О мастерстве писателя…
Если можно так выразиться, то раньше писатели-фантасты были более талантливыми и более «грамотными», если можно так выразиться. И да, это будет на самом деле, сложная тема, я даже не уверен, что смогу её раскрыть. Но, попробовать, наверное, можно.

Сейчас я снова приведу пример из «старины глубокой». Пример того, как автор смог придумать и рассказать нам интересную историю, придумать, как интересного главного героя, так и не менее интересного противника. И этот противник оказался столь интересен, что автор, убив его в первой книге, «воскресил» его для книги второй. И, наверное, вы все поняли, что это дилогия «Звёздные короли» и «Возвращение к звёздам» Эдмонда Гамильтона. Скажу буквально несколько слов об этом романе. Конечно, тут, на канале, есть статья про эти книги, но сейчас суть немного в другом.

Смотрите, если рассуждать о дилогии предельно серьёзно, то на роль «научной фантастики» она как-то не особенно и подходит. Тут, на самом деле, из серьёзных «научных допущений» — только принцип работы «Разрушителя». Если кто-то плохо помнит, то эта штука разрушала сам пространственно-временной континуум. Кстати, как мне кажется, то подобный принцип использовал потом Сергей Снегов в своих «Люди как боги». Собственно, если вспомнить, что это, вообще-то, такая «пародия на космооперу», то такое вполне себе может быть. Так вот — «науки», как таковой, в дилогии Гамильтона, особо и нет. Тем не менее, она берёт интересным сюжетом, приключениями главного героя, тем, как показан злодей — Шорр Канн, который порой бывал не менее интересен, чем сам Джон Гордон. Собственно, как я писал выше, несмотря на то что Шорр Канн умирает в первой части, автор придумывает, как «воскресить» его во втором романе. И там он уже помогает героям. Не потому, что он решил стать таким хорошим, а потому что ему это выгодно — просто враг там такой, что «мало не покажется никому». И, как я уже писал, книги написаны давно. Некоторые вещи там реально кажутся анахронизмами, но, читая сейчас эти книги, можно на самом деле получить просто максимум удовольствия. О чём это говорит? Да только о том, что Гамильтон, на самом деле, хотел рассказать интересную историю. Он старался, он работал над своей книгой — и у него это на самом деле получилось!
В комментариях к прошлой статье, мне привели пример из «Эпохи мёртвых» Андрея Круза, где он довольно интересно написал про то, как военные будут вести себя в случае постапокалипсиса. На самом деле, тогда такое мнение было у многих. И Круз, на самом деле, написал очень хорошо — мол, есть кадровые военные, которые не только знают и умеют защищать то, что ещё осталось от страны, но и готовы это делать. После моего общения с военными, я на самом деле, склонен в это поверить. Хотя, верил и раньше.

Знаете, что самое интересное? То, что Гамильтон, Круз, Хайнлайн и немало других авторов, которых я читаю с огромным удовольствием, не были профессиональными писателями. То есть, они не имели «профильного образования». Гамильтон, вообще, учился на физика. Сначала учился очень хорошо, но потом, можно сделать вывод о том, что ему это просто надоело. Он бросил университет и начал заниматься литературой. Но! При всём, при этом, он старался писать интересно и грамотно. Даже те вещи, которые он писал чисто «ради заработка», он старался писать хорошо и интересно! Я читал, например, несколько романов и рассказов про Капитана Фьючера, которые именно «на заказ» и писались. И я не скажу, что это такое, несерьёзное чтиво, или, что эти книги плохо написаны. Читать это было интересно, несмотря на то что некоторые представления автора о том, что происходит в Солнечно системе, очень и очень наивны. Но! Человек, на самом деле, старался писать хорошо и интересно. И ему это удавалось.
На самом деле, я могу рассказать так же, и про Хайнлайна, и про любого другого писателя прошлого. Они именно, что старались писать хорошо, прорабатывали сюжет. У них был и талант, и желание хорошо работать и тому подобные вещи. Перечислять все эти «слагаемые успеха», можно, на самом деле, очень и очень долго. Да, тут сыграло и то, что многим из них, что называется, помогали разного рода редакторы журналов, в которых они печатались. Читая биографии разных авторов, я находил и фамилии редакторов, названия журналов и тому подобную информацию. Так что, вполне себе можно сделать выводы о том, что да, их таланты были замечены редакторами, которые потом и занимались тем, что эти таланты, образно выражаясь, «ограняли» и оттачивали, чтобы писать хорошо и интересно.

Что же касается писателей современных, то да, у многих из них, точно так же, нет специального образования. С другой стороны, есть среди них те, кто, хотя бы старается писать хорошо. Например, я с удовольствием могу похвались Энди Вейра, который написал роман «Марсианин». Когда он писал свой роман, он изучал историю пилотируемой космонавтики, изучал орбитальную механику и всё остальное. Я вообще, ничуть не удивлюсь, если узнаю, что все манёвры кораблей, всё то время, что прошло в книге, он рассчитывал и тщательно прорабатывал. Собственно, потому «Марсианин» получился так хорошо. Кстати говоря, если кто-то только смотрел фильм, но не читал книгу — очень сильно советую прочитать книгу. Она просто в разы интереснее. Например, главный герой, Марк Уотни, получился гораздо интереснее, чем в фильме. Мэтт Деймон, конечно, хорош в этой роли, но до книжного Марка Уотни, ему очень и очень далеко.
Но, на самом деле, одного только знания того, что и как работает в космосе, мало. Одной только проработки обстановки и ситуации в космосе — тоже мало. Вот тут-то и нужен талант и желания писать хорошо и интересно. И да, я сейчас буду ругать «Пространство». Вот честно, на самом деле, идея написать серию книг о том, как обстоят дела в Солнечной системе в недалёком будущем — хорошая. И придумать тему с Протомолекулой — тоже, получилось, наверное, неплохо. Плохо другое. Например, как я писал, изначально это был сюжет для MMORPG. То есть, для сетевой ролевой игры в открытом мире. И вот тут есть проблема. Дело в том, что то, что неплохо смотрится в виде игры — смотрится уже не так хорошо в виде книги. Я задам вопросы, которые я уже задавал, когда хотел обсудить «Пространство». Например, противостояние Земли и Марса. На Земле, значит, перенаселение. А на Марсе — не самые приятные условия для жизни. И вот что хочет Земля? Отправить всех лишних людей на Марс? Ну, давайте представим, что они это сделают. И? На Марсе, чтобы выжить, надо работать. А те земляне, которых они хотят выслать — работать не хотят, не умеют и не будут. И вымрут они, как зверь мамонт, в течение нескольких недель. На Земле этого не понимают? С другой стороны — на Марсе не особенно хватает рабочих рук, чтобы сделать из Марса рай, как они хотят. Так что, если принять землян, заставить их работать в «добровольно-принудительном порядке», то, наверное, можно «сделать Марс великим снова» гораздо быстрее? Разве нет? Но, по сюжету, Земля и Марс очень сильно хотят превратить друг друга, что называется «в радиоактивный пепел»…
И вот таких проблем в «Пространстве», на самом деле, не много, а очень много. И я повторюсь — как сеттинг для игры, это всё смотрится очень даже неплохо. Там на такие вещи, особо никто не смотрит. А вот как сюжет для серии книг — простите, как-то не особенно хорошо. Ну и персонажи, как я уже писал, получились не сказать, чтобы хорошо. Да, хорош был Миллер, мне понравился Холден (но он, наверное, и писался именно так, чтобы всем нравиться), и, наверное, всё. Потому что больше там именно таких вот, на самом деле, интересных персонажей просто нет…
И, конечно, я не буду обвинять всех современных авторов. Уверен, что есть сейчас те, кто на самом деле пишет отличные и интересные вещи. Те, кто придумывает интересные истории и рассказывает их. Только вот, как мне кажется, нет рядом с ними таких «гранильщиков», которые были тогда. Собственно, современная западная фантастика, сейчас переживает не самое лучшее своё время, а что до российской… Писать сейчас не так, чтобы выгодно. Платят мало, продвигаться сложно. Так что — и у нас мало хороших книг и хороших авторов.