Е. ‎Сусленков[11] пишет‏ ‎о ‎том,‏ ‎что ‎интерес ‎к ‎проблеме ‎света‏ ‎существовал‏ ‎на ‎протяжении‏ ‎всей ‎истории‏ ‎искусства, ‎но ‎в ‎позднеантичную ‎эпоху‏ ‎произошел‏ ‎коренной‏ ‎поворот ‎в‏ ‎понимании ‎данной‏ ‎темы. ‎Это‏ ‎связано‏ ‎с ‎тем,‏ ‎что ‎274 ‎году ‎н. ‎э.‏ ‎римским ‎императором‏ ‎Аврелианом‏ ‎был ‎создан ‎культ‏ ‎Солнца ‎Непобедимого‏ ‎— ‎Sol ‎Invictus. ‎В‏ ‎иконографии‏ ‎Sol ‎Invictus‏ ‎много ‎общих‏ ‎черт ‎с ‎изображением ‎Преображения.

Во-первых, ‎одним‏ ‎из‏ ‎важных ‎элементов‏ ‎иконографии ‎Преображения‏ ‎является ‎мандорла ‎и ‎исходящие ‎от‏ ‎Христа‏ ‎лучи‏ ‎света. ‎Sol‏ ‎Invictus ‎также‏ ‎изображается ‎с‏ ‎характерным‏ ‎сиянием ‎вокруг‏ ‎головы. ‎Атрибутом ‎Sol ‎Invictus ‎являются‏ ‎сфера ‎или‏ ‎глобус.‏ ‎Ранее ‎этот ‎атрибут‏ ‎принадлежал ‎Зевсу-Юпитеру‏ ‎и ‎встречался ‎в ‎изображениях‏ ‎римских‏ ‎императоров ‎в‏ ‎образе ‎этого‏ ‎бога. ‎Можно ‎предположить, ‎что ‎данный‏ ‎элемент‏ ‎иконографии ‎был‏ ‎заимствован ‎православной‏ ‎традицией, ‎т. ‎к. ‎он ‎передает‏ ‎идею‏ ‎о‏ ‎Христе ‎Пантократоре‏ ‎и ‎Христе‏ ‎— ‎Солнце‏ ‎Правды.



Во-вторых,‏ ‎по ‎словам‏ ‎В. ‎Е. ‎Сусленкова, ‎жест ‎обращения‏ ‎к ‎Христу‏ ‎с‏ ‎поднятыми ‎руками ‎и‏ ‎раскрытыми ‎ладонями,‏ ‎связанный ‎с ‎почитанием ‎Его‏ ‎как‏ ‎Света, ‎косвенно‏ ‎восходит ‎к‏ ‎египетской ‎традиции ‎моления ‎Солнцу. ‎На‏ ‎египетских‏ ‎изображениях ‎павианы‏ ‎также ‎поднимают‏ ‎к ‎солнцу ‎передние ‎лапы ‎с‏ ‎раскрытыми‏ ‎ладонями.

Светоносность‏ ‎в ‎живописи.‏ ‎Церковь ‎Спаса-Преображения‏ ‎на ‎Ильине‏ ‎улице

В‏ ‎заключение ‎следует‏ ‎отметить, ‎что ‎под ‎влиянием ‎исихастских‏ ‎споров ‎церковная‏ ‎живопись‏ ‎в ‎Византии ‎и‏ ‎на ‎Руси‏ ‎стала ‎более ‎светоносной. ‎Чтобы‏ ‎передать‏ ‎светоносность, ‎иконописцы‏ ‎использовали ‎различные‏ ‎приемы, ‎такие ‎как ‎блики, ‎движки,‏ ‎оживки,‏ ‎пробела, ‎ассист‏ ‎и ‎другие.‏ ‎На ‎Руси ‎яркими ‎представителями ‎живописи‏ ‎исихазма‏ ‎были‏ ‎Феофан ‎Грек‏ ‎(ок.1340–1410 ‎гг.)‏ ‎и ‎Андрей‏ ‎Рублев‏ ‎(ок. ‎1360–1430‏ ‎гг.).

В ‎связи ‎с ‎тем, ‎что‏ ‎наш ‎реферат‏ ‎посвящен‏ ‎теме ‎Преображения, ‎рассмотрим‏ ‎росписи ‎Феофана‏ ‎Грека ‎в ‎церкви ‎Спаса‏ ‎Преображения‏ ‎на ‎Ильине‏ ‎улице ‎в‏ ‎Новгороде ‎(1378)[12].

Л. ‎В. ‎Филиндаш[13] отмечает, ‎что‏ ‎в‏ ‎этой ‎церкви‏ ‎свечение ‎исходит‏ ‎от ‎каждой ‎поверхности. ‎Сияющие ‎лики‏ ‎и‏ ‎взгляды‏ ‎позволяют ‎передать‏ ‎ощущение ‎торжества,‏ ‎просветленного ‎и‏ ‎преображенного‏ ‎мира. ‎В‏ ‎изображении ‎столпника ‎Алипия ‎Феофан ‎Грек‏ ‎создает ‎зрительный‏ ‎образ‏ ‎художественной ‎метафоры ‎«столпа‏ ‎света». ‎Этому‏ ‎символу ‎уподобляют ‎великих ‎святых‏ ‎в‏ ‎агиографической ‎литературе‏ ‎и ‎в‏ ‎патристике. ‎Фигура ‎Макария ‎Египетского ‎настолько‏ ‎охвачена‏ ‎светом, ‎что‏ ‎ее ‎очертания‏ ‎становятся ‎уже ‎практически ‎неразличимы. ‎Святой‏ ‎живет‏ ‎в‏ ‎свете ‎и‏ ‎является ‎этим‏ ‎светом.

Особое ‎внимание‏ ‎необходимо‏ ‎обратить ‎на‏ ‎образ ‎Христа ‎Пантократора. ‎От ‎Его‏ ‎глаз ‎расходятся‏ ‎световые‏ ‎круги. ‎Энергия, ‎излучаемая‏ ‎Христом, ‎наполняет‏ ‎и ‎пронизывает ‎все ‎пространство‏ ‎храма,‏ ‎создавая ‎мистическую‏ ‎атмосферу. ‎Христос‏ ‎Пантократор ‎представляет ‎собой ‎источник ‎Премудрости‏ ‎Божией.‏ ‎Премудрость ‎Божия,‏ ‎или ‎же‏ ‎София, ‎интерпретируется ‎Феофаном ‎Греком ‎не‏ ‎в‏ ‎гностическом‏ ‎ключе ‎и‏ ‎не ‎в‏ ‎традициях ‎эллинской‏ ‎философии,‏ ‎а ‎с‏ ‎точки ‎зрения ‎нравственных ‎ценностей ‎и‏ ‎праведного ‎служения‏ ‎им.‏ ‎Христос ‎Пантократор ‎—‏ ‎Солнце ‎Правды.

В‏ ‎Троицком ‎приделе ‎Спасо-Преображенской ‎церкви‏ ‎раскрывается‏ ‎тема ‎Святой‏ ‎Троицы ‎(Ветхозаветная‏ ‎Троица ‎— ‎«Гостеприимство ‎Авраама»), ‎а‏ ‎через‏ ‎нее ‎—‏ ‎темы ‎Премудрости‏ ‎Божией ‎и ‎Страшного ‎суда. ‎Главная‏ ‎идея‏ ‎заключается‏ ‎в ‎величии‏ ‎мироздания ‎как‏ ‎проявления ‎божественной‏ ‎энергии‏ ‎и ‎исихастском‏ ‎познании ‎этого ‎величия, ‎которое ‎в‏ ‎византийском ‎богословии‏ ‎отождествлялось‏ ‎с ‎Премудростью ‎Божией.‏ ‎Феофан ‎Грек‏ ‎продолжает ‎эту ‎тему, ‎изображая‏ ‎столпников‏ ‎и ‎аскетов,‏ ‎а ‎также‏ ‎учителей ‎монашества ‎— ‎преподобных ‎Иоанна‏ ‎Лествичника‏ ‎и ‎Ефрема‏ ‎Сирина. ‎Этот‏ ‎цикл ‎выражает ‎исихастские ‎идеалы ‎богопознания.‏ ‎Очищая‏ ‎свою‏ ‎душу ‎непрерывным‏ ‎упражнением ‎ума,‏ ‎аскеты ‎прокладывают‏ ‎путь‏ ‎восхождения ‎к‏ ‎Богу.

Нельзя ‎не ‎сказать ‎о ‎том,‏ ‎что ‎Феофан‏ ‎Грек‏ ‎использовал ‎предельно ‎ограниченную‏ ‎палитру ‎цветов,‏ ‎смешивая ‎их ‎для ‎достижения‏ ‎нужного‏ ‎результата. ‎Темно-красный‏ ‎и ‎коричневый‏ ‎тона ‎наилучшим ‎образом ‎характеризуют ‎образы‏ ‎аскетов.‏ ‎Еще ‎одна‏ ‎уникальная ‎черта‏ ‎феофановского ‎колорита ‎— ‎преобладание ‎белых‏ ‎оттенков,‏ ‎символизирующих‏ ‎свет. ‎Таким‏ ‎образом, ‎близкий‏ ‎к ‎монохромному‏ ‎колорит‏ ‎был ‎выбран‏ ‎Феофаном ‎как ‎метафизический ‎язык. ‎Цветовой‏ ‎минимализм ‎его‏ ‎фресок‏ ‎можно ‎сравнить ‎со‏ ‎стремлением ‎исихастов‏ ‎к ‎немногословности. ‎Отказываясь ‎от‏ ‎многословия‏ ‎в ‎молитве,‏ ‎исихасты ‎достигают‏ ‎невероятной ‎концентрации ‎мысли ‎и ‎духа.‏ ‎Такая‏ ‎же ‎концентрация‏ ‎характерна ‎и‏ ‎для ‎творчества ‎Феофана ‎Грека.

Феофан ‎Грек‏ ‎часто‏ ‎применял‏ ‎высветления ‎и‏ ‎белильные ‎блики.‏ ‎Он ‎размещал‏ ‎их‏ ‎в ‎тех‏ ‎местах, ‎где ‎по ‎законам ‎освещения‏ ‎должен ‎был‏ ‎быть‏ ‎темный ‎участок, ‎и‏ ‎наоборот. ‎В‏ ‎результате ‎плоть ‎на ‎иконах‏ ‎кажется‏ ‎бесплотной ‎и‏ ‎словно ‎светится‏ ‎сквозь ‎белильные ‎блики. ‎Образы ‎лишены‏ ‎чувственных‏ ‎страстей, ‎но‏ ‎при ‎этом‏ ‎проникнуты ‎духовным ‎напряжением. ‎Феофановский ‎свет,‏ ‎по‏ ‎мнению‏ ‎Н. ‎К.‏ ‎Голейзовского, ‎«…подобно‏ ‎языкам ‎пламени‏ ‎пробивается‏ ‎сквозь ‎призрачную‏ ‎оболочку ‎плоти, ‎почти ‎нивелируя ‎ее,‏ ‎сжигая ‎очистительным‏ ‎огнем.‏ ‎Источник ‎света ‎—‏ ‎внутри ‎каждого‏ ‎персонажа»[14].


[1] Покровский ‎Н. ‎В. ‎Евангелие‏ ‎в‏ ‎памятниках ‎иконографии,‏ ‎преимущественно ‎византийских‏ ‎и ‎русских. ‎М.: ‎Прогресс-Традиция, ‎2001.‏ ‎С.‏ ‎287-296.

[2] Сарабьянов ‎В.‏ ‎Д. ‎Страстной‏ ‎контекст ‎«Преображения» ‎в ‎византийском ‎и‏ ‎древнерусском‏ ‎искусстве‏ ‎// ‎Вестник‏ ‎ПСТГУ. ‎Серия‏ ‎V. ‎Вопросы‏ ‎истории‏ ‎и ‎теории‏ ‎христианского ‎искусства. ‎2010. ‎№ ‎3.‏ ‎С. ‎7.

[3] Там‏ ‎же.‏ ‎С. ‎8.

[4] Покровский ‎Н.‏ ‎В. ‎Евангелие‏ ‎в ‎памятниках ‎иконографии, ‎преимущественно‏ ‎византийских‏ ‎и ‎русских.‏ ‎М.: ‎Прогресс-Традиция,‏ ‎2001. ‎С. ‎287-296.

[5] Сарабьянов ‎В. ‎Д.‏ ‎Страстной‏ ‎контекст ‎«Преображения»‏ ‎в ‎византийском‏ ‎и ‎древнерусском ‎искусстве ‎// ‎Вестник‏ ‎ПСТГУ.‏ ‎Серия‏ ‎V. ‎Вопросы‏ ‎истории ‎и‏ ‎теории ‎христианского‏ ‎искусства.‏ ‎2010. ‎№‏ ‎3. ‎С. ‎7-30.

[6] Сарабьянов ‎В. ‎Д.‏ ‎Страстной ‎контекст‏ ‎«Преображения»‏ ‎в ‎византийском ‎и‏ ‎древнерусском ‎искусстве.‏ ‎С. ‎18.

[7] Смирнова ‎Э. ‎С.‏ ‎Новшества‏ ‎в ‎русской‏ ‎иконографии ‎конца‏ ‎XIV ‎— ‎начала ‎XV ‎века.‏ ‎Общевизантийские‏ ‎процессы ‎и‏ ‎их ‎локальные‏ ‎варианты ‎// ‎Зограф. ‎Часопис ‎за‏ ‎средњовековну‏ ‎уметност.‏ ‎2006. ‎№‏ ‎31. ‎С.‏ ‎200

[8] Покровский ‎Н.‏ ‎В.‏ ‎Евангелие ‎в‏ ‎памятниках ‎иконографии, ‎преимущественно ‎византийских ‎и‏ ‎русских. ‎М.:‏ ‎Прогресс-Традиция,‏ ‎2001. ‎С. ‎294.

[9] Виноградова‏ ‎А. ‎Г.‏ ‎Тема ‎Преображения ‎Господня ‎в‏ ‎творчестве‏ ‎Джованни ‎Беллини.‏ ‎Проблема ‎эволюции‏ ‎стилевой ‎манеры ‎художника ‎// ‎Искусствознание.‏ ‎2019.‏ ‎№ ‎2.‏ ‎С. ‎84.

[10] Ренев‏ ‎В. ‎В. ‎Ораторские ‎и ‎благословляющие‏ ‎жесты‏ ‎в‏ ‎православной ‎иконографии‏ ‎// ‎Вестник‏ ‎Новгородского ‎государственного‏ ‎университета‏ ‎им. ‎Ярослава‏ ‎Мудрого. ‎2019. ‎№ ‎94. ‎C.‏ ‎120.

[11] Сусленков ‎В.‏ ‎Е.‏ ‎Свет ‎в ‎позднеантичном‏ ‎и ‎раннехристианском‏ ‎искусстве ‎и ‎раннехристианская ‎иконография‏ ‎Христа-Солнца‏ ‎// ‎Образ‏ ‎Византии. ‎Сб.‏ ‎статей ‎в ‎честь ‎О. ‎С.‏ ‎Поповой.‏ ‎М.: ‎Северный‏ ‎Паломник, ‎2008.‏ ‎С. ‎485-516.

[12] Филиндаш ‎Л. ‎В. ‎Фрески‏ ‎Феофана‏ ‎Грека‏ ‎в ‎контексте‏ ‎воззрений ‎исихазма‏ ‎// ‎Вестник‏ ‎МГУКИ.‏ ‎2008. ‎№‏ ‎1. ‎С. ‎226.

[13] Филиндаш ‎Л. ‎В.‏ ‎Фрески ‎Феофана‏ ‎Грека‏ ‎в ‎контексте ‎воззрений‏ ‎исихазма ‎//‏ ‎Вестник ‎МГУКИ. ‎2008. ‎№‏ ‎1.‏ ‎С. ‎226-231.

[14] Голейзовский‏ ‎Н. ‎К.‏ ‎Исихазм ‎и ‎русская ‎живопись ‎14-15‏ ‎вв.‏ ‎// ‎Византийский‏ ‎временник. ‎1968.‏ ‎Т. ‎29. ‎С. ‎208.

Предыдущий Следующий
Все посты проекта

Статистика

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048