Миф как подсознание нации
Мир интернета перенаселен проклятыми косоглазыми комми, которые только и ждут как бы украсть очередное американское изобретение и отпилить у России Сибирь. Кроме того, в нем обитают пиндосы, котором нужны наши ресурсы и русские агрессоры, которые украли Крым.
Они там проживают одновременно с хрупкой прозападной украинской демократией, фашистской украинской хунтой, смелым критиком Кремля Алексеем Навальным и каким-то Сисяном.
Предлагаю покинуть на время это ужасное место карнавала кривляющихся призраков.
Давайте послушаем сами нации. Что они о себе думают? Кто они?
Но для того, чтобы слушать было интересно, давайте не будем слушать ни Соловьёва и Симоньян, ни Анну Апельбаум.
Давайте найдем их национальный миф.
Национальный миф – это ответ, который нация дает самой себе и истории на вопросы «Зачем ты есть? Зачем ты как народ появилась на свет? Чего без тебя не было, но что мир с тобой приобретает?».
Этот миф проходит серию переизданий, каждый раз по-новому и новым языком рассказывая старую сказку, которая не ложь, а попытка все снова и снова отвечать на вопрос, задаваемый нации вечностью.
Самый яркий пример такого мифа – Библия.
Это долгая история о том, как народ появился с одной единственной целью – соблюдать договор с Богом и в процесс соблюдения этого договора и нарушений его, получая награды и кары – все больше и больше узнавать о том, с кем заключил Завет.
Затем идет Евангелие, а после него… Долгие века растерянности и недоумения.
Если мы вспомним книгу «легенды и мифы Древней Греции», которая была наверное у ста процентов советских школьников, мы наверное сочтем, что Греция появилась на свет ради красоты. Красоты мысли, красоты искусства. Просто красоты.
Затем идёт Рим. И нам не надо объяснять, что является центральной его идеей. Мы видим грубые римские копии греческих статуй, римское изложение греческих мифов и понимаем: Рим – это сила.
США не выдалось иметь собственные сказки, потому что у них не было собственной архаики – только заемные архаики тех народов, что переселялись в новый свет – немецкие сказки, английские, ирландские, испанские, голландские.
Поэтому американский эпос, американский национальный миф начал складываться уже в эпоху парового двигателя.
Я безусловно снова о Мелвилле с его «Моби Диком», о Лондоне с его «Морским Волком» и «Смоком Белью» и О’Генри с его «Трестом».
И как я мог забыть… Марк Твен.
Одни из этих сказочников описывали внутреннее устройство, быт США и американца с его наивной религиозностью, трудом и азартом.
Вторые же наблюдали рождение гордого чудовища, намеренного бросить вызов Богу, но не затем, чтобы проявить непокорность и жестоковыйность как первый Израиль, а для того, чтобы убить Бога, чтобы остаться единственным властителем как мира, так и смысла.
В этом смысле Лондону и Мелвиллу удалось не только описать суть предлагаемого США конфликта, но и предположить его конец – в виде смертей своих главных героев – капитанов Ахава и Ларсена.
Сейчас все это отражается в гротескном и примитизированном мире Марвела с летающими миллионерами переустраивающими мир под себя.
Европа прошагала огромный путь от Фому Аквината и Августина до легенд о короле Артуре, а затем уперлась в страшную сказку Ницше о том, что Бог – умер, а человек – это то, что должно быть преодолено.
Великая тройка – Честертон, Толкин и Льюис – это в своем роде партизанский отряд христианской Европы, который остался сражаться на захваченной новыми варварами территории.
Что же касается нас, то у нас тоже был свой Артур. Его звали Владимир Красное Солнышко.
У нас был свой «Властелин Колец» - он назывался «Задонщина».
Это история о том, как на Куликово поле вышли тверичи, резанцы, москвичи, а вернулись русские.
Ну, и к Ницше созрел Достоевский, который в ответ на смерть Бога и определение человека, как то, что должно быть преодолено - выдвинул противоположный тезис:
«Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать ее всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».
Это полностью противоположные векторы развития миропнимания и нравственности.
В одном случае человек должен быть преодолен, во втором - исполнен.
И его страшное сказанное Алешей Карамазовым «Расстрелять» как предчувствие русской революции.
П.С. Тем кому все еще интересно про Украину, в чем их национальный миф…
«Ночь перед Рождеством» как места слетать к царице за сапогами и жениться и «Страшная месть».
1 комментарий