«Ваха». Трэш, угар и… известно что? Или уже нет?


Тут такое дело… Я, на самом деле, довольно долго думал на эту тему и решил изложить, так сказать, свои мысли на эту тему. Итак, как известно, пока «Ваха» была просто «настолкой», пока не было книг и всего остального, с ней всё было очень и очень просто. Есть Вселенная, есть персонажи, про которых есть статьи в «бэке». И в статье можно было писать любой трэш. К примеру, был такой Оби-Ван-Шерлок-Клузо. Инквизитор, если мне не изменяет память. На самом деле, я про него ничего не знаю (да мне, собственно, это и не интересно), но — согласитесь, что можно буквально в несколько абзацев написать о том, что это за человек за такой был. Можно было придумать всё, что угодно, например, что он — просто «сказочный… известно кто, которого выпустили из больницы», если вы понимаете, о чём я. Можно было написать о том, что он, например, вообще не понимает, на каком он вообще свете находится, и раскрывает дела только по той причине, что преступники, которым он противостоит — просто ещё глупее его. И всё, собственно, персонаж для максимально гротескной, стёбной и пародийной Вселенной готов. И так можно было написать, про кого угодно — было бы желание. Тут даже особый талант, на самом деле, не нужен. В самом деле — зачем? Просто пиши любую ерунду, главное, чтобы получалось что-то похожее на пародию, и проблем не будет…
И всё бы ничего, но потом, Вселенную решили «расширить и углубить». И вот тут-то и начались проблемы. Дело в том, что «Ваха» просто не могла существовать в таком виде в виде книг. Почему? А вот это, как мне кажется, самое интересное. Напишу сразу (хотя, я много раз про это писал). Я не фанат настолки, я не особо хорош в Кодексах. Но я неплохо разбираюсь именно в литературе и фантастике. Собственно, я и «Ваху», как таковую, рассматриваю именно с этой точки зрения — с точки зрения именно книг. И вот тут, как мне кажется, всё очень и очень интересно.

Вот, помнится, я рассказывал про такого Йена Уотсона и его «творения». Может, кто-то со мной сейчас и не согласится (уверен, что есть такие, кому эти книги нравятся), но — более неприятных и мерзких вещей по «Вахе» (на самом деле, и не только по ней), я н встречал. И вот, что я скажу — я в курсе, что автор работал именно с тем материалом, который, скажем так, «был в наличии». То есть — он писал именно в стиле того самого «трэша, угара и той самой, про которую все поняли». Проблема только в том, что написать трэш так, чтобы он кому-то понравился, чтобы хотелось дочитать (или досмотреть, если речь идёт о фильме) до конца — намного сложнее, чем написать (или снять) на самом деле стоящее и серьёзное произведение. И вот, понятное дело, что у Уотсона это не получилось. Потому что его произведения вызывали острое желание не просто удалить их с компьютера, но и отформатировать диск, на котором они были. Потому что, в самом деле, очень мерзко было написано.

А вот потом я прочитал того же Абнетта с «Гришей Эйзенхорном». Помните, я писал недавно, что перечитал его — и это, в самом деле, было добротное и интересное произведение? Как говорится — «небо и земля». А почему? Я могу предположить, что на тот момент, Абнетт просто решил написать именно нормальное и интересное произведение. И именно оно и получилось на выходе. И потом, другие авторы тоже писали именно не «трэш» и далее по тексту, а именно нормальные и интересные произведения. И да, читать их было интересно. Вот, к примеру, взять того же Кинга — который про Рагнара писал. Можно много чего говорить про эти романы, но — они показывают сам мир «Вахи», довольно хорошо рассказывают про культуру Волков (очень хорошо, на самом деле, показывают их быт и отношение к самой жизни), и всё, что с ними вообще связано. Но… проблема в том, что эти книги уже не были трэшем. Это были просто хорошие и довольно интересные, в общем и целом, произведения. Их можно было читать и получать от них удовольствие…

И вот сейчас, наверное, стоит сказать о том, что именно книги и «убили» ту «Ваху», которая была именно трэшем. Как я уже говорил, написать хороший и качественный трэш — задача не самая простая. Например, я даже не знаю, как к этому подойти. Все знают, что я тоже пробовал писать фанфики по «Вахе», и это были именно более-менее серьёзные произведения. Да и те книги, про которые я не раз писал тут, на канале — они тоже, в большинстве своём, были именно серьёзными. Про известного всем комиссара, я писал, собственно, не раз — это стёб, да. Только не над «Вахой», а над теми читателями, которые хотели именно максимум гримдарка, с расстрелами и прочими «прелестями» жизни в «мрачном мире далёкого будущего». Ну, а что они получили — известно всем. Потому и выходили многие из них на околоземную орбиту на собственной тяге. Собственно, на то Митчелл и рассчитывал…

Так вот… К примеру, если говорить о том, что сейчас «Ваха», именно книжная, трэшем не является — то мне, например, доказать это будет довольно легко. Вот, к примеру — кто-то может сказать, что «да тут Космические десантники с мечами бегают! И это не трэш?». Да, это не трэш. Если поговорить о доктрине применения Астартес, то нет, это точно не трэш. Если вспомнить, что они могут свалиться почти на голову противнику (порой и в прямом смысле этого слова), то наличие «холодняка» вполне себе может быть оправдано. Потому что, когда враг на расстоянии вытянутой руки, ударить его клинком покажется не самой плохой идеей. К тому же, может, для кого-то, это будет сюрпризом, но у холодного оружия не заканчиваются боеприпасы, с ним нет таких проблем, и оно всегда может быть использовано. Понятное дело, что тут речь, больше о чём-то небольшом, типа «гладия», или чего-то подобного, но никак не о здоровенных двуручных «ковыряльниках», но, знаете, это вполне себе можно списать на индивидуальные «загоны» тех или иных Астартес. Знаете, как говорится, «у всех свои тараканы в голове». А у Астаретс эти «тараканы» могут быть очень большими… Ну, просто очень большими — как те, что по пять рублей, но вчера…
И опять же, если вспомнить, например, роман «Ловец душ», сцену, когда они брали на абордаж тот гранд-крейсер, то там всё выглядит более-менее логично. Герои романа вообще могли местных «воинов» голыми руками перебить, так как им ничего, кроме дробовиков и пистолетов, просто не выдали. Кстати говоря, интересно — почему? Толщина корпуса имперского крейсера такова, что там можно без проблем плазмой всё заливать и палить из лазпушек — там брони по несколько десятков метров, если что! Ну, вот это, наверное, и есть — авторский произвол… Но тут уже, ничего, наверное, не поделать…
Так что и получается, что да, раньше «Ваха» рассматривалась именно, как трэш. Мол, именно это и выделяло «настолку» из ряда иных подобных игр с миниатюрками — общая гротескность и трэшовость всего, что там происходило. Как говорится — «придумывай любой бред, от этого только лучше будет». А вот с книгами это просто перестало работать. Конечно, это просто моё мнение, но… я говорю, что в литературе я немного всё же разбираюсь…