09 дек 2024
8 минут

Авторы и их стиль…

"Гримдарк!". Кстати, откуда кровь на силовом мече?
"Гримдарк!". Кстати, откуда кровь на силовом мече?

Знаете, я не раз писал о том, что мне не нравится в книгах по «Вахе». Не нравится мне, когда авторы изо всех сил стараются подчеркнуть, что «всё очень-очень плохо», и используют для этого очень и очень странные приёмы. Опять же, я не могу говорить о том, что это правильно, или неправильно, так как это, просто моё личное суждение. Но, так как я, человек, избалованный хорошей литературой и качественной фантастикой, я имею право на это самое суждение. И, наверное, имею право с вами им поделиться…

Вот для начала, я немало прочитал книг по «Вахе». Были среди них, как хорошие и качественные романы, рассказы и повести, так и… всякое непотребство. А ещё были произведения, в общем-то, качественные и местами даже интересные, но авторы там, такое ощущение, просто сами не знали, как именно показать именно «гримдарк» и скатывались в самую настоящую «чернуху». Вот давайте попробуем проанализировать несколько произведений — просто, чтобы иметь некоторое представление о том, что вообще пишут некоторые авторы, и как именно они описывают всё это «окружение»…

Эта дилогия, в общем-то, хороша. Но, есть нюанс...
Эта дилогия, в общем-то, хороша. Но, есть нюанс...

К примеру, я не раз писал о том, что мне, в общем-то, понравилась танковая дилогия Гая Хейли. На самом деле, написано, не сказать, чтобы плохо, местами даже интересно. Главному герою даже начинаешь как-то сопереживать, видно, как он растёт, меняется, становится более грамотным командиром, и так далее. На самом деле читать было интересно. Но, есть, что называется, нюанс… Это два эпизода — начало первого романа и конец второго. В первом случае, когда нам показывают «рождение» «Марса Победоносного», того самого танка, на котором и будет потом геройствовать наш главный герой. На самом деле, странно получилось, но так вышло. И вот в той сцене, лично меня покоробило то, как «рабочие», а по факту — рабы, таскают от операции к операции остов этого самого танка. Напомню, что сам по себе танк «Гибельный клинок», весит больше трёхсот тонн. Конечно, там не весь танк, а только его остов, который, конечно весит, несколько меньше — ну, например, тонн двести. Плюс платформа, которая, по идее, тоже должна быть тяжёлой, чтобы выдерживать массу танка. Плюс, сколько-то весят цепи (или тросы, не помню уже), за которые «рабы» таскали эту самую платформу. Понятно, что этих «рабов» было много. И вот теперь представьте себе эту картину, бессмысленную и беспощадную — и скажите мне, зачем автор её описал? И как именно он её придумывал? Наверное, сидел у себя дома, в относительном комфорте и пытался изо всех сил, придумать что-то, что было бы до такой степени далёким от его образа жизни. Вот и придумал эту сцену — глупую и бессмысленную. И это, при том, что автор, в общем-то, смог показать потом, в иных сценах романа, в том числе и тот самый «гримдарк». К примеру, когда он писал то, как живут и работают люди на той планете, там немало было довольно… неприятных сцен, которые, тем не менее, не выглядели настолько дико, как пролог. Это и описание местных жителей, которым респиратор чуть ли не имплантировали в лицо, чтобы они могли выживать в местных условиях. Стоит ли говорить о том, что после такой операции, они даже есть сами уже не могли? Вот это — вполне себе в стиле «Вахи», это на самом деле, именно то, что «человеческая жизнь ничего не стоит». А сцена в прологе — простите, хоть и важна, но выглядит глупо… Можно было просто описать, как именно собирают танк, без «чернухи» — и роман бы ничего не потерял… Ну, а про концовку второго романа, я уже писал, на самом деле. Комиссар, значит, сначала перестрелял бы экипаж самоходки, потом застрелился бы сам? Простите, а этот комиссар вообще видел, куда они стреляли? Как я понял, это видел только командир, который у нас главный герой. Больше никто ничего не видел. Мехвод, как я понял, вообще не видел толком ничего — обзор на «Теневом мече», скажем там, не особенно хороший. Что до остальных членов экипажа — они вообще ничего не видели, как и комиссар. Так откуда он знал, что сейчас надо перестрелять всех? И, как я уже говорил — у одних авторов, полки Гвардии вполне себе убивают порождения Хаоса, буквально «с гиканьем и улюлюканьем», вынося их чуть ли не «в одну калитку», и вполне себе нормально служат, и у них нет никаких проблем, а тут — что-то увидели, разнесли это вдребезги и напополам — и всё, их теперь надо срочно расстрелять. Хотя то, что авторы постоянно сами себе противоречат — это вообще чуть ли не в порядке вещей. Как писал кто-то из подписчиков, «у каждого автора свой бэк»…

Про этих мужиков, наверное, все читали? Рисовала враг. кстати...
Про этих мужиков, наверное, все читали? Рисовала враг. кстати...

Или давайте рассмотрим книги АДБ, которого, кстати, не все читатели книг по «Вахе» признают. Ну, у всех, как говорится, «свои тараканы в голове». Так вот, если читать книги Аарона Дэмбски-Боудена, то можно увидеть, что у него «гримдарк» не подчёркивается. К примеру, если читать трилогию Талоса — там есть мелкие штрихи, которые и показывают, что обстановка на крейсере «Завет крови», скажем так, не самая хорошая. Там проблемы с наличием разных ресурсов, вообще, то, что осталось от Десятой роты, находится в очень плохом состоянии, запчастей нет, потому броня у Астартес буквально собрана «из того самого и спичек», но пока что как-то работает. И то, что Десятая как-то существует — только лишь заслуги Талоса. И вот, из всех этих штрихов и складывается та самая картина. С другой стороны, автор делает упор на раскрытие героев и персонажей. Почти про каждого из «Первого Когтя» можно много чего сказать, почти всех их автор раскрыл, в той или иной степени. И раскрыл хорошо. Что касается смертных персонажей, например, Эвридики-Октавии и Септима, то они получились очень хорошо и очень даже живо. И, соответственно, перед нами вполне себе интересная трилогия. Мы, читая её, понимаем, что перед нами именно «Ваха», в которой, на самом деле, «всё очень, очень плохо». Это показано, например, в том поселении на Тсагуальсе. Помните, третью книгу? Их случайно привезли не на ту планету, они основали колонию, несколько городов, но жить там, на Тсагуальсе, просто невозможно. И, автор смог описать это, буквально несколькими абзацами, опять же, без «чернухи» и прочего. Конечно, я могу понять, что для кого-то, именно эта самая «чернуха» — главное в «Вахе», но, с другой стороны… мне вот лично (да и не только мне) интереснее, наверное, читать хорошие и интересные книги с хорошим сюжетом. И, как мы все знаем, таких книг в этой Вселенной, в общем-то, немало. Так что — такой подход, наверное, тоже имеет право на существование?

Книга про него классная. Жаль, что всего одна...
Книга про него классная. Жаль, что всего одна...

Или можно взять роман про Лукаса. Жаль, что он только один — уж очень хорошо написан. Кстати, там и важный «друкхарь» есть, который-таки смог удрать от Лукаса, пронзив ему одно из двух сердец. Но наш бравый «Кровавый Коготь» ему всё ж, немало крови попортил, как мне показалось… И опять же — никакой «чернухи» в романе нет, написан он хорошо. Жизнь простых людей на Фенрисе (и не только их), показана, как минимум, хорошо и интересно, это даже можно себе представить, и в это даже можно поверить. Но, при этом — нет ни «гримдарка», ни «чернухи», ни чего-то подобного…

Можно привести в пример и «Пепел Просперо», который и вовсе, является чертовски интересной книгой. Снова — ни «чернухи», ни «гримдарка», но читается, что называется, на одном дыхании…

Так что — конечно, это моё мнение, но, наверное, лучшие книги по «Вахе» — это те, в которых нет всего этого дела…

Бесплатный
Комментарии
avatar
Здесь будут комментарии к публикации