29 июля 2024
9 минут

«Только степь, небо — и ты». Геннадий Калиновский, иллюстратор «Алисы» и первого в СССР издания Толкина

Геннадий Калиновский проиллюстрировал более ста книг — «Алису в Стране чудес», «Путешествия Гулливера», «Мэри Поппинс», «Винни Пуха» и другие. А еще он автор оформления первого в СССР издания Толкина — тех самых «Хранителей» 1982 года.

«Путешествия Гулливера», 1992. Источник: fairyroom.ru
«Путешествия Гулливера», 1992. Источник: fairyroom.ru


Родился в Ставрополе, провел детство в Махачкале, вырос — в интернате в Москве

Калиновский родился в семье железнодорожника 1 сентября 1929 года. Детство провел в Дагестане и соглашался, что в его работах есть «дыхание юга». Рисовать начал с двух-трех лет, но на эту любовь никто из родных внимания не обратил. Второй его страстью стала фантастика. Он искал в библиотеках Махачкалы книги Уэллса, Беляева и других. По ночам любил сидеть на крыше и наблюдать за звездами.

Став постарше, Калиновский сам записался в художественный кружок Дома пионеров, а затем поехал в Москву — в Московскую среднюю художественную школу. Жил в интернате, ни с кем особо не общался — как и потом, когда поступил в Суриковский художественный институт. Всегда сам по себе.

Станюкович К.М. «Вокруг света на "Коршуне"», Современник, 1989. Источник: kalinovski.narod.ru
Станюкович К.М. «Вокруг света на "Коршуне"», Современник, 1989. Источник: kalinovski.narod.ru


Учился Калиновский в мастерской Бориса Дехтерева, главного художника издательства «Детская литература». «После института я много лет освобождался от своего обучения», — говорил он.

Дальше учился сам: несколько месяцев, например, просидел в библиотеке иностранной литературы, где изучал историю изобразительного искусства. Среди работ, которые ему «очень помогли», назвал в том числе «Манифест сюрреализма» Андре Бретона.

Трижды иллюстрировал «Алису в Стране чудес»…

В начале карьеры Калиновский в основном работал в журналах. Книжная графика его не особо интересовала, от многих предложений он отказывался. А потом случилась «Алиса в Стране чудес» в переводе Бориса Заходера. Именно она, по воспоминаниям художника, изменила его отношение к книжной иллюстрации.

К этой истории Калиновский возвращался еще дважды: иллюстрировал «Страну чудес» и «Алису в Зазеркалье» в переводах Владимира Орла.

«Приключения Алисы в Стране Чудес», 1974. Источник: fairyroom.ru
«Приключения Алисы в Стране Чудес», 1974. Источник: fairyroom.ru

Калиновский крайне серьезно относился к работе над каждой книгой. Когда делал иллюстрации для «Алисы», то старался учесть несколько нюансов. К книге он относился, как к «роману из жизни парадоксов». Помимо этого, она показалась ему «пародией традиционного математика на положения новой неевклидовой математики». А еще нужно было учесть, что эта история — как сновидение.

Забавный факт: когда Калиновский работал над «Алисой», ему дали еще и Толкина, тех самых «Хранителей». Он не мог работать над двумя книгами одновременно, поэтому сделал для Толкина лишь общее оформление, без иллюстраций.

Хранители", 1982. Фото автора статьи.
Хранители", 1982. Фото автора статьи.

Но тяжелее всего ему далась работа над романом «Мастер и Маргарита»


Он трудился над ним 16 лет — с 1985-го по 2001-й, сделал около 500 рисунков и пять полноценных серий иллюстраций. Однако стоило издательству согласиться их опубликовать, так оно сразу же закрывалось. В конечном итоге все получилось — книгу выпустили в «Вита-Нова».

По словам Калиновского, иллюстрации он делал «холодновато-реалистическими», а не романтическими. Отношения Мастера и Маргариты ему показались не первостепенными, большого внимания он им не уделил.

"Мастер и Маргарита", источник: litvinovs.net
"Мастер и Маргарита", источник: litvinovs.net

Искал образы в «подземелье», сидя в «консервной банке»

Работа над каждой книгой занимала у художника больше года. Сначала он закрывался в мастерской и неделями лежал в «в полусне-полуяви».

«Просматривал разнообразные картины, поднимающиеся из некоего резервуара, как я понимаю, принятого называть подсознанием», — говорил он и добавлял, что друзья называли его мастерскую консервной банкой.

Сам он называл этот этап «подземельем». Он считал, что основа всего — образ, который при этом далек от наблюдения или воспоминания, от выдумки или сюжетной находки. Образ для него — «импульсивное движение», нарастающее внутри.

Только «проиграв» рисунки в голове, Калиновский переносил их на бумагу, на это, по его словам, требовалось гораздо меньше времени.

Прокофьева С.Л., "Астрель и Хранитель леса", Детская литература, 1989. Источник: kalinovski.narod.ru
Прокофьева С.Л., "Астрель и Хранитель леса", Детская литература, 1989. Источник: kalinovski.narod.ru

Старался меняться от книги к книге

В искусстве, говорил Калиновский, он ценит только одно — удовольствие от работы. Его не волновало, сколько денег принесет та или иная книга, похвалят ли его, оценят. Все, что он делал, делал для себя. И книги выбирал такие, чтобы работать над ними в удовольствие.

Однако больше всего Калиновский любил истории, которые нельзя изобразить. Он называл их «романами души» и приводил в пример Томаса Манна и Набокова.

Говоря же о работе иллюстратора, он подчеркивал, что в первую очередь нужно чувствовать специфику текста, темп и тембр. А еще быть разным.

«Иногда собственные качества утомительны для тебя самого. Хочется проснуться утром — другим, новым. Потому я и в книгах стараюсь быть разным, выражать себя по-разному», — сказал он.

К технике Калиновский относился внимательно, хотя и не считал ее определяющей. До начала работы над книгой он размышлял, какого эффекта хочет добиться, исходя из этого и выбирал инструменты. Художник даже составил таблицу техник, каждая из которых соответствовала бы образу книги.

«Мэри Поппинс», 1978. Источник: www.fairyroom.ru
«Мэри Поппинс», 1978. Источник: www.fairyroom.ru

Например, над «Сказками дядюшки Римуса» Калиновский работал с масляной краской, слой которой процарапывал бритвой, а сверху заливал черной акварелью. Для «Путешествий Гулливера» выбрал гуашь, хотя потом сокрушался, что нужно было взять акварель и перо.

Помимо иллюстраций, Калиновский делал деревянную мебель, украшал ее резьбой и узорами. Но больше всего, по его словам, любил просто дышать, ходить и спать, а еще — лежать и думать.

«В голове в это время кадр за кадром проходит огромный карнавал всего. А до сорока лет я каждый год летом уезжал бродить: в основном на Кубань. От Ростова шел пешком без особых вещей. Одно лето у меня растянулось с апреля до ноября. Я от Ростова дошел пешком до Батуми. Ночевал то в стогу, то в доме колхозника, а то и на постой к людям просился. Идешь, бывало, идешь — кругом никого, только небо, степь — и ты», — сказал художник.


Материалы, которые я использовала при работе над текстом: статьи «Ушел в Страну чудес» Андрея Фефелова (2006), «Как создается книжная иллюстрация» самого Калиновского (1985, «Панорама искусств»), «Рыцарь ее величества книги» Натальи Смирновой («Пампасы»), «Каждая новая книга делает и меня другим» Марины Барановой («Детская литература», 1990), «Мастер книжной иллюстрации — к 90-летию со дня рождения Геннадия Калиновского» С. Колесовой («Ставропольский хронограф», 2019), а также книгу «Художники детской книги о себе и своем искусстве» (1987).

Источник

Когда набрёл на данную статью, она мне очень понравилась вроде бы всё, что касается иллюстраторов всегда было приоритетом, но вот к сожалению о Геннадии Калиновском вообще слыхом не слыхивал к моему стыду и поэтому делаю репринт статьи.

Следующая публикация будет репринт статьи самого Г.Калиновского, в ней только текст, но так как в нём в основном речь идёт об иллюстрациях к приключениям Гулливера вставлю всё, что нашёл в Яндекс картинках.



Бесплатный
1 комментарий
buyv23 авг 2024