Проблемы «Секретных материалов»

Помнится, сравнительно недавно, я разбирал «мифологию» «Секретных материалов». И вот, в связи с этим, стоит, наверное, обсудить и сам сериал, чтобы понять, были ли у него проблемы, и было ли какое-то их решение. Сказать по чести, да, проблемы были. И да, наверное, решить их было можно. Но вот только, решать эти проблемы, никто особенно не собирался…

Как известно, серии «Секретных материалов» были двух типов — «мифология» и так называемые «монстры недели». Что касается второго типа серий, то они были основаны на так называемых «городских легендах» и тому подобных вещах. Потом Малдер и Скалли расследовали дела, связанные с разного рода мутантами, странными событиями и тому подобными вещами. Порой расследования скатывались в откровенную мистику или тому подобные вещи, а порой там была самая, что ни на есть настоящая фантастика. И, с одной стороны, всё логично — «Секретные материалы» же, то есть, дела, которые просто не получается раскрыть обычными методами. Но, как говорится, есть нюанс…

Для начала, давайте просто поговорим о тех самых «монстрах недели». Вот смотрите, были там серии с вампирами и оборотнями. То есть, создатели сериала согласны с тем, что в нашей жизни могут быть и такие явления? Нет, я всё понимаю, но… если некоторые серии выглядели, как самая настоящая фантастика, то такая вот «чертовщина» — очень сильно сбивала с толку. В самом деле, вчера у нас была серия о том, как Малдер и Скалли расследуют аварию на космическом корабле (там была серия, связанная с катастрофой «Челленджера»), а сегодня — про то, как надо защититься от вампира. От самого настоящего вампира! Он только в летучую мышь не мог превращаться, а спасся Малдер от него, просто рассыпав перед ним семечки, которые грыз. Мол, вампир начнёт их собирать, и отвлечётся… Понимаете, создавая такие вот серии, авторы сериала, допускали, что такие вещи тоже могут быть в нашем мире. И это уже было странно.

Далее, вот, что касается «мифологии»… Такое дело — у каждого сериала должно быть что-то вроде «сквозного сюжета». То есть, что-то, на что «нанизываются» серии, чтобы это вообще было интересно смотреть. Например, был единый сюжет в «Вавилоне-5», или в «Звёздном крейсере „Галактика“». Или в «Команде А». То есть, серии могут быть не связаны друг с другом, но есть едины сюжет, который рассказывает, почему все эти люди делают то, что они делают. У «Секретных материалов» это была «мифология». Понятно, что нельзя было снимать все серии только на эту тему — сериал бы быстро завершился, к тому же, были у Малдера дела и помимо всего этого. Но, всё равно, «мифология» была важной составляющей частью сериала. И в ней-то, на самом деле, проблем очень и очень много.


Я уже писал, что порой серии «мифологии» противоречили друг другу. Причём, противоречили так, что, буквально выдавали совершенно противоположную друг другу информацию. То у нас «пришельцы есть, они готовят колонизацию, а за всеми, кто сливает про это информацию и мешает им, приходит страшный киллер», то «ничего такого нет и быть не может». Нет, я понимаю, если бы Малдеру подсовывали бы информацию, которая вела бы его по ложному пути, он бы со всеми этими вещами разбирался, потом выводил бы этих «заговорщиков» на чистую воду. Это на самом деле, было бы интересно. Можно было бы, на самом деле, показать борьбу между Малдером и этими «деятелями», можно было бы и про «похищения» сделать несколько сюжетов — тем более, что они на самом деле, пытались это сделать — Скалли ведь похищали, эксперименты над ней ставили, как и над Малдером. Опять же — это, на самом деле, был очень большой простор для развития сюжета. Но нет, всё это, буквально «слили» в пользу серий, которые были, что называется, «ни о чём». При этом, я говорю не только о «монстрах недели», среди которых было немало, на самом деле, интересных серий. Я про «мифологию» сейчас. Например, серия под названием «Wet Wired», или, как её назвали, «Сыросмонтировано»… А, собственно, про что она? Про ТВ, про то, как можно свести человека с ума? И таких серий там, если разобраться, не так уж и мало. То есть, они могут относиться к той же «мифологии», но быть совершенно «ни о чём». Я могу, например, понять ту серию, в которой Курильщик подставил Ли Харви Освальда и того парня, который стрелял в Мартина Лютера Кинга. Допустим, эта серия важна, так как она немного приоткрывает тайну над личностью Курильщика. Хотя, на самом деле, толку от этого… ну, узнали мы, что он мечтал уйти из этой «конторы», писать рассказы и жить на это, хорошо. Только вот — а это где-то «сыграет»? Насколько я помню — нет. И даже то, что Фокс Малдер — на самом деле, сын этого самого Курильщика… Ну вот, ни капельки не работает…

То есть, я могу предположить, что «Секретные материалы» начали снимать, имея что-то вроде «скелета» сериала. Но, скорее всего, расчёт был на один-два сезона. Мол, Малдер будет расследовать всё это дело, в итоге он решит все проблемы и сериал можно закрывать. Но, скорее всего, у сериала пошли хорошие рейтинги, он приносил прибыль своим создателям — и они решили «ковать железо, не отходя от кассы», если можно так выразиться. Ну и получилось так, что серий про «монстров недели» можно было придумать, сколько угодно, а вот что касается «основной сюжетной линии» — то тут не всё так просто. Вот они и начали… высасывать из пальца все эти «вот это повороты» — «есть пришельцы — нет пришельцев», «есть планы колонизации — нет планов колонизации». Опять же, из этого всё ещё можно было что-то такое сделать, как-то выровнять сюжет, сделать его на самом деле интересным, но… решили, что это уже просто никому не надо. И ведь, если разобраться, то… а ведь ничего так и не кончилось! Я, например, не знаю, смог ли Малдер разрушить планы по колонизации Земли. Более того, его ведь убили, вроде? Тема с его сестрой, тоже не особенно хорошо получилась — то она жива, то её убивают, снова и снова, то есть несколько её клонов, то что-то ещё… И, собственно, потом это уже начинает надоедать…

На самом деле, про «Секретные материалы» можно сказать так. Первые два сезона — на самом деле, были очень хороши. На них, наверное, и надо было заканчивать. Придумали бы, как завершить основную сюжетную линию, и завершили бы сериал. Иначе — они ввели очень много сюжетных линий, сами запутали большой клубок тайн и загадок, но так и не смогли придумать, как его распутать. Я могу напомнить о том, что в одной из серий, Малдер сидит на берегу океана, оказывается, что тут рядом лежит «тарелка», непонятно уже сколько лет — и… всем всё равно. Это «ружьё» так и не выстрелит, на самом деле. И такого там, что в «мифологии», что в «монстрах недели» — очень и очень много. Так что, вот так. Сама по себе идея с сериалом — хорошая и интересная, но вот то, как она была реализована, на самом деле, ужасно.