День №12,13: видео

Дино во всей красе! Пушка тоже во всей и на колесах!
Дино во всей красе! Пушка тоже во всей и на колесах!
Пушка Егеря и пенная вечеринка Штыка.
В данном видео предлагаю поговорить о том, какие значимые изменения происходят в штурмовой пехоте, а также в тех силах, что её самоотверженно поддерживает.
Пришло время поговорить о российской «БМП-3» в контексте войны на Украине.
Что, если человечество, в своём неутолимом стремлении к звёздам, променяло ракетные технологии на грубую мощь пушечного выстрела?
Как мы обычно себе это представляем? Гигантская пушка, чей ствол возвышается над облаками, выстреливает снаряд в бескрайние просторы космоса, словно бросая вызов законам природы и экономической целесообразности…
И действительно, на заре космической эры вывод полезной нагрузки на орбиту Земли путем выстрела из пушки реально рассматривался как альтернатива ракетным технологиям.
Потому история пушек, стремящихся к звёздам, начинается не в фантазиях, а в архивах XX века. В 1960-х годах проект HARP (High Altitude Research Project), детище канадского инженера Джеральда Булла, доказал, что пушка может бросить вызов гравитации.
180-килограммовый снаряд, выпущенный из 406-мм пушки с длиной ствола около 36 метров, взлетал на высоту в 180 километров. Правда, скорость снаряда была недостаточной для того, чтобы он вышел на орбиту, так, при необходимых 7,8 км/с снаряд на высоте 180 км летел со скоростью 1,88 км/с.
Джеральд Булл мечтал о большем: о стволах длиной в километры, о снарядах, что станут спутниками. Но проект заглох, оставив лишь эхо выстрелов и гору несбывшихся надежд. Почему? Ответ прост и беспощаден: физика. Для орбиты нужна не только высота, но и горизонтальная скорость, которой пушка дать не могла. Снаряд, взлетев вверх, падал обратно, как камень, брошенный в небо.
Как только не пытались приспособить пушку для вывода спутников на орбиту, экспериментировали с различными взрывчатыми материалами и газами, где пороховые газы заменялись на водород или гелий, что позволяло теоретически повысить скорость снаряда до 3,5 км/с.
Выстрел осуществлялся специальными снарядами «Martlet», представляющими из себя серию гибридных снарядов, сочетающих в себе элементы артиллерийских боеприпасов и ракетных технологий.
Основная идея заключалась в использовании пушки для придания снаряду начальной скорости, а затем активации встроенного ракетного двигателя для достижения орбитальной скорости. Это позволяло снизить массу топлива, необходимого для вывода на орбиту, и, теоретически, сделать запуски более экономичными по сравнению с ракетоносителями того времени.
Серия «Martlet» включала несколько версий, каждая из которых имела свои особенности и предназначение:
Наиболее реально значимой для орбитальных запусков была версия Martlet-2G (или её вариации, такие как Martlet-3A), которая представляла собой снаряд с интегрированным ракетным двигателем. После запуска из пушки такой снаряд должен был использовать ракетный двигатель для достижения орбитальной скорости (около 7,8 км/с). Согласно расчётам и намерениям Булла, эти снаряды могли бы доставить на низкую околоземную орбиту (НОО) небольшой спутник массой около 2,3 кг.
Однако ракетные технологии СССР и США развивались куда быстрее, чем космическая артиллерия, и проект HARP был свёрнут в 1967 году из-за финансовых трудностей и политических изменений. США и Канада утратили интерес к программе, особенно на фоне полетов советских ракетоносителей Р-7 и американских «Атлас».
А пушка и по сей день ржавеет заброшенной на полигоне:
Но саму идею Джеральд Булл не забросил, двадцать лет спустя его разработки возродились в Ираке под названием «Проект Вавилон».
Это был прототип пушки с 46-метровым стволом и калибром 350 мм под названием «Младенец Вавилон», который в тестовом варианте стрелял свинцовыми снарядами.
Но «Вавилон» — мечта Булла — должна была стать куда более мощной системой: ствол 156 метров длины и метр в диаметре, способная запускать 600-килограммовые снаряды на 620 километров высоту.
Суборбитальный полёт был бы впечатляющий, но бесполезный для устойчивой орбиты без горизонтальной скорости. Саддам Хусейн видел в ней символ мощи, потому щедро спонсировал как Булла, так и сам проект.
«Большой» Вавилон должен был стать проектом, который осуществил бы мечту Булла. Устройство весом в 2100 тонн, придавая начальную скорость полета снаряда в 4 км/с, с учетом наработок по снарядам «Martlet», могло бы обеспечивать вывод полезной нагрузки до 15 кг.
Снаряду «Вавилона» требуется на 2270 м/с меньше скорости, чем для HARP. Это позволяет увеличить полезную нагрузку.
Но, не вдаваясь в подробности, по мере готовности пушка начала переквалифицироваться из гражданско-космической в военную сверхдальнобойную артиллерию, а в 1990 году Булл был убит, «Вавилон» достроить без него так и не смогли, и всё разлетелось на куски под ударами войны и санкций.
Эти истории — не хроника неудач, а зеркало, отражающее пределы дерзости, когда амбиции сталкиваются с реальностью.
Однако идея космической пушки была слишком заманчивой, чтобы от неё просто так отказаться, и в 1990-е годы в США продолжались исследования технологий, позволяющих достигать околокосмических скоростей с использованием артиллерийских систем.
Одним из ключевых проектов в этой области стал SHARP (Super HARP), реализованный на базе Национальной лаборатории имени Лоуренса в Калифорнии.
Этот проект представлял собой развитие идей, заложенных в более раннем проекте HARP, и был направлен на совершенствование технологий запуска снарядов с использованием пушек на легких газах.
В рамках экспериментов SHARP была разработана и построена пушка, использующая легкие газы (водород или гелий), которая успешно разогнала снаряд массой 5 кг до скорости 3 км/с.
Пушки на легких газах работают по принципу пневматических систем, но вместо воздуха в них сжимается газ с низкой плотностью — чаще всего водород или гелий. Низкая молекулярная масса этих газов обеспечивает более высокую скорость звука в среде, что позволяет значительно увеличить скорость истечения газа и, соответственно, скорость разгона снаряда. Перед выстрелом газ сжимается, а затем резко расширяется, толкая снаряд по стволу с огромной силой.
Такие пушки способны разгонять снаряды до скоростей 6 км/с, что делает их важным инструментом для моделирования высокоскоростных столкновений.
На основе экспериментов SHARP был предложен проект пушки, способной теоретически разгонять реактивный снаряд до скорости 11 км/с, что весьма близко к скорости убегания с Земли (вторая космическая), что открывало перспективы для использования такой технологии в качестве альтернативы традиционным ракетным запускам.
Такая пушка с длиной ствола в 1100 метров должна устанавливаться ниже уровня моря. Это связано с необходимостью минимизировать влияние атмосферного давления и создать стабильные условия для запуска.
Установка ниже уровня моря также может помочь в охлаждении системы и снижении нагрузки на конструкцию.
Однако дальнейшие работы по созданию пушки для околокосмических скоростей остались нереализованными из-за отсутствия финансирования. Тем не менее результаты SHARP продолжают влиять на исследования в области альтернативных методов космических запусков
Одних стартапов появилось с десяток, самые известные — это американский стартап Quicklaunch, основанный бывшим руководителем программы Super HARP доктором Джон У. Хантером, стремящийся построить пушку, способной вывести мини-одноступенчатую ракету на НОО со стоимостью 1100 долларов за 1 кг полезной нагрузки.
Отдельные компоненты современной электроники способны выдержать перегрузку в 30 000 G.
Реализация этой идеи требует финансирования в размере 1-3 миллиарда долларов, где целью проекта является создание работоспособной системы из пушки и реактивного снаряда, способного выводить на НОО полезную нагрузку массой в 450 кг.
Проект не пошел, и стартап перестал функционировать в 2016 году, однако после Джоном Хантером был создан другой стартап «Green Launch», который, используя наработки Quicklaunch, получил некое финансирование от частных инвесторов для реализации подобной идеи.
Был изготовлен ствол пушки, который заполнялся смесью из водорода, гелия и кислорода, то есть использующей легкие газы для придания снаряду высоких скоростей.
И даже протестирована в 2021 году:
К
2025 году пушка уже должна была выводить на орбиту Земли полезную нагрузку, но, видимо, пошло что-то не так, и больше никаких испытаний публично стартап не разглашает.
Это был тест первой фазы, целью которой было продемонстрировать суборбитальный полет и подготовить почву для будущих запусков на высоту более 100 км (линия Кармана, граница космоса). Планировалось, что во второй фазе они достигнут высоты 200 км, а в фазе 3 — доставят 1 фунт (0,45 кг) на низкую околоземную орбиту, с последующим масштабированием до 100-1000 фунтов (45-454 кг).
Была заметка, что армия США проявляет интерес к такой системе, и, видимо, интерес был достаточно сильным, что публикация исследований прекратилась.
Но вы не просто так подписались на мой канал. Сейчас мы всё вычислим. Ибо полученные результаты можно экстраполировать, чтобы вычислить размеры и мощность пушки, которая сможет выводить полтонны на орбиту.
Итак, на основе доступной информации известно, что длина пускового ствола составляет примерно 16,5 метра. Диаметр ствола не указан, но, учитывая, что они используют оборудование, связанное с проектом HARP, можно предположить, что диаметр составляет примерно 40,6 см.
Это предположение основано на том, что HARP использовал 16-дюймовую пушку для своих запусков, а Green Launch проводит тесты на том же полигоне Yuma Proving Ground, где находится оригинальное оборудование HARP.
Для достижения орбиты снаряду нужно придать достаточную кинетическую энергию в 15,21 ГДж для полезной нагрузки в 500 кг при скорости 7800 м/с.
Такое масштабирование энергии включает в себя корректировки длины ствола, диаметра, давления и ускорения, каждое из которых ограничено материальными и практическими пределами.
Однако из-за атмосферного сопротивления запуск на такой скорости с земли невозможен, максимум 6 км/с, поэтому без комбинации пушки и ракетного двигателя не обойтись.
Почти километровый ствол, заполненный водородом, позволит достичь орбитальной скорости около 6 км/с. Диаметр также необходимо увеличить до 1 метра, чтобы запускать столь тяжелую полезную нагрузку.
Да и вообще, километровый ствол — это тоже весьма непрактичная конструкция, к тому же будет сильно нагружена и деформироваться во время выстрела.
Взяв технические характеристики этих проектов, можно рассчитать параметры пушки, которая сможет вывести одноступенчатую ракету массой в 500 кг на низкую околоземную орбиту (200 км).
При диаметре ствола 1 метр и длине в 150, 300 и 950 метров получаем следующие расчетные характеристики:
Если учитывать трение, нагрев, переменное давление газа и КПД системы, стремящиеся уменьшить итоговую скорость снаряда, то реальное давление в стволе будет значительно выше расчетного. Например, для HARP расчетное давление отличалось от реального на 40%.
Реальное давление 150-метровой пушки будет более 1000 атмосфер, а при скорости 6 км/с трение в стволе создаст температуру в 3600 градусов Цельсия, и это расчетная температура, в реальности она будет куда больше.
Более того, при вылете из ствола снаряд начнет испытывать трение об плотные слои атмосферы, которое он будет преодолевать около 3-4 секунд. Это воздействие разогреет его поверхность до 10000 градусов Цельсия, превратив воздух в плазму.
Подводя итог, вывести 500 кг ракету на орбиту технически возможно, но это будет обгоревшая болванка с выжженной электроникой. Какой процент полезной нагрузки там будет, уже не важно, так как подобные проекты для реализации требуют прорывные технологии (плазменные щиты, сверхстойкие наноматериалы).
Плазменный щит, выдерживающий температуру в 5500 градусов, был недавно разработан и применяется в гиперзвуковом ракетном комплексе «Авангард». Осталось дело за материалами, которые могли бы на порядок повысить живучесть ствола, хотя бы до 100 выстрелов.
Но а как насчет пушки 21 века: не пороховой или газовой, а электромагнитной? Пушка Гаусса и рельсотрон, где снаряд разгоняется магнитными полями в вакуумной системе, теоретически могут решить ряд проблем. Это уже не фантазия, а теоретическая возможность. Эксперименты, такие как Enhanced Hyper Velocity Launcher в лаборатории Сандия, достигли 16,09 км/с для микроскопических объектов, то есть 3-й космической скорости.
Что, если масштабировать это до тонн? Правда, здесь тоже начинается инженерия на грани магии. Ствол длиной в километры, конденсаторы массой в десятки тысяч тонн, материалы, выдерживающие давление в миллионы атмосфер, — это вызов, сравнимый с созданием термоядерного реактора.
Современные ракеты, в отличие от пушки, разгоняются плавно, с ускорением 1,5–3 G, что позволяет запускать чувствительные грузы, включая людей.
Пушки на такое неспособны, и снаряды должны выдерживать ускорение в 10–30 тысяч G, что сужает номенклатуру полезной нагрузки на 99,9%.
Но помимо пушки есть и куда более реалистичные альтернативные методы запуска полезной нагрузки в космос, поговорим о них в следующих материалах.
Рассказываю о серии танков «Т-80» в контексте украинской войны и не только.
В данном видео я расскажу о таких замечательных артиллерийских орудиях, как «Гиацинт-Б» и «Гиацинт-С» в контексте войны на Украине. В чём же пушки эффективней FPV-дронов?
В данном видео я расскажу о российском лёгком танке Спрут-СД и почему он оказался не нужен армии.
Краткий обзор новейшей модификации Ка-52М
Что из себя представляет украинская самоходная артиллерийская установка «2С22 Богдана»? Опыт использования на войне. Достоинства и недостатки.
Самоходная артиллерийская установка «Коалиция-СВ» приближается к принятию на вооружение и началу полноценной эксплуатации. В связи с этим давайте посмотрим на сколько такое оружие перспективно и изменит ли оно что-то принципиально в эффективности российской артиллерии?
В этом видео я расскажу почему "БМП-2" уже ни куда не годится и зачем российской армии "Бережок".
В этом видео я расскажу о легендарных противотанковых пушках «МТ-12 Рапира», что широко применяются в войне на Украине.
В данном видео я расскажу о кустарном бронировании так называемого "Царя-мангала", а также о его боевом пути и реальной эффективности.
В данном видео я расскажу о легендарной советской пушке "М-46" калибра 130-мм, что используют в боевых действиях и российская и украинская армии.
«Адмира́л Нахи́мов» — художественный историко-биографический фильм о талантливом русском флотоводце середины XIX века адмирале Нахимове, снятый режиссёром В. Пудовкиным по сценарию ленинградского писателя И. Луковского в 1946 году.
Россия. 1853 год. Назревает война с Турцией. Лучшие люди страны тревожатся за судьбу своей родины, своего народа. Среди них — адмирал Нахимов. Носитель славных боевых традиций русского флота, он предлагает во имя защиты Черноморского побережья от турецкого вторжения нанести прямой удар русской эскадры по Босфору. Но ограниченный, высокомерный царедворец Меншиков отвергает план Нахимова. Турция объявляет войну России. С небольшой эскадрой Нахимов врывается в Синопскую бухту, дерзко навязывает бой огромной турецкой эскадре и, разбив её, берёт в плен группу турецких адмиралов во главе с Осман-пашой. Блистательная победа русских в Синопском бою приводит в ярость врагов России. Образовывается мощная антирусская коалиция во главе с английскими консерваторами и французским императором Наполеоном III. Соединённая англо-франко-турецкая эскадра, в составе которой находится много кораблей с паровыми двигателями, подходит к берегам Крыма и блокирует Севастополь. Русские моряки, свершая акт величайшего жертвенного героизма, своими руками затопляют наш парусный флот, преграждая доступ в Севастопольскую бухту вражеским кораблям. Начинаются дни героической обороны Севастополя. Душой обороны становится адмирал Нахимов. Он появляется в самых опасных местах боёв, его негромкий уверенный голос вселяет бодрость и мужество в сердца защитников. Участвуя в отражении вражеской атаки, Нахимов гибнет на Малаховом кургане. Над его телом севастопольцы клянутся в верности и преданности родине.
— Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог, Т. 2 1961.
В 1928 году в Севастополе был снесён величественный памятник Нахимову работы А. А. Бильдерлинга и И. Н. Шредера, установленный у Графской пристани в 1898 году. Но к рубежу 30-х — 40-х годов имя царского адмирала вновь стало набирать популярность благодаря романам «Севастопольская страда» С. Сергеева-Ценского, «Адмирал Нахимов» А. Зонина. Пьеса И. Луковского о Нахимове была поставлена сразу в трёх драмтеатрах, в том числе А. Таировым в Камерном театре. Консультировавший актёров автор исторического очерка об адмирале Е. Тарле уже в годы ВОВ издал двухтомную монографию «Крымская война». Имя Нахимова получали открывавшиеся военно-морские училища для подростков. Окончательным шагом официального признания заслуг Нахимова стал указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 марта 1944 года об учреждении Орден Нахимова (1-й и 2-й степени) и медали.
Автором сценария выступил Луковский (вместо отказавшегося Паустовского). К работе над постановкой Пудовкин с Васильевым и Головнёй приступили ещё в эвакуации, все натурные и комбинированные съёмки эскадренных боёв планировались на базе Черноморской кинофабрики в Одессе:
Работа над фильмом предстоит трудная. Особая ее сложность — в съёмках, связанных с парусным флотом и старым Севастополем. Мы надеемся преодолеть эти трудности с помощью блестящего мастера макетных съёмок режиссёра А. Птушко. Картина должна быть закончена в 1944 году.
— Всеволод Пудовкин, Собрание сочинений в 3-х томах. Том 2.
Специально для макетных съёмок на берегу Чёрного моря был сооружён бассейн с открытым горизонтом поверхностью в 1200 кв. метров.
Долгие поиски исполнителя заглавной роли привели к выбору театрального актёра Алексея Дикого:
Алексея Дикого характеризует твердость воли и действенность мысли. Дикий много работал режиссёром и привык действовать в соответствии со своей мыслью. В нем есть внутренняя прочность, он органически убедителен в своем поведении.
— Всеволод Пудовкин, Собрание сочинений в 3-х томах. Том 2.
К съёмкам приступили в 1945 году, они проходили в Севастополе, Одессе и в павильонах «Мосфильма».
В январе 1946 года готовую версию картины посмотрели и обсудили на художественном совете студии под председательством режиссёра М. Калатозова. Но вскоре «Адмирал Нахимов» подвергся резкой идеологической критике с самого верху, а сам Пудовкин был обвинён в излишнем акцентировании любовной темы:
…имеются элементы недобросовестного подхода постановщиков к изучению того предмета, который они хотели показать. На всяких мелочах отыгрываются, два-три бумажных корабля показали, остальное — танцы, всякие свидания, всякие эпизоды, чтобы занять зрителя. Это, собственно, не фильм о Нахимове, а фильм о чём угодно, с некоторыми эпизодами о Нахимове. Мы вернули фильм обратно и сказали Пудовкину, что он не изучил этого дела, не знает даже истории, не знает, что русские были в Синопе. Дело изображается так, будто русские там не были. Русские взяли в плен целую кучу турецких генералов, а в фильме это не передано. Почему? Неизвестно. Может быть потому, что это требует большого труда, куда легче показать танцы.
— Иосиф Сталин на заседании Оргбюро ЦК ВКП(б) 9 августа 1946.
По высказанным критическим замечаниям Министерство кинематографии СССР составило целый список дополнений и изменений, после чего состоялось новое заседание худсовета «Мосфильма» под председательством министра кинематографии И. Большакова. В нём приняли участие режиссёры В. Пудовкин, М. Ромм, И. Пырьев, Г. Александров, артисты В. Ванин, А. Дикий, писатели Л. Леонов и Н. Тихонов. По итогам было принято решение о продолжении съёмок.
Всего за четыре месяца съёмочной группой была спешно осуществлена доработка фильма в части показа военно-исторических событий:
…была введена отсутствовавшая в первом варианте фильма историческая сцена пленения Нахимовым в Синопском бою командующего турецкой эскадрой адмирала Османа-паши вместе с его штабом и находившимися на борту его корабля в качестве инструкторов английскими офицерами. При этом приводятся слова Нахимова, обращенные к турецкому адмиралу, о том, что Турции всегда надлежало бы находиться в мире с Россией и что она сама виновата в своем поражении, начав с Россией рискованную войну.
Особенно стремились мы показать военный талант и полководческое искусство Нахимова как на море, так и в боях на суше. В сцены Синопского боя мы ввели эпизоды, показывающие смелое решение флотоводца атаковать двухколонным строем своей эскадры сильнейший турецкий флот, прикрытый огнём береговых батарей.
— Всеволод Пудовкин, Собрание сочинений в 3-х томах. Том 2.
Почти все сцены Синопского сражения были сняты заново, в две группы.
Для натурных съёмок командующим Черноморского флота адмиралом Октябрьским были выделены баржа, на каркасе которой был выстроен старинный деревянный корабль и большой трёхмачтовый парусно-моторный бриг. Видоизменяемый при помощи плотников и бутафоров, бриг представлял то флагманское судно севастопольской кампании «Императрица Мария», то «Великого князя Константина», то турецкий «Кагул».
Для съёмок в бассейне мастерскими «Мосфильма» были изготовлены несколько десятков макетов судов, размером от 30 сантиметров до 6,5 метров — для создания искусственной перспективы и получения разнообразных композиций. Масштаб задач требовал особую изобретательность группы комбинированных съёмок. Так, для получения иллюзии потопления под модель тонущего корабля подводился резиновый шланг, через который в нужный момент под давлением подавался воздух.
Доснимать пришлось и эпизоды штурма Малахова кургана.
Решающий просмотр с обсуждением новой редакции фильма состоялся в Министерстве кинематографии СССР в октябре 1946 года. Были приглашены режиссёры С. Герасимов, М. Ромм, М. Калатозов, И. Пырьев, артисты Б. Чирков, Н. Охлопков, писатель Л. Соболев и другие. Несмотря на некоторые нарекания рецензентов фильм был рекомендован к выходу в прокат.
«Суво́ров» — художественный историко-биографический фильм снятый в 1940 году (премьера — 23 января 1941 года) режиссёрами Всеволодом Пудовкиным и Михаилом Доллером.
Фильм рассказывает о великом русском полководце, генерал-фельдмаршале Александре Васильевиче Суворове. В духе времени создания фильма рассматриваются эпизоды из жизни полководца в 1794—1799 годах. Начинается фильм с польской кампании (после боя под Соколкой), что было весьма актуально после разгрома Польши в 1939 г. Далее следуют противостояние с Павлом I, возвращение на службу из ссылки в Кончанском и Швейцарский поход, во время которого в штабе Суворова оказывается шпион, его разоблачают и расстреливают без суда. Заканчивается фильм сценой штурма Чёртова моста.
Дворянин Гринёв, отправляющийся на военную службу, попадает в метель и, добравшись до постоялого двора, жалует своего проводника Пугачёва тулупом. Место службы Гринёва оказывается небольшой крепостью. Он влюбляется в дочь коменданта Машу и оказывается ранен на дуэли из-за неё офицером Швабриным. Вскоре Пугачёв поднимает восстание, захватывает крепость и казнит родителей Маши, а Гринёва отпускает...
Комическая фантазия о жизни, любви и смерти знаменитого барона Мюнхгаузена, жившего в XVIII веке и ставшего героем многих веселых книг и преданий, опирается на персонажей и эпизоды знаменитого романа Р. Распе, но по сути является самостоятельным произведением. «Мыслящий человек просто обязан время от времени поднимать себя за волосы» - похоже, это и удается авторам картины. Барон хочет жениться на любимой..
Спартак Котляревский был русским летчиком, бомбившим Берлин в августе 1941-го. Но вместо Звезды Героя он получил тюремный срок. И теперь у Спартака, как у его тезки, римского гладиатора, две тысячи лет назад, остался единственный выход – восстание. Котляревский организует самый крупный бунт заключенных за всю историю советского режима. Наперекор судьбе Спартак вырывается на волю, чтобы вернуться к любимой..