Часть 1. Колониальная карта России 16 века (Приложение 1)
Во второй половине 16 века немецкие торговые компании добрались до Невы и Ладожского озера. Вблизи устья небольшой реки, впадающей в Ладожское озеро с южной стороны (западнее Волхова), появилось поселение Лаба. Как известно, Лаба славянское название Эльбы. Поселение с подобным названием недвусмысленно указывает на то, откуда прибыли люди его основавшие. А также что это были за люди Это были немцы со славянскими чертами, которые привыкли иметь дело со славянами.
Сегодня на месте Лабы расположена деревня Лаврово. С помощью европейских и отечественных карт 17-19 веков можно чуть ли не пошагово отследить как происходило превращение Лабы в Лаврово.
А теперь давайте представим, что кроме европейских карт 17 века и отечественных карт первой половины 19 века никаких других карт с Лабой и Лаврово не сохранилось. При этом в Писцовой книге Водской пятины 1500 года упоминается деревня Лаврово на речке Лавуе. Несомненно, представители академической школы однозначно сочли бы название Laba за ошибку картографов. На европейских картах 17 века хватает ошибок в названиях, поэтому, учитывая сведения в Писцовой книге 1500 г., любое другое объяснение кроме как ошибка картографов они бы с легкостью объявили псевдоисторическими домыслами.
Однако Лаба оказалась основанной в том районе, где картографические работы, начиная с конца 17 века, проводились постоянно. Хорошо известна шведская карта провинции Ингерманландии 1678 года. Также известна во многом с ней совпадающая Карта бывших губерний Иван-Города, Яма, Капорья и Нэтеборга, показывающая разделение и состояние оного края в 1676 году (издана в России в 1827 году). На протяжении всего 18 века район Ладожского озера неоднократно наносился на планы и карты.
Можно выделить три блока картографических источников, которые содержат сведения о населенных пунктах в устье реки Лава (Лавуя), впадающей в Ладожское озеро.
1) Европейские карты России и Швеции 17-18 веков.
2) Детальная шведская карта Ингерманландии 1678 года с уточнениями, нашедшими отражение на варианте 1704 года.
3) Российские планы и карты 18-19 веков.
Отследив по картам изменения, которые произошли с названием поселения в устье реки Лава на протяжении двух веков, можно понять, каким образом Рибена Слабин, РомаНова и Кастром сменили свои первоначальные названия на привычные для нас Рыбная Слобода, Романов и Кострома.

Одной из первых европейских карт на которой можно отыскать Лабу является карта француза Николя Сансона «Карелия, Ингрия или Ингерманландия» (La Carélie, et l’Ingrie; ou Ingermenland / par le Sr Sanson, Париж, 1666). Примечательно, что на этой карте в устье Невы отсутствует шведская крепость Ниеншанц и расположенный рядом с ней город Ниен (Нева). План строительства крепости Ниеншанц был утвержден в 1652 году, соответственно крепость была построена позднее. Это говорит о том, что на карте Сансона Ингерманландия показана такой, какой она была в первой половине, а то и в первой трети 17 века.
Для шведов было принципиально важно взять под свой контроль балтийско-волжский путь, что они сделали построив «задвижку» Нотебург на острове в истоке реки Невы. Ниеншанц был построен позднее Нотебурга, когда шведы достигли определенных успехов в освоении районов, прилегающих к Неве. И все же шведские успехи в деле освоения отдаленных районов Ингерманландии носили ограниченный характер, что в дальнейшем позволило основать русско-голландскую колонию Питербурх, а затем не дать Швеции вернуть себе контроль над устьем Невы.

Поселение Лаба на южной стороне Ладожского озера можно обнаружить на европейских картах, которые выходили вплоть до конца 18 (!) века. В 1706 году в Париже была напечатана карта Московии Гийома Делиля. В ее полном названии угадывается поставленный голос церемониймейстера, возвещающего о появлении на придворном празднике уважаемого человека.
Карта Московии, составленная Гийомом Делилем Первым географом Короля для Его Превосходительства Монсиньора Андрея Артамоновича Матвеева, министра Его Величества Императора России.

Карта Гийома Делиля 1706 года пользуется популярностью среди сторонников конспирологической теории захвата Петром I древнего города на Неве. На карте Делиля Петербург находится на острове в Финском заливе. Возле него имеется надпись ville batie par le czar. В переводе отечественного Яндекс-переводчика — город захваченный царем. В отличие от Яндекса-правдоруба Google, Bing, Deepl скрывают от русских людей правду и переводят надпись на французской карте — город построенный царем.
Сбор картографических данных в 17 веке было делом непростым и растянутым во времени. Скорее всего, к моменту издания Делилем карты Московии, часть имевшихся у него сведений, успела потерять актуальность. Однако это было обычным делом для того времени. Картографы отдавали себе отчет в том, что выпускают карты, которые далеко не во всем соответствуют реальному положению вещей.
К тому же далеко не все сведения заставляли картографов браться за внесение изменений на трудоемких в изготовлении шаблонах, с которых делались оттиски. Одно дело Петербург и совсем другое Лаба.
В 1780 году продолжатели дела Гийома Делиля (умер в 1726 году) издали его карту Московии. На карте, выпущенной в конце 18 века, в отличие от карты начала века, Петербург показан там, где ему следует быть, в устье Невы. Возле столицы Российской Империи отсутствует уточняющая надпись город захваченный/ построенный царем. При этом Лаба с карты никуда не исчезла. А это, повторюсь, конец 18 века.
Почему название Лаба должно было исчезнуть с карты Московии Делиля 1780 года? К этому времени поселение в устье реки Лавуя, впадающей в Ладожское озеро, больше ста лет носило другое название. На Генеральной карте Ингерманландии 1704 года, которая является уточненным вариантом карты 1678 года, не месте поселения Лаба показан населенный пункт Lava hof. Вспомнили Петергоф? А здесь Лавахоф.
Поместье с таким названием (хоф в названии указывает, что это мыза, или по-другому поместье) расположено на левом шведском берегу реки, впадающей в Ладожское озеро. На противоположном русском берегу (по реке проходила граница) находятся церковь и деревня с традиционным русским названием Lavabÿ.
Как видим, на шведской карте 1678 года отсутствует Лаба, но обозначены сразу два населенных пункта с похожими на Лабу названиями. Шведская мыза Лавахоф и русская деревня Лавабю. Из чего можно сделать вывод, что не позднее последней четверти 17 века название Лаба уже не существовало. И то, что оно еще долгое время присутствовало на европейских картах, является издержками процесса сбора и внесения информации на карты того времени. Зато для историков эти «издержки» являются ценными источниками информации, чем-то вроде машины времени второго уровня (машиной времени первого уровня являются сами карты 17 века).
Что происходило дальше с топонимами Лавахоф и Лавабю? На «Географическом чертеже Ижорской земли» Адриана Шхонебека 1705 года на шведской стороне реки обозначена мыза Лава, а на русской — деревня Лавнда.

На плане Ладожского канала 1735 года, изданном немцем Иоганном Элиасом Гриммелем, показана только Лава, расположенная на правом берегу реки с таким же названием.

Перечислю в хронологической последовательности другие картографические источники.
Карта Ладожского озера (1765) — Лава
Карта Санкт-Петербургской губернии (1800) — Лава
Специальная карта Западной части России Шуберта (1826-1840) — на правом берегу реки Лава деревня Лаврова, на левом берегу село Лава.
Если бы на протяжении 17 и 18 веков на Верхней Волге с такой же регулярностью, как это делалось на северо-западе России, производилась топографическая съемка, то нам не пришлось бы сегодня удивляться тому, что когда-то на месте Рыбной слободы находилась Рибена Слабин (чем по большому счету Рибена Слабин отличается от исконно русских названий Лавабю и Лавнда?). Как и тому, что на левом берегу реки Castrom-ка вплоть до последней трети 18 века (с этим, правда, можно поспорить), когда Екатерина II приступила к осуществлению масштабной градостроительной программы, не было никакой Костромы. Зато на правом берегу Кастромки, где расположен Ипатьевский монастырь, находился город, название которого менялось с течением времени. В точности как это происходило на протяжении двух веков с деревней Лаврово.