Живые люди…

Вот в такой обложке я читал её ещё в школе...
Вот в такой обложке я читал её ещё в школе...

Писал я как-то обзор на книгу Евгения Войскунского и Исая Лукодьянова «Незаконная планета». Не знаю, все ли читали его, но книгу-то, скорее всего, читали многие. Если кто-то не в курсе, или просто подзабыл за давностью лет, то перед нами… книга о будущем. Люди пока не особенно рвутся за пределы Солнечной, но саму систему стараются осваивать полностью. Ведутся исследования, изучаются планеты и их спутники. Немалая часть книги посвящена работе в системе Юпитера, в частности, изучению «Большого пятна». То, как это делается, описано очень интересно.

Герои работают на Плутоне
Герои работают на Плутоне

Но, наверное, тут стоит поговорить о том, как прописан мир, как прописаны герои и персонажи произведения. Например, я не нашёл (хотя, я могу ошибаться — сам читал несколько лет назад), ни одного слова о том, что на Земле наступил коммунизм, все живут вместе, нет государств, есть бесклассовое общество, или что-то подобное. Нет, там ничего такого нет. Вполне себе русские люди работают вместе с людьми нерусскими — и вполне себе нормально с ними ладят и нормально уживаются. Понимаю, что для кого-то это может показаться странным — но, почему бы и нет? Тем более, что у Павлова такое тоже было, и смотрелось это вполне себе органично. И, кстати, не только у него. И ещё, живут люди — по крайней мере, в самом начале это было показано, в вполне себе нормальных квартирах, в нормальных домах. Тут, конечно, можно много о чём поговорить (я тут думаю о материале на эту тему — про количество жителей планеты, и где им всем жить), но там авторы ничего такого сверхъестественного не придумывали. Но, самое, наверное, важное, самое интересное, то, что мне понравилось в этой книге, в отличие от книг Ефремова…

Персонажи данного произведения — живые люди. Они ведут себя, как живые люди. Они развлекаются, как живые люди. Например, была описана гонка на яхтах. Я сам не яхтсмен, но немного себе представляю, что и как. Описано это было хорошо и интересно. В происходящее на страницах книги, можно поверить, можно себе представить, что эти люди запросто могли участвовать в таких гонках. Там сначала все шли на яхтах под управлением «автоштурманов», или как там правильно, а потом герои перешли на ручное управление, мол, с ним лучше было. И, опять же, перед нами предстают интересные, живые и увлечённые люди. Читать про них было на самом деле, очень интересно. Я более того скажу — не со всем, что было описано в книге, я согласен. Например — там произошло настолько тотальное разоружение, и на главного героя, за то, что поёт военные песни, порой просто смотрят, как на дурака. И, на самом деле, я, конечно, за мир во всём мире, и вообще, но… Может, это было как-то чересчур? Хотя, это, конечно, так, придирки, не более того…

Так вот, если мне не изменяет память, я тогда, в обзоре, писал о том, что перед нами, не просто роман — а описание того, как живут люди в том мире. Не только то, как они летают в космос и занимаются научной работой, но — как живут, как протекает их жизнь, как они взаимодействуют с другими людьми, как решают те или иные проблемы, и всё такое. И вот, как мне кажется, с этими вопросами Евгений Войскунский и Исай Лукодьянов, справились намного лучше, чем Иван Ефремов. Почему? А вот это, как говорится, интересный вопрос.

Они, как мне кажется, не ставили перед собой показать «нового человека», который будет отличаться от нас на все «100500 процентов», как говорит нынешняя молодёжь. Авторы этого романа отлично понимали, что человек всегда должен оставаться человеком. И не надо писать о том, что «эмоции и чувства — это от животного, а человек должен отказаться от всего животного!». Знаете, это очень нехороший лозунг, как мне кажется. Внезапно (понимаю, что для кого-то это покажется шоком), но — мы и есть животные. Мы млекопитающие, у нас тот же цикл размножения, как и у млекопитающих, и мы — люди. И отказываться от всего животного — значит, отказываться и от всего человеческого. Понятное дело, что мы отличаемся от животных — например, наличием разума и тому подобных вещей. Но, может, в крайности-то впадать не надо было?

Вот, в «Незаконной планете», героям сочувствуешь, их жалко. Например, мне жаль было родителей Володи, что погибли на «Севастополе», мне жалко и главного героя, который погибает в самом конце книги. Знаете, почему? Потому что это — живые люди, которые показаны, именно, как живые люди…

Они почти, как люди...
Они почти, как люди...
А это и вовсе думают, что они люди...
А это и вовсе думают, что они люди...

А вот с героями Ефремова… Хотя, давайте поразвлекаемся что ли… А что — безумная теория, которой, понятное дело, на самом деле, не было. Но! А что, если людей на Земле уже просто не осталось? Кстати говоря, в эту теорию полностью укладывается и то, что случилось на Тормансе. Земляне, которые так запросто могли всё на планете «разнести вдребезги и пополам», но предпочли просто отдать свои жизни — не люди. Помните, сколько там, на Земле, войн было? И все люди на Земле, просто вымерли. Остались… биороботы. Да, похожие на людей, более того, они и думают, что они люди, но просто… улучшенные. У них своя мораль, свои приоритеты, совершенно иное отношение к жизни. Даже более того — а что, если дамп сознания, в момент смерти, просто сбрасывается на сервер корабля, чтобы потом можно было записать его на «новый носитель»? Да, это очень похоже на сайлонов, но и не только на них. Я понимаю, конечно, что те, кто читает Ефремова и считает его взгляд единственно верным, могут не знать, например, кто такие сайлоны. Я более того скажу, такой подход, он не только для сайлонов был нормальным. В позапрошлом году, тестируя видеокарту, я решил посмотреть, что такое «Near Automata» (кажется, так оно называется). Саму игру я почти не запомнил, а вот лор почитал. Оказывается, эти «дроиды», такие, как, например, 2b — почти не отличаются от людей. Ну, по крайней мере, как я понял. И для них, жертвовать собой — тоже, в порядке вещей. И у них тоже, перед разрушением тела, дамп сознания сбрасывается на сервер. Резервное, так сказать, копирование.

Вот и давайте подумаем — что, если перед последней большой войной, от которой, кстати, бежали азиаты, которые и высадились на Торманс, люди создали новых «роботов» — по сути, улучшенные версии себя. Да, добавили им всяких возможностей, для разных нужд, ну, а потом, после того, как пустили их производство на поток, началась война. Люди увлечённо перебили друг друга, остались только эти «Люди+». Им, понятное дело, убивать друг друга было не надо, зато им надо было как-то жить дальше. Вот они и начали отстраивать мир заново, меняя его, делая лучше. И вот, значит, они живут, как-то развиваются — хоть и не особенно быстро. Помните, у них увеличена продолжительность жизни, им спешить особо и некуда. Потому и с эмоциями у них всё так… невесело, и ведут они себя так же. Потому и Эрг Ноор, который родился в космосе, кажется некоторым таким… странным.

Понимаю, что это просто безумная теория, и сам Иван Антонович, конечно, ни о чём таком не думал. Но вот то, как всё это описано — очень уж похоже…

Бесплатный
Комментарии
avatar
Здесь будут комментарии к публикации