«Конец и смерть» Дэна Абнетта, том второй

Знаете, мне очень хотелось написать название статьи без кавычек. Почему? Да потому что, мне и первой книги хватило, чтобы пожелать ему именно такого. Потому что, неплохой, в общем-то, автор, исписался, похоже, окончательно. Потому что, от вполне себе приличных книг в самом начале своего творческого пути, он пошёл, что называется, «во все тяжкие», и начал выдавать отменную «графомань». Скажу честно, читать даже первый том, было больно. Сейчас я до половины дочитал второй, и… это на самом деле тяжело.
Но, давайте разбираться подробнее. Потому что любой человек может сказать о том, что «мне эта книга не понравилась, она плохая!». А потом его спросишь — «а что именно не понравилось-то?», а он и ответить не сможет, так как, скорее всего, он её просто не читал, а написал так, потому что слышал от кого-то, что она плохая. Но, к сожалению, я прочитал первую часть, и сейчас у меня открыта вторая. Так что, я знаю, о чём я пишу. И давайте, что называется, по пунктам.

Для начала. Абнетт тут пытается в «эпичные сцены», но вот как раз это он писать и не умеет. Дело в том, что Абнетт — мастер спокойных произведений, таких, как «Инквизитор». Там, конечно, есть «эпичные моменты» — например, атака во время парада, или бойня, когда из Гриши гладиатора хотели сделать. Но — там всё было описано от лица одного человека, мы читали о том, как это видит сам Грегор, как он сам участвует в тех или иных событиях, и это было нормально. Собственно, с Рейвернором было описано примерно так же. И читать про него, в какой-то степени, было даже как-то интереснее. Человек, который не в состоянии сделать вообще ничего, который живёт внутри саркофага, но может вселяться в своих сотрудников — это было, как минимум, необычно. Про Гаунта я ничего сейчас писать не буду — я пробовал это читать, и к этим книгам осталось немало вопросов, так что я просто пройду мимо. Первая книга «Ереси», «Возвышение Хоруса», кстати, тоже была неплоха — интересные боевые сцены, сам Локен и всё такое. Но вот потом…

Я уже не раз писал о том, что Абнетт — фантастически безграмотный человек, в том, что касается техники. Отсюда «растут уши» у всех этих его «загонов» с кочегарами, здесь же и «испанская терция» с пиками, и тому подобные вещи. Самое интересное, что никто даже не попробовал ему сказать, что он пишет галиматью. Хотя, другие авторы потом, вполне себе описывали и токамаки и тому подобные технические решения. Но, то другие авторы — а то Абнетт. Ну, а потом, как известно, был «Конец и смерть»…

Помните, в статье про первый том, я жаловался на очень рваное повествование? И там был комментарий о том, что Абнетт, кажется, решил примерить на себя мантию Льва Николаевича Толстого. И да, есть у меня такое ощущение, потому что само название «Конец и смерть» — оно несколько созвучно «Война и мир». А вот по количеству томов, как я понимаю, Абнетт немного не дотягивает до Льва Николаевича. Даже более того, Толстой, помнится, воевал. Вроде, даже офицером был, и награды имел, в отличие от Абнетта. Так вот, если у Льва Николаевича с батальными сценами в его книге, всё, в общем-то, хорошо, то вот Абнетт… Он не умеет в это, уж простите. Как там, у дедушки Крылова было? «Беда, коль сапоги тачать начнёт пирожник, а пироги печчи — сапожник». Так вот, при всём моём уважении, Абнетт тут просто не на своём месте. Но, давайте двигаться дальше.

Итак, как я уже писал, «рваное» повествование никуда не делось. Главы — по несколько абзацев, потом переход на совершенно рандомное событие. И знаете, в чём тут беда? Вот, например, у меня дома на полке, стоит трилогия «Запретные границы» Майкла Гира. Это фантастика. Там тоже есть похожий момент — в каждой главе романов, есть такое, что описаны несколько событий, которые происходят с разными героями романа. Но! Каждому событию отведено по несколько страниц! То есть, перед нами полноценные небольшие рассказы о том, что с тем или иным персонажем происходит в данный момент. Кто-то куда-то летит, кто-то с кем-то общается, кто-то делает что-то ещё. Да, по первому прочтению это было странно — но потом я привык. Тем более, что герои, их истории и прочее были интересны. Тут же… Ну, например, описать тремя абзацами несколько секунд из жизни Кости Вальдора — это «сильно», да. Так сильно, что возникает вопрос — а мне это точно надо знать? Почему бы не делать эти «главы» нормального размера? Книга бы только выиграла от такого!
При этом, я не скажу, что главы написаны плохо. Некоторые — очень хороши, но… Абнетт безумно растягивает повествование. Тут, несколько лет назад (лет десять, или пятнадцать прошло уже!), выходила статья о том, как кто-то, якобы «нашёл» продолжение «Мушкетёров». Понятно, что это был «самопал», но не суть. И там рассказывалось, как автор старательно «растягивал» повествование. Диалоги из серии «А, я понял!» — «Что ты понял?» — «Ну, понял, что надо делать» — «Ты уверен?» — «Да, я уверен!»… Вот примерно те же приёмы использует и Абнетт. Что самое неприятное — те моменты, которые могли бы быть, на самом деле, интересными — он старательно пишет чуть ли не по несколько строчек, что вызывает буквально… неприязнь к его манере писать. Потому что, с одной стороны, понятно, что все хотят денег, но — над читателями-то издеваться зачем?

Например, о том, что Хорус полностью находится «в изменённом состоянии сознания», мы поняли ещё в первой части — и описано это было на самом деле, хорошо и интересно. Теперь Абнетт уже сам не знает, как ещё развить эту тему (хотя, дальше уже просто не надо, мы и так поняли!). Но нет, Хорус уже перерождается вообще непонятно в кого, и у меня появляются вопросы. Много, очень много вопросов. Вот, например, известно, что некто Абаддон после всего этого дела, заполучил «Коготь» — боевую перчатку Егорки. Но… как быть с тем, что сейчас, по сути, Хорус уже стал вообще непонятно кем? Он уже не примарх, не человек, а нечто иное. Его броня слилась с его телом, и, наверное, снять что-то с этого тела уже просто не получится… Нет, я могу поверить в то, что Император перед тем, как убить Хоруса (пока не дочитал), очистил его от «даров Хаоса», но — если броня слилась с телом, это уже не исправить, наверное? Так что — уже не всё так просто, не так ли?
Собственно, и что касается другого… В романе есть очень много линий, которые вызывают вопросы. Например, Базалио Фо. Нет, я понимаю, что про него было написано в одной из более ранних книг, и, наверное, я её найду и прочитаю — очень уж интересно, что это за товарищ за такой. Но! Мне интересно, что с ним все так носятся — ведь нам, как читателям, понятно, что он ничего не сделает. Или, автор хочет показать там, таким образом, что «всё предрешено, всё тщетно»? На самом деле… я могу понять, что Абнетт таким образом пытается «нагнать драмы», но… это не тот случай, когда это сработает. Ведь «Ересь Хоруса» — это, своего рода, «приквелы» к «Вахе». Более того — о том, что там произошло, нам уже известно. Так что, если Фо, на самом деле, весь такой «мегаспециалист» — достаточно было про него просто пару слов сказать, что «был такой человек, он хотел сделать вот это, но не смог по такой-то причине». На самом деле, интереснее, например, как парни Корсвейна Астрономикон запускали. Или, как так вышло, что порой варп работал немного не так, как этого хотели хаоситы. Потому что то, что Локен попал на борт «Мстительного духа» из библиотеки — это варп, как и то, как те Астартес из бункеры пришли прямо в Санктум. То есть — варп играл на обе стороны? И ещё интересно было, как это у Абаддона катера перекрасились. Символичненько, как мне кажется. Может, Абаддону давали шанс передумать? Хотя, он сам по себе интересный персонаж — вот сколько раз я с ним сталкивался, столько раз в этом и убеждался…
В общем, перед нами очень тяжёлый роман. Только вот, тяжёлый он не потому, что там описываются «ужасные и жуткие события», а потому что его банально тяжело и больно читать. Я вообще не понимаю, почему Абнетту дали заказ на эту книгу. Может, надо было, чтобы написали как можно хуже?