«Люди +» у Ефремова и в жизни…

Мне пару раз написали о том, что люди, которых описывал Иван Ефремов в своих произведениях, не такие, как мы. Они совершенно другие и то, что мы порой просто не понимаем их поступков — это же нормально! Мы и не должны их понимать, потому что они — «другие», они очень далеко от нас ушли в плане воспитания и всего остального!

На самом деле, конечно, с точки зрения любителя хороших книг и хорошей фантастики, это звучит, мягко говоря, странно. Потому что человек, читающий книгу, должен себя как-то отождествлять с главными героями этой книги. Потому что только так читатель сможет как-то прочувствовать то, что чувствует герой (и я не про «ему было жарко», или «ему было холодно», а про «понять, что герой за человек за такой, чем он живёт и чем он дышит»). А без сопереживания и тому подобных вещей — это сложно. Нет, я понимаю, может, конечно, это только я такой, другим хватает и того, что «сегодня прочитал — завтра забыл», но… тогда, наверное, просто читать не интересно будет, разве нет? Но, давайте всё же, поговорим о людях, тем более, что там есть интересные нюансы…

На самом деле, кто-то додумался Фай Родис сравнить с ним. Глупо! Он был реальный человек и настоящий герой...
На самом деле, кто-то додумался Фай Родис сравнить с ним. Глупо! Он был реальный человек и настоящий герой...

Начать можно с того, что мне сравнили то, как Фай Родис предпочла уйти из жизни, с… «огненным тараном» Николая Гастелло. Так вышло, что про этот поступок я прочитал сильно раньше, чем мне в руки попались книги Ефремова. Так что, тут мне, как говорится, есть, что сказать. Вкратце — бомбардировщик, которым командовал Гастелло, был подбит, горел. Прыгать — вариантов не было, под ними были враги. И Гастелло направил горящий самолёт в колонну, что везла немцам топливо и боеприпасы. Стоит ли говорить о том, что «бабахнуло» знатно? И вот в чём дело — мне написали, что я это не могу понять, представить и всё такое. Ну что же, именно этот поступок я могу понять. Более того, я могу про него немало рассказать — например, понятное дело, что изначально, Гастелло должен был вылететь на задание, отбомбиться по противнику — по той же колонне, и вернуться обратно. Логично, не так ли? Более того — если бы был вариант, например, направить горящую машину на врага, а самим выброситься с парашютами, наверное, они бы так и сделали? Потому что, внезапно, советские солдаты — не японцы, камикадзе они не были, и такие поступки, делались только в том случае, когда иной альтернативы просто не было. Как мне кажется, тут всё правильно и логично, да? А вот, что касается Фай Родис и остальных смертей землян в «Часе Быка»… Тут можно назвать такие слова, как «безответственность», «наивность» и тому подобное. Хотя, главным тут, конечно, будет «авторский произвол». Вот для начала — экипаж «Тёмного пламени» не был подготовлен к такой работе.

Там герои носили тяжёлые скафандры с экзоскелетами, старались соблюдать технику безопасности, и, в общем, всё делали правильно...
Там герои носили тяжёлые скафандры с экзоскелетами, старались соблюдать технику безопасности, и, в общем, всё делали правильно...

Смотрите — все эти отговорки о том, что «на Земле всё хорошо», «люди не были готовы столкнуться со всеми этими вещами», и тому подобные слова… Это всё, на самом деле — просто слова. Почему? Ну, начать с того, что есть такие вещи, как «инструкции», «техника безопасности» и тому подобные вещи, которые, как правило, «писаны кровью». Вот, к примеру, давайте посмотрим на «Туманность Андромеды». Герои высадились на той планете, с высокой гравитацией. По какой-то странной причине, они понимают, что снаружи надо работать в скафандрах, да ещё и с экзоскелетами! По какой-то причине, они понимают, что так просто контейнеры с анамезоном с «Паруса» на борт «Тантры» не перенести — чтобы не впустить на борт местную атмосферу и всё остальное. Герои понимают, что надо принимать меры безопасности — и принимают их. Сюда можно отнести и то, что они ставят те самые «купола», откуда они наблюдали за «медузами», и всё такое. То есть — налицо следование инструкциям и их соблюдение. Ну, почти во всём, если вы хорошо помните книгу. А что в «Часе Быка»? О, там полный беспредел…

Толковых изображений скафандров нет, но вроде, они были реально очень хорошими и прочными...
Толковых изображений скафандров нет, но вроде, они были реально очень хорошими и прочными...

Герои высаживаются в скафандрах, которые могли бы защитить их от всего, что против них могли бы применить местные. Иван Антонович мало говорит об их характеристиках, но того, что я прочитал — мне хватило. Хорошо, здорово. И спустя некоторое время, Фай Родис приказывает скафандры снять. Мол, чтобы быть ближе к местным, чтобы они видели, что перед ними такие же люди. Да, я человек, фактически, из другого мира — относительно героев Ефремова (хотя, может, и относительно некоторых читателей). Но я, например, отлично понимаю, что этот мир — враждебен. Враждебен не к местным — хотя и к ним тоже, но к чужакам, коими и являются люди «Тёмного пламени». И, это видно, прямо с самого начала высадки, об этом можно судить даже до того, как они, собственно, совершили посадку на планету. Попробую расписать по пунктам. Пункт 1. Разрешения совершить посадку Фай Родис добилась только после того, как начала угрожать местным. Нет, я не буду комментировать, хорошо это, или плохо, просто это действие подразумевает дальнейшее поведение членов экспедиции. Если сразу показали, что «мы такие, можем запросто устроить тут вам „армагеддец“!» — то и дальше надо было придерживаться такой линии поведения. Соответственно, отсюда следует и пункт 2. После высадки надо было не снимать скафандров, не бегать в красивой и непрактичной одежде (я такой одеждой считаю всё, что не является защитной бронёй в таких условиях!), а работать, не снимая скафандров. Максимально подготовить роботов-защитников. Сделать всё так, чтобы у «местных» не возникало и тени желания «а давайте их проверим на прочность!».

Фай Родис - вроде, как эксперт...
Фай Родис - вроде, как эксперт...

Далее. Я могу поверить в то, что такая «тепличная жизнь», как мне писали, расхолаживает. Согласен, это так и есть. Точно так же, и с СССР вышло, люди просто не поняли, как их обманули и «увели» страну у них из-под ног. И я понимаю, что какому-нибудь земному человеку, например, энергетику, или кому-то ещё, не надо было изучать курсы по всем этим «скандалам, интригам, расследованиям»… Ну, если только в качестве факультатива, для общего, так сказать, развития, или развлечения. Нет, а что — все мы люди разные, кому-то интересно было бы посмотреть, как строили первые звездолёты, а кому-то, изучить такие вот вещи. Нам показывают, что Фай Родис — вроде, как специалист по таким вещам. Но… даже она не была готова к тому, с чем они столкнулись на планете. Земляне на фоне местных выглядят удивительно наивными, хотя не могут не видеть, что местные настроены не особенно дружелюбно. И да, это результат именно такого вот воспитания, которое их просто не готовило к таким вещам. Кстати говоря, тут можно поднять ещё несколько вопросов, но уже к самому автору…

Например, можно ли было показать то, что между землянами и жителями Торманса слишком большая разница — но без всего этого. Я-то, ответ знаю, потому мне все эти смерти и кажутся дикостью. Но, как я уже писал не раз, я и экспедицию организовал бы иначе. Далее — можно ли было устроить все те события, которые привели к той самой революции, без высадки, или без жертв? Опять же, как мне кажется — вполне себе. Тут даже пример есть, называется, «Экспедиция „Тяготение“» Хола Клемента. Если кто-то не читал, то на планете была очень высокая гравитация и совершенно ядовитая атмосфера. Земляне вообще не могли там жить — только на экваторе, если мне сейчас не изменяет память, гравитация была более-менее приемлемой. И снова — там, где это было можно, землянин следил за своей безопасностью (ну, да взорвал он свой транспортёр нечаянно, но ведь никто же не пострадал!). А остальную часть экспедиции, он помогал местным только советами… Точно так же — могли ли земляне вообще не покидать какое-то время борт «Тёмного пламени»? Да запросто! Получить максимум информации о планете и местных, они могли дистанционно. Понять, что и как — тоже. И только потом высаживаться, делать всё, что нужно — но не снимать скафандров. Потому что надо быть максимально последовательным в своих действиях, «а не вот это вот всё»… Ну, или изначально использовать другой подход — сказать, что «мы пришли с миром, мы хорошие и добрые». Понятное дело, что им бы не дали сесть, но это уже, как говорится, второй вопрос.

Так вот, люди будущего показаны в книге Ефремова… очень наивными и совершенно не приспособленными ко всем тем событиям, в которых они… участвуют. И это, очень и очень странно. Как я уже говорил, проблемы Торманса можно было показать и без всего этого. А эти смерти… они не делают книгу лучше, они только делают её менее читабельной.

Бесплатный
Комментарии
avatar
Здесь будут комментарии к публикации