11 янв 12:19
7 минут

Современное искусство понимают не все. Что с ним не так?

Перед посетителем музея современного искусства (вроде Тейт Модерн или Гараж) стоит непростая задача: понять, что хотел сказать художник. Если классические картины с изображением цветущей полянки, блюд с яблоками или посетителей французского кафе можно понять, опираясь на житейский опыт и общее образование, с супрематическими композициями, металлическими инсталляциями и обвитыми веревками холстами такой трюк может не пройти.

В чем загвоздка? И можно ли ее преодолеть без специальных знаний о современном искусстве? Давайте порассуждаем!

О том, что проблема с пониманием современного искусства есть, красноречиво говорят сотни книг и видеороликов на тему, как понять современное искусство.

Если суммировать, современное искусство подчас сложно для понимания по несколькими причинам.

Современное искусство существует под эгидой новаторства и поиска нетривиальных творческих решений. Оно часто представляет собой новые формы и методы, которые могут быть непонятны для людей, не имеющих опыта в этой области.

Многие произведения современного искусства могут быть абстрактными или символическими, что затрудняет их понимание без дополнительных объяснений.

Современное искусство часто связано с контекстом, который может быть непонятен для людей, незнакомых с историей, культурой и социальными проблемами, связанными с произведением. При этом, в отличие от классических авторов, современные художники нередко транслируют свои идеи и смыслы с помощью объектов, персонажей, сюжетов, не встречающихся в повседневной жизни или знакомых только узкому кругу лиц.

Могут затруднить понимание современного искусства используемые при его создании технологии. Например, технологии виртуальной реальности пока не распространены широко, а их эффективное использование требует специальных навыков и оборудования.

Стремясь выделится в ряду конкурентов, художники часто прибегают к радикальным способам самовыражения. И такие способы могут не найти оклика в аудитории, незнакомой с авторским художественным языком, не подготовленной к экспериментам и не ожидающей таких выкрутасов от художественных галерей. Как результат, современные художники подчас «говорят» с посетителями на разных языках.

Отторжение от современного искусства может вызвать и прямое отрицание всего нового в ущерб старому. Как показывает история, такой подход со временем разбивается о скалы неизбежных перемен –но не сразу, а со временем (которого может уйти очень много).

Возможные причины провалов в понимании современного искусства более-менее понятны. Но что если причина непонимания совсем в другом?

Все обозначенные выше проблемы не уникальны для современного искусства — с ними может столкнуться искусство любого другого периода. Если человек поверхностно относится к искусству в целом, не ценит его значимость для общества и не хочет разбираться в вопросе, такой человек будет одинаково непонятлив как на выставке современного искусства, так и на выставке, например, искусства 17 века.

Непонимание начинается с отсутствия интереса. Зрители смотрят на произведение современного искусства с установкой, что смысла в таком произведении не отыскать, а что хотел сказать художник, так и останется тайной.

Недостаточность любознательности или ее отсутствие вовсе — вот, пожалуй, ключевая проблема.

Поэтому на вопрос, как простому зрителю преодолеть стеклянный потолок, разделяющий его с современным искусством, ответ такой: прежде всего, проявить любознательность!

Оказавшись перед произведением современного искусства, спросите себя:

  • Что вы видите?
  • Как описать то, что вы видите?
  • Из чего сделано то, что вы видите?
  • Какие эмоции, ассоциации, воспоминания вызывает у вас то, что вы видите?
  • Чем то, что видите, похоже на то, что вы видели ранее, или отличается от него? Что вы чувствуете, глядя на картину?

Дополнят любознательность следующие полезные шаги на пути к пониманию современного искусства.

Современное искусство можно понять с помощью истории. Изучайте историю искусства. Книги, статьи, видеоролики, подкасты — выбирайте любой способ получения информации на ваш вкус. Разбирайтесь, с чего началось современное искусство, как оно развивалось и в каком направлении двигается прямо сейчас.

От общего (истории искусства) переходите к частному (истории конкретного художника и его работ). Вам интересны актеры, сыгравшие главные роли в новом фильме? Почему бы не проявить такой же интерес к художнику, создавшему увиденное вами произведение искусства? Познакомьтесь с контекстом картины — обстоятельствами, в которых художник создал картину, а также обстоятельствами, в которых разворачивается сюжет картины. Попробуйте разобраться в «языке» художника: какие художественные приемы художник использует, какие символы, образы и знаки художник применяет для наполнения своих произведений смыслом.

Развивайте насмотренность — посещайте музеи и выставки современного искусства. Это даст вам возможность увидеть произведения современных художников и узнать больше о том, что они представляют. А личный опыт взаимодействия, визуальной коммуникации с картиной не заменят никакие книги и описания. Окажитесь в одном пространстве с произведением современного искусства, соотнесите себя с ним — и так вы сможете проанализировать свой опыт существования вместе с современным искусством.

Попробуйте пообщаться с поклонниками современного искусства. Как те, кто погружен в современное искусство телом и душой, такие ребята поделятся собственным опытом взаимодействия с современным искусством и, возможно, даже дадут ключик к новым граням понимания такого искусства.

Постарайтесь отказаться от стереотипа, что все новое — это плохое. Не все новое в искусстве станет любимым или будет в полной мере вами понято, но это не повод лишать новое шанса преуспеть и завоевать ваше признание.

Также будет не лишним отказаться от стереотипа, что все новое — это хорошо забытое старое. Пусть новое в искусстве стоит на плечах старого, но новое — это все-таки про другие слова, другие формы, другие средства. Отмечайте различия, уникальные способы трансляции мыслей, авторские подходы.

Наконец, бросайте вызов мнению большинства: высокая оценка произведения современного искусства критиками, другими зрителями и художниками не означает, что вы должны с ней согласиться. Составляйте свое мнение, независимо от мнения других. Давайте субъективные оценки. Воспринимайте произведение с чистого лица, сквозь призму собственных ощущений. Другими словами, при изучении современного искусства оставайтесь собой.

Искусство открыто для всех мнений и оценок — и в этой открытости заключается его сила. А еще сила искусства в том, что его может понять каждый, кто проявит интерес. Будьте любознательны!

****

Смотрите также:

****

Все изображения приведены в информационных целях, а права на них принадлежат правообладателям.

Бесплатный
Комментарии
avatar
Здесь будут комментарии к публикации