logo
НИИ Человекостроения
logo НИИ Человекостроения

История. Окончание

Для ‎того‏ ‎чтобы ‎сделать ‎иллюстрацию ‎реальности ‎еще‏ ‎более ‎яркой,‏ ‎приведем‏ ‎в ‎качестве ‎примера‏ ‎еще ‎один‏ ‎учебник ‎- ‎«Россия ‎в‏ ‎20-м‏ ‎веке. ‎11‏ ‎класс» ‎Левандовский/Щетинов.‏ ‎

Очень ‎корректный ‎учебник ‎с ‎большим‏ ‎количеством‏ ‎и ‎качеством‏ ‎фактического ‎материала.‏ ‎

Однако ‎одна ‎деталь ‎бросается ‎в‏ ‎глаза‏ ‎–‏ ‎авторы ‎полностью‏ ‎избежали ‎описания‏ ‎сути ‎фашизма‏ ‎и‏ ‎национал-социализма. ‎Избежали‏ ‎описания ‎их ‎зарождения, ‎основных ‎философских‏ ‎оснований. ‎Избежали‏ ‎истории‏ ‎прихода ‎фашистов ‎и‏ ‎национал-социалистов ‎к‏ ‎власти ‎в ‎Италии ‎и‏ ‎Германии.‏ ‎Избежали ‎истории‏ ‎гражданской ‎войны‏ ‎в ‎Испании.  ‎

В ‎учебнике ‎нет‏ ‎н‏ ‎одного ‎определения‏ ‎фашизма ‎или‏ ‎национал-социализма. ‎

То ‎есть ‎ученик ‎снова‏ ‎столкнулся‏ ‎вместо‏ ‎науки ‎истории,‏ ‎которая ‎стремиться‏ ‎понять ‎те‏ ‎процессы,‏ ‎которые ‎изучает‏ ‎и ‎описывает ‎– ‎с ‎рассказываемой‏ ‎историей-сказкой, ‎в‏ ‎которой‏ ‎в ‎Европе ‎внезапно‏ ‎зародился ‎фашизм‏ ‎точно ‎так ‎же, ‎как‏ ‎когда-то‏ ‎считалось, ‎что‏ ‎мыши ‎могут‏ ‎самозародиться ‎от ‎мусора.  ‎

При ‎просмотре‏ ‎других‏ ‎учебников ‎и‏ ‎учебных ‎пособий‏ ‎выяснилось, ‎что ‎совершенно ‎то ‎же‏ ‎самое‏ ‎касается‏ ‎совершенно ‎всех‏ ‎остальных ‎социальных‏ ‎концепций. ‎

Социализма‏ ‎и‏ ‎коммунизма, ‎фашизма,‏ ‎либерализма ‎и ‎так ‎далее. ‎

То‏ ‎есть ‎человеческая‏ ‎цивилизация‏ ‎на ‎страницах ‎учебника‏ ‎предстает ‎как‏ ‎некий ‎феномен, ‎который ‎живет,‏ ‎не‏ ‎пытаясь ‎свою‏ ‎жизнь ‎осмыслить‏ ‎и ‎обосновать. ‎

С ‎этой ‎точки‏ ‎зрения‏ ‎история ‎–‏ ‎это ‎набор‏ ‎фактов ‎и ‎процессов, ‎которые ‎возникают‏ ‎из‏ ‎конкретных‏ ‎сочетаний ‎обстоятельств.‏ ‎

Так ‎подписание‏ ‎договора ‎о‏ ‎ненападении‏ ‎между ‎СССР‏ ‎и ‎Германией ‎объявляется ‎результатом ‎срыва‏ ‎переговоров ‎между‏ ‎СССР,‏ ‎Францией ‎и ‎Англией,‏ ‎что ‎в‏ ‎свою ‎очередь ‎объясняется ‎взаимным‏ ‎недоверием.‏ ‎То ‎есть‏ ‎причиной ‎в‏ ‎конечном ‎итоге ‎объявляются ‎предубеждения. ‎И‏ ‎ничего‏ ‎не ‎сказано‏ ‎о ‎том,‏ ‎что ‎это ‎«недоверие» ‎явилось ‎результатом‏ ‎последовательной‏ ‎ясно‏ ‎осознаваемой ‎и‏ ‎хладнокровно ‎проводимой‏ ‎политики ‎по‏ ‎направлению‏ ‎военной ‎экспансии‏ ‎Германии ‎на ‎Восток, ‎в ‎рамках‏ ‎которой ‎и‏ ‎был‏ ‎совершен ‎Мюнхенский ‎сговор,‏ ‎были ‎ланы‏ ‎односторонние ‎гарантии ‎Польше ‎и‏ ‎сорваны‏ ‎переговоры ‎с‏ ‎СССР.   ‎

В‏ ‎свою ‎очередь ‎понимание ‎причин ‎такой‏ ‎политики‏ ‎невозможно ‎без‏ ‎понимания ‎генезиса‏ ‎британской ‎и ‎французской ‎политических ‎элит‏ ‎и‏ ‎роли‏ ‎колониализма ‎в‏ ‎становлении ‎Английского‏ ‎и ‎Французского‏ ‎капитализмов.‏ ‎

Иными ‎словами:‏ ‎

Мы ‎не ‎можем ‎уйти ‎в‏ ‎преподавании ‎истории‏ ‎от‏ ‎анализа ‎исторических ‎процессов‏ ‎с ‎точки‏ ‎зрения ‎теорий ‎общественного ‎развития,‏ ‎философии,‏ ‎понимания ‎культурного‏ ‎контекста.

Это ‎в‏ ‎свою ‎очередь ‎вынуждает ‎нас ‎либо‏ ‎синхронизировать‏ ‎преподаваемые ‎предметы,‏ ‎либо ‎вставлять‏ ‎их ‎части ‎друг ‎в ‎друга.‏ ‎

В‏ ‎любом‏ ‎случае ‎нам‏ ‎кажется, ‎что‏ ‎понимание ‎исторических‏ ‎процессов‏ ‎– ‎намного‏ ‎важнее ‎знания ‎большого ‎числа ‎подробностей‏ ‎их ‎течения.‏ ‎

Современные‏ ‎тесты ‎по ‎истории‏ ‎– ‎не‏ ‎позволяют ‎ученику ‎действительно ‎понимать‏ ‎суть‏ ‎«изучаемых» ‎явлений.‏ ‎Эти ‎тесты‏ ‎предлагают ‎лишь ‎дать ‎оценку ‎или‏ ‎же‏ ‎рассказать ‎информацию,‏ ‎которая ‎не‏ ‎нуждается ‎в ‎понимании ‎«Вторая ‎Мировая‏ ‎Война‏ ‎началась‏ ‎1 ‎сентября‏ ‎1939 ‎года».‏ ‎Более ‎того‏ ‎именно‏ ‎понимание ‎сути‏ ‎Второй ‎Мировой ‎Войны ‎заставит ‎ученика‏ ‎задать ‎вопрос‏ ‎почему‏ ‎датой ‎начала ‎войны‏ ‎считается ‎дата‏ ‎нападения ‎Германии ‎на ‎Польшу,‏ ‎а‏ ‎не ‎Японии‏ ‎на ‎Китай?‏ ‎

Поскольку ‎история ‎в ‎каком-то ‎смысле‏ ‎является‏ ‎практикой ‎общественных‏ ‎теорий ‎в‏ ‎отставшие ‎возможности ‎эксперимента, ‎то ‎вероятно‏ ‎именно‏ ‎разбор‏ ‎тех ‎или‏ ‎иных ‎исторических‏ ‎событий ‎и‏ ‎процессов‏ ‎с ‎помощью‏ ‎различных ‎концепций ‎может ‎натренировать ‎ум‏ ‎ученика, ‎подготовить‏ ‎его‏ ‎к ‎глубокому ‎пониманию‏ ‎человечества ‎как‏ ‎изучаемого ‎объекта. ‎

А ‎следовательно,‏ ‎и‏ ‎к ‎пониманию‏ ‎себя, ‎своей‏ ‎страны, ‎а ‎также ‎современных ‎ему‏ ‎политических‏ ‎событий.  ‎

Это‏ ‎- ‎последний‏ ‎текст ‎из ‎"Манифеста ‎группы ‎Вассермана".‏ ‎

Previous Next
All posts
4 comments

Comment deleted. Recover?
7
avatar
Level within project
7
Level at sponsr.ru
16
Андрей Пантелеев 2 месяца назад
Риторический вопрос. В таком ключе, который предлагается, нужно ли рассматривать политику СССР по истреблению священников (приказ НКВД 0047), например, как открытую террористической диктатуру коммунистической партии? Или же мы как-то интеллигентно это сделаем, как это любят наши либералы? Типа, ну да, Буковский педофил - это Британцы установили, но его литературу не пускают к нашим детям (см. Шендеровича на радио где-то в Прибалтике) - это позор. Должны ли "мы" так же как и условные "они" вводить политику двойных стандартов и смыслов? Будем ли мы рассказывать детям, что согласно приказу от марта 1953 года лично Лаврентием Павловичем были запрещены комнаты пыток и сами пытки в системе МВД? Это хороший, прогрессивный жест нашего правительства? Или нет?
Comment deleted. Recover?
11
avatar
Level within project
11
Level at sponsr.ru
20
awas 2 месяца назад
На мой взгляд, политика истребления священников порождена их антисоветской деятельностью в годы Гражданской войны, но сама эта деятельность вызвана стабилизирующей ролью церкви как общественного института, так что по окончании войны продолжение борьбы с церковью — избыточная политическая инерция. Лаврентий Павлович Берия запретил пытки в системе МВД ещё когда возглавил его впервые (оно тогда ещё звалось не министерством, а народным комиссариатом) не из человеколюбия, а из осознания бессмысленности пыток при желании добиться истины, так что дело не в прогрессивном жесте, а в трезвом анализе целесообразности. Словом, приведенные Вами примеры требуют не трактовки, а исследования.
Show more 2 answers

Statistics

54 readers

Gift a subscription

A code will be created that will allow the recipient free access to a certain subscription level.

Payment for this user will be deducted from your card until the subscription is cancelled. The code can be shown on the screen or emailed with instructions.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачисленна на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Add card
0/2048