Зачем нужна боевая броня, или немного о скафандрах

Мне тут задали интересный вопрос, о том, зачем вообще нужны боевые скафандры в фантастике. Мол, это же столько надо на себе тащить, а потом раз — и какая-нибудь яма, и всё, ты попал. Попал конкретно, раз любой абориген может тебя «копьём затыкать», как это было описано в «Стэне». Кстати говоря, «Стэн» — в данном случае, пример не самый удачный, хотя бы потому, что специфика главного героя вообще не предусматривает таких действий, когда ему для каких-то там миссий была бы нужна такая вот боевая броня. Собственно, я даже каких-нибудь бронежилетов не припоминаю (хотя я читал довольно давно уже). А вот, если говорить об иных произведениях? Вот там, как мне кажется, всё сильно интереснее и проработаннее…

Кроме того, есть такое мнение, что персонаж, который носит ту, или иную боевую броню, может быть более интересен — ну, хотя бы с моей извращённой точки зрения. Вот смотрите, взять… да хоть того же «Стэна». Какой смысл романа? То, что герой попал в «контору», которая была подозрительно похожа по своей сути на ту, что находится в Лэнгли, и стал таким… Итоном Хантом, если вы понимаете, о чём я. И в первой же книге, этот самый Стэн с «коллегами по опасному бизнесу», устроили цветную революцию на одной отдельно взятой космической станции. Нет, я понимаю, что описано там всё хорошо и подробно, но есть нюанс — а где, собственно, там фантастика-то? Пара прогулок в космос? То, как этот самый Стэн себе ножны для «режика» вырастил? Сам этот «режик», который тоже не простой? Или «антиматерия-2», про которую в первом романе известно только то, что она есть. И, собственно, всё. Замени их оружие, например, на АК и М-16, станцию на любую страну (например, на ту, что рядом с нами), а то, что делали на той станции на нефть или газ — ничего не изменится. Вот такая там фантастика. И нет, я не говорю, что это плохая книга — может, я потом вернусь к этой серии и дочитаю её всю. Но вот именно такой фантастики, описания мира, в который было бы интересно попасть, в котором было бы интересно жить — простите, там нет…

С другой стороны, читал я про «Республиканских коммандос» из Расширенной Вселенной. Кто-то сейчас начнёт писать мне, что это уже не канон, что ничего такого не было и всё такое, но, с другой стороны… «Что написано пером, то не вырубить топором», не так ли? А книги про парней из «Дельты» и «Омеги» есть. И не только в электронном виде. Кроме того, они, вроде, даже переиздавались, пусть и как «Легенды». Да и сами понимаете, что они просто на голову интереснее, чем всё то, что было придумано «ручными авторами» Диснея.

Так вот, герои этих романов носят броню. Броню очень высокого класса защиты. Броню, которая совершенно точно защищает почти от всего, что могут применить против них. По крайней мере, если в первом романе, одного из клонов подстрелили из «верпа», то рассказ «Цели» начинается с того, что им привезли новую броню, и Фай специально просит выстрелить в него из «верпа». А потом и вовсе накрывает собой гранату. Граната взорвалась так, что беднягу подбросило в воздух, сам Фай был контужен, но… остался в живых. И потом, не раз, было описано то, что броня — как броня кланов, так и доспехи мандалорцев (и то, и то, по сути, является теми самыми боевыми скафандрами!), реально работают в тех, или иных ситуациях. Да, как писал тот же Хайнлайн в своём «Звёздном десанте», их скафандры — не космические, но могут помочь и там. И, броня коммандос — тоже, не являясь полноценной заменой космическому скафандру, может работать и там. Просто запас кислорода там не такой большой, как у полноценного космического скафандра, что, в общем-то, логично. Можно предположить, что при такой необходимости, к ним можно как-то подключать дополнительную СЖО, но в том эпизоде, что был описан в «Тройном ноле», у них просто не было такой возможности…

Далее, опять же, можно привести в пример тот самый «Звёздный десант». Я знаю, что это на самом деле не боевик. Знаю, что автор на страницах романа пытался фантазировать о той самой идеальной армии и идеальном государстве. Но! Именно на страницах романа, автор очень хорошо описал и те самые боевые скафандры. Описал, что они могут, чем они вооружены, как защищены, и тактику их применения. Кстати говоря, потом уже разного рода фанаты и «фанаты», начали додумывать разных параметры этих самых скафандров. И про массу в одну тонну кто-то написал, что было потом подхвачено всеми, кому не лень, что потом «обстебали» на страницах одной из книг про «Билла, который герой Галактики». Название уже не помню, но там писал уже не Гаррисон. На самом же деле, скафандры из «Звёздного десанта» — можно назвать лучшим примером боевой брони, и её боевого применения. То, как герой движется, то, как применяет вооружение, то, как реализовано управление системами скафандра. И всё это не просто хорошо придумано — всё это, вполне себе работоспособно! Помните, что там автор устами Джона Рико сказал про эти скафандры? Их плюс в том, что про них просто не нужно думать. Ты просто делаешь обычные действия, а скафандр просто усиливает их. И, собственно, он был прав — в бою тебе некогда думать, как именно надо совершать те, или иные действия. Ты просто будешь делать то, что ты делаешь в простой жизни — и всё должно работать. И системы вооружения должны быть устроены так, чтобы они не мешали, когда они не нужны, и работали, когда они нужны. И автор, сдаётся мне, отлично знал, что и как. Не просто же так, он в годы войны работал над разработкой тех самых высотных костюмов для ВВС…
И есть ещё один нюанс в использовании в сюжете той или иной книги боевой брони. Конечно, это не только к ней относится, а вообще, но… Вот на мой взгляд, намного интереснее читать книгу, если герой не просто парень, который всех раскидал и выполнил то или иное задание, а является каким-нибудь «специалистом», который активно пользуется техникой, когда всё это грамотно и интересно прописано. «Шинковать» противника в салат или винегрет при помощи очередного «ковыряльника» — это, конечно, круто, но… чем это отличается от очередного «стотыщпятисотого» фэнтезийного романа? А вот, если герой отлично управляет кораблём, делает это профессионально, и описано это так, что зачитаешься — вот это на самом деле интересно. Понятное дело, что так писать могут, выражаясь словами одного «выдающегося градоначальника», «могут не только лишь все», но… так, наверное, интереснее…