«Геном» Сергея Лукьяненко

Вот в такой обложке она мне и попалась...
Вот в такой обложке она мне и попалась...

Почему я решил написать про это произведение? Дело в том, что в сборнике «Гаджет», было произведение «Калеки» — окончание истории главного героя «Генома». И ещё есть «Танцы на снегу», которые являются, своеобразным «приквелом», в котором рассказывается, что и как будет в будущем. И вот, собственно, «Геном», который я читал, работая ночным админом в компьютерном клубе много лет назад. На память я пока что не жалуюсь, так что основные события романа я помню довольно неплохо.

На самом деле, умный и интересный человек...
На самом деле, умный и интересный человек...

И вот, что я хотел бы сказать сразу, что называется, сходу. Книга-то, сама по себе неплохая. Читать мне её было интересно. Но! Была там одна проблема, которая мне, собственно, у Лукьяненко встречалась потом довольно часто. Тут дело в чём — понимаешь, что человек он умный и начитанный. Опять же, я с ним не раз переписывался, читаю, что он пишет у себя в ВК. Читать его блог и общаться с ним реально очень интересно, тут, как говорится, проблем нет. А вот в книгах порой появляются… нюансы. Например, в «Геноме» лично меня бесили две вещи — разного рода «18+», часто в виде «программы для симулятора», или в виде отношений между героями (ну, чужеродно выглядит, не к месту, если вы понимаете, о чём я), и то, что автор пытался в юмор… Вот на юморе и остановимся поподробнее…

Умная и интересная книга
Умная и интересная книга

Вообще, я склонен считать, что я понимаю юмор. По крайней мере, когда я читал, например, Дивова, который порой может пошутить в своих романах, я понимаю, где именно смеяться, и понимаю, что автор хотел сказать той или иной шуткой. Например, если говорить о «Лучшем экипаже», то там очень много всего из серии, что «когда на Земле давали дисциплину, авиация была в воздухе». Подразумевается, что космофлот был ещё дальше. И то, что творится на кораблях, лично мне, например, вполне себе понятно. И то, что нарисовали в бассейне, и всё остальное, что творится на борту «Тушканчика» — это можно объяснить не только тем, что «дисциплины и порядка нет», но и тем, что таким образом герои хотят доказать, прежде всего, самим себе, что они ещё живы. Потому что, несмотря на то что «Тушканчик» — отличный корабль, несмотря на то что у него отличный командир и лучший экипаж — это боевой корабль. И в бою, внезапно, боевой корабль может быть уничтожен. И все те средства спасения, про которые они, конечно же, знают, могут не спасти тебе жизнь, а… продлить агонию. Так что — в бою, в серьёзном бою, погибнуть вместе с кораблём, лучше, чем спастись с него. Потому что — или будет быстрая смерть, которой ты и почувствовать не успеешь, или… медленная смерть, например, от нехватки кислорода. Пример с Изей Мейером, который оказался вовсе не Изей, и даже не Мейером — тут очень даже показателен…

Или, когда я читаю Громыко — тоже, соседи отлично знают, что я понимаю юмор в той, или иной ситуации, что придумала там «Великая Белорусская Писательница». По крайней мере, если она шутит в своих книгах, то это в самом деле смешно.

И вообще, я могу назвать немало авторов, которые могут в юмор, вставляют шутки и приколы, что называется, туда, где это в самом деле уместно, туда, где это будет в самом деле отлично смотреться. А вот с Лукьяненко, увы, не всё так просто.

С картинками у Лукьяненко, традиционно, всё не особенно хорошо...
С картинками у Лукьяненко, традиционно, всё не особенно хорошо...

Итак, книга «Геном». Вообще, это детектив, действие которого разворачивается на борту небольшого космического корабля. И, знаете, сама по себе идея книги мне понравилась. Понравился мир, который придумал автор. Понравились и его «модифицированные люди». Только вот, не все. Потому что, с одной стороны, понятно, когда нам рассказывают про пилота, штурмана или инженера — там все эти «улучшения», что называется, в тему и к месту. Ну, про шпиона, тоже можно сказать, что всё хорошо. А вот «девочка-агент»… Ну, кто читал, тот знает, что с ней не так, и почему мне это показалось дикостью. И тут даже на юмор не списать — это было ни разу не смешно. Дико, жутко, в какой-то даже степени безумно. Слов, в общем, нет, и описать я это тут, в Дзене, не смогу. Да и нигде, пожалуй, не смогу, так как это даже не «18+», а что-то ещё более жёсткое…

Но, давайте поговорим о том, что с этими «людьми+» не так. Как я писал, я могу понять все эти улучшения для пилотов, и прочих людей, что работают в космосе. Тут, как говорится, без проблем. Хотя, конечно, в команде был один «натурал», как они себя называют — человек без улучшений, который работал вполне себе ничуть не хуже. Только вот, слово «натурал» подходило только к тому, что у него модификаций не было. Хотя, под конец, оно стало означать нечто большее, если вы понимаете, о чём я. Кстати, это тоже, можно отнести к минусам произведения. Я понимаю, когда таких персонажей вставляли в американской фантастике — там без них просто книгу не пропустят в печать. Но в нашей, русской фантастике — оно зачем? И этот Генералов может быть сколько угодно интересным персонажем (а он, на самом деле, неплох!), но зачем делать на этом акцент? Или так забавно было показать, что он — «натурал», но при этом — не натурал? Ах, как смешно… Живот просто надорвать от смеха можно…

Я в этом мало что понимаю, так что вот...
Я в этом мало что понимаю, так что вот...

Собственно, вот так и выглядит почти весь юмор в данном произведении. Он… что называется, не к месту. Начать с того, что герои, значит, прилетают на какую-то планету, которая была колонизирована Украиной (мне интересно, как на этот момент отреагирует Дзен? Книге-то, немало лет уже!). И вот, все, наверное, знают главный стереотип про Украину и украинцев, не так ли? Сало и горилка, да? И вот, тут автор начинает писать просто лютую дичь. Мол, на планете придумали 100+ рецептов сала! И сало в шоколаде, и сало со сливками, и сало ещё с чем-то там (там очень много было сочетаний совершенно несочетаемых с салом вещей). Самое смешное тут то, что украинцы, вообще-то, не самое хорошее сало делают. Я не эксперт, конечно, но… вроде в соседней Белоруссии оно получается просто в разы вкуснее. Или в Польше. Там и саму свинку надо кормить особым образом, и всё такое… В общем, процесс долгий и не самый… литературный, про него тут писать не надо. А в книге автор собрал все стереотипы про украинцев — и решил, что это будет на самом деле смешным. Но нет, не получилось. Смеяться на этих моментах как-то не особенно хотелось…

"Дворник-спец"...
"Дворник-спец"...

Ну и… ещё про «людей+», хотя тут уже, скорее, про «людей-»… Дело в том, что, помимо пилотов, инженеров, штурманов и прочих специалистов, которым все эти «прибамбасы», которые автор, в общем-то, довольно хорошо и интересно описал, есть ещё и… например, дворники. То есть, натурально, люди, особым образом модифицированные, чтобы выполнять эту работу. У них длинные руки, которые как мётлы работают, у них карман для сбора мусора и… пониженный уровень интеллекта — наверное, чтобы им нравилась такая работа. И вот скажите мне — это вот вообще зачем нужно? Как насмешка? Типа, «прикол» такой? Или вообще что? У других авторов, даже в самых мрачных книгах, в которых люди страдают просто дальше некуда — есть какие-то системы, которые занимаются уборкой на улицах. Даже в самых плохих книгах по «Вахе», ты понимаешь, что этими вещами сервиторы занимаются, но про них не писал никто! А тут — автор взял и написал…

А вот, если говорить о сюжете, то он мне на самом деле, понравился. Детективная часть тоже была хороша, как и многое другое. Например, рассказ о том, что, специализация — на самом деле, это не только реакция и всё такое, но ещё и психология — это реально круто и здорово. Собственно, вот тут автор на самом деле поднимает серьёзные и интересные темы в своей книге. И… с этим снова есть проблема. Дело в том, что сам Лукьяненко позиционирует роман, как пародию. Пародию на космооперы, киберпанк и тому подобные вещи. Но… с одной стороны — тут немало на самом деле, серьёзных вещей, которые на пародию просто никак не тянут, а весь стёб над данными вещами, уж простите, тоже не тянет на пародию. Так что, получилось довольно странное произведение. С одной стороны — серьёзное и довольно интересное, с другой — странный юмор, сцены «очень взрослого содержания» — совершенно не к месту…

Бесплатный
Комментарии
avatar
Здесь будут комментарии к публикации