№20. Мероприятия внутреннего контроля . Цикл PDCA на практике.
№20. Мероприятия внутреннего контроля Часть №1
Мы начинаем с вами работу над большим и важным разделом по выстраиванию СМК – собственно мероприятиями внутреннего контроля.
Это то, без чего ваша СМК не сможет существовать от слова «совсем» и это то, что будут проверять надзорные органы.
Со временем, уважаемые коллеги, у вас сложится своя система, свой перечень мероприятий в рамках СМК. Вы уже будете четко представлять, что вы хотите от СМК и какие механизмы для достижения вам потребуются.
Пока же, на первых этапах становления ВКК и БМД будем опираться на те требования к мероприятия, которые перечислены в приказ №381н и идущего ему на смену приказе № 785н.
Смотрим п.9. приказа. Шесть подпунктов. Что должен включать в себя внутренний контроль.
Для простоты восприятия, я перечислю их своими словами:
1. Плановый и внеплановый аудит.
2. Сбор и анализ статистики, отражающая качество в вашем МО.
3. Учет нежелательных событий в МО.
4. Мониторинг ЛП и МИ, которые у вас должен быть согласно вашей лицензии и отражать порядки оказания помощи.
5. Сбор и анализ информации о «побочке» ЛС, с последующим сигналом в Росздравнадзор.
6. Сбор и анализ информации о «побочке» МИ, не указанных в инструкции, с последующим сигналом в Росздравнадзор.
П. №7, которого раньше не было в Приказе №381н - мониторинг наличия у медицинских работников документов об образовании и сертификата специалиста либо свидетельства об аккредитации специалиста
За каждым из этих 7 пунктов кроется большая работа по выстраиванию системы с саморегулирующимся циклом, согласно циклу Деминга, или циклу PDCA.
PDCA (англ. «Plan-Do-Check-Act» - планирование-действие-проверка-корректировка) циклически повторяющийся процесс принятия решения, используемый в управлении качеством. Также известен как Deming Cycle,
Который состоит из Р – планируй, D – действуй, С – проверяй, А – корректируй, и представляет собой замкнутую систему с повторяющимися действиями.
Например: Вы решили создать систему учета нежелательных событий в МО.
Сначала вы планируете (Р) что вы будете учитывать, кто это будет делать, какими методами и т.д. Далее вы начинаете действовать (D): вы прописываете процедуры, даете определения, назначаете людей, определяете сроки, заводите форму, обучаете сотрудников и т.д. Потом вы начинаете проверять (С), как эта система заработала, где возникли сложности и почему. А главное, какие результаты она вам принесла в виде зафиксированных нежелательных событий. И после вы приступаете к корректировки (А), причем вы одновременно отлаживаете саму систему учета нежелательных событий, так и разрабатываете меры (планируете - Р) по устранению тех самых нежелательных событий, которая ваша система вам «открыла». Планируете комплекс мер – внедряете их – снова проверяете – снова корректируете. Это и называется саморегулирующим циклом.
Зная принципы, достаточно легко представить и ту структуру, которая должна быть выстроена по каждому из перечисленных направлений.
ПУНКТ №1
Плановый и внеплановый аудит.
Данная структура нами с вами уже подробно разобрана в предыдущих темах.
https://sponsr.ru/medvkk785/manage/post/1822 - плановые аудиты.
https://sponsr.ru/medvkk785/manage/post/1843 - внеплановые аудиты.
Р – планирование. Мы написали целый План – график, что мы будем разрабатывать и внедрять на основании Практических Рекомендаций Росздравнадзора.
D – действия. Создание рабочих групп. Работа по созданию стандартных операционных процедур, алгоритмов, инструкций. Формирование Уполномоченных по качеству, которые ответственны за обучение своих сотрудников на местах.
С – проверяй. Создание системы аудиторских проверок.
А – корректировка. По итогам аудиторских проверок разрабатывается план корректирующий мероприятий. Определяются объемы, сроки, ответственные для его реализации и назначается очередной аудит.
Цикл повторяется.
Уважаемые коллеги. обращаю Ваше внимание, что проведение как плановых, так и внеплановых аудитов - краеугольный камень всей системы внутреннего контроля качества.
Если хотите, то основным залогом успешного внедрения принципов управления качеством являются постоянно идущие аудиты в вашей медицинской организации, на всех уровнях:
- аудиты 1 порядка, которые проводятся силами Уполномоченных по качеству на местах ( заведующие отделений, руководители структурных подразделений, старшие мед.сестры) и носят перманентный характер. Заведующий и старшая медицинская сестра и так, по должностным обязанностям, должны осуществлять контроль в непрерывном режиме. В рамках ВКК этот контроль становится структурированным и упорядоченным. Он становится рутиной.
- аудиты 2 порядка, которые осуществляются сотрудниками рабочих групп по направлениям: руководителем РГ и ее членами. Здесь аудиты носят уже белее акцентированное внимание, прорабатывая ту или иную категорию на максимальную глубину. Именно здесь формируется механизм обратной связи, когда члены рабочей группы, являясь авторами всех нормативных документов и требований по своему разделу, смотрят в полях, как работают их правила.
- аудиты 3 порядка. Они осуществляются отделом ВКК и БМД ( при наличии) или Комиссией (службой) ВКК под руководством Уполномоченного по контролю качества. Здесь уже, в большей степени, ведется работа по оценки функционирования системы аудитов 2 и 1 порядка, вопросов взаимодействия аудиторов и персонала и т.д.
Аудит необходимо проводить по готовым чек-листам, которые доступны как проверяющим, так и тем, кого проверяют. Это позволяет структурировать и стандартизировать проверку, выявлять системные ошибки и риски.
К посту я приложу несколько чек-листов в качестве образца
Анонс.
1. Учет нежелательных событий. Структура.