logo Нацизм германский, нацизм украинский

Справочник пропагандиста (окончание)

Ну ‎что‏ ‎же, ‎продолжаем ‎делиться ‎с ‎нашими‏ ‎ЛОМами ‎мудростью‏ ‎и‏ ‎лайфхаками ‎от ‎«отца‏ ‎современной ‎пропаганды».

Начало‏ ‎здесь.

И, ‎на ‎всякий ‎случай,‏ ‎вдруг‏ ‎кто-то ‎еще‏ ‎не ‎понимает‏ ‎смысла ‎понятия ‎пропаганда... ‎

Справочная ‎информация

Propaganda‏ ‎(пропаганда)‏ ‎– ‎название‏ ‎конгрегации ‎основанной‏ ‎в ‎1623 ‎году ‎папой ‎Урбаном‏ ‎VIII.‏ ‎Организация‏ ‎состояла ‎из‏ ‎мирян ‎и‏ ‎священников, ‎занималась‏ ‎распространением‏ ‎веры ‎среди‏ ‎язычников, ‎боролась ‎с ‎ересями ‎и‏ ‎собирала ‎разведданные‏ ‎для‏ ‎Ватикана. ‎

Специально ‎обученные‏ ‎священнослужители ‎отправлялись‏ ‎«по ‎городам ‎и ‎весям»‏ ‎с‏ ‎миссионерской ‎миссией‏ ‎– ‎они‏ ‎несли ‎свет ‎истиной ‎веры, ‎помогали‏ ‎им‏ ‎в ‎этом‏ ‎благом ‎деле‏ ‎миряне, ‎состоящие ‎в ‎организации. ‎

В‏ ‎тот‏ ‎период,‏ ‎когда ‎была‏ ‎создана ‎конгрегация,‏ ‎вера ‎в‏ ‎Бога‏ ‎была ‎данностью,‏ ‎мало ‎кто ‎сомневался ‎в ‎наличии‏ ‎Бога ‎или‏ ‎Богов.‏ ‎Другой ‎вопрос, ‎что‏ ‎миссионерам ‎было‏ ‎необходимо ‎убедить ‎язычников ‎в‏ ‎том,‏ ‎что ‎Бог,‏ ‎о ‎котором‏ ‎они ‎проповедуют, ‎сильнее ‎и ‎могущественнее,‏ ‎чем‏ ‎те ‎Боги,‏ ‎которым ‎они‏ ‎поклонялись. ‎

Семнадцатый ‎век ‎– ‎это‏ ‎век‏ ‎великих‏ ‎географических ‎открытий‏ ‎и ‎Ватикан‏ ‎просто ‎не‏ ‎мог‏ ‎отказаться ‎от‏ ‎распространения ‎своей ‎власти ‎на ‎новые‏ ‎территории, ‎вот‏ ‎и‏ ‎отправлялись ‎священники ‎и‏ ‎миряне ‎за‏ ‎моря ‎и ‎океаны, ‎шли‏ ‎в‏ ‎пустыни ‎и‏ ‎т. ‎д.‏ ‎

Борьба ‎с ‎ересями ‎– ‎это‏ ‎одно,‏ ‎а ‎проповедь,‏ ‎завлекающая ‎людей‏ ‎в ‎лоно ‎церкви ‎– ‎это‏ ‎совсем‏ ‎другое.‏ ‎Тем ‎более,‏ ‎что ‎люди‏ ‎– ‎это‏ ‎в‏ ‎массе ‎своей,‏ ‎мало ‎язычники, ‎так ‎они ‎еще‏ ‎и ‎дикари.‏ ‎Как‏ ‎их ‎убеждать, ‎чем?‏ ‎

Образ ‎жизни‏ ‎дикарей ‎сильно ‎отличался ‎от‏ ‎образа‏ ‎жизни, ‎который‏ ‎знали ‎миссионеры.‏ ‎Нужды ‎у ‎людей, ‎живущих ‎в‏ ‎условиях,‏ ‎приближенных ‎к‏ ‎первобытным, ‎тоже‏ ‎были ‎не ‎очень ‎понятны ‎миссионерам,‏ ‎опять‏ ‎же‏ ‎ценности ‎и‏ ‎традиции, ‎сильно‏ ‎разнились ‎с‏ ‎ценностями‏ ‎и ‎традициями‏ ‎пусть ‎и ‎средневекового, ‎но ‎европейца.‏ ‎

Понятно, ‎что‏ ‎миссионеру,‏ ‎пусть ‎и ‎не‏ ‎досконально, ‎но‏ ‎приходилось ‎изучать ‎быт, ‎традиции‏ ‎и‏ ‎ценности ‎тех,‏ ‎к ‎кому‏ ‎он ‎приехал ‎проповедовать ‎и, ‎чтобы‏ ‎доказать‏ ‎силу ‎и‏ ‎мощь ‎своего‏ ‎Бога ‎нужно ‎было ‎сотворить ‎чудо.‏ ‎Ну‏ ‎или‏ ‎убедить ‎племя,‏ ‎общину, ‎род‏ ‎в ‎том,‏ ‎что‏ ‎они ‎стали‏ ‎свидетелями ‎чуда ‎и ‎их ‎жизнь‏ ‎станет ‎лучше‏ ‎и‏ ‎комфортнее, ‎если ‎они‏ ‎перейдут ‎под‏ ‎протекторат ‎нового, ‎более ‎сильного‏ ‎Бога.‏ ‎

Так ‎вот,‏ ‎пропаганда ‎–‏ ‎это ‎комплекс ‎мероприятий, ‎направленный ‎на‏ ‎манипулирование‏ ‎общественным ‎сознанием.‏ ‎В ‎современном‏ ‎мире, ‎такое ‎манипулирование ‎осуществляется ‎путем‏ ‎использования‏ ‎средств‏ ‎массовой ‎информации.‏ ‎Манипуляция ‎человеческим‏ ‎сознанием ‎происходит‏ ‎с‏ ‎помощью ‎радио‏ ‎и ‎телепередач, ‎газет, ‎листовок, ‎наглядной‏ ‎агитации ‎и‏ ‎других‏ ‎средств ‎передачи ‎информации.

Чтобы‏ ‎сообщение ‎считалось‏ ‎пропагандой, ‎оно ‎должно ‎соответствовать‏ ‎трем‏ ‎критериям: ‎• Наличие‏ ‎осознанной ‎попытки‏ ‎манипулировать ‎мнением ‎других ‎людей.

• В ‎сообщении‏ ‎представлена‏ ‎лишь ‎одна‏ ‎из ‎сторон‏ ‎конфликта, ‎для ‎того ‎чтобы ‎у‏ ‎общества‏ ‎создалось‏ ‎впечатление, ‎что‏ ‎оно ‎является‏ ‎безоговорочной ‎истиной.

• Намерение,‏ ‎которое‏ ‎содержится ‎в‏ ‎сообщении, ‎тщательно ‎замаскировано, ‎чтобы ‎слушатели‏ ‎не ‎воспринимали‏ ‎его‏ ‎как ‎пропаганду.

Ну ‎и‏ ‎продолжаем ‎«раскрывать»‏ ‎приемы ‎пропаганды, ‎разработанные ‎начальником‏ ‎управления‏ ‎пропаганды ‎Третьего‏ ‎рейха ‎Herrꞌом‏ ‎Геббельсом.

Шаблоны

Геббельс ‎имел ‎много ‎«козырей ‎в‏ ‎рукаве»‏ ‎и ‎по‏ ‎мере ‎надобности‏ ‎использовал ‎их. ‎Вот, ‎например, ‎что‏ ‎мы‏ ‎отвечаем‏ ‎на ‎традиционный,‏ ‎ставший ‎риторическим,‏ ‎вопрос:

- «Кто ‎виноват?»‏ ‎

- «Пушкин»‏ ‎

Пушкин ‎у‏ ‎нас ‎в ‎ответе ‎за ‎все.‏ ‎И ‎это‏ ‎несмотря‏ ‎на ‎то, ‎что‏ ‎ответ ‎на‏ ‎этот ‎вопрос ‎порой ‎и‏ ‎разнообразим,‏ ‎утверждая, ‎что‏ ‎«виновного» ‎знает‏ ‎«черт», ‎кто-нибудь ‎из ‎писателей ‎классиков‏ ‎или‏ ‎кто-то ‎имеющий‏ ‎авторитет ‎в‏ ‎обществе. ‎Но ‎именно ‎«Пушкин» ‎у‏ ‎нас‏ ‎стал‏ ‎записным ‎знатоком‏ ‎и ‎«нашим‏ ‎всем». ‎

Когда‏ ‎мы‏ ‎приписываем ‎«знание»‏ ‎этому ‎поэту, ‎то ‎мы ‎не‏ ‎имеем ‎ввиду,‏ ‎ни‏ ‎его ‎происхождение, ‎ни‏ ‎его ‎отношения‏ ‎с ‎государем-императором, ‎ни ‎его‏ ‎увлечение‏ ‎декабристами… ‎Мы‏ ‎имеем ‎ввиду,‏ ‎что ‎имя, ‎действительно ‎великого ‎поэта,‏ ‎перестало‏ ‎отражать ‎его‏ ‎личность, ‎оно‏ ‎стало ‎символом, ‎в ‎том ‎числе‏ ‎и‏ ‎потому,‏ ‎что ‎слишком‏ ‎часто, ‎к‏ ‎месту ‎и‏ ‎не‏ ‎к ‎месту‏ ‎его ‎цитировали, ‎а ‎потому ‎и‏ ‎вину, ‎и‏ ‎какие-то‏ ‎действия ‎адресуем ‎к‏ ‎«Пушкину». ‎Отвечая‏ ‎на ‎риторический ‎вопрос ‎именем‏ ‎Поэта,‏ ‎мы ‎иронизируем,‏ ‎порой ‎и‏ ‎саркастически, ‎но ‎это ‎все, ‎что‏ ‎имеется‏ ‎в ‎виду.

Геббельс‏ ‎точно ‎так‏ ‎же, ‎как ‎и ‎мы, ‎отвечая‏ ‎на‏ ‎вопрос‏ ‎«кто ‎виноват?»‏ ‎называл ‎имя‏ ‎известного ‎австрийского‏ ‎писателя‏ ‎еврейского ‎происхождения.‏ ‎И, ‎согласитесь, ‎уже ‎совсем ‎другой‏ ‎смысл. ‎И‏ ‎это‏ ‎уже ‎не ‎ирония‏ ‎или ‎сарказм,‏ ‎а ‎мягкое ‎указание, ‎на‏ ‎то,‏ ‎куда ‎следует‏ ‎перенести ‎свой‏ ‎гнев. ‎Прием ‎работал ‎отлично. ‎

И,‏ ‎этот‏ ‎прием ‎и‏ ‎сегодня ‎работает‏ ‎прекраснейшим ‎образом: ‎у ‎нас ‎на‏ ‎полном‏ ‎серьезе‏ ‎обвиняют ‎мигрантов‏ ‎в ‎том,‏ ‎что ‎россияне‏ ‎недостаточно‏ ‎серьезно ‎подходят‏ ‎к ‎проблеме ‎демографии. ‎

И ‎как-то‏ ‎никто ‎из‏ ‎противников‏ ‎мигрантов ‎не ‎задумывается‏ ‎над ‎тем,‏ ‎что ‎от ‎того, ‎что‏ ‎в‏ ‎стране ‎не‏ ‎будет ‎рабочих‏ ‎из ‎ближнего ‎зарубежья, ‎коренных ‎россиян‏ ‎больше‏ ‎не ‎станет,‏ ‎если ‎рождаемость‏ ‎в ‎стране ‎останется ‎на ‎прежнем,‏ ‎низком‏ ‎уровне.‏ ‎Ну, ‎не‏ ‎будем ‎принимать‏ ‎мигрантов ‎и‏ ‎что?‏ ‎Будет ‎пять‏ ‎человек ‎на ‎пятидесяти ‎квадратных ‎километрах‏ ‎ходить, ‎аукаться…‏ ‎

Подобного‏ ‎рода ‎шаблоны ‎необходимы,‏ ‎они ‎являют‏ ‎собой ‎прекрасно ‎работающий ‎инструмент‏ ‎пропаганды.‏ ‎Этим ‎приемом‏ ‎часто ‎пользуются‏ ‎западные ‎пропагандисты, ‎когда ‎ищут ‎виноватых‏ ‎в‏ ‎том, ‎что‏ ‎сегодня ‎происходит‏ ‎на ‎Украине. ‎

Западные ‎политики, ‎деятели‏ ‎СМИ‏ ‎взяли‏ ‎все ‎«лучшее»‏ ‎из ‎уроков‏ ‎Геббельса. ‎Так‏ ‎на‏ ‎доводы, ‎что‏ ‎НАТО ‎разместило ‎свои ‎военные ‎базы‏ ‎практически ‎на‏ ‎границах‏ ‎РФ, ‎они ‎отвечают‏ ‎«Ну ‎и‏ ‎что? ‎Нейтральный ‎статус ‎не‏ ‎спас‏ ‎Украину ‎от‏ ‎нападения ‎России».‏ ‎

Вот, ‎дорогие ‎наши ‎ЛОМы, ‎учитесь‏ ‎отвечать‏ ‎на ‎неудобные‏ ‎вопросы ‎так‏ ‎же ‎легко ‎и ‎по ‎заветам‏ ‎Геббельса.‏ ‎А‏ ‎то, ‎вы‏ ‎конечно, ‎стараетесь,‏ ‎но ‎очень‏ ‎уж‏ ‎у ‎вас‏ ‎это ‎неуклюже ‎выходит. ‎Если ‎уж‏ ‎ругаете ‎министра‏ ‎обороны,‏ ‎то ‎нужно ‎это‏ ‎делать ‎изящно,‏ ‎с ‎выдумкой, ‎а ‎не‏ ‎так‏ ‎топорно, ‎как‏ ‎это ‎прописано‏ ‎в ‎ваших ‎никах ‎– ‎«ШВО»‏ ‎(Шойгу‏ ‎в ‎отставку).‏ ‎Ладно ‎бы‏ ‎так ‎грубо ‎работали ‎только ‎«убежавшие»‏ ‎с‏ ‎Донбасса‏ ‎и ‎Украины‏ ‎«защитники» ‎России‏ ‎– ‎этим-то‏ ‎изящества‏ ‎неоткуда ‎взять,‏ ‎рагулизм-с. ‎Ну ‎а ‎вы-то, ‎российские,‏ ‎в ‎США‏ ‎обученные,‏ ‎в ‎Чехии ‎квалификацию‏ ‎повышавшие… ‎Стыдно-с,‏ ‎господа.

А ‎что ‎касается ‎того,‏ ‎что‏ ‎собственно, ‎СВО‏ ‎и ‎началось‏ ‎по ‎причине ‎того, ‎что ‎Украина‏ ‎отказалась‏ ‎от ‎нейтрального‏ ‎статуса ‎–‏ ‎так ‎то, ‎такое; ‎про ‎это‏ ‎уже‏ ‎мало‏ ‎кто ‎помнит,‏ ‎а ‎благодаря‏ ‎активной ‎деятельности‏ ‎западных‏ ‎пропагандистов, ‎скоро‏ ‎и ‎вообще ‎забудут. ‎

Пропаганда ‎–‏ ‎это ‎вера

Когда‏ ‎Геббельс‏ ‎впервые ‎увидел ‎Гитлера‏ ‎– ‎это‏ ‎случилось ‎12 ‎июля ‎1925‏ ‎года‏ ‎на ‎партийном‏ ‎митинге ‎в‏ ‎Веймаре, ‎– ‎то ‎он ‎записал‏ ‎в‏ ‎дневнике: ‎«это‏ ‎было ‎воскресение‏ ‎в ‎прямом ‎смысле ‎этого ‎слова...‏ ‎Кто‏ ‎этот‏ ‎человек? ‎Наполовину‏ ‎плебей, ‎наполовину‏ ‎бог! ‎Кто‏ ‎он,‏ ‎Христос ‎иль‏ ‎просто ‎человек?» ‎

Для ‎пропагандиста ‎не‏ ‎важна ‎вера,‏ ‎религия.‏ ‎Он ‎может ‎быть‏ ‎человеком ‎религиозным‏ ‎или ‎заядлым ‎материалистом ‎–‏ ‎не‏ ‎суть. ‎Но‏ ‎важно, ‎чтобы‏ ‎пропагандист ‎умел ‎«работать ‎с ‎религиозной‏ ‎тематикой»,‏ ‎умел ‎использовать‏ ‎язык ‎символов,‏ ‎сплетенный ‎вокруг ‎жертвы, ‎жертвоприношения, ‎смерти,‏ ‎героизма,‏ ‎вечной‏ ‎жизни ‎и‏ ‎спасения. ‎

Геббельс‏ ‎не ‎был‏ ‎верующим‏ ‎человеком, ‎но‏ ‎символический, ‎сакральный ‎язык ‎он ‎хранил‏ ‎до ‎конца.‏ ‎

Сказанное‏ ‎выше ‎можно ‎проиллюстрировать‏ ‎тем, ‎как‏ ‎была ‎сакрализирована ‎гибель ‎автора‏ ‎гимна‏ ‎НСДАП ‎Хорста‏ ‎Весселя. ‎

Вессель,‏ ‎до ‎того, ‎как ‎стал ‎членом‏ ‎нацисткой‏ ‎партии ‎был‏ ‎поэтом-лириком, ‎учился‏ ‎в ‎колледже. ‎Но ‎колледж ‎он‏ ‎бросил‏ ‎и‏ ‎присоединился ‎к‏ ‎группе ‎«Штурм-5».‏ ‎Вессель ‎был‏ ‎убит‏ ‎в ‎1930‏ ‎году, ‎в ‎возрасте ‎23 ‎лет.‏ ‎В ‎дневнике‏ ‎Геббельса‏ ‎есть ‎запись: ‎«как‏ ‎из ‎романа‏ ‎Достоевского ‎– ‎идиот, ‎рабочий‏ ‎класс,‏ ‎шлюха, ‎гражданская‏ ‎семья, ‎вечные‏ ‎битвы ‎совести, ‎муки ‎выбора ‎–‏ ‎это‏ ‎была ‎жизнь‏ ‎этого ‎детского‏ ‎идеалиста ‎и ‎фантаста».

Среди ‎убийц ‎Весселя‏ ‎было‏ ‎двое‏ ‎коммунистов, ‎и‏ ‎Геббельс ‎делает‏ ‎из ‎факта‏ ‎гибели‏ ‎молодого ‎человека‏ ‎ИСТОРИЮ! ‎Сначала ‎в ‎партийной ‎газете‏ ‎«Angriff» ‎появляется‏ ‎статья,‏ ‎про ‎жизнь ‎чистого,‏ ‎юного ‎идеалиста,‏ ‎которому ‎выпала ‎судьба ‎Иисуса.‏ ‎В‏ ‎тексте ‎не‏ ‎упоминалось ‎имя‏ ‎Христово, ‎но ‎было ‎сказано, ‎что‏ ‎«юноша‏ ‎– ‎стал‏ ‎избавителем, ‎ведь‏ ‎он ‎испил ‎чашу ‎до ‎дна,‏ ‎за‏ ‎всех‏ ‎нас». ‎Ну‏ ‎а ‎поскольку‏ ‎Вессель ‎был‏ ‎поэтом,‏ ‎то ‎один‏ ‎из ‎его ‎стихов ‎положили ‎на‏ ‎музыку ‎и‏ ‎получили‏ ‎гимн ‎НСДАП ‎–‏ ‎и ‎это‏ ‎имело ‎грандиозный ‎пропагандистский ‎успех.

Кому‏ ‎интересно‏ ‎увидеть, ‎как‏ ‎работала ‎пропаганда‏ ‎в ‎гитлеровской ‎Германии, ‎посмотрите ‎фильм‏ ‎Висконти‏ ‎«Гибель ‎богов»,‏ ‎вышедший ‎в‏ ‎1969 ‎году. ‎Его ‎еще ‎можно‏ ‎найти‏ ‎в‏ ‎сети, ‎в‏ ‎VK ‎Видео.‏ ‎Фильм ‎сам‏ ‎по‏ ‎себе ‎крайне‏ ‎интересен, ‎для ‎понимания ‎того, ‎что‏ ‎происходило ‎в‏ ‎Германии‏ ‎в ‎начале ‎прошлого‏ ‎века. ‎Но,‏ ‎я ‎предлагаю ‎обратить ‎внимание‏ ‎на‏ ‎элементы ‎нацисткой‏ ‎пропаганды, ‎которые‏ ‎отлично ‎показаны ‎в ‎фильме. ‎Смотрите‏ ‎оформление‏ ‎улиц, ‎вслушивайтесь‏ ‎в ‎разговоры…‏ ‎Там ‎всё, ‎то, ‎о ‎чем‏ ‎пишу‏ ‎здесь,‏ ‎есть. ‎Просто‏ ‎нужно ‎обращать‏ ‎внимание.

Фактически, ‎вот‏ ‎эти‏ ‎несколько ‎абзацев,‏ ‎посвященные ‎«языку ‎веры», ‎сакральности ‎сегодня‏ ‎и ‎отыгрываются‏ ‎западными‏ ‎пропагандистами ‎и ‎очень‏ ‎успешно. ‎Вы‏ ‎просто ‎вслушайтесь ‎в ‎слова‏ ‎о‏ ‎«европейских ‎ценностях»,‏ ‎«правах ‎человека»,‏ ‎«свободе ‎личности», ‎«правилах» ‎и ‎т.‏ ‎д.‏ ‎Вы ‎рассуждения‏ ‎Борреля ‎о‏ ‎«цветущем ‎саде» ‎и ‎«джунглях» ‎вспомните,‏ ‎или‏ ‎рассуждения‏ ‎недоучки ‎Бербок,‏ ‎о ‎том,‏ ‎«насколько ‎мы‏ ‎разные,‏ ‎они ‎не‏ ‎такие ‎как ‎мы, ‎они ‎не‏ ‎ценят ‎личность‏ ‎и‏ ‎жизнь». ‎И ‎вроде‏ ‎бы ‎ничего‏ ‎сверх ‎не ‎сказано, ‎ничего‏ ‎такого,‏ ‎что ‎вызывало‏ ‎бы ‎крайнее‏ ‎возмущение, ‎и, ‎что ‎особенно ‎важно‏ ‎–‏ ‎прав ‎и‏ ‎Боррель, ‎со‏ ‎своим ‎«садом», ‎права ‎и ‎Бербок‏ ‎–‏ ‎мы‏ ‎и ‎правда‏ ‎другие. ‎

И‏ ‎тот ‎и‏ ‎другая,‏ ‎выразили ‎реальные‏ ‎политические ‎категории, ‎но ‎они ‎«вбросили»‏ ‎их ‎в‏ ‎массы,‏ ‎а ‎массы, ‎простите‏ ‎– ‎это‏ ‎всегда ‎пространство ‎профанов. ‎Выражение,‏ ‎примененное‏ ‎в ‎кругу‏ ‎дипломатов, ‎политиков‏ ‎имеет ‎вполне ‎определенное ‎значение, ‎а‏ ‎вброшенное‏ ‎в ‎толпу,‏ ‎это ‎же‏ ‎выражение, ‎будет ‎иметь ‎уже ‎совсем‏ ‎иной‏ ‎смысл.‏ ‎«Дипломатические ‎сношения»‏ ‎для ‎дипломатического‏ ‎корпуса ‎–‏ ‎обыденная‏ ‎работа, ‎рутина.‏ ‎И ‎это ‎же ‎выражение ‎для‏ ‎толпы ‎–‏ ‎это‏ ‎повод ‎скабрезно ‎похихикать.‏ ‎И ‎то‏ ‎же ‎самое ‎относится ‎и‏ ‎к‏ ‎«правам ‎человека»‏ ‎и ‎«европейским‏ ‎ценностям» ‎и ‎т. ‎д. ‎–‏ ‎эти‏ ‎слова, ‎произнесенные‏ ‎в ‎кругу‏ ‎политиков, ‎имеют ‎определенный ‎смысл, ‎зарегулированный‏ ‎декларациями,‏ ‎договорами,‏ ‎актам ‎и‏ ‎еще ‎кучей‏ ‎международных ‎документов.‏ ‎Но‏ ‎вброшенные ‎в‏ ‎массы, ‎эти ‎слова ‎начинают ‎приобретать‏ ‎религиозный ‎окрас‏ ‎и‏ ‎флер ‎сакральности. ‎А‏ ‎что ‎происходит‏ ‎с ‎тем, ‎кто ‎покусится‏ ‎«на‏ ‎святое?» ‎

Вот‏ ‎к ‎этому‏ ‎– ‎наказание ‎за ‎«покушение ‎на‏ ‎святое»‏ ‎– ‎и‏ ‎подводит ‎Запад‏ ‎своих ‎граждан.

Не ‎увлекайтесь ‎креативом

Не ‎переусердствуйте‏ ‎с‏ ‎инновациями.‏ ‎В ‎военной‏ ‎пропаганде ‎творчество‏ ‎–проблемная ‎категория‏ ‎–‏ ‎считал ‎Геббельс.‏ ‎Оно, ‎безусловно, ‎необходимо, ‎но ‎никогда‏ ‎не ‎знаешь‏ ‎какой‏ ‎в ‎итоге ‎получишь‏ ‎результат. ‎Не‏ ‎стоит ‎«плодить ‎сущности» ‎–‏ ‎если‏ ‎достаточно ‎провозгласить‏ ‎одну ‎тему,‏ ‎то ‎и ‎оставьте ‎ее ‎в‏ ‎одиночестве.‏ ‎Найдите ‎ключевую‏ ‎тему ‎и‏ ‎работайте ‎с ‎ней. ‎

Например, ‎Украина‏ ‎с‏ ‎самого‏ ‎начала ‎образования‏ ‎государства ‎провозгласила‏ ‎«европейский ‎вектор»,‏ ‎а‏ ‎с ‎начала‏ ‎майдана ‎2014 ‎года ‎сделала ‎перефраз‏ ‎«Мы ‎–‏ ‎европейцы».‏ ‎И ‎эта ‎единственная‏ ‎тема ‎прекрасно‏ ‎работает ‎и ‎по ‎сей‏ ‎день,‏ ‎и, ‎судя‏ ‎по ‎всему,‏ ‎будет ‎работать ‎и ‎впредь. ‎

«Украина‏ ‎–‏ ‎это ‎Европа»,‏ ‎«украинцы ‎–‏ ‎европейцы» ‎– ‎это ‎включает ‎«механизм‏ ‎защиты»‏ ‎европейского‏ ‎сообщества ‎от‏ ‎России. ‎Защиты,‏ ‎в ‎том‏ ‎числе‏ ‎и ‎психологической.‏ ‎Тут ‎ведь ‎смыслово ‎получается, ‎что‏ ‎страна, ‎в‏ ‎восточной‏ ‎части ‎Европы, ‎в‏ ‎которой ‎проживают‏ ‎европейцы, ‎подверглась ‎атаке ‎и‏ ‎теперь‏ ‎украинцы, ‎«своими‏ ‎жизнями ‎платят‏ ‎за ‎мир ‎и ‎покой ‎в‏ ‎других‏ ‎европейских ‎странах».‏ ‎То ‎есть‏ ‎европеец ‎понимает, ‎что ‎украинцы ‎гибнут‏ ‎«за‏ ‎всех‏ ‎нас» ‎и,‏ ‎при ‎таком‏ ‎раскладе, ‎потерпеть‏ ‎проблемы‏ ‎роста ‎цен‏ ‎– ‎возможно, ‎и ‎поддержать ‎оказание‏ ‎помощи ‎Украине‏ ‎–‏ ‎это ‎то ‎же‏ ‎приветствуется. ‎

Этот‏ ‎нарратив, ‎в ‎том ‎числе,‏ ‎тоже‏ ‎включается ‎в‏ ‎объем ‎религиозных‏ ‎понятий ‎– ‎понятий ‎о ‎нравственности‏ ‎и‏ ‎морали, ‎понятии‏ ‎о ‎спасении.‏ ‎Для ‎европейцев ‎– ‎это ‎шок,‏ ‎что‏ ‎есть‏ ‎люди, ‎которые‏ ‎умирают ‎за‏ ‎Европу. ‎Этот‏ ‎эффект‏ ‎постоянно ‎подчеркивается‏ ‎украинскими ‎дипломатам ‎утверждающими, ‎что ‎украинский‏ ‎воин, ‎умирающий‏ ‎под‏ ‎Харьковом ‎от ‎российской‏ ‎гранаты, ‎умирает‏ ‎за ‎голландца, ‎сидящего ‎на‏ ‎амстердамской‏ ‎набережной ‎и‏ ‎потягивающего ‎пиво.

Задача‏ ‎пропагандиста:

а) ‎заставить ‎случайного ‎европейца ‎понять,‏ ‎как‏ ‎украинец ‎под‏ ‎Харьковом ‎умирает‏ ‎за ‎него;

б) ‎убедить ‎европейца ‎в‏ ‎том,‏ ‎что‏ ‎его ‎мирная‏ ‎жизнь ‎висит‏ ‎буквально ‎на‏ ‎волоске‏ ‎и ‎в‏ ‎любой ‎момент ‎может ‎оборваться;

в) ‎заставить‏ ‎европейцев ‎убеждать‏ ‎свои‏ ‎правительства ‎в ‎необходимости‏ ‎отправки ‎на‏ ‎Украину ‎вооружений, ‎техники, ‎снарядов,‏ ‎войск….‏ ‎Да ‎хоть‏ ‎флотилию ‎Летучих‏ ‎Голландцев. ‎

Нужно ‎помнить, ‎что ‎современный‏ ‎западный‏ ‎пропагандист ‎идет‏ ‎проторенным ‎путем:‏ ‎глубокое ‎чувство ‎враждебности ‎к ‎русским,‏ ‎россиянам,‏ ‎советским‏ ‎людям ‎у‏ ‎него ‎буквально‏ ‎в ‎крови,‏ ‎просто‏ ‎его ‎надо‏ ‎«чуть ‎подогреть ‎– ‎вдохнуть ‎актуальность‏ ‎и ‎придать‏ ‎динамичное‏ ‎развитие». ‎

Но ‎это‏ ‎на ‎Западе,‏ ‎на ‎глобальном ‎Западе. ‎А‏ ‎вот‏ ‎здесь, ‎внутри‏ ‎России ‎убедить‏ ‎россиян, ‎что ‎их ‎«праздная ‎жизнь»,‏ ‎концерты,‏ ‎театры, ‎фестивали,‏ ‎кафе-рестораны, ‎детские‏ ‎площадки, ‎строительство ‎социальных ‎объектов ‎и‏ ‎прочее,‏ ‎прочее,‏ ‎прочее ‎–‏ ‎это ‎«пиво»‏ ‎собирательного ‎европейца‏ ‎–‏ ‎это ‎сделать‏ ‎труднее. ‎

Но ‎мы ‎постоянно ‎наблюдаем‏ ‎такие ‎попытки.‏ ‎То‏ ‎нам ‎предлагают ‎испытывать‏ ‎чувство ‎вины‏ ‎и ‎стыда, ‎за ‎празднование‏ ‎Нового‏ ‎года, ‎Восьмого‏ ‎марта, ‎Дня‏ ‎Победы ‎и ‎т. ‎д., ‎потому‏ ‎что‏ ‎за ‎наше‏ ‎празднование ‎кто-то‏ ‎платит ‎своей ‎жизнью, ‎то ‎нам‏ ‎предлагают‏ ‎перейти‏ ‎на ‎«мобилизационную‏ ‎экономику ‎–‏ ‎дескать, ‎нефиг‏ ‎тратить‏ ‎средства ‎на‏ ‎создание ‎предприятия ‎и ‎совхозы ‎–‏ ‎живите ‎впроголодь,‏ ‎ходите‏ ‎в ‎обносках ‎и‏ ‎т. ‎д».‏ ‎На ‎самом ‎деле ‎такого‏ ‎очень‏ ‎много, ‎стоит‏ ‎только ‎включить‏ ‎ТВ ‎или ‎заглянуть ‎на ‎тот‏ ‎же‏ ‎СоловьевLive. ‎Особенно‏ ‎приятно ‎слышать,‏ ‎вести ‎«из ‎московских ‎гостиных» ‎от‏ ‎М.‏ ‎Симоньян,‏ ‎с ‎призывами‏ ‎к ‎народу‏ ‎«мобилизоваться» ‎или‏ ‎«сказать‏ ‎нам ‎правду».‏ ‎

Как ‎в ‎московских ‎гостиных ‎–‏ ‎не ‎знаю,‏ ‎а‏ ‎народ ‎уже ‎давно‏ ‎мобилизовался ‎и‏ ‎работает ‎в ‎три ‎смены‏ ‎и‏ ‎строит, ‎и‏ ‎создает, ‎и‏ ‎творит ‎– ‎и ‎все ‎это‏ ‎от‏ ‎души. ‎И‏ ‎бойцам ‎на‏ ‎передовой ‎оказывает ‎всю ‎возможную ‎и‏ ‎невозможную‏ ‎помощь.‏ ‎

Мы, ‎народ,‏ ‎и ‎журналистам,‏ ‎и ‎медийщикам‏ ‎помощь‏ ‎окажем ‎–‏ ‎только ‎скажите ‎какую. ‎Что ‎вам‏ ‎нужно ‎для‏ ‎того,‏ ‎чтобы ‎прекратили ‎выдавать‏ ‎свои ‎измышления‏ ‎за ‎«фронтовую ‎правду», ‎интерполировать‏ ‎мнение‏ ‎«московских ‎гостиных»‏ ‎на ‎все‏ ‎население ‎России, ‎размещать ‎в ‎социальных‏ ‎сетях‏ ‎фото ‎прилетов‏ ‎с ‎геолокацией,‏ ‎сдавать ‎населенные ‎пункты ‎ВСУ ‎и‏ ‎заживо‏ ‎хоронить‏ ‎российских ‎военных.‏ ‎Скажите, ‎товарищи‏ ‎журналистское ‎сообщество,‏ ‎что‏ ‎нужно ‎сделать,‏ ‎чтобы ‎вы ‎не ‎устраивали ‎панику‏ ‎в ‎государстве,‏ ‎ведущем‏ ‎боевые ‎действия?

Пропаганда ‎–‏ ‎это ‎средство‏ ‎для ‎противостояния ‎противнику ‎в‏ ‎информационной‏ ‎войне. ‎У‏ ‎нас, ‎в‏ ‎России, ‎в ‎информационной ‎войне ‎участвуют‏ ‎(должны‏ ‎участвовать) ‎журналисты‏ ‎– ‎это‏ ‎вообще-то ‎их ‎профессия. ‎И, ‎сегодня‏ ‎эти‏ ‎люди,‏ ‎заявляют ‎нам,‏ ‎что ‎информационную‏ ‎войну ‎они‏ ‎проиграли.‏ ‎

Ребята, ‎а‏ ‎вы ‎вообще, ‎начинали ‎противостоять ‎информационным‏ ‎атакам ‎Запада,‏ ‎Украины?‏ ‎Буквально ‎через ‎пару‏ ‎месяцев ‎с‏ ‎начала ‎СВО, ‎вы ‎же‏ ‎практически‏ ‎все ‎объявили‏ ‎себя ‎ЛОМами‏ ‎и ‎начали ‎самоотверженно ‎сотрудничать ‎с‏ ‎Западом‏ ‎и ‎той‏ ‎же ‎Украиной.‏ ‎По ‎пальцам ‎перечесть ‎можно ‎тех‏ ‎журналистов,‏ ‎кто‏ ‎в ‎этой,‏ ‎информационной ‎войне‏ ‎стоит ‎на‏ ‎стороне‏ ‎России. ‎Ирония,‏ ‎но ‎всю ‎работу ‎по ‎противодействию‏ ‎Западу ‎ведет‏ ‎МИД‏ ‎РФ, ‎фейки ‎разоблачают‏ ‎самоорганизованные ‎компании,‏ ‎разъясняют ‎людям ‎суть ‎происходящего‏ ‎отставные‏ ‎военные ‎на‏ ‎страницах ‎социальных‏ ‎сетей ‎и ‎т. ‎д. ‎

А‏ ‎ведь‏ ‎вот ‎этим‏ ‎самым ‎ЛОМам,‏ ‎по ‎большому-то ‎счету ‎и ‎придумывать‏ ‎ничего‏ ‎не‏ ‎нужно, ‎просто‏ ‎берите ‎то,‏ ‎что ‎есть‏ ‎и‏ ‎развивайте. ‎Вот‏ ‎оно, ‎российское ‎общество, ‎оно ‎перед‏ ‎вами, ‎все‏ ‎идеи‏ ‎и ‎темы ‎давно‏ ‎озвучены ‎и‏ ‎ваше ‎дело ‎творчески ‎следовать‏ ‎заданной‏ ‎теме.

Ну ‎а‏ ‎теперь ‎давайте‏ ‎поговорим ‎о ‎личных ‎инвестициях ‎в‏ ‎дело‏ ‎пропаганды

В ‎каждой‏ ‎профессии ‎существуют‏ ‎определенные ‎риски, ‎ответственность, ‎социальный ‎вес.‏ ‎Проектное‏ ‎бюро,‏ ‎производители ‎работ‏ ‎несут ‎за‏ ‎свою ‎деятельность‏ ‎несколько‏ ‎уровней ‎ответственности,‏ ‎начиная ‎с ‎финансовой ‎и ‎заканчивая‏ ‎уголовной. ‎Люди‏ ‎рискуют‏ ‎своей ‎репутацией, ‎лицензией,‏ ‎свободой, ‎в‏ ‎конце ‎концов. ‎Но ‎они‏ ‎отвечают‏ ‎за ‎себя,‏ ‎за ‎свою‏ ‎работу. ‎

А ‎вот ‎пропагандист, ‎может‏ ‎прекрасно‏ ‎выполнить ‎свою‏ ‎работу, ‎и‏ ‎оказаться ‎на ‎скамье ‎подсудимых ‎отвечая‏ ‎за‏ ‎дела‏ ‎«хозяина». ‎Пропагандист‏ ‎платит ‎за‏ ‎чужие ‎грехи‏ ‎–‏ ‎грехи ‎своих‏ ‎начальников, ‎вдохновителей, ‎политических ‎фриков, ‎внесистемной‏ ‎оппозиции, ‎за‏ ‎грехи‏ ‎тех, ‎кто ‎является‏ ‎сценаристом ‎и‏ ‎режиссером ‎всего ‎того, ‎что‏ ‎«оформляет»‏ ‎пропагандист. ‎

Архитектор‏ ‎Пизано, ‎всегда‏ ‎мог ‎оправдаться ‎тем, ‎что ‎был‏ ‎пьян‏ ‎или ‎влюблен,‏ ‎когда ‎проектировал‏ ‎свою, ‎окривевшую ‎со ‎временем ‎башню.‏ ‎Его‏ ‎еще‏ ‎и ‎пожалеть‏ ‎могут. ‎Да‏ ‎и, ‎в‏ ‎конце‏ ‎концов, ‎не‏ ‎рухнула ‎же, ‎стоит ‎вот ‎уже‏ ‎8 ‎веков‏ ‎и‏ ‎приносит ‎неплохой ‎доход‏ ‎с ‎туристов,‏ ‎приезжающих ‎полюбоваться ‎на ‎это‏ ‎кривое‏ ‎творение. ‎

Бывшие‏ ‎пропагандисты ‎на‏ ‎подобное ‎отношение ‎рассчитывать ‎не ‎могут.‏ ‎История‏ ‎непременно ‎запомнит‏ ‎их, ‎как‏ ‎персонажей ‎с ‎проблемами ‎морали, ‎лжецов‏ ‎и‏ ‎преступников‏ ‎и ‎это‏ ‎минус. ‎Но‏ ‎история ‎будет‏ ‎помнить‏ ‎вас ‎–‏ ‎и ‎это ‎плюс. ‎

После ‎вас‏ ‎хоть ‎трава‏ ‎не‏ ‎расти

Гитлер, ‎как ‎стало‏ ‎известно ‎из‏ ‎дневника ‎Геббельса, ‎в ‎последние‏ ‎месяцы‏ ‎войны ‎пришел‏ ‎к ‎выводу,‏ ‎что ‎лучше ‎всего ‎справляется ‎тот,‏ ‎у‏ ‎кого ‎нет‏ ‎запасного ‎сценария.‏ ‎Вы ‎должны ‎быть ‎готовы ‎постоянно‏ ‎повышать‏ ‎степень‏ ‎своей ‎вовлеченности‏ ‎и ‎демонстрировать‏ ‎это. ‎Когда‏ ‎обычные‏ ‎методы ‎пропаганды‏ ‎больше ‎не ‎работают, ‎просто ‎потому,‏ ‎что ‎ваш‏ ‎«руководитель»‏ ‎не ‎собирается ‎останавливаться,‏ ‎вам ‎нужно‏ ‎перейти ‎к ‎чему-то ‎более‏ ‎радикальному.‏ ‎В ‎случае‏ ‎с ‎Геббельсом‏ ‎развязка ‎известна, ‎он ‎покончил ‎с‏ ‎собой‏ ‎1 ‎мая‏ ‎1945 ‎года,‏ ‎всего ‎лишь ‎сутки ‎побыв ‎на‏ ‎месте‏ ‎Гитлера.‏ ‎

Но ‎нынешним‏ ‎пропагандистам ‎бояться‏ ‎судьбы ‎Геббельса‏ ‎не‏ ‎нужно. ‎У‏ ‎нас ‎всё ‎просто: ‎закрылись ‎все‏ ‎СМИ, ‎медиа‏ ‎группы,‏ ‎социальные ‎сети ‎и‏ ‎прочие ‎источники‏ ‎информации, ‎еще ‎недавно ‎принадлежавшие‏ ‎Пригожину,‏ ‎и ‎только.‏ ‎А ‎журналистов,‏ ‎оставшихся ‎без ‎работы, ‎как ‎водится,‏ ‎приглашает‏ ‎на ‎работу‏ ‎в ‎РТ‏ ‎его ‎главный ‎редактор ‎М. ‎С.‏ ‎Симоньян.‏ ‎Думается‏ ‎и ‎Овчинниковой-плакатоносице‏ ‎не ‎долго‏ ‎оставаться ‎безработной‏ ‎–‏ ‎кто-то ‎да‏ ‎пригреет, ‎возьмет ‎под ‎крылышко. ‎

На‏ ‎Западе ‎с‏ ‎этим‏ ‎еще ‎проще. ‎Например,‏ ‎представителю ‎НАТО‏ ‎Джейми ‎Шею, ‎блестящему ‎оратору,‏ ‎который‏ ‎виртуозно ‎умел‏ ‎использовать ‎сакральный‏ ‎язык, ‎не ‎пришлось ‎прибегать ‎к‏ ‎суициду,‏ ‎напротив, ‎он‏ ‎сделал ‎академическую‏ ‎карьеру. ‎Шей ‎– ‎этот ‎тот‏ ‎человек,‏ ‎который‏ ‎создавал ‎ореол‏ ‎зла ‎вокруг‏ ‎Югославии ‎и‏ ‎Милошевича.‏ ‎Он, ‎как‏ ‎и ‎Олбрайт, ‎считал, ‎что ‎«убитые‏ ‎американскими ‎бомбами‏ ‎мирные‏ ‎жители ‎– ‎это‏ ‎цена ‎победы‏ ‎над ‎злом». ‎

Триумф ‎оратора‏ ‎–‏ ‎не ‎щадя‏ ‎себя

Секрет ‎успеха‏ ‎Геббельса ‎– ‎триумф ‎хорошего ‎оратора.‏ ‎Писателем‏ ‎он ‎был‏ ‎плохим, ‎а‏ ‎вот ‎ритором ‎– ‎хорошим. ‎Более‏ ‎того,‏ ‎Геббельс‏ ‎выкладывался ‎«по‏ ‎полной». ‎

Будучи‏ ‎на ‎партийном‏ ‎митинге‏ ‎в ‎Бреслау‏ ‎в ‎сентябре ‎1929 ‎года ‎Геббельс‏ ‎получил ‎от‏ ‎Розенберга‏ ‎телеграмму ‎о ‎том,‏ ‎что ‎Гитлер‏ ‎погиб ‎(был ‎эпизод, ‎когда‏ ‎автомобиль‏ ‎с ‎Гитлером‏ ‎перевернулся ‎после‏ ‎устроенного ‎взрыва), ‎тогда ‎он ‎произнес‏ ‎настолько‏ ‎эмоциональную ‎речь,‏ ‎что ‎у‏ ‎него ‎поднялась ‎температура ‎и ‎он‏ ‎слег‏ ‎на‏ ‎три ‎дня.‏ ‎

Рискуйте ‎своими‏ ‎страхами ‎

Для‏ ‎большинства‏ ‎людей, ‎и‏ ‎пропагандистов ‎это ‎тоже ‎касается, ‎самый‏ ‎большой ‎страх‏ ‎–‏ ‎это ‎страх ‎конечного,‏ ‎страх ‎смерти.‏ ‎Не ‎факта ‎«что ‎все‏ ‎мы,‏ ‎когда-нибудь ‎умрем»,‏ ‎а ‎факта‏ ‎ожидания ‎и ‎формы ‎смерти. ‎Но‏ ‎факт‏ ‎смерти ‎или‏ ‎факт ‎ее‏ ‎ожидания ‎– ‎это ‎огромный ‎материал‏ ‎для‏ ‎работы‏ ‎пропагандиста. ‎Смерть‏ ‎можно ‎оправдать,‏ ‎можно ‎придать‏ ‎ей‏ ‎статус ‎жертвы,‏ ‎можно ‎сделать ‎ее ‎позорной ‎или‏ ‎позором ‎–‏ ‎в‏ ‎общем, ‎там ‎«непаханный‏ ‎объем ‎работы».‏ ‎

С ‎1929 ‎года ‎Геббельс,‏ ‎тогдашний‏ ‎секретарь ‎партии‏ ‎в ‎Берлине,‏ ‎начал ‎большую ‎пропагандистскую ‎линию ‎в‏ ‎построении‏ ‎культа ‎мертвых.‏ ‎Поминовения ‎погибших‏ ‎немецких ‎солдат ‎в ‎Великой ‎войне‏ ‎стали‏ ‎повседневной‏ ‎практикой ‎и‏ ‎обрядом.

Партийная ‎газета‏ ‎писала: ‎«трижды‏ ‎доктор‏ ‎Геббельс ‎был‏ ‎переводчиком ‎между ‎мертвыми ‎и ‎живыми».‏ ‎То ‎есть‏ ‎в‏ ‎тот ‎день ‎он‏ ‎произнес ‎три‏ ‎надгробные ‎речи. ‎

А ‎в‏ ‎своем‏ ‎дневнике ‎Геббельс‏ ‎писал, ‎что‏ ‎«этот ‎культ» ‎не ‎дает ‎ему‏ ‎спокойно‏ ‎спать ‎по‏ ‎ночам, ‎ему‏ ‎после ‎таких ‎обрядов-похорон ‎снились ‎кошмары.‏ ‎В‏ ‎том‏ ‎году ‎он‏ ‎признался ‎в‏ ‎дневнике, ‎что‏ ‎ему‏ ‎постоянно ‎снится‏ ‎один ‎и ‎тот ‎же ‎сон,‏ ‎что ‎он‏ ‎в‏ ‎какой-то ‎школе, ‎вероятно,‏ ‎в ‎своем‏ ‎родном ‎городе, ‎где ‎его‏ ‎часами‏ ‎преследуют ‎ненавистные‏ ‎восточногалицкие ‎раввины.

Ищите‏ ‎для ‎себя ‎босса, ‎наделенного ‎инстинктом‏ ‎выживания‏ ‎

История ‎показала,‏ ‎что ‎это‏ ‎совсем ‎не ‎просто. ‎Большинство ‎«одержимых‏ ‎властью»‏ ‎предпочитают‏ ‎ломать ‎мосты‏ ‎позади ‎себя‏ ‎(что ‎еще‏ ‎хуже,‏ ‎позади ‎вас!).‏ ‎Они ‎не ‎будут ‎капитулировать, ‎чтобы‏ ‎спасти ‎жизни‏ ‎людей‏ ‎(президенты ‎нэзалежной ‎это‏ ‎прекрасно ‎демонстрируют).‏ ‎Одержимые ‎властью ‎не ‎задумываясь‏ ‎поставят‏ ‎под ‎угрозу‏ ‎и ‎вашу‏ ‎работу, ‎и ‎ваше ‎физическое ‎существование.‏ ‎

В‏ ‎своих ‎дневниках‏ ‎Геббельс ‎неоднократно‏ ‎раздражается ‎гневом, ‎потому ‎что ‎Гитлер‏ ‎не‏ ‎делает‏ ‎то, ‎что‏ ‎он, ‎Геббельс,‏ ‎хотел ‎бы.‏ ‎И‏ ‎вот ‎здесь‏ ‎«отец ‎пропаганды» ‎совсем ‎не ‎прав,‏ ‎ибо ‎тщеславен‏ ‎был,‏ ‎весьма. ‎

Товарищи ‎пропагандисты,‏ ‎избавляйтесь ‎от‏ ‎этой ‎глупости ‎– ‎тщеславия.‏ ‎Не‏ ‎пропагандисту ‎принадлежит‏ ‎сценарий, ‎не‏ ‎ему ‎принадлежит ‎режиссура. ‎Пропагандист ‎–‏ ‎это‏ ‎тарелки ‎или‏ ‎треугольник ‎в‏ ‎симфоническом ‎оркестре. ‎У ‎него ‎(пропагандиста)‏ ‎никогда‏ ‎не‏ ‎бывает ‎собственной‏ ‎партии, ‎он‏ ‎– ‎антураж,‏ ‎настроение,‏ ‎флёр ‎–‏ ‎он ‎ничто. ‎У ‎пропагандиста ‎нет‏ ‎ничего ‎своего,‏ ‎все‏ ‎что ‎у ‎него‏ ‎есть ‎–‏ ‎идея, ‎которую ‎ему ‎поручено‏ ‎сделать‏ ‎такой, ‎чтобы‏ ‎она ‎выглядела‏ ‎удобоваримой ‎и ‎питательной, ‎даже ‎если‏ ‎только‏ ‎от ‎одного‏ ‎ее ‎запаха‏ ‎можно ‎околеть. ‎

При ‎этом, ‎пропагандист‏ ‎обязан‏ ‎сознавать‏ ‎реальность, ‎а‏ ‎вот ‎для‏ ‎его ‎босса‏ ‎–‏ ‎это ‎не‏ ‎обязательно. ‎Все ‎же ‎одержимость ‎–‏ ‎это ‎еще‏ ‎и‏ ‎элемент ‎безумия. ‎

В‏ ‎сентябре ‎1944‏ ‎года ‎Геббельс ‎предложил ‎боссу‏ ‎заключить‏ ‎сепаратный ‎мир‏ ‎с ‎СССР.‏ ‎Гитлер ‎проигнорировал ‎предложение ‎и ‎избегал‏ ‎его‏ ‎упоминания ‎до‏ ‎последних ‎мгновений,‏ ‎до ‎самоубийства. ‎И ‎вот ‎об‏ ‎этом,‏ ‎пропагандисту‏ ‎нужно ‎всегда‏ ‎помнить, ‎чтобы‏ ‎успеть ‎своевременно‏ ‎удрать‏ ‎с ‎тонущего‏ ‎корабля. ‎

Смотрите ‎на ‎украинцев, ‎что‏ ‎приехали ‎в‏ ‎Россию‏ ‎«учить ‎мокшан ‎Родину‏ ‎любить». ‎

Не‏ ‎верь ‎своей ‎пропаганде

Дело ‎пропагандиста‏ ‎вселять‏ ‎оптимизм ‎в‏ ‎людей. ‎Но‏ ‎не ‎увлекайтесь ‎собственными ‎словами, ‎если‏ ‎вы‏ ‎действуете ‎на‏ ‎стороне ‎одержимого‏ ‎властью. ‎

Не ‎поддавайтесь ‎собственной ‎лжи,‏ ‎будьте‏ ‎умнее.‏ ‎Вы ‎не‏ ‎верующий, ‎а‏ ‎делающий, ‎вы‏ ‎активны‏ ‎и, ‎когда‏ ‎однажды, ‎ваша ‎кривая ‎песчаная ‎башня‏ ‎рухнет, ‎только‏ ‎от‏ ‎вас ‎будет ‎зависеть,‏ ‎где ‎вы‏ ‎будете ‎находиться ‎в ‎этот‏ ‎момент‏ ‎– ‎в‏ ‎ней ‎или‏ ‎далеко ‎от ‎места ‎крушения ‎мифа.‏ ‎

Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048