В написании сценария мы использовали воспоминания летчика эскадрильи связи Шульгина Владимира Григорьевича. Предлагаем ознакомиться с воспоминаниями ветерана.
Отдельное авиационное звено связи 2-го гвардейского Тацинского танкового корпуса
В.Г.Шульгин крайний слева. И.Е.Негенбля пишет, что звание было старший лейтенант, но мне видятся капитанские погоны.
Надпись на обратной стороне:
Первый ряд - стоят - Шульгин В.Г. Рассказов А.И. Бородавкин П.Д. Голубев Ю.В.
Даричев Б.В. Шеин И.И
Второй ряд (на коленях) Голимбиевский М.Д.
Пипа П.А. ? Кочерга В. Юленков
Осень 1944 Литва
За предоставленное интервью выражаем благодарность LeonT ( форум http://sukhoiru.frmbb.ru/ ).
Какие выполняли задания, доставляли приказы т.д.?
Основная задача зв.связи танкового корпуса - собственно связь. Танки уходили в прорыв, и надо было передавать им приказы (особенно при соблюдении радиомолчания), передавать ответные донесения от танкистов к штабу. Нужно было обеспечивать передовые подразделения свежими картами, ну и при необходимости, всякую мелочёвку типа запчастей, медикаментов, патронов... Раненого могли забрать.
Разведывательных полётов как таковых, не было. Но "слетай, посмотри" бывало. После полёта докладывали в штабе где, чего, когда видели.
Возили офицеров связи (думаю, вы в курсе их функций и полномочий).
Боевым вылетом считался любой вылет на задание.
Довелось (но это скорее исключительный случай) поучаствовать в тех самых, знаменитых "тревожащих ночных бомбёжках".
Кому непосредственно подчинялись?
Подчинение было двояким, формально были подразделением воздушной армии. Оттуда получали техническое обеспечение например, бензин, запчасти.
Но непосредственно приказы отдавал штаб корпуса.
"Аэродром" располагался в пределах "телефонной доступности" от штаба. Обычно это ровная площадка - огороды, пустырь, часть дороги...
Кроме двух-трёх самолётов, звено связи располагало грузовиком и ленд-лизовским мотоциклом. Численный состав авиазвена связи был до двадцати человек. (Пилоты, механики, приборист, оружейник, пост ВНОС...).
В авиации наверное было попроще чем у танкистов, поскольку базировались на полковых аэродромах. Связной У-2 в каждом полку был.
Эскадрилья связи находилась в подчинении полка + в подчинении командования авиакорпуса.
Шульгин Владимир Григорьевич
Что представляло собой авиазвено оперативной связи танкового корпуса?
Строго говоря, при каждом фронте была воздушная армия. В ее составе был авиаполк оперативной связи. В состав этого полка входили эскадрильи связи, приданные танковым армиям этого фронта. А эскадрильи состояли из авиазвеньев, приданных танковым корпусам. Такая вот была структура.
Но я даже представления не имел о своей эскадрилье. Хотя в самом начале, было немало неразберихи, и некоторые организационные вопросы приходилось решать на уровне воздушной армии. Это касалось налаживания поставок бензина, запчастей. По нормам питания летного состава были вопросы. Но в дальнейшем вся наша работа была связана только с корпусом.
Например, задания я получал от начальника оперативного отдела- подполковника, позднее–полковника Репина. Или прямо от генерала Каравана – начальника штаба корпуса.
По бытовым вопросам, снабжению, довольствию, мы были прикреплены к Первому Гвардейскому отдельному батальону связи.
В состав звена входило три самолета, соответственно – три пилота, три техника, штурман звена, охранники, пост ВНОС, водитель.... В общем, личного состава – около двадцати человек. Меньше взвода, но мы приравнивались к роте. Например, мне как командиру, был положен по штату ординарец, и он был у нас, правда выполнял обязанности шофера. Ведь кроме самолетов был еще грузовик «Студебекер», и мотоцикл «Харлей». Был и еще один самолет, но «неучтенный».
На каких высотах обычно летали?
От одного – полутора метров. Связисты нас за это не очень любили. Мы иногда линии связи рвали. Они же провода ставили на шестах, а полевой провод, как его заметишь? Чувствуешь легенький рывок – значит, зацепил. Обычно он легко рвался, и когда в месте зацепа оборвется, то – ничего. А вот если далеко где-нибудь оборвется, то так и тащишь его за собой. Иной раз сотни метров проводов, вместе с шестами на шасси привозили.
Обычно на таких же высотах ходили «горбатые» - наши штурмовики Ил-2. Бывало, идут из-за фронта домой, а на них несколько «мессеров» наседают. Немцы пикируют, наши огрызаются. А мне куда деваться? Ниже некуда, вспухнуть над ними – нельзя, немцы заметят – собьют. А идут «фронтом», штук шесть, останешься у них на пути – не зарубят, так попасть под струю – тоже хорошего мало. Тут главное - заметить вовремя, и отвернуть… Иван Евграфович Фёдоров уверял, что однажды привёз на конце провода даже телефонный аппарат. (Не зря его прозвали "Барон Евграфыч") ))).
Какие интересные или забавные случаи были во время службы в эскадрильи?
Да, было. Например, байка о привезенных на шасси телефонных проводах, оказалась чистой правдой. Летали преимущественно в утренних и вечерних сумерках, на высотах до трёх-пяти метров(!). Немудрено, что цепляли колёсами и рвали, а иногда утаскивали за собой полевые провода вместе с вешками. Заметить их было почти невозможно. "связисты нас за это ненавидели))).
Прилетая на чужой аэродром, если приходилось надолго оставлять аэроплан, вынимали из двигателя несколько толкателей. На вопрос - неужто воровали самолёты? ответ был - так спокойнее))).
Интересно например, что поначалу не было повара, и с горячим питанием были проблемы. Но оказалось, что приборист до войны работал коком на волжском пароходе. "А что там на наших кукурузниках прибористу делать? только трубки продуть. я его и назначил поваром".
Говорят, что в случае атаки истребителей, По-2 был обречен. Какие были шансы уцелеть в таких случаях?
Ну я то жив, как видишь (смеется). Понимаешь, тут очень много факторов влияют, нужно было очень быстро соображать, не говоря о том, что вовремя противника заметить. Главное, как можно быстрее где-нибудь затеряться. Использовать складки местности. Может даже приземлиться где-то, пересидеть.
Например, такой случай был. Нужно было возить генерал-лейтенанта М, замкомандующего фронтом по тылу. Симпатичный такой дядька, потом пистолет мне подарил. Вылетели в утренних сумерках. Я обычно предупреждал пассажиров, чтобы следили за верхней полусферой, у меня-то крыло над головой.
И вот он стучит меня по плечу, показывает вверх. Я глянул – пара «ФВ-190», и один уже отваливает в нашу сторону. А у «фоккера» четыре пушечных ствола. Если попадет, от нас одни лохмотья останутся. Тут мне вот в чем повезло: была железнодорожная насыпь высокая, а возле нее горел, как я позже узнал, сахарозавод. И вот, за насыпью стоял густой дым, как туман в ложбине. Я через насыпь перелетел, в этот дым нырнул, видимости конечно – ноль. Думаю, летать в этом дыму – на столб какой-нибудь или на трубу напорешься, а сверху нас эти «друзья» караулят. Решил садиться вслепую. Сел. Там на пробеге еще пришлось через эскарп перепрыгивать. Хорошо, хватило скорости колеса от земли оторвать, а хвостом так сильно ударился, что костыль отлетел. Остановился в нескольких метрах от окопа. «Фоккеры» покрутились, покрутились, убрались. А потом уже посветлело, я осмотрелся, нашел пригодное для взлета направление, да и полетели дальше.
Было объединение двух фронтов, и генералу приходилось принимать новое хозяйство. Вот так вот. Казалось бы - Генерал-лейтенант, замкомандующий фронтом по тылу... а ведь тоже вполне мог погибнуть.
А что за пистолет подарил генерал?
«Зауер» 6,35 маленький, меньше ладони. Патронов правда, было только два, притом один – с осечкой.
Неужели личного оружия не выдавали?
Оружия полно было всякого. Но этот смотрелся красиво на поясе – чуть шире ремня, а я пижон был (смеется). А сколько я спирта с ним заработал!.. Никто не мог на спор его разобрать, а там нужно было сначала нажать на целик.
Вам приходилось садиться в тылу противника?
Так ведь танковые корпуса формировались именно как средство прорыва вражеской обороны. Для них, рейд в тыл противника – нормальная работа. Ребята – танкисты рассказывали, что когда ворвались в Инстербург, там еще трамваи ходили. Вот насколько быстро и глубоко прорывались. А мы, звено оперативной связи, всегда с ними. Садишься, и не знаешь, кто до тебя первым добежит, свои или немцы. А везешь ведь иногда «пакет серии К», это значит, что я его должен вручить только лично тому, кому приказано, или уничтожить, но не допустить попадания в посторонние руки, даже ценой жизни. Я однажды Василевскому такой пакет передавал.
Это ведь совсем обычное дело, многие пилоты об этом вспоминают. Разница только в длине привозимых проводов.
Для написания сценария фильма мы использовали письма Аркадия Каманина.
Письма для нашего поколения сохранила Маргарита Иосифовна Каманина. К сожалению зимой 2020г. ее не стало.
Наша группа потратила несколько месяцев на розык писем Аркадия Каманина и Николая Каманина. И мы нашли их. Чуть более 100 писем. При чтении их прикасаешься к истории. Читая письма больше проникаешься теми героями, о которых хочешь снять фильм. Понимаешь их характер, мотивацию. Все это важно для создания образа в фильме.
Если наш проект наберет первых 10 читателей, то мы выложим одно из писем Аркадия. Его небольшой фрагмент виден в превью данного поста.
Мы благодарны всем, кто готов поддержать наш кинопроект о самом молодом летчике Великой Отечественной.
Представляем вашему вниманию известные фото Аркадия и Николая Каманиных в цвете. Ранее эти фото в цвете не публиковались. За восстановление и колоризацию фото спасибо Ольге Ширниной.
В нашей кинокартине есть несколько ключевых персонажей. Фильм в первую очередь о людях. У каждого героя своя судьба, свой характер, поступки. В образ некоторых из них заложены судьбы простых советских людей, с целью показать, за, что сражались люди в той войне, что переживали, к чему стремились, и что пришлось преодолеть в нелегкой борьбе с врагом.
Действия кинокартины начинаются и заканчиваются в наши дни с отряда поисковиков, занимающихся поиском самолетов времен ВОВ. Считаю важным показать и рассказать об этой трудной, и важной работе. Так как до сих пор еще находят сбитые самолеты, и возвращают летчиков той войны.
Вхождение в сюжет фильма начнется с рассказа истории у костра. Ее будет рассказывать начальник отряда поисковиков – Геннадий Петрович.
Это короткая, но важная роль. Важно, чтобы актер проникся историей, и она была рассказана с внутренним переживанием, и глубоким актерским умением. Что бы зритель с первых минут фильма начал погружаться в события фильма.
На роль Геннадия Петровича мы пригласили актера театра и кино – Владимира Гостюхина. Известный и много кем любимый актер. Владимир Васильевич любезно согласился принять участие в нашем кинопроекте.
Главный герой кинокартины – Аркадий Каманин. Аркадию было 14 лет. Он был худенький, не большого роста. Мне как режиссеру, смотря на фото Аркадия, видится в его роли совсем юный мальчишка, при взгляде на которого только и будут думать – ребенок. И вот этот ребенок должен повзрослеть в кадре, и взять управление над вполне взрослым самолетом У-2. Добившись мечты – летать и став совершать мужские поступки, не уступая взрослым.
На съемках одной из телепередач на глаза попался парнишка – Рымкевич Арсений. Ему тогда было 13 лет. Он как раз подошел под образ в моем воображении. Арсений уже не раз снимался в кино, имеет опыт работы в кадре. Пригласили его на пробы. И он их прошел. У Арсения есть сходства в внешности с Аркадием. Если все сложится, и летом 2021г. пройдут съемки кинокартины, то Арсению как раз будет 14 лет, как и Аркадию. Что очень символично.
Второй по значимости герой кинокартины – Галя, связист эскадрильи штурмовиков ИЛ-2. Судьба Гали, пожалуй, одна из самых тяжёлых в фильме. Она ярко отображает ту боль, и страдания, которые принесла война на нашу землю. Очень сильная роль, требующая хорошего актерского мастерства. На эту роль мы пригласили нашу Минскую киноактрису театра и кино – Татьяну Чердынцеву.
Степан – летчик штурмовик. Друг Аркадия. Степан так же является ключевой фигурой. Именно он в кадре будет выполнять боевой вылет на штурмовике ИЛ-2. На роль Степана пригласили актера театра и кино Сергея Ефремова.
Так же в фильме будет важная роль командира полка штурмовиков ил-2. На эту роль пригласили актера театра и кино – Дмитрия Гурбановича.
Конечно, есть еще важные роли, на которые мы пока еще не подобрали актеров. Это роль генерала Николая Каманина, комэска эскадрилья связи Трофимова и другие роли. Наша киногруппа очень рассчитывает на помощь и поддержку зрителя. Как видим, к участию в фильме уже подключаются сильные актеры. Я надеюсь, они останутся в нашем кинопроекте, и мы вместе с вами уважаемые зрители, благодаря вашей поддержке, доведем проект до конца. Вместе мы можем создать действительно интересное кино.
P.S. В статье использованы кадры с съемок пилота и тизера к фильму.
С Уважение режиссер Андрей Епифанцев!
Представляем вашему вниманию тестовые воздушные киносъемки с дельталета. Съемка проводилась в вечерне время. Оператор находился рядом с пилотом. Красивые кадры полета в 4К разрешении. Приятного просмотра.
Материал для тизера снимался на протяжении нескольких месяцев. Было выбрано несколько сцен из сценария, которые возможно было снять с небольшим бюджетом.
Одни из самых сложных съемок – воздушные. Наш фильм про летчиков, а значит самолеты и полеты должны быть показаны с максимальным реализмом. Так, чтобы зритель не засомневался, что снят настоящий самолет, а не смоделирован его полет в 3D среде.
Даже в последних голливудских кинокартинах, таких как «Красные хвосты» (2012г.), «Мидуэй» (2019г.) и подобных, для изображения воздушных боев применялась компьютерная графика. Полностью генерировалась окружающая среда – земля, небо, облака, вода. Полеты самолетов так же сгенерированы в 3D. А это значит полностью страдает физика полета, освещения, взаимодействия самолета с окружающей средой. В итоге мы получаем абсолютно не правдоподобный полет.
При просмотре такой кинокартины как «Дюнкерк» (2017г.), мы видим реалистичные полеты и воздушные бои. Так как там использовали для съемок спитфайры, закамуфлированный ЯК-52 под спитфайр и летающие модели самолетов. И сразу другое восприятие происходящего. Очень реалистично!
Вот и наша команда хочет добиться такого реализма. Что бы зритель, сидя в кресле смог ощутить полет, увидеть всю его красоту и стремительность. А это возможно только если подойти к съемкам кропотливо, и снять все на натуре, а не в смоделированном 3D пространстве.
К примеру чего стоят только облака, они индивидуальны, а если мы сюда добавим природное освещение, то поймем, что повторить так невозможно. Природа каждый раз рисует неповторимы картины с облаками.
К тому же, в 3D пространстве очень сложно повторить правильную физику полета самолета. Так как на полет самолета влияет много факторов. Самолет может перемещаться с разной скоростью, выполнять фигуры высшего пилотажа. Во всех этих случаях придумать поведение самолета очень сложно. А еще додумать как на него падает свет, где отражается и т.п. еще сложней. От сюда мы часто в кино наблюдаем абсолютно не понятные пролеты самолетов, порой решенных самой простой физической модели полета.
С учетом, что на постсоветском пространстве нет летающих экземпляров немецких истребителей, да и нет практически советских (в копилке фонда «Крылатая память победы» есть только МиГ-3, И-16, И-15), возникает безвыходная ситуация. Снять реальный воздушный бой просто нет возможности, з-за отсутствия самолетов. МиГ-3 нам по сценарию не подходят. Так как штурмовой авиакорпус Н. Каманина прикрывали Яки. И тем более нет немецких истребителей. Но без выходных ситуация не бывает. Мы решили выйти из ситуации отсняв реальные самолеты и произвести их замену при помощи компьютерной графики на нужный нам самолет.
Для этой цели выбрали учебно-тренировочный самолет ЯК-52. Яки были отсняты на пилотаже, в различных условиях. И так же было снято несколько шотов с изображением воздушного боя – ЯК-52 атаковал летающий ПО-2.
Общий вид ЯК-52, по своему контуру больше похож на FW9-190. Поэтому было решено использовать именно фоккер в рамках первых экспериментов.
Результат можно увидеть на стоп кадрах. Без графики и с графикой. А в динамике можно увидеть в тизере. На наш взгляд вышло уже не плохо. Мы достигли правильной физики полета, окружающей среды. Полет самолета смотрится естественно. Что очень важно.
Стоп кадр с ЯК-52
Стоп кадр с FW-190
Стоп кадр с ЯК-52
Стоп кадр с FW-190
Стоп кадр с ЯК-52
Стоп кадр с FW-190
Сцена с актерами снимались на земле. ПО-2 выставлялся горизонтально. И производились съемки. Из-за маленького бюджета, у нас, к сожалению, не было ветродуя, и мы не смогли растянуть большой синий экран, для дальнейших обработок видео.
В дальнейшем в планах есть мысли снимать такие сцены в реальном полете. Но не все возможно, по понятным причинам. Никто не доверит самостоятельный полет актеру. Поэтому такие сцены будут в большинстве случаев сниматься на земле.
Воздушная киносъемка выполняется с любых летательных аппаратов: самолетов, вертолетов, планеров, аэростатов, дронов и т.п., а также киносъемка, осуществляемая оператором-парашютистом.
Объектами съемки могут служить как наземные, так и воздушные цели. При съемке наземных объектов, летательное устройство используется оператором для возможности занять наиболее удобную верхнею точку.
Кадр сделан с использованием стабилизатора Ronin M на камеру Panasonic GH4
Другую группу составляют все летательные аппараты, находящие непосредственно в полете. Диапазон скорости летательных аппаратов очень большой. К примеру, у тихоходного аппарата скорости могут в пределах 60-140км/ч, у более мощных аппаратов, как правило это самолеты, скорости могут быть в пределах 250-550км/ч. У реактивных же самолетов скорости могут превышать 1000км/ч.
Кадр снят со второго ЯК-52 в автоматическом режиме на камеру GoPro Hero 7 Black
Все воздушные съемки можно разделить на два типа. Первый, когда оператор непосредственно находится на летательном аппарате и снимает ручным киноаппаратом, которые дает ему возможность выбирать ракурс, выставлять диафрагму, выполнять наводку фокуса, менять объективы и т.д.
Подготовка кинооператора к воздушным съемкам с мотодельтаплана
Второй способ, когда кинокамеры снимают в автоматическом режиме, установленные в разных местах летательного аппарата. Такие камеры могут управляться дистанционно членом экипажа летательного аппарата. При этом способе важно, чтобы кинокамера могла автоматически регулировать экспозицию. Особенно это важно при съемках высшего пилотажа, когда камера сначала может снимать светлое небо с облаками, и тут же уже снимать объект на фоне земли.
Кадр снят со второго ЯК-52 в автоматическом режиме на камеру GoPro Hero 7 Black
С летательных аппаратов с небольшой скоростью, киносъемку можно производить с открытой кабиной, без особых физических усилий. Но на летательных аппаратах с высокой скоростью, оператору нужно обладать определенной физической подготовкой, быть тренированным переносить перегрузки. Так же важно взаимодействие кинооператора с летчиком. Летчик должен четко понимать задачи, поставленные кинооператором, и выстраивать полет так, чтобы у кинооператора была возможность выбора хорошего ракурса на снимаемый объект. Поэтому важна устойчивая связь кинооператора с летчиком.
Кадр сделан с использованием стабилизатора Ronin M на камеру Panasonic GH4
При маневрировании на скоростных летательных аппаратах кинооператор испытывает перегрузки. Перегрузкам так же подвергается и кинокамера. Это нужно учитывать и держать киноаппарат так, чтобы он не повредился во время маневрирования, или не повредил оператора или летательный аппарат.
В условиях полета, вибрации летательного аппарата поглощаются прижиманием киноаппарата к плечу. В этом случае не стоит прижиматься к борту, т.к. будет передаваться вибрация. Однако летательный аппарат всегда рыскает в небе, качается, не летит идеально ровно. Тут требуется определенная сноровка от оператора. Следует отметить, что при широкоугольном объективе устойчивость кадра лучше, чем при длиннофокусном объективе.
Лучше всего для киносъемки подходит одномоторный, двухместный самолет. В нашем случае это ЯК-52. В полете такой самолет дает хороший обзор, благодаря своей маневренности. В нем есть отличная связь с летчиком.
ЯК-52 Минского аэроклуба ДОСААФ перед съемками
Важной частью воздушной киносъемки является быстрота и неповторимость положений объектов съемки и ситуации в небе. Кинооператор должен уметь производить киносъемку быстро и всегда правильно. Он должен внимательно следить за обстановкой и ловить момент, еще до начала события, начать съемку.
При производстве киносъемки летящих самолетов в простом горизонтальном полете, нужно стараться снимать объекты на фоне облаков. В этом случае скорость движения объектов передается значительно лучше.
Кадр снят со второго ЯК-52 в автоматическом режиме на камеру GoPro Hero 7 Black
Многие интересные кадры можно снять и установив стационарные кинокамеры на ЯК-52. Для этой цели мы выбрали GoPro Hero 7 Black.
Установка камеры GoPro Hero 7 Blsck на скобу киля ЯК-52
В этом случае камеры устанавливают неподвижно, и снимают в автоматическом режиме. Камеры необходимо надежно закреплять. Крепления обязательно должны быть металлические, иметь запас прочности. Отрыв камеры во время полета чреват, и может привести к ЧП, вплоть до по кидания летчиком самолета. Поэтому тут важно все сделать правильно и надежно.
Камера должна быть надежно закреплена
учшими точками установки камер на ЯК-52, являются, скобы на киле, и ПВД на крыле. С киля можно выбирать ракурс для съемки камеры назад, или вперед. На ПВД, камеру можно направить на самолет, вперед, назад, от самолета, в зависимости от задач и плана полета (где и с какой стороны будет лететь второй самолет).
Лучше всего результаты такой съемки выходят при полете двух самолетов парой. Камеры устанавливаются на два самолета, так, чтобы при выполнении полета самолеты снимали друг друга.
Пример наших воздушных киносъемок
В следующей статье мы более подробно расскажем об особенностях воздушных съемок. Подписывайтесь в группу народного кинопроекта "Его позывной «Летунок» и узнавайте о процессе киносъемок из первых уст.
В конце октября 2019г. мы нашей киносъемочной группой отправились в экспедицию. Друзья с военно-исторического клуба «Поиск» сообщил, что в Калинковичском районе Гомельской области будут проводить раскопки сбитого в 1944г. ЯК-1б. Перед нами стояла задача снять документальные кадры раскопок, для использования их в нашей кинокартине «Его позывной «Летунок».
О сбитом в годы войны самолете, на окраине деревни Озаричи, сообщили местные жители. Больше 60 лет назад, в болоте была воронка, в которой местные жители нашли планшетку летчика. В ней были документы летчика мл. лейтенанта Ярошенко Павла. Потом на месте падения самолета проходила мелиорация. Тракторами вытащили крупные детали самолета, двигатель. А на дне воронки остались покоиться останки летчика.
Ярошенко Павел
16 января 1944г. летчики 127-го ИАП несли потери. Не вернулся из полета и Ярошенко Павел. Его записали без вести пропавшим. Парню было всего 22 года. Не смотря на свои молодые годы, в полку он считался опытным воздушным бойцом.
Из именного списка безвозвратных потерь личного состава. С 1-го января по 31-е января 1944г.
Утром 19 октября 2019г. мы прибыли на место. После сбора, поисковики вереницей двинулись к месту раскопок. От кромки поля, через болотистый луг добрались до места. На опушке закустаренного перелеска была уже обозначена зона раскопок.
Поисковики ведут раскопки. 19.10.19г.
После проведенного инструктажа начались работы. С первыми копами земли стали попадаться мелкие детали. Раскопки нужно вести не спеша, медленно, чтобы не повредить и не пропустить мелкие детали.
Идет поиск мелких деталей.
Работа шла дружно, слажено. Кто-то копал, кто-то черпал воду. Мы тем временем снимали. То найдена фанерная обшивка самолета, то мелкая деталь, а вот в кадре и помятые патроны 12,7мм от пулемета УБС.
Но самую важную находку нашли вечером. Деталь самолета с номером. Это был успех! По номеру удалось установить, что самолет действительно был ЯК-1б, выпущен в сентябре 1943г. с бортовым номером 23. Благодаря найденному номеру удалось подтвердить, что тут действительно был сбит летчик мл. лейтенант Ярошенко Павел. Были так же найдены и останки летчика.
Деталь с номером самолета
Еще один герой летчик возвращен. А сколько их молодых, пропало без вести?
Участники Военно-исторический клуба, Калинковичско-Мозырский «Поиск» принимавшие участие в поднятии самолета:
руководитель: Евгений Григорьевич Сергиенко,
поисковики:
Божко Е. И., Гвоздь В. И, Можар С. Н, Мельниченко С. Г., Боровик В. А, Овчинников В. В., Емельяненко А. А., Ешин В. А, Ешин А. А, Петролай Е. И, Русак Е. С, Рожок К. Д., Давыденко И. Н, Гусар Л. И, Епифанцев А. В, Гимбут В. В, Пасечный А. А., Евстратчик Д. В., Терещенко Р. В., Дражин В. М., Кудлосевич В. Ф., Трофимова О. В., Бойко А. А, Зайцев А. С, Бычковский Н. А, Хамутовский Д. В, Борсук А. В, Трофимов Д. И, Гурин Д. В, Дудчик Н. Н, Чихирев И. А, Кобраль В. О, Быхон О. М, Кутепова И. Ю, Левзиков А. В, Захаров А. Е., Захаров Д. Е. Мельник В.П., Бендего А. М.
Более подробно по подъеме самолета можно почитать тут http://www.knews.by/?p=63037
Так же в съемках нашего фильма примет участие легендарный ИЛ-2 штурмовик.
Восстановленных ИЛ-2 в мире всего два экземпляра. Один был продан в США, второй находится в Москве. Фонд "Крылатая память победы" любезно согласились предоставить нам самолет для съемок.
ИЛ-2 штурмовик Фонда «Крылатая память победы»
Действия картины будут тесно переплетены с штурмовым авиаполком. Мы планируем произвести красивые воздушные съемки этой легендарной машины, показать его боевую работу. Мы больше склоняемся к натурным съемкам с минимум компьютерной графики. И надеемся, что нам удаться передать на экран всю мощь летающего танка.
Одноместный «горбатый» ИЛ-2 штурмовик
ИЛ-2 штурмовик серийно стал выпускаться с февраля 1941г. Изначально самолет выпускался одноместный. С началом войны, из-за не защищенной задней полусферы, самолеты часто сбивали немецкие летчики. На местах стали в верхней части фюзеляжа прорезать отверстия, устанавливать пулеметы и оборудовать точку для стрелка. С 1943 года серийно стали выпускать двухместный ИЛ-2, с местом для стрелка.
ИЛ-2 славится своей прочностью. Порой на аэродром возвращались самолеты все в дырках, и механики удивляясь, пожимали плечами – как долетел, на честном слове и одном крыле.
Немцы боялись илов. Они называли его «Schwarz Tod» («Черная смерть»), «Betonflugzeug» — «бетонный самолёт» и нем. «Zementbomber» — «цементированный бомбардировщик». У наземных войск вермахта самолёт пользовался дурной репутацией и заслужил несколько обидных прозвищ, таких как «мясник» (нем. Schlächter), «мясорубка» (Fleischwolf), «Железный Густав» (Eiserner Gustav), отдельные солдаты вермахта называли его «чумой» (нем. Schwarzer Tod).)
И не зря «горбатый» вызывал панику у немцев. ИЛ-2 по тем временам имел мощное вооружение – пушки, пулеметы, ракеты, бомбы. Представите себе, когда на вас летит эта махина и сокрушает всю мощь своего оружия! Немецким солдатам было чего бояться.
Всего за годы войны было произведено свыше 36000 ИЛ-2.
Один из основных самолетов в нашем фильме "Его позывной «Летунок» будет «кукурузник» ПО-2.
Летающий экземпляр ПО-2 нам для съемок предоставляет «Минский аэроклуб ДОСААФ».
ПО-2 аэроклуба ДОСААФ г. Минск
ПО-2 больше известен как ночной бомбардировщик. Но эта трудовая машина использовалась и для других целей. На ней вывозили раненых с поля боя, использовали для связи. При недостаточном оснащении подразделений красной армии радиостанциями, в случаях срочной доставки секретных приказов ПО-2 был незаменим, и стал основной системой связи. Штабы фронтов были обеспечены эскадрильями связных ПО-2. В связные эскадрильи набирались опытные летчики в связи с важностью выполнения задач.
Формирование груза почтового самолета По-2 (У-2) для
доставки по аэродромам. Груз, предположительно — газеты.
Учебный биплан У-2, спроектированный под руководством Поликарпова Н.Н. стал серийно строиться с 1929г. За время его производства в течении 12 лет было построено около 14 тыс. самолетов. С 1944г. У-2 был переименован в ПО-2 после смерти его создателя Поликарпова Н.Н.
У-2 для многих летчиков стал учебной партой. Многие на нем впервые отправились в небо, совершили свой первый самостоятельный полет. Так же до войны самолет активно использовался и в сельском хозяйстве.
С приходом войны летом 1941г. судьба самолета резко изменилась. У-2 занял особое место в истории самолетов. В условиях нехватки ресурсов, огромных потерь, советское руководство обратилось к поиску новых форм вооружения в борьбе с агрессором. Было предложено использовать У-2 как ночной бомбардировщик. До конца 1941г. образовалось до 20 легкобомбардировочных полков, оснащенных У-2. Самолет был успешно переоборудован для бомбометания.
Из более 80 авиаполков ночных бомбардировщиков был один женский 46-й Гвардейский Таманский авиаполк. Девушки храбро сражались на прославленном самолете.
Несомненно, ПО-2 (У-2) внес неоценимый вклад в победу. Это самолет – легенда. ПО-2 достоин того, чтобы показать всю красоту этой машины, как в полете, так и на земле. Наша киногруппа будет стараться, что бы зритель ощутил при просмотре картины всю энергию такого замечательного самолета как ПО-2.
По архивным данным Центрального архива Министерства обороны (ЦАМО) России, в годы войны в боевых частях числились свыше 3500 военнослужащих в возрасте до 16 лет. А сколько их было в партизанских отрядах? Можно смело утверждать, что в годы Великой Отечественной войны за Родину сражались тысячи молодых ребят. Но лишь один из них был летчиком. Аркадий Каманин стал самым молодым летчиком той войны. Он начал летать в 14 лет. О трагической судьбе героя пойдет речь в этой статье.
Родился Аркадий на Дальнем востоке, 2 ноября 1928г. Его отец Николай Каманин стал четвертым Героем Советского Союза, за спасение Челюскинцев.
Перед самой войной отца перевели служить в Ташкент. С началом войны Аркадий несколько месяцев работал на авиационном заводе механиком. Жил рядом с аэродромом, постоянно наблюдая за полетом самолетов. Аркадий грезил небом и самолетами.
Весной 1943г. с матерью и братом Левой Аркадий приехал к отцу на фронт. Отец командовал штурмовым корпусом ИЛ-2, на Калинеском фронте. Аркадий мечтал попасть на фронт, и отец уступил его настойчивым просьбам. 15 апреля 1943г. Аркадий был зачислен красноармейцем в полевые авиационные ремонтные мастерские.
Аркадий рвался в небо. Летчики эскадрильи связи стали его брать штурманом двухместного «кукурузника» У-2. Самолет имел дублированное управление. И иногда летчики давали Аркадию «подержаться» за управление самолетом. Так Аркадий набрался летного опыта.
Аркадий Каманин на втором году службы в авиакорпусе.
Однажды при возвращении на аэродром случилось происшествие. В стороне шел воздушный бой. Истребители гоняли немецкий Ю-87. Шальная пуля разбила летные очки летчика. Кровью залило глаза. Пилот ничего не видел. Он передал управление Аркадию. Аркадий повел самолет на посадку. С первой попытки посадить самолет не вышло. Командир эскадрильи понял, что происходит не ладное, и взлетел. Пристроившись рядом, он помог Аркадию посадить самолет.
«Есть у меня друзья по эскадрилье. Правда, они постарше меня. Я один среди них, как новобранец, пострижен под нулевку. Рядом со мной слева самые близкие друзья: Сашко Друма и Василий Осин. У самолёта стоит мой комэск майор Пётр Григорьевич Трофимов.»
25 мая 1943 года командир эскадрильи связи майор Трофимов обратился к отцу Аркадия: «Разрешите Аркадия выпустить в самостоятельный полет на У-2, я его лично проверил, он отлично летает». Отец Аркадия сильно удивился. И решил лично проверить Аркадия в деле.
После долгих проверок по всем дисциплинам, знаниям по мотору, приборам самолета, и всего необходимого для управления самолета отец, Николай Петрович Каманин, дал добро на совместный полет. Аркадий выполнил полет на пять баллов. 26 июня 1943г. состоялся его первый самостоятельный полет. Аркадий стал летчиком.
Аркадий с отцом.
В эскадрильи связи Аркадий получил позывной «Летунок». Не смотря на такой детский позывной Аркадий вскоре доказал, что в мастерстве пилотирования не уступает взрослым. Аркадий, попав в прицел немецкого истребителя «Мессершмитт» ловко ушел от него маневрирую на предельно низкой высоте. Немецкий летчик из-за боязни разбиться, бросил преследование, медленного, но юркого У-2.
Боевая жизнь Аркадия была полна интересных и опасных событий. Он переживал за гибель боевых товарищей. Но об этом мы расскажем в следующих публикациях.