Как пережить свою трагедию (детство с истязателями и возвращение с войны)
Группы в госпитале для страдающих хроническим посттравматическим расстройством включают в себя пациентов с хроническим ПТСР. Как тех, кто пережил ненадлежащее обращение в детстве, так и тех, кто заболел во время участия в боевых действиях. В Израиле воинская обязанность обязательна и для юношей (они служат около трёх лет), и для девушек (они служат около двух лет).
Рассказывая о своём опыте, практически все пациенты, пережившие свою трагедию, говорили, что угроза жизни, когда ты один истязаемый в семье в обстановке тайны, и угроза жизни, когда враг очевиден всем и каждому, это несравнимые по тяжести переживания. На войне легче.
На войне жертвам межличностной травматизации легче было, потому что была надежда, что убьют и всё закончится. Если жертвы войны, получившие психическую травму на войне, вспоминали о войне ужасы, то жертвы хронической межличностной травматизации, кого унижали, третировали, гнобили, истязали в семье, вспоминали войну как глоток чистого воздуха. Было военное братство, была уверенность, что домашний тиран оказаться поблизости не сможет, не было угрозы, что станут делать то, что делали дома. Отношения ясные и понятные — там — враг, его — уничтожать, своих — выручать, наши победы — наш праздник, командир сказал — я делаю, мне трудно — командир показывает, как надо.
Та реальность, что называется ужасами войны, и помнится встречей с плохим питанием, антисанитарией, недосыпанием, кровью, гноем, трусостью и зверствами, поле боя пахнет г***, для переживших ненадлежащее обращение в семье была реальностью и опытом ясности и освобождения от «микропсихоза», в котором долгие годы находились дома.
Одно дело — военный ПТСР, воспоминания и опыт травмы, другое дело — ненадлежащее обращение, ПТСР, возвращение в нормальную жизнь. Куда возвращать, если он нормальной жизни не знал, узнал другие, честные и братские отношения, на войне, а война закончилась?
Это дилеммы, с которыми мне-психотерапевту пришлось столкнуться в начале работы. Меня научили, что в терапии травмы сначала учат пациента основам эмоциональной саморегуляции, а потом в первую очередь восстанавливают способность адекватно оценивать реальность.
Процитированы страницы 144-145 по изданию:
Бермант-Полякова О. В. Арбайтен, Ольга Викторовна! Издательские решения, 2016. 394 с.