Перевод. Давать взятки и прятаться дома: украинцы пытаются избежать призыва
На последнем военном блокпосту перед выездом с Украины в апреле 39-летний мужчина из Одессы показал документы, свидетельствующие о серьезной травме позвоночника, что освободило его от военной службы и от запрета на выезд из страны взрослых мужчин.
«Один из солдат сказал: „Эта больница прямо обожает такой диагноз“ — вспоминает мужчина. „Я видел, что они точно знали, что происходит, и это был не первый раз. Но они были бессильны что-либо сделать, поэтому махнули мне рукой“, — сказал он.
Мужчина, пожелавший остаться анонимным, признал, что заплатил взятку в 5000 долларов, чтобы избежать потенциального призыва в украинскую армию и службы на передовой в войне с Россией.
«Я знал, что не смогу сидеть в окопе, поэтому взял свои сбережения и связался с „решалой“. Все знают, где их найти. Я заплатил наличными, меня отправили в больницу делать МРТ позвоночника; больница предоставила мне медицинское заключение, в котором утверждалось, что у меня серьезный дефект позвоночника, и на основании этого я мог получить документы, позволяющие мне покинуть страну. У меня было ощущение, что на каждом этапе люди знали, что происходит, и получали свою долю», — сказал мужчина.
Весь процесс занял две недели; мужчина смог покинуть Украину и сейчас живет в другом месте Европы.
Считается, что с начала полномасштабной войны с Россией в феврале прошлого года десятки тысяч украинских мужчин покинули страну нелегально, многие из них — за взятки. В пятницу президент Украины Владимир Зеленский уволил всех областных военкомов, сославшись на повальную коррупцию в аппарате.
«Этой системой должны управлять люди, которые точно знают, что такое война и почему цинизм и взяточничество во время войны — это измена», — сказал он в видеообращении.
Одесса стала горячей точкой для схем уклонения от призыва: чиновник, занимающийся набором рекрутов, был арестован после того, как выяснилось, что у него есть сбережения в размере 5 миллионов долларов и роскошное имущество в Испании. Но по всей Украине поступают сообщения о коррумпированных чиновниках, готовых брать взятки от людей, желающих откупиться от призыва. В отношении военкоматов возбуждено более 100 других уголовных дел.
«Цинизм везде один и тот же», — заявил Зеленский в пятницу. «Незаконное обогащение, легализация незаконно полученных денежных средств, неосновательное обогащение, незаконный перевод военнообязанных через границу».
Хотя коррупционный скандал попал в заголовки газет, он намекает на еще более тревожную историю для Украины, поскольку страна приближается к 18-месячной отметке после полномасштабного вторжения Владимира Путина.
В первые недели после вторжения сотни тысяч простых украинцев вызвались служить на фронте. Взрыв патриотизма помог сохранить независимость страны и отразить первое нападение.
Однако более года спустя многие из этих первоначальных новобранцев уже мертвы, ранены или просто истощены, и армии нужны новые рекруты для пополнения рядов. К настоящему времени большинство тех, кто хочет воевать, уже записались, и военным приходится набирать бойцов среди гораздо хуже мотивированного контингента.
От призыва освобождаются отцы, у которых более трех детей, люди с ограниченными возможностями и те, кто работает на стратегически важных должностях, однако ожидается, что все остальные явятся, если их призовут. По улицам бродят бригады рекрутеров, а иногда они ходят по домам и раздают повестки. На вирусных видеороликах видно, как офицеры сажают мужчин в фургоны и доставляют их в военкоматы.
Некоторые украинские мужчины говорят, что им не хотелось бы получить повестку, но они бы приняли призыв, если бы их отправили в армию, как часть жизни в стране, находящейся в состоянии войны. Другие отчаянно пытаются избежать получения проектов документов, и не каждый может позволить себе взятку в размере 5000 долларов.
В Одессе, как и в большинстве украинских городов, чат-группа в Telegram служит форумом, на котором люди делятся анонимными данными о том, где в тот или иной день можно найти кадровиков, неофициально называемых «оливками» из-за цвета их униформы. В группе более 30 000 участников.
Каждые несколько минут появляется новая наводка: «Улица Пишоновская, 37. Оливки приехали». «У рынка стоит автобус с оливками; шесть оливок ходят внутри и раздают повестки».
Другие люди просто остаются дома. Владелец фабрики на востоке Украины заявил, что из-за угрозы быть схваченными военными во время утренней поездки на работу некоторые были слишком напуганы и вообще оставались дома.
«Я встретил парня, который рассказал мне, что его забрали с улицы, и через неделю его подразделение пошло в атаку на деревню недалеко от Бахмута. И он мне сказал: „Что за херня, я впервые взял в руки винтовку и через неделю пойду штурмовать эту деревню“. Его ранили дважды: один раз в руку и один раз в спину».
Мобилизованные новобранцы проходят несколько недель подготовки перед отправкой на фронт. Многих отправляют в Великобританию на краткие курсы по основам боя, но обучение только самое базовое.
Во Львове один мужчина, которому перед городским супермаркетом вручили повестку, рассказал, что его призвали в армию, отправили в Великобританию для обучения, погнали на передовую, а через два месяца ранили.
Многие люди неохотно подчиняются мобилизационным призывам, а те, кто получает повестку, часто запираются, чтобы их не потащили в военкомат.
«Есть две категории людей — одни уже в армии, а другие боятся выходить на улицу, чтобы не попасть в армию, и никакая зарплата не заставит их покинуть свои дома», — сказал фабрикант.
Одна молодая женщина, которая, как и большинство людей, говоря о мобилизации, пожелала остаться анонимной, вспомнила сцену в Киеве ранее летом в ночном клубе столицы.
Через несколько минут после 22:00, когда по закону бары и клубы должны закрываться во время войны, на клуб совершили набег вооруженные люди в форме, которые приказали женщинам уйти. Затем они вручили всем мужчинам уведомления о призыве на военную службу.
«У моего мужа важная работа в его компании, поэтому у него есть освобождение от призыва, но у моего друга ничего такого не было, и он был в ужасе. Он вернулся в свой маленький городок и с тех пор сидит дома, боясь выйти на улицу», — сказала женщина.
Многие украинцы, служащие с начала войны, считают отказ от призыва ничем иным, как предательством. Политическое руководство страны заявило, что признает, что процесс мобилизации был трудным, и хочет избежать чрезмерного рвения при наборе солдат, но заявило, что у Украины нет другого выбора, кроме как продолжать призыв, если армия хочет противостоять России, которая мобилизовала сотни тысяч человек. с начала войны.
«Конечно, трудно ожидать, что люди положительно отнесутся к мобилизации», — признал в недавнем интервью в Киеве советник Зеленского Михаил Подоляк.
«Люди, которые пошли первыми, были теми, у кого был этот внутренний призыв, которые были самыми патриотичными, но они там уже 17 месяцев, и нам нужна ротация. Конечно это страшно, это может означать смерть или инвалидность. На дворе 21 век, ты закончил университет, пытался устроиться на работу, и теперь тебе нужно взять в руки оружие и защитить свой дом. Но президент пытается поговорить с обществом, объяснить, о чем идет речь», — сказал он.